Новое в блогах
Василий Сухомлинский. Школа радости. Сила воспитания нового человека.
Школа радости
В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Он взял ребятишек, которым надо было идти в школу через год, шестилеток, 16 мальчиков и 15 девочек, и открыл в селе Павлыш, рядом с обычной средней школой, новую, особую. Позже ее назвали школой радости.
Дети собрались в школу, но учитель не повел их к тем дверям, куда шли все ученики. Он повел их в сад.
— Вот здесь и начинается наша школа, — торжественно, словно поднимая занавес в театре, говорит учитель. И занавес поднимается: — Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце.
Школа? Да, это школа, самые истоки школы. Учитель, который встречает детей в классе и открывает перед ними Букварь, начинает спектакль не с первого, а сразу со второго действия, будто ему очень некогда или будто его бедные ученики опоздали к началу, провинились.
Первое действие школы — не в школе, а в природе. Здесь — «источник слова и разума». Дети Сухомлинского припадают к нему. Они много ходят вместе со своим учителем — по пять, по шесть километров в день, они встречают рассветы и сумерничают, осенью они всматриваются в облака, а зимой — в очертания сугробов и фантазируют, слушают сказки, сочиняют их, придумывают стишки и потом вместе с учителем кричат от радости и бегают вокруг кустов, повторяя только что придуманные строчки… Но все это не просто игры и забавы. «До тех пор, пока ребенок не почувствовал аромата слова… нельзя вообще начинать обучение грамоте, и если учитель делает это, он обрекает дитя на тяжелый труд…»
Ученики школы радости рассматривают освещенный солнцем луг, слушают жужжание мошкары, стрекотание кузнечика, потом рисуют луг и, наконец, подписывают: «Луг». Для них «Л» — это согнутый стебелек, для них «Р» в слове «Роса» — это росинка на стебельке, для них каждое слово и каждая буковка приходят как открытие, они встречаются не в книге — в живом лесу, на живом лугу Сухомлинский, обучая, вторгается в святая святых педагогики, куда очень и очень немногие учителя рискуют вступить. Эта область, о которой так много пишут, которую так тщательно исследуют и в которой многие еще новички, — область эмоций, чувств, подсознательного.
Эмоциональность для Сухомлинского не добавка к другим, основным «сторонам» обучения, не десятый пункт в перечне требований к уроку, не средство заинтересовать ребенка, а единственная возможность развивать его ум, единственная возможность обучать детей и сохранять им детство. «Эмоциональное пробуждение разума» — вот метод Сухомлинского и его коллег — учителей Павлышской школы. Детский ум они пробуждают, обращаясь не к уму, а к чувству — и лишь через чувство к уму.
Кажется, прямая дорога: знание учителя — знание ученика. Да не выходит, кратчайшая эта дорога оказывается самой длинной и самой трудной, если не обратиться к проводнику — к чувству. «Знание учителя — чувство учителя — чувство ученика — знание ученика» — так выходит короче…
«Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества, — таким будет обучение моих питомцев», — размышляет В.А.Сухомлинский, когда его дети переходят из школы радости в первый класс. Его ученик — это не ребенок с мешком за плечами, куда надо насовать побольше знаний. Он даже не стремится «овладеть знаниями». Такая цель недоступна ребенку, считает Сухомлинский: «Учить следует так, чтобы дети не думали о цели, — это облегчит умственный труд». Сухомлинский дает ребенку радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний, ребенок стремится к этой радости, и оттого хорошо учится. Для него цель — удовольствие, радость! И эта радость — в школе.
Дети в школе что-то теряют от своей детскости. У Сухомлинского они только в школе и становятся настоящими детьми… Школа не обрывает детство, а продлевает его. Больше того — она возвращает детство тем ребятам, которые по каким-то причинам не получили его в семье.
У Сухомлинского дети играют в куклы до десяти лет, и это нисколько не мешает им уже с первого класса выращивать на делянке хлеб, много работать руками, заботиться о деревьях, птицах, рыбках, строить модель ветровой электростанции и тридцать других таких же сложных моделей, всем до одного играть в шахматы («без шахмат нельзя представить себе полноценного воспитания умственных способностей и памяти»), проводить математическую олимпиаду уже в третьем классе и свободно употреблять такие слова, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, различие, сходство…
Нет, «не мешает» — это сказано плохо. Именно сказки, игры, собственное творчество детей, задачи на смекалку из народной педагогики — именно это и открывает кратчайший путь к самому современному в науке, к абстрактным представлениям, ибо пробуждает, развивает, обогащает мышление.
ПОЧЕМУ порой так трудно идет учение, почему с первых же классов ребята начинают отставать, оставаться на второй год, пока насовсем, на всю жизнь не поссорятся со школой? Встречается еще учитель, который, применяя хитроумные методы и большое искусство, строит здание без фундамента, громоздит блок на блок, а они рассыпаются. Учитель терпеливо собирает их вновь и все-таки — великий мастер! — выводит этаж за этажом, сохраняя постройку и на время школьных лет, а затем, после школы, это шаткое здание блистательно рушится…
Со всех сторон раздаются требования «повысить эффективность урока», причем на практике «эффективность» часто оборачивается «интенсивностью».
Дети Сухомлинского не торопятся. Учитель старается сохранить им душевное равновесие — чувство полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах. Они и к школьному-то режиму привыкают вовсе не с первого дня (чем так гордятся многие хорошие учителя), а лишь спустя 3—4 месяца, некоторым из них поначалу разрешено выходить из класса когда захочется — учитель воспитывает детей, а не ломает их привычки. Он гордится успехами своих учеников, но, быть может, вот главный его успех: уже в 3—4 классе ни один из ребят ни разу не простудился! И НИ РАЗУ не расплакался из-за неуспехов в учении, из-за двоек.
Сухомлинский не ставит своим ученикам плохих отметок. Его ребята вышли в пятый класс, не получив ни одной двойки. Учитель не представляет себе, как можно ставить маленькому ребенку двойку. Он, говоря словами Корчака, «уважает детское незнание», он терпелив: год, два, три года у ребенка «может что-нибудь не получаться, но придет время — научится». Детское сознание — могучая, но медленная река. Если что-то не выходит, учитель вообще не ставит отметки. Ребенок не опозорен, не наказан, он просто старается заслужить отметку.
У Сухомлинского отметка всегда оптимистична, это вознаграждение за трудолюбие, а не наказание за лень. Сухомлинский добился, чтобы и родители его учеников не требовали от ребятишек высоких оценок. Его школа не знает «психоза погони за отличными отметками»: «отличники не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности»…
Источник
«Школа радости» Сухомлинского В.А или какие принципы воспитание использовал гуманный педагог?
В «школу радости» ходили детки 6 лет. Часто занятия проводились в очень неординарной форме. Дети могли ходить босиком по траве, им разрешали думать нестандартно, а оценки ставились в старшей школе.
Детей старались приучать к труду, чаще всего трудовая деятельности проводилась на улице.
Так же детей приучали ценить собственный и чужой труд. Основным принципом было, считать заслугой только то, что сделано своими руками с помощью творчества.
Приучали ценить подарки, в которых были вложены собственные трудовые или умственные усилия.
У Сухомлинского отметка всегда несла оптимизм, это было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень. Именно позитивное отношение к отметке помогало не чувствовать чувство не полноценности у троечников , и успокоить родителей в погоне над «высокими результатами» .
Давайте познакомимся с гуманистическими принципами:
- учеба без отметок
- творчество это ценный труд
- ответственность за свой выбор
- необходимо доверять ребенку
- необходимо воспитывать без наказаний
Чаще всего, после 1 — го класса ребенок больше не хочет идти в школу. Так как становится все труднее, психологически атмосфера не подходит ребенку, пугает система оценок..
Василий Сухомлинский считал, что школа не должна убивать в ребенке его первоначальное желание учится. Никто и никогда не должен торопить ребенка в получении знаний. ( не забываем системно — деятельностный подход). И оценочная система устанавливались только в старших классах.
В плане родителей считалось, что их необходимо приглашать только тогда, когда Вы хотите ПОХВАЛИТЬ ребенка, чаще всего у нас происходит наоборот..
Так же, один из мало важных принципов было то, что учили ценить природу, смотреть более расширенно на окружающий мир и любить людей!
В своей практике, Сухомлинский считал, что важно объединить семью и школу! Но, можем ли представить как это в наше время?
А смысл заключался вот в чем!
Каждый родитель, поступал в школу за 2 года до начала обучения и учился до окончания школы.
- теория воспитания;
- теория личности;
- возрастная психология и много других дисциплин!
Таким образом, образовывалась связь «сотрудничества» между школой и родителями. Они лучше понимали своих деток и воспитывали в любви и понимании.
Уникальность методики Василия Сухомлинского заключалась именно в воспитании трудом, коллективом и уважением к природе! Педагог ставил личность ребенка, как САМУЮ дорогую драгоценность!
А я предлагаю ознакомиться с не менее интересным педагогом и ее уникальной методикой:
Эти две педагогические личности оставили огромный след в истории педагогики!
Все картинки и информация взяты на просторе интернета в открытом доступе.
Источник
Основатель «Школы радости»
Витторино де Рамбольдини да Фельтре — выдающийся итальянский педагог эпохи Возрождения Витторино де Рамбальдони да Фельтре родился в 1378 году в городе Фельтре в дворянской семье. Будущий педагог уже с детства привык к труду. В Падуанском университете он изучал математику, грамматику, логику, музыку и по окончании курса обучения был оставлен в должности профессора философии. В молодости он испытал сильное влияние итальянских гуманистов П. Верджерио и Л. Бруни.
Витторино осуществлял на практике гуманистические идеи эпохи Возрождения в области воспитания и получил почетное звание «отец гуманности». Цель воспитания он, как и другие гуманисты его времени, видел в формировании гармонически развитого человека. В 1420 году он стремился организовать свою собственную школу-пансионат. Узнав о его деятельности, в 1423 году его приглашает в Мантую правитель этого города герцог (по другим источникам — маркиз) Джанфранческо I Гонзаго, и Витторино становится воспитателем его детей.
При дворе герцога Витторино создал повышенную школу для юношей. Он назвал свою школу «Дом радости», в другом переводе «Дом счастья» и руководил ею на протяжении 22 лет, вплоть до самой смерти.
Самим названием он подчеркивал отличие своей школы от типичного для того времени средневекового учебного заведения, где, как правило, процветали, по существу, насильственные по отношению к ученикам «методы обучения».
В школе Витторино обучались сыновья герцога Лудовиго и Карл, а также отпрыски придворных вельмож его двора, наследники богатых семейств и дети гуманистов Дж. Ф. Поджо Браччолини и Ф. Фильельфо. также за счет самого Витторино здесь обучались одарённые мальчики из бедных семей. В школу Витторино присылали учеников из Италии, Франции, Германии и Греции. Выходцы из богатых семей получали образование за плату, а даровитые дети бедняков — бесплатно. Всего обучалось 80 детей.
Слава школы распространилась далеко за пределы Италии. Сюда стремились отдать детей известные фамилии Европы. Сам Витторино был бескорыстным человеком, умершим бедняком и похороненным за счет государства. Он не делал никакого различия между знатными и незнатными детьми, но всё же его школа была аристократическим учебным заведением. Она была открыта в прекрасном дворце, построенном ещё в XIV веке и располагавшемся в загородном парке, на лоне природы.
Витторино первым осуществил идею открытия школы в природном окружении, к чему впоследствии призывали многие педагоги. Всё здание было специально переоборудовано для нужд школы. В отличие от типичных средневековых школ здесь было много света и воздуха. Светлое, просторное здание было расположено в живописной местности, украшено яркими фресками, изображавшими детские игры, и ничем не напоминало аскетически выглядевшие средневековые школы того времени. Впоследствии для нужд школы было построено ещё одно здание.
В «Доме радости» Витторино пытался реализовать основные принципы гуманистического образования своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, привитие религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования, позволявший впоследствии избрать любую университетскую специализацию: право, медицину или теологию. Школа была учреждением пансионного типа. Роскошная мебель, наполнявшая дворец, по настоянию Витторино была вынесена, а многочисленный штат прислуги был удален. Педагог стремился воспитать умеренность в противовес чрезмерной роскоши, блеску и распущенности аристократии того времени. Он стремился сформировать у своих учеников уважение ко всем людям, трудолюбие, умение преодолевать трудности без ропота и недовольства.
Витторино, которого современники называли «Сократом нашего времени», являл собой живой образец того, как должен себя вести педагог. Он создал стиль жизни и отношений в школе, способствовавший реализации его педагогических установок. Правильно организованное обучение становится плодотворным, по мнению Витторино, тогда, когда оно развивает природные задатки детей. В основу обучения он ставил науку, которая делает людей лучше и дает им «убежище на все случаи жизни». Он стремился максимально индивидуализировать занятия, сделать их интересными. Для того чтобы пробудить активность и самостоятельность учеников, он применял самые различные методы, широко использовал игры. Пытаясь делать жизнь детей радостной и интересной, Витторино редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу.
Витторино установил в «Доме радости» распорядок, способствовавший здоровому образу жизни. Занятия начинались рано и продолжались в течение семи-восьми часов. При этом важное внимание уделялось чередованию учебных предметов. В школе изучались дисциплины традиционного для того времени «тривиума» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриума» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Греческий и латинский языки изучались на образцах из Гомера, Демосфена, Цицерона, Вергилия. При изучении философии обращались к этическим учениям. Особое внимание уделялось развитию ораторских навыков. Именно в этой школе впервые стала практиковаться игра как метод обучения. Витторино стремился выяснить индивидуальные особенности каждого ученика и постоянно их учитывать.
Основу обучения в школе Витторино составляли латинский и греческий языки, чтение античных авторов, логика и риторика. Он требовал, в противоположность господствовавшей в то время средневековой зубрежке, сознательного усвоения классических языков. В школе тщательно изучались римские (Вергилий, Цицерон) и греческие (Гомер и Демосфен) писатели.
Преподавались также естествознание, музыка. арифметика, геометрия и алгебра — новая для того времени учебная дисциплина. В преподавании применялись практические работы и наглядные пособия, в частности так называемые подвижные буквы, что было новым словом в дидактике того времени. Такой подбор предметов и новинки в методике были крайне необычны и непривычны для тогдашних учебных заведений, в которых усиленно насаждались схоластика и религиозные дисциплины.
Источник