- Типы темперамента на примере героев мультфильмов консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Карлсон, или просто сангвиник
- Читайте также
- Не «занимайтесь образованием» — просто наслаждайтесь
- Просто так
- Просто и действенно – развитие гибкости тела
- Стирка и глажка – просто и доступно
- Просто полезные вещи для общего развития
- Говорите просто
- Быть мальчиком – просто? А девочкой – как?
- Сходство «Он просто вылитый я!»
- Просто скажите «нет!»
- Просто скажите «нет»
- Просто, но не легко
Типы темперамента на примере героев мультфильмов
консультация на тему
В консультации для родителей представлен материал по типам темперамента на примере героев мультфильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_temperamenta.doc | 680 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика детей с различными типами темперамента
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.
Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик . Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:
- у сангвиника – распыленность интересов;
- у холерика – несдержанности, резкости;
- у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
- у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм.
Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.
Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.
Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.
Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.
Все мы помним и любим героя сказки Р. Киплинга «Маугли»
У мальчика выраженный тип сангвинического типа темперамента. Отличается этот персонаж живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству. Он общительный, жизнерадостный, имеет высокую работоспособность и самоконтроль.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.
Педагоги должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Такой образ меланхолика Иа создал автор произведения А.Милн «Вини-пух»
Он отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, замкнутостью и быстрой утомляемостью.
Холерик . Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.
Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.
Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.
Все мы помним лучшего друга Малыша – Карлсона, который живет на крыше! Этого героя придумал автор А.Линдгрен.
У Карлсона холерический тип темперамента. Он быстрый, порывистый, неуравновешенный, инициативный, конфликтный и коммуникабельный.
Флегматик. Медлительный молчун, полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.
Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным.
Добрым, рассудительным, сдержанным — таким запомнился нам персонаж крокодила Генны из мультфильма Э.Успенского «Чебурашка».
Он спокойный, уравновешенный, неспешный в принятии решений, упорный и немногословен.
Педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.
В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента.
Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе.
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация).
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента».
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст.
Источник
Карлсон, или просто сангвиник
Карлсон, или просто сангвиник
Да, если для примера взять сказочного персонажа, чтобы нагляднее продемонстрировать данный тип, то Карлсон, пожалуй, самый яркий его представитель. Кто не знает этого бодрячка, который находится в постоянно приподнятом настроении, обожает жизнь и все дела, за которые берется. Оптимизм и только оптимизм! Любит рисковать – вспомните хотя бы его опыты с паровой машиной и встречи с ворами! С легкостью идет на компромиссы: нет торта – тащи колбасу. Находит общий язык со всеми, даже с домомучительницей. Адаптируется в незнакомом месте без труда: «Привет! Посадку давай!» Любознательный до жути, и интересует его не ЧТО-ТО, а ВСЕ. Обожает шумные подвижные игры – «А сейчас мы поиграем в маленькое привидение из Вазастана». Наказания переносит легко и обиды прощает быстро. Речь дополняет жестами, даже не жестами, а размахиваниями рук. Маленьким Карлсончикам очень трудно сосредоточить свое внимание на каком-нибудь одном занятии. Они могут бросить свое незавершенное дело и схватиться за другое. Поэтому, воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству.
Как найти общий язык с ребенком
• Сангвинику очень тяжело себя самоорганизовывать. Он радостно хватается за несколько дел одновременно, но довести хотя бы одно из них до конца ему сложно. Иногда это случается потому, что у него не хватает упорства в достижении своей цели. Тут нужна ваша помощь – интересуйтесь его увлечениями, поддерживайте их, обязательно хвалите за работу, выполненную до конца. А самое главное – не жалейте красок, чтобы получше расписать своему карапузу тот результат, который он получит, если доведет начатое до конца.
• Брошенные дела – это и результат неправильной оценки своих сил и возможностей. Так что возьмите на себя роль «распределителя» нагрузки и занятости своего малыша.
• У веселого и подвижного Карлсончика практически отсутствует чувство меры. Если танцы – так до упаду, прогулка – пока не стемнеет, мультики – пока телевизор не сломается. Попробуйте давать ребенку задания, в которых нужно вовремя сказать: «Стоп, хватит!» Это могут быть самые простые дела: налить воды в кружку, посолить салат, надуть воздушный шарик и пр. Может быть, в будущем вам удастся без скандала увести своего малыша с прогулки или уложить спать, прервав игру.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Не «занимайтесь образованием» — просто наслаждайтесь
Не «занимайтесь образованием» — просто наслаждайтесь В последние годы появилась целая куча товаров, программ и услуг — компакт-дисков, флеш-карт, книг и дорогих развивающих курсов, нацеленных на обеспокоенных родителей, желающих вырастить умного ребенка. Несмотря на
Просто так
Просто так Принято считать, что опытный педагог способен читать душу ребенка как открытую книгу, а после прочтения, тщательно сверяя свои действия с научными рекомендациями, осуществлять благотворное влияние на воспитанника. Воздействия эти мыслятся чем-то вроде
Просто и действенно – развитие гибкости тела
Просто и действенно – развитие гибкости тела Как бы ты ни горел желанием иметь такое же мощное и накачанное тело, как у звезд бодибилдинга, это вопрос весьма отдаленного будущего. И еще неизвестно, останется ли через несколько лет твое теперешнее желание столь же горячим
Стирка и глажка – просто и доступно
Стирка и глажка – просто и доступно В современных условиях выстирать или выгладить одежду не так уж и сложно. Есть «умные» стиральные машины, утюги со множеством функций. Однако в этом деле имеются свои небольшие секреты, которыми я считаю нужным с тобой поделиться.Что
Просто полезные вещи для общего развития
Просто полезные вещи для общего развития Лучше участвовать, чем не участвовать. Жизнь будет интереснее. Не бойтесь быть занятым. Не надо думать, что подработка или КВН отнимают время от учебы. Если отказаться и не делать, то на учебу уйдет только маленькая часть
Говорите просто
Говорите просто Выступая без подготовки, пользуйтесь лексикой, которую понял бы двенадцатилетний ребенок. За последние пятьдесят лет практика публичного выступления претерпела огромные изменения. Великие ораторы прошлого – Уинстон Черчилль или Авраам Линкольн –
Быть мальчиком – просто? А девочкой – как?
Быть мальчиком – просто? А девочкой – как? «Провокационный заголовок», – скажете вы. «Да», – отвечу я. Мой опыт показывает, что иногда мальчиком быть проще, а иногда проще быть девочкой. Начнем с того, что видно с первого взгляда каждому. С одежды, конечно!Одежда мальчиков
Сходство «Он просто вылитый я!»
Сходство «Он просто вылитый я!» Эту фразу так любят произносить папы, замечая малейшее сходство между собой и ребенком – так они стараются убедить себя, что являются биологическими отцами малыша. Но не стоит произносить ее в роддоме в присутствии матери – она столько
Просто скажите «нет!»
Просто скажите «нет!» Не покупайте отравленные продукты. Давление потребителей, особенно родителей, уже решило многие медицинские и социальные проблемы; оно может также сделать чище нашу пищу. Пищевая цель потребительского давления проста: родители спрашивают продукты
Просто скажите «нет»
Просто скажите «нет» Я пытаюсь отучить нашего полуторагодовалого ребенка от ночных кормлений, поскольку они меня изматывают. Он на это не соглашается, а из меня великомученица плохая.Такой ребенок – старший брат малышки, о которой речь шла выше. Как мы уже говорили ранее,
Просто, но не легко
Просто, но не легко Задавать рефлексивные вопросы – это не талант, а навык. Чтобы вопросы попадали в цель, они должны стать осознанной и практикуемой стратегией. Иначе мы остаемся пленниками привычного образа действий.Алан Шнайдер вырос в Нью-Йорке и, чтобы оплатить учебу
Источник