Кряжева Надежда Леонидовна (06.09.1955, п. Локс, Эстонская ССР) — независимый практикующий психолог-консультант.
Окончила факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова.
Работала частным психологом, руководителем отдела маркетинга и рекламы компании «Вектор-М».
Инициатор создания, оснащения и внедрения в систему дошкольного образования кабинетов психологической разгрузки в Ярославской области, а также более чем в 50 городах России.
Проблематика: психоэмоциональные проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста (тревожность, страхи, неуверенность, замкнутость, капризность, гиперактивность, агрессивность, трудности в общении с взрослыми и сверстниками).
Автор книг по детской психологии: «Развитие эмоционального мира детей», «Мир детских эмоций: дети 5-7 лет», «Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей», «Радуемся вместе», «Готов ли ребенок к школе» и др.
Автор методики «Снятие психоэмоционального напряжения у детей». Ведущая тренинговых групп. Владеет английским языком.
Карточки — игры разработанные психологом.
Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.
Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать.
Маленькие дети из-за незрелости мозга и отсутствия социального опыта находятся всецело во власти врожденного темперамента. Но ребенок растет, усваивает уроки воспитания, берет пример со старших.
В книге «Кот и пес спешат на помощь» речь пойдет о кошках и собаках, сумевших войти не только в дом человека, но и в его душу.
Рассматривается их психологическое предназначение: роль в развитии детей, формировании способности адаптироваться в обществе. Представлено много примеров из практической работы автора.
Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей.
В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия).
Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.
Видеокурс «Эффективные психотехники»
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.
Источник
Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил.
В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия). Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.
Предназначена для родителей, педагогов, психологов.
Особенности развития эмоциональной сферы ребенка
Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка
Психологическое значение процесса родов
Ранние этапы эмоционального развития
Адаптация малыша к детскому саду
Кризис трех лет и как его преодолеть
Особенности эмоционального мира дошкольника
Значение детских фантазий
Рисунок семьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка
Влияние родительских установок на развитие детей
Темперамент — основа поведения ребенка.
Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
Игры и упражнения на снятие страхов повышение уверенности в себе
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
Специальные методы развития эмоциональной сферы ребенка
Какие игрушки нужны детям
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Домашние животные и их значение в развитии детей
Источник
Кряжева Надежда Леонидовна (06.09.1955, п. Локс, Эстонская ССР) — независимый практикующий психолог-консультант.
Окончила факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова.
Работала частным психологом, руководителем отдела маркетинга и рекламы компании «Вектор-М».
Инициатор создания, оснащения и внедрения в систему дошкольного образования кабинетов психологической разгрузки в Ярославской области, а также более чем в 50 городах России.
Проблематика: психоэмоциональные проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста (тревожность, страхи, неуверенность, замкнутость, капризность, гиперактивность, агрессивность, трудности в общении с взрослыми и сверстниками).
Автор книг по детской психологии: «Развитие эмоционального мира детей», «Мир детских эмоций: дети 5-7 лет», «Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей», «Радуемся вместе», «Готов ли ребенок к школе» и др.
Автор методики «Снятие психоэмоционального напряжения у детей». Ведущая тренинговых групп. Владеет английским языком.
Карточки — игры разработанные психологом.
Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.
Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать.
Маленькие дети из-за незрелости мозга и отсутствия социального опыта находятся всецело во власти врожденного темперамента. Но ребенок растет, усваивает уроки воспитания, берет пример со старших.
В книге «Кот и пес спешат на помощь» речь пойдет о кошках и собаках, сумевших войти не только в дом человека, но и в его душу.
Рассматривается их психологическое предназначение: роль в развитии детей, формировании способности адаптироваться в обществе. Представлено много примеров из практической работы автора.
Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей.
В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия).
Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.
Источник
Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_detskih_emotsiy_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.doc | 585 КБ |
Программа «Мир детских эмоций»
(развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста)
В психологии проблеме эмоций посвящено немало работ, тем не менее, считается, что эта проблема меньше всего разработана. Не случайно, такой известный психолог, как Н.Н Ланге, назвал проблему чувств «золушкой» психологии. Эта проблема занимает место гонимой, нелюбимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – «ума» и «воли».
Стоит отметить, что сейчас, хотя и есть работы, посвященные проблеме эмоций, но в основном они рассматриваются с физиологической стороны, и почти нет глубинных исследований, посвященных психологическому аспекту эмоций.
Таким образом, существует острая необходимость собственно психологического изучения проблемы эмоций.
Над темой эмоций работало немало известных ученых, как советских, так и зарубежных. Некоторые исследователи (например, Даффи) полагают, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания «эмоция». Другие же, (например, Томкинс, Изард) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых придерживается того мнения, что большая часть эмоций разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний (например, Лазарус, Юнг). Данные же других авторов показывают, что эмоции играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Липер, Мауэр). Есть даже мнение, что решение человеческих проблем заканчивается в подавлении и контролировании неадекватных эмоциональных реакций. Другие же считают, что лучшим выходом из ситуаций является высвобождение эмоций для их естественного взаимопонимания с другими подсистемами личности — когнитивными и гомеостатическими процессами, побуждениями и двигательными актами. Сейчас нет единого взгляда на место эмоций в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения.
В своих работах Г.Х. Шингаров утверждает: « … общественными является тот факт, что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт».
Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.
Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью «Тропинка к своему я». Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.
1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.
Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.
Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.
Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.
Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.
Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.
4-й этап. Итоговый.
А также четыре направления, которые рассмотрены ниже.
За основу программы «Мир детских эмоций» была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” и рекомендации О.В. Хухлаевой.
К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для программы «Мир детских эмоций», к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.
Занятия по программе «Мир детских эмоций» строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.
Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.
Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.
Ценность занятий по программе «Мир детских эмоций» состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.
Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу, через программу «Мир детских эмоций».
Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Приемы и средства:
В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.
На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены О.В. Хухлаевой.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.
В занятиях используются следующие методические средства:
Выделенные параметры эмоциональной сферы прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения ими заданий графических методик: рисования семьи, «Кактус»…
Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:
Длительность занятий. Формы организации занятий:
Программа «Мир детских эмоций» рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.
Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.
Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки, где созданы все условия. На пол постелен ковер, кругом лежат подушки, на которых сидят дети. Подобраны дидактические пособия. Обстановка в кабинете располагает к общению, дети чувствуют себя комфортно и раскованно.
На занятия дети сидят полукругом — куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно или дети вместе с педагогом сидят в кругу на ковре на маленьких подушечках.
Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть.
В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.
Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции.
Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.
Понимание своего и окружающих людей эмоциональное состояние;
Иметь представление о способах выражения собственных эмоций;
Уметь управлять своими эмоциями и чувствами.
Источник