Психологический аспект патриотического воспитания дошкольников
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. Именно в этом возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_aspekt.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический аспект патриотического воспитания дошкольников
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. Именно в этом возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры.
В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
- когнитивный (наличие представления о родном доме, проявление любознательности);
- мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
- практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребенка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностные отношения к семье, к близким людям. Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от условий, в которых живет ребенок и от средств и методов воспитания.
Отечественные и зарубежные психологи такие, как Х. Литтон, Дж. Грузен,
А. В. Запорожец, В. А. Петровский отмечают, что ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовывать такую деятельность он не может. Это должен сделать взрослый, используя современны гуманитарные технологии. Поэтому в нашем детском саду одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания является метод проектов.
Использование технологии проектирования развивает актуальное для воспитанников поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности. Дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, ответственным отношением к себе, получают право на саморазвитие.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин . Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко считал необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и их родителями.
На базе детского сада мною проведено анкетирование старших дошкольников о наличии знаний о Великой Отечественной Войне.
Ответы детей поразили своей искренностью и эмоциональностью. Каждый из воспитанников рассказывал свою историю, правду о своей семье, прадедушках и прабабушках, воевавших на фронтах войны. Дети с искренне гордятся и читают их настоящими героями, которые с честью выполнили свой долг, были преданы Родине и своему народу.
Таким образом, проведенные с детьми мероприятия затрагивают сферу развития, обучения и воспитания ребенка в детском саду. Целесообразно проводить данные мероприятия без приурочивания их к какому-либо событию в жизни страны, делать это последовательно в течение всего учебного года, что и планируется в дальнейшем на базе нашего детского сада. На наш взгляд, получение детьми подобных знаний формирует в них патриотические качества личности и чувства гордости за свой народ, приобщает к истории страны и помогает укрепить авторитет традиций государства.
Источник
5. Основные факторы семейного воспитания
На первое место Ушинский ставит знание ребенка во всех отношениях, знание побудительных сил его поступков.
Средства воспитания и развития, по Ушинскому, выводятся из самой природы ребенка, из той реальной окружающей среды, которая дает пищу для его ума, питает мир его чувств, влияет на его становление.
Два основных фактора определяют воспитательные средства – свободная инициативная деятельность ребенка и воспитывающая среда.
Вот почему лейтмотивом всего учения Ушинского можно считать слова, написанные в его основном труде «Человек как предмет воспитания»: «…Всякая человеческая душа требует деятельности и, смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, – такое направление и примет ее развитие. От недостаточной оценки этой основной психологической истины происходят главные ошибки и еще чаще упущения и в педагогической теории, и в педагогической практике».
Воспитывает ребенка та деятельность, которая доставляет ему радость, которая оказывает на него положительное нравственное влияние, которая гармонично развивает его умственные и физические способности.
И система средств, и все воспитательные воздействия, и организация всей воспитывающей среды должны быть так построены, чтобы побуждали ребенка к самовоспитанию, к самостоятельному стремлению трудиться, совершенствоваться.
Воспитывает ребенка та деятельность, которая доставляет ему радость, которая оказывает на него положительное нравственное влияние, которая гармонично развивает его умственные и физические способности.
Как истинный педагог-демократ и величайший гуманист своего времени, Ушинский рассматривал воспитывающую деятельность в неразрывной связи со свободой, самостоятельностью и инициативой ребенка. «Стремление к деятельности и стремление к свободе так тесно связаны, – писал он, – что одно без другого существовать не может. Деятельность должна быть моя, увлекать меня, выходить из души моей, следовательно, должна быть свободна. Свобода же затем только мне и нужна, чтобы делать мое дело. Отнимите у человека свободу – и вы отнимете у него его истинную душевную деятельность».
Призывая родителей и педагогов воспитывать у ребенка стремление к деятельности в такой же мере, как и стремление к свободе, Ушинский с необычайной тонкостью раскрывает диалектику свободы и необходимости. Свобода вовсе не означает того, что взрослые должны убрать все преграды на жизненном пути ребенка. «Так как свобода воспитывается не отсутствием стеснений, но, напротив, преодолением их, опытами сладости свободы, которая чувствуется почти только в минуту удаления стеснения, то ясно, что чем более сделает дитя таких опытов, тем более окрепнет и разовьется в нем стремление к свободе; чем более стеснений оно опрокинет, тем более полюбит свободу».
Могущественнейшим средством воспитания, по мнению Ушинского, является учение. Главное достоинство преподавателя заключается в том, чтобы он умел воспитывать учеников через предмет обучения.
И снова, и снова предостерегает великий педагог от возможных ошибок – от вдалбливания готовых истин, зубрежки, муштры. Учение как воспитательное средство в том случае достигает цели, если оно связано с развитием познавательных способностей ребенка.
Источник
Консультация для воспитателей «Проектная модель гражданского воспитания дошкольников»
Алена Иванченко
Консультация для воспитателей «Проектная модель гражданского воспитания дошкольников»
Проектная модель гражданского воспитания дошкольников
Всем ясно, что празднование знаменательной даты — 60-летия победы в Великой Отечественной войне — будет проходить в иных социально-экономических и социокультурных условиях, чем 10 или тем более 20 лет назад! За прошедшие годы изменения затронули все стороны жизни и каждого человека, живущего в нашей стране. Реформы многое поставили с ног на голову, а многое, напротив, вернули на их прежнее место. Изменилась страна, из-менилось и отношение ее граждан к идее патриотизма.
В нашем мировосприятии появились новые понятия — терроризм, толе-рантность, культура мира; иным смыслом наполнились слова демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях с помощью нас, взрослых, и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, фильмов, журналов. Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать сами дети.
Социологическое исследование (М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, С. Д. Пьянкова, Ю. Д. Чертков, 2001) показало, что 11% дошкольниковсреди своих страхов и опасений родителей называют различные социальные факторы: повышение цен, воры, бандиты, стрельба на улице, война.
Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности не-насилия, мира, толерантности, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях. На этот непростой вопрос пытаются ответить участники регионального эксперимента «Воспитание маленького волжанина», приверженные идеям гуманизации и демократизации дошкольного образования.
Мы убеждены: взрослые, педагоги и родители дошкольников, проживающие на Волгоградской земле, продолжая традиции своих героических предков — защитников города-крепости Царицына-Сталинграда-Волгограда, смогут внести необходимый вклад в воспитание граждан России.
Город Волгоград, как и другие города-герои (Москва, Ленинград, Брест, Смоленск, Киев, Минск, Севастополь, Новороссийск, вписан в историю России особой страницей мужества, стойкости. Он, по сути, является носителем идей культуры мира и созидания, о чем говорят памятники и возрожденные трудомграждан районы города. Hoj5ygeM честными; и здесь, на героической земле,.со-вершаются безнравственные и жестокие преступления со стороны взрослых и подростков — конечно, под разными лозунгами, но объединенные идеей нетерпимости некоторые из них выбирают путь насилия.
Почему это происходит? Кто должен задать себе этот вопрос? Не мы ли? Те, кто воспитывает детей, кто пытается наполнить их сердца любовью к природе, человеку. Но что-то мы явно упускаем. Тому много причин. Одна из них, на наш взгляд, невнимание взрослых к духовно-нравственному развитию детей, незнание детской субкультуры.
Очень актуально сегодня звучат слова НА Добролюбова: «Разумное воспи-тание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
Как в прошлом,так и ныне отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности (Дж. Грузек, X. Литтон; А. В. Запорожец, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, В. А. Петровский, Е. В. Суб-ботский и др.). Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства.
Новый подход мы видим в использовании современных гуманитарных технологий, позволяющих на практике
применить принципы диалогизма, со-развития, креативности, открытости, актуальные для современной культурно-исторической ситуации.
«Действительное понимание общественного опыта возможно лишь при ус-ловии включения ребенка в проблемные ситуации, где он сам действует как субъект, сам видит вопросы и проблемы, над которыми трудились самостоя-тельно другие люди и трудятся современники, и сам включается в процесс решения, в общий поток творческих поисков и усилий. Без такой самостоя-тельной включенности ребенка в творчество не может быть истинного понимания или адекватного усвоения никаких фрагментов человеческой культуры как созидаемой и воспроизводимой непрерывно процессом предметной деятельности людей», — к такому выводу приходит Н. П. Батищева (1985, подтверждая идеи Н. Н. Поддьякова о формировании творчества дошкольников в процессе обучения и воспитания.
Ребенку важно обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, его личности в целом. Если ребенок при-выкает действовать только по подсказке и не может принять самостоятельного решения, то он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности — спо-собность проявлять инициативу.
Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами разви-тия, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, ориентированная на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Используя проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, социально-значимой направленности, педагог дошкольного уч-реждения при активном участии родителей предоставляет детям возможность получать новые знания о разных сторонах окружающей действительности; пробуждает и развивает интерес к разным видам детской деятельности. Преодолевая трудности вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых — созда-ют у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Технология проектирования, используемая нами в решении задач граждан-ского воспитания дошкольника, позволила получить результаты, отличные от традиционных. Мы убедились, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам. Развивая актуальное для человека поисковое поведение в пространстве — времени дошкольного детства, мы вносим первый вклад в культуру личности, способной в будущем решать острейшие проблемы,как-то: глобальная де-градация окружающей среды, быстрое изменение мира, человека, развитие мирового терроризма. Неменьший эффект проектнаядеятельность дает другим участникам педагогического процесса: родителям и педагогам. Представим некоторые результаты совместной проектной деятельности.
Механизм формирования у детей 5–7 лет основ гражданского воспитания в рамках микроединицы «Я и мои друзья» Гражданское воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы патриотического воспитания в детском саду. Дошкольное детство – важнейший.
«Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя как основа гражданского воспитания дошкольников «Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя, как основа гражданского воспитания дошкольников Выступление на районной.
Формирование гражданского воспитания личности в проектной деятельности посредством устного народного творчества Гражданское воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой.
Конспект занятия по основам гражданского и патриотического воспитания на тему «В Брянском лесу тишина…» «В Брянском лесу тишина…» Цель: — расширить знания учащихся о героической истории г. Брянск, его боевых традициях; -полнее раскрыть историческое.
Модель литературного воспитания дошкольника В настоящее время активно обсуждается вопрос о модели литературного воспитания дошкольника. С активным развитием и внедрением в жизнь современных.
Модель методического сопровождения речевого образования дошкольников 1. Целевой блок Цель методического сопровождения 1. Повышение уровня речевого развития детей на 5-10%. 2. Обеспечение дошкольникам комфортных.
Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе семейного воспитания на один день. Работа с родителями I половина дня Образовательные области / Направления развития ребенка Физическое развитие («Физическая культура»,«Здоровье») Утренняя.
Проектная деятельность. Организация и осуществление физического воспитания в дошкольном учреждении Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 14 «Ёлочка» комбинированного вида» г. Сясьстрой Проектная.
Типовая модель экологического воспитания Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического создания, мышления, экологической.
Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.
Источник