Кто раскольников по темпераменту

Психологиеский портрет Родиона Раскольникова в соа

С Родионом Раскольниковым мы встречаемся в 10 классе школы и мало кого он оставляет равнодушным.
До этого мы уже утверждали, что Родион Раскольников, герой «Преступления и Наказания» является самым ярким представителем категории «Здесь дьявол с Богом борются». Почему мы решились на это? Потому что в «Преступление и Наказание» на протяжении всего романа показана борьба зла с добром внутри Родиона Раскольникова.
Описывая психологический мир Родиона Раскольникова, мы наталкиваемся на очень сильное влияние социальных условий на личность человека. Раскольников вечно роптал на свою бедность и хотел вырваться из этого замкнутого круга. Одновременно с этим он развивает свою собственную теорию.

Теория Родиона Раскольникова
В теории Родиона Раскольникова говорилось, что все люди делятся на две категории: первая категория — «право имеющие», и Раскольников относит себя к ней. Наиболее ярким представителем этой категории он считает Наполеона, вершителя судеб человечества.
Вторая категория — «твари дрожащие» — это весь другой народ.
Его идея заключалась в том, что вершители судеб могут убивать людей и не испытывать муки совести.

Раскольников решается доказать это, и убивает Алёну Ивановну (старуху-процентщицу ), но теория его разваливается с треском: и до убийства и после него он испытывает муки совести.
Психологический портрет Раскольникова меняется походу романа.
В начале романа Раскольников — очень гордый человек. Доказывать это, кажется, не стоит: то, что он поставил себя вершителем судеб человечества, уже обо всем говорит, но постепенно, с крахом его теории, он становится все менее и менее гордым.
По существу своему, Раскольников — добрый человек, он искренне любил сестру и мать. Он искренне хотел блага многим «униженным и оскорблённым». Но, запутавшись сам, и убив человека, он уже не может помочь другим. ТИРАН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОДЕТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!
Запутавшись, Раскольников начинает врать, и у него начинается заболевание — «Мания преследования». Ему кажется, что все вокруг уже знают о его преступлении, что все улики указывают на него. И лишь всенородное покаяние избавляет его от внутренних мучений. После этого он готов с радостью пойти на каторгу, вместе с ним пойдет и Соня Мармеладова — «вечная Соня».
Рассмотрев борьбу внутри Раскольникова, мы решили составить два психологических портрета Раскольникова. В первом мы решили показать Раскольникова перед убийством.
Раскольников в начале произведения — слабая натура. Имея огромную гордыню, он называет себя «вершителем судеб» человечества. При этом не всё потеряно: у Родиона жива совесть, и он любит сестру и мать.
Во втором мы решили показать Раскольникова.
Теперь Раскольников почти лишился своей гордыни, он понимает, что он не «вершитель судеб». Он понимает, что их вообще нет, а что он такой же человек как и все, и что «все люди пред Богом ходят». И с надеждой, и с укрепившей его любовью он идёт на каторгу.

Источник

Анализ поведения Родиона Раскольникова с точки зрения когнитивно-бихевиорального, гуманистического и психодинамического подходов.

Достоевский — мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории». В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху — дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому. Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.

Психодинамический подход

Одним из главных средств анализа личности Раскольникова служат его сны и галлюцинации, благодаря которым можно заглянуть в его бессознательное. Например его первый сон, в котором убивают лошадь, важен для понимания темы «униженных и оскорбленных». Забитая лошадь — это символ страданий, которые происходят вокруг, а то как маленький Родя целует и обнимает лошадку — это путь сострадания и помощи тому, кто в этом нуждается. Это его характеризует как доброго человека, а так же то, что он бросился с кулаками на убийцу лошади, это говорит о том, что он не согласен быть «пассивным зрителем», он будет бороться со злом. Поэтому, когда его отец говорит ему «Пошли, пошли», Раскольников отвергает эту позицию невмешательства в ситуацию. В этом сне можно увидеть 4 позиции Раскольникова : Убийца, жертва, свидетель и герой.
С точки зрения психоанализа, отец играет важную роль для понятия мотива действий Раскольникова. Достоевский потерял отца в 18 лет, для него это было большим потрясением и, поэтому, во многих его романах тема отца играет немаловажную роль, например в таких произведениях как «Братья Карамазовы» и «Подросток». Не стало исключением и «Преступление и наказание». Отец Раскольникова совершил преступление с деньгами и попав под суд покончил с собой, тк он был очень важен для Раскольникова, последний хотел его оправдать, совершив подобное преступление, но не убежать от проблемы, а встретить ее достойно, он хотел быть сильнее отца. Это можно назвать как «комплекс вины перед отцом», основополагающим которого были деньги, на что указывают такие факты как:

  • Преступление должно было быть связано с деньгами, и убийство старухи было расценено как ошибочное действие.
  • Раскольников не считает денег, он даже не посчитал какую сумму украл у старухи.
  • Когда он планировал преступление, он знал какую сумму он хотел получить.
  • Он представлял, как считал бы деньги, которые получил бы преступным путем от продажи липовой банкноты.
Читайте также:  Как мужчина может проверить чувства женщины

После смерти отца Раскольников жил на казенную пенсию, и деньги, которые он получал не считал своими и только после преступления он говорил, что они его. Он стал заменой отца для своей семьи, и когда узнал о том, что его сестра выходит замуж, что бы помочь ему, он не мог этого допустить, в тот момент он окончательно решился пойти на преступление. Не случайно он помогал семье Мармеладовых, он видел в отце семейства своего отца, и чувствовал свою вину, этим можно объяснить его финансовую помощь семье. В Соне Мармеладовой он видел себя, которая ради семьи переступила через себя и пошла заниматься проституцией и он хотел переступить через себя, но не смог.
Раскольников сказал: «О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого». Понять эту фразу можно так, он был старшим сыном, самым любимым, на которого возлагали большие надежды, главный наследник и будущая глава всего семейства, и после смерти отца, он стал заменой, он должен был быть сильнее отца, быть эдаким Наполеоном. Ограбление старухи должно было стать для него испытанием, которое не прошел его отец, и которое должен пройти он. В этим двойственность его образов, в одном образе он властелин убивший старуху, человек который смог стать «Наполеоном», в другом преклонение перед страданиями Сони, которая пожертвовала собой ради других, в этом образе он чувствует свою вину, в этом образе Раскольников не смог переступить через себя. Иными словами в нем происходит борьба «убийцы» и «героя». И то и другое состояние — это результат тяжелые внутренних и внешних условий, которые ведут Раскольникова к регрессивному состоянию.
Вопрос о вине, которая лежит в основе преступления как Раскольникова, так и самого писателя, немного разъяснился — это примитивное преступление против отца и матери. Это чувство вины, непонятное по происхождению для того, кто его испытывает, ведет человека к действиям, красноречиво раскрывающим основную причину этого чувства в бессознательном, куда вытесняется все несогласное, противоречащее представлениям и оценкам идеального «я» человека.

Гуманистический подход

С точки зрения гуманистической психологии все проблемы Раскольникова оттого, что не удовлетворены базовые потребности.
Физиологические потребности не удовлетворены, он ест от случая к случаю, живет в очень тесной комнатушке и к тому же и ее не может оплачивать.
Потребности в безопасности не удовлетворены в той же мере, он бросил учебу, в свободное время ничего не делает, постоянства условий жизни у него нет. Он вздрагивал от обычных звуков, и когда шел по улице, ему казалось, что все смотрят на него и в целом не был уверенным в себе человеком.
Потребность в принадлежности и любви не удовлетворены, потому что он был одиноким, у него не было по настоящему хороших друзей, которым он мог бы доверять, у него не было любимой девушки, семья его была далеко, при этом с матерью он не был близок, а отец погиб 8 лет назад.
Потребность в уважении так же не была удовлетворена, так как он ничем конкретным не занимался, и повода для уважения соответственно нет.
Попытку самоактуализации Раскольников видел в преступлении, он хотел через это удовлетворить все нижестоящие потребности. Он хотел возвыситься над остальными, ведь если он настоящий лидер, то он сможет сам устанавливать правила и писать законы. Ради этого он отказался от физиологических потребностей, бросил университет, подработку, отказался от любви матери, оттолкнул Разумихина, он хотел миновать все это и сразу добиться цели. Но с точки зрения гуманистической психологии, нельзя удовлетворить вышестоящие потребности минуя те, что находятся ниже, в этом и была трагедия Раскольникова.

Когнитивно-бихевиоральная теория

С точки зрения когнитивно-бихевиорального подхода, все действия человека обусловлены его социальным окружением и прошлым опытом.
Раскольников много читал, различные книги и трактаты, но сильнее всего его впечатлил Наполеон, он постоянно ставил его в пример, как человек который мог все, который возвысился над остальными и писал для них законы. Раскольников не задумывается о причинах покорности миллионов тружеников. Их покорность вызывает у него гнев и горе и побуждает его противопоставить себя обыкновенным людям. Раскольников не хочет, как большинство, молчаливо повиноваться и терпеть. Отсюда, по мнению Раскольникова, возможен лишь один вывод – он должен доказать себе, что он — не «тварь дрожащая», а прирождённый «властелин судьбы», имеющий право преступить элементарные нравственные законы и нормы, признаваемые нерушимыми обыкновенными людьми. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, который он рассматривает как испытание, чтобы определить, кто он — обыкновенный или необыкновенный человек.
Прежде чем совершить преступление, он несколько раз моделировал это в своих фантазиях, даже в первый раз, когда он пошел к старухе с часами, он прислушался, что бы понять, откуда будут доставать деньги, анализируя при этом свои будущие шаги.
У Раскольникова были иррациональные установки, но глядя на Соню, он осознал насколько они не правильны, поэтому единственным для него выходом это было признание, как это сделал Илья. По сути, Раскольников жертва сложившихся внешних обстоятельств и не верной установки.

Читайте также:  Что чувствует курильщик когда курит

Источник

Акцентуации характера как объяснительный принцип поведения литературного героя

Анализ литературного героя с точки зрения психологических знаний. Исследование образа Родиона Романовича Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Определение акцентуации характера и интровертированной личности.

Рубрика Психология
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 10.12.2013
Размер файла 14,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правительство Российской Федерации

Государственный университет — Высшая школа экономики

по дисциплине «Общая психология»

на тему: «Акцентуации характера как объяснительный принцип поведения литературного героя»

Коломийцева Алена Сергеевна

Некрасова Татьяна Юрьевна

Человек — вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. — Ф.М. Достоевский.

В данном эссе мне хотелось бы проанализировать литературного героя с точки зрения уже полученных мной психологических знаний, попробовать применить эти знания на практике, а именно — использовать сведения об акцентуациях характера для объяснения поведения персонажа из художественной литературы.

Для лучшего понимания выбранной темы, следует сразу ввести определение акцентуации характера: «Акцентуамция, Акцентуамция харамктера, Акцентуамция лимчности, Акцентуимрованная лимчностная чертам (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим». [1] То есть, другими словами, акцентуация характера — это наиболее ярко-выраженные психические формы характера человека, не являющиеся отклонениями, но при определенных условиях способные перейти в патологию. литературный раскольников акцентуация характер

Мною был выбран литературный герой широко известного во всем мире романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — Раскольников Родион Романович. Думаю, следует объяснить, почему мой выбор пал именно на этого персонажа.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», несомненно, является социально-психологическим произведением. Автор не только глубоко исследует отдельно внутренний мир каждого из своих персонажей и реалистично раскрывает богатство душевной жизни, но и психологию, присущую для разных слоёв общества и разных социальных групп.

По моему мнению, тяжелый психологический образ Р.Р. Раскольникова, его характер, внутренний мир, душевные переживания, личностные качества-всё это идеально подходит для анализа акцентуации характера человека.

В виду того, что определение уже было дано выше, я думаю, следует сразу перейти к основным типам акцентуаций, так как это необходимо для полного понимания анализа литературного персонажа.

Карл Леонгард — выдающийся немецкий психиатр, автор понятия «акцентуированная личность», выделил 10 главных типов акцентуаций [Леонгард К., 2001] :

1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.

2. Застревающие — люди со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.

3. Эмотивные-аффективно лабильные личности — люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями

4. Педантичные — индивиды с преобладанием черт ригидности, педантизма.

5. Тревожные-личности, испытывающие страх почти во всех ситуациях.

6. Циклотимны — люди со склонностью к депрессивному реагированию.

7. Демонстративные — лица с истерическими чертами характера.

8. Возбудимые — люди со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

9. Дистимичные-личности с наклонностью к расстройствам настроения.

10. Экзальтированные — лица, склонные к аффективной экзальтации, т.е. к повышенному настроению с оттенком восторженности.

Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

· Демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);

· Педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);

· Возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);

· Застревание (в патологии: паранойяльные психопаты).

Теперь, ознакомившись с наиболее важными деталями материала, я поробовала применить их для исследования образа Родиона Романовича Раскольникова.

Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! — Р.Р. Раскольников

Главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», Раскольников Родион Романович — выходец из обедневшей дворянской семьи, вынужденный бросить обучение в университете из-за отсутствия средств. Он умен, глубоко чувствует и понимает окружающих, способен к интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Раскольников задушен своей нищетой, он страдает от безысходности своего положения. Но в то же время он горд, хотя его гордость постоянно ущемляется. Родион Романович — является примером интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексией. Наблюдая за жизнью бедноты Петербурга, страдая от голода, терпя унижения и лишения, он чувствует себя никому не нужным, осознает свою ничтожность, но все еще надеется стать «избранным». Следует также отметить, Достоевский дважды прибегает к портретному описанию своего героя. На первых страницах романа он как бы мельком говорит о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее о Раскольникове сказано следующее: «…Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненного человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или, исполняя обязанность, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях». Раскольников по природе своей был привлекателен, в иной обстановке его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с внешностью. Но совершенное им убийство жестоко ранило душу, что и проявилось во втором его портрете.

Читайте также:  Почему портится настроение после месячных

Если говорить о типах темперамента человека, то, по моему мнению, Раскольниква можно отнести к меланхолическому типу. Основной и наиболее распространенной характеристикой меланхоликов является высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причём преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость. [3] Его глубокие эмоциональные переживания до и после убийства старухи-процентщицы были вполне заметны. После убийства Алёны Ивановны и его сестры, Раскольникова охватывает страх разоблачения, в нем развивается чувство подозрительности, он ощущается себя одиноким и отвергнутым всеми.

Кроме того, чаще всего меланхолики являются интровертами. Здесь следует дать определение интровертированной личности: «Интроверт — это человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, созерцательностью, тот, кто не склонен к общению и с трудом устанавливает контакты с окружающим миром» [2] Так же, Карл Юнг — швейцарский психиатр, известный как основоположник аналитической психологии, в своей книге «Психологические типы» пишет, что интроверсия направлена всегда только на субъект, что интроверт не взаимодействует с внешними событиями, а держится от них в стороне, негативно относится к обществу, если оказывается окруженным большим количеством людей. [Юнг К.Г., 2001, стр.528]Кроме того, вот как определяет такую личность К. Леонгард : «Интровертированная личность живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Поэтому внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает». Из всех этих определений можно сделать вывод, что наиболее значимой характеристикой инровертированной личности является ее склонность к рефлексии и трудности взаимодействия с внешним миром.

Как уже было сказано ранее, Раскольникому действительно было свойственно заниматься самоанализом, к тому же сам он описывается юношей замкнутым и необщительным, своей внутренней жизнью он ни с кем не делится, его единственный друг Разумихин не в курсе о его идеях — все это еще раз доказывает, что Родион был интровертом. Более того с развитием сюжета в романе, интроверсия Раскольникова начинает перерастать в паранойяльное расстройство личности.

Опираясь на материал книги К. Леонгарда «Акцентуированные личности», Р.Р. Раскольникова можно отнести к типу застревающей личности, который в итоге переходит в патологию, а именно в паранойяльную психопатию.

Хотя определение застревающей личности уже было дано ранее, я думаю, следует немого расширить его. Итак для застревающей личности по К. Леонгарду характерна устойчивость аффектного состояния, то есть, если обычного человека, что-то разозлит, он постепенно успокаивается и забывает о произошедшем. Для застревающей же личности этот процесс происходит намного медленнее, хотя ничто больше ее не раздражает. Все эмоции и стресс моментально возвращаются, как только человек мысленно возвращается к произошедшему. [Леонгард К., 2001] Так Раскольников зациклился на идее разделения людей на два вида: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих», и на сверхлюдей, которым всё дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже преступлением, как, например Наполеон. И именно это и побудило его к убийству старушки-процентщицы. Раскольников решает отнести себя к «необыкновенным» людям, в этом заметно направление в сторону бреда величия. Далее в романе Родион пытается бороться со своей идеей и вовсе путается в ней, у него продолжает развиваться параноическое состояние.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод, что отчасти и давление сложных жизненных обстоятельств ломает и изменяет личностные качества главного героя, жесткое воздействие внешнего мира травмирует его внутренний мир, поэтому он становится замкнутым. Также можно предположить, что именно из-за тяжелой жизненной ситуации акцентуация характера Раскольникова перешла от крайней норы к патологии.

Родион идет на двойное убийство, которое он оправдывал теорией «спасения 100 жизней ценой одной жизни вредной процентщицы». Романтик и человек с чистой душой, глубоко переживающий насилие даже над животными, он тяжело переживает случившееся. Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильной ношей. Душевные муки вынуждают его признаться в содеянном, и Раскольников отбывает наказание на каторге, но любовь к нему чистой простой девушки оставляет надежду, что он будет спасен.

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо, 2001

2. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер. Софии Лорие (под ред. В. Зеленского). — Спб.:Азбука, 2001

Источник

Оцените статью