Перспективный план работы кружка по формированию представлений об эмоциональных состояниях человека
Светлана Романцова
Перспективный план работы кружка по формированию представлений об эмоциональных состояниях человека
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые часто забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка.
Можно ли научить ребёнка различать эмоциональное состояние – своё и других людей? Это очень важно, так как успех любой деятельности определяется эмоциональным отношением к ней. Малышей нужно учить различать основные эмоции, выражать их с помощью мимики, жестов, видеть связь между поступками и настроением. Это также очень важно для свободного общения со сверстниками и взрослыми, что помогает избежать многих неприятностей, связанных с вхождением в новый школьный мир.
Из практики своих наблюдений за детьми я заметила, как часто в детском коллективе вспыхивают ссоры и конфликты из-за неумения детей общаться, налаживать отношения с окружающими людьми. Поэтому я спланировала свою работу с детьми по формированию представлений об эмоциональных состояниях.
Перспективный план работы кружка
Цель: формирование представлений об эмоциональных состояниях человека.
Выражение собственного эмоционального состояния (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
Распознавание своего внутреннего эмоционального состояния и эмоционального состояния взрослых и сверстников.
Адекватное реагирование на эмоции других.
Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
Кратность проведения занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
Твоё имя/составитель И. Воробьёва. М., 2000.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.
Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Я, ты,мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
“Тайна моего имени”
• Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
• Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.
Упр-е «Я глазами других»
Д/и «Мои помощники»
“Мой внутренний мир”
“Мой любимый сказочный герой”
• Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).
• Формировать адекватную самооценку.
Д/и «Волшебная дорожка»
“Мы такие разные”
• Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.
• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
Д/и «Четвёртый лишний»
Упр-е «Назови ласково»
“Язык жестов и движений”
“Давайте жить дружно”
“Мальчики и девочки”
• Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
• Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.
Д/и «Заболевшие вещи»
Этюд «Мои помощники»
Я и мои эмоции.
• Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, печали.
• Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
• Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Д/и «Я радуюсь когда…»
Д/и «Мне грустно когда…»
• Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: гневе, удивлении.
• Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
• Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Упр- е «Прогони злость»
«В мире эмоций»
“Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу)
• Закреплять умение различать эмоции по их схематическим изображениям.
• Тренировать детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
• Продолжать развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Д/и «Круги Луллия»
Д/и «Волшебная дорожка»
Упр-е «Глаза в глаза»
Упр-е «Передай настроение»
“Мой ласковый и нежный зверь”
“Общение с животными”
• Дать знания о том, чем человек отличается от животных.
• Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.
• Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.
• Помогать преодолевать возможный страх.
Д/и «Что будет если…»
Уп-е «Что чувствует кошечка»
Этюд «Смелые ребята»
“Правила домашнего этикета”
• Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному – маме.
• Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и её труду.
• Учить детей понимать свою роль в семье.
• Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.
Д/и «Заболевшие вещи»
Упр-е «Поможем маме»
Этюд «Котёнок который хотел порадовать свою маму»
Роль семьи в развитии успехов дошкольника. Швейцарский психолог Жан Пиаже считал-переломный момент в познавательном развитии ребёнка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. В дошкольный.
Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно — развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.
Источник
Программа дополнительного образования. Кружок «Радуга эмоций»
методическая разработка (старшая группа) на тему
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития.
Программа кружка «Радуга эмоций» направлена на развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры.
Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_raduga_emotsiy.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кружок «РАДУГА ЭМОЦИЙ»
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Программа кружка «Радуга эмоций» направлена на развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры. Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.
Основными средствами обучения детей является игра, тренинги, релаксации, развлечения, практическая деятельность. Данная программа разработана в соответствии с возрастными особенностями детей (базовая программа «Я-ТЫ-МЫ» под руководством О.Л.Князевой, кандидата психологических наук). Программа рассчитана на один год периодичностью одно занятие в неделю, продолжительность 25 – 30 минут во второй половине дня. Численность детей в кружке – 10 человек.
Программа основана на следующих принципах:
- добровольное участие в игре;
- взрослый должен стать непосредственным участником игры;
- многократное повторение игр – необходимое условие данной программы;
- взрослый не должен оценивать детей.
Показателями эффективности работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста будет:
- Знание основных эмоций;
- Умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам – мимике, пантомимике, жестам;
- Умение разделять эмоции на положительные и отрицательные;
- Обогащение и активизация словаря детей.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки, внимательное отношение друг к другу, полноценное развитие личности ребенка через самовыражение и творчество, доброжелательное отношение к окружающим.
Общие сведения о кружке:
Вид – познавательный, театральный, игровой, обучающий
Источник
Кружковая работа по эмоциональному развитию детей 3–7 лет
Татьяна Бикулова
Кружковая работа по эмоциональному развитию детей 3–7 лет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Шелангерский детский сад «Родничок»
Выступление на районном образовательном форуме работников образования «Современное состояние и перспективы развития муниципальной системы образования в Звениговском муниципальном районе»
Коррекционно-развивающая работа в рамках кружковой работы по программе дополнительной образовательной услуги социально-личностной направленности
«Давайте жить дружно»
22 августа 2017 г.Педагог-психолог: Бикулова Т. В.
В наше время актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер или телевизор, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Наблюдение за детьми показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием других. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, учить способам общения детей друг с другом, способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний. Программа кружка направлена на сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников, развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Программа кружка «Давайте жить дружно!» является модифицирован-ной. В основу программы положены материалы пособия для практических работников детских садов «Давай познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 3-7 лет. – автор-составитель И. А. Пазухина. Данная программа дополнена заданиями и упражнениями из программы Минаевой В. М. «Развитие эмоций дошкольников» и психологического тренинга для дошкольников «Давай дружить!» Саранской О. Н. Также в данной программе, используются методы и приёмы песочной терапии, раскрытые в пособии М. В. Киселёвой «Арт-терапия в работе с детьми» и методика проведения психогимнастики — «Психогимнастика» М. И. Чистяковой.
Диагностика эмоциональной сферы у детей проводится по нескольким диагностическим методикам, поскольку важно охватывать все направления эмоционального развития детей: восприятие эмоций, понимание эмоциональных состояний, моторное оформление в мимике, жестах, пантомимике и др. : 1- Диагностическая методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация»; 2 — Диагностическая методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная пиктограмма»; 3 — Диагностическая методика М. Люшера «Цветовой тест»; 4 — Диагностическая методика М. З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного». «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой направлена на выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей и их внешнего выражения, сформированности процессов опознания эмоций, восприятия и понимания эмоциональных состояний старшими дошкольниками.
Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональныхпроявлений и взаимоотношений и тем самым способствовать: развитию эмоциональной сферы и расширению чувственного опыта; формированию самосознания и самооценки; активизации индивидуальных и творческих способностей; совершенствованию игровых, двигательных и коммуникативных навыков; воспитанию социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим.
В соответствие с этой целью формируются следующие задачи:
1. Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
2. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
2. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
2. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
Программа работы по эмоциональному развитиюсостоит из 256 занятий и рассчитана на четыре года: младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (по 64 занятия в год).
Занятия с подгруппой детей проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет от 10 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Набор детей в кружок осуществляется свободно, т. е. по желанию (заявлению) родителей.
На занятиях отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, это очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира детей, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами.
Обсуждение поступков детей, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.
В течение всех занятий происходит рефлексия эмоционального состояния дошкольников.
В конце каждого занятия подводится итог того, что узнали и прочувствовали сами ребята.
В результате проведенной работыу ребенка выпускника детского сада:
• чувства приобретают значительно глубину и устойчивость;
• появляется постоянная дружба со сверстниками;
• развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
• ребенок усваивает «язык чувств» для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
• активно формируются социальные чувства;
• эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
• изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
• преобладание положительных эмоций.
1. Князева О. Л. Стёркина Р. Б Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. «Я – Ты — Мы»
2. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры»
3. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.
4. Саранская О. Н. – Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить!»
5. Чистякова М. И. «Психогимнастика» под редакцией Буянова М. И.
6. Кисилёва М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»
Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками
Рисование по сухому песку
Рассказы детей по сюжету своих рисунков
«Картина на песке – изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф).
Создание композиций с использованием мелких материалов:
игрушки, бросовый и природный материал
«Картина на песке – изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф).
С детьми младшего возраста развиваем внимание, произвольность и самоконтроль своих действий
Дети учатся приветствовать друг друга по-разному
Весёлые игры, развлечения, праздники заряжают детей положительными эмоциями!
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.
Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию с элементами артпедагогики для детей 5–6 лет «Жила-была Баба-яга» Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию для детей 5-6 лет с элементами артпедагогики Жила-была Баба-Яга Лобанова Анастасия Андреевна.
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей 5–7 лет «Путь к Радости» Занятие в подготовительной группе «Путь к Радости» Цель: Обобщить представления детей об эмоциях радости, грусти, скуки, гнева, обиды и.
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес» Кружкавая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес». Руководитель: воспитатель Шишкина И. А. Введение. «Шахматы.
Фотоотчет о кружковой работе по ПДД Кружковая работа в ДОУ является дополнительной образовательной услугой (за рамками основной образовательной деятельности). Вот уже на протяжении.
Кружковая работа для детей подготовительной к школе группы «Мастерилка» Актуальность Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев.
Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные.
Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной.
Занятие по эмоциональному благополучию детей 3–4 лет на тему «Печальный зайчик» (грусть-печаль) Занятие по эмоциональному благополучию детей 3-4 лет на тему «Печальный зайчик» (грусть-печаль) Задачи: • расширять диапазон эмоций у детей.
Занятие по эмоциональному развитию детей 3–4 лет на тему «Как Колобок испугался» (страх-храбость) Задачи: • познакомить детей с эмоцией «страх»; • развивать умение передавать эмоции страха и храбрости с помощью мимики, пантомимики и жестов;.
Источник