Кризисные техники эмоционально корригирующего опыта

Кризисные техники эмоционально корригирующего опыта

Корригирующий эмоциональный опыт (или корригирующее эмоциональное переживание) включает: переживание и анализ своего эмоционального опыта (прошлого, в том числе относящегося к родительской семье, и актуального, связанного собственно с процессом психотерапии) и эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его психотерапевтом (или группой), признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из его отношений, установок и ценностей. Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания предполагает принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не согласуется с собственными представлениями. Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное отношение к себе препятствуют восприятию пациентом новой информации, обостряя действие защитных механизмов; более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым для новой информации и нового опыта. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и производит корригирующее эмоциональное воздействие на такой важнейший элемент системы отношений, каким является отношение к себе, практически всегда неадекватное в структуре отношений невротической личности. Изменение отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой — в связи с изменением эмоционального компонента этого отношения, которое и обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки. Принятие пациента психотерапевтом (или группой) способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом психотерапевтических норм, повышает его активность и ответственность в психотерапевтическом процессе, создает условия для самораскрытия. Аналогом принятия в индивидуальной психотерапии является групповая сплоченность в групповом психотерапевтическом процессе, которая обеспечивает еще более высокий и многоплановый уровень эмоциональной поддержки. Корригирующее эмоциональное переживание связано также с переживанием пациентом своего прошлого и текущего (актуального) опыта. Возникновение в ходе психотерапии различных эмоциональных ситуаций, с которыми пациент не мог справиться в реальной жизни, позволяет в особых психотерапевтических условиях вычленить эти переживания, проанализировать их, пережить заново, переосмыслить и выработать более адекватные формы эмоционального реагирования. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекцией эмоционального опыта, полученного в родительской семье, на психотерапевтическую ситуацию. Анализ этих переживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической ситуации позволяет пациенту в значительной степени переработать эмоциональные проблемы, уходящие корнями в родительскую семью.

Источник

4.1. Катарсис, отреагирование и корригирующий эмоциональный опыт

4.1. Катарсис, отреагирование и корригирующий эмоциональный опыт

Термин «катарсис» встречается уже в «Поэтике» Аристотеля, впервые описавшего воздействие драмы на зрителя, которое не сводится только к чисто эстетическому переживанию:

«Итак, трагедия есть изображение серьезного и законченного действия с определенным содержанием, а именно такое, при котором используется речь, в каждой из своих частей различно украшенная соответствующими средствами, происходящее не описывается, а показывается отдельными персонажами, и благодаря сочувствию и страху совершается очищение подобных чувств… Трагедия возбуждением сочувствия и страха устраняет тревожные чувства души. Говорят, что тем самым достигается уменьшение страха до терпимого предела. Матерью трагедии является печаль» (Aristoteles, 1996, с. 69, 124).

Читайте также:  Что такое ценность чувство мысль высказывание

Этот первоначально драматический термин позаимствовала психология, так что теперь его можно найти в любом психологическом словаре:

«Катарсис (catharsis). 1. Оздоровительный эффект, избавление от чувства вины и угрызений совести. 2. В психоанализе освобождение от душевных конфликтов, внутреннего напряжения, стрессовых состояний, напряжение одновременно с накопленной агрессивностью может быть разряжено прямым выражением агрессии… ослабление напряжения, тревоги, чувства вины и угрызений совести путем сообщения или повторного переживания прошедших событий… катарсис используется в драматическом творчестве уже со времен Софокла, в XX веке – в психодраме Я. Морено и в психологии вообще» (Hartl, Hartlov?, 2000, с. 252).

С термином «катарсис» тесно связано так называемое отреагирование патогенных эмоций (абреакция), которое в большинстве случаев понимается как средство достижения катарсиса: терапевт помогает клиенту снова пережить патогенные эмоциональные впечатления (например, конфликты, травмы, вытесненные в индивидуальное бессознательное), которые были настолько подавлены, что их невозможно было полностью восстановить. Вначале отреагирование понималось в узком психоаналитическом смысле (термин ввел Фрейд в «Исследованиях истерии») как повторное переживание подавленного в бессознательном материала. В настоящее время на отреагирование смотрят шире – как на репродукцию или повторное переживание патогенных эмоциональных впечатлений при соответствующем чувственном сопровождении с целью ослабления эмоционального напряжения. Близким к отреагированию по своему содержанию является другой часто употребляемый термин – отыгрывание вовне (acting out). Отыгрывание – разрядка бессознательных эмоциональных импульсов, а также выпадение из роли при психотерапии (или тренинге) в случае психодрамы (драматерапии), при терапевтическом использовании ролевой игры и т. п. Кратохвил отмечает различие в понимании термина «отыгрывание» аналитически ориентированными психотерапевтами и психодраматерапевтами. В то время как первые считают отыгрывание нежелательным явлением (проявлением сопротивления; в аналитически ориентированной терапии побуждения должны обсуждаться, а не отражаться в поведении), в психодраме (и в драматерапии) отыгрывание – желательное и находящее поддержку явление. Психодраматерапевт или драматерапевт старается поощрять желание клиента проявить свои инстинктивные побуждения в игре, чтобы «аффекты, вначале наигранные, перешли в аффекты реальные» (Kratochv?l, 1995a, s. 55).

«При интенсивном отреагировании индивид не только вспоминает события, но и эмоционально переживает их заново вместе с соответствующими внутренними и внешними аффективными проявлениями. Отреагированием он ответит, например, на определенную важную для него жизненную потерю, несправедливость, несчастье, травму или разочарование. Отреагирование целесообразно в особенности там, где индивид в данной реальной ситуации не может проявить эмоции, например, он должен владеть собой, чтобы не расстроить другого (как при уходе за страдающим близким ему человеком), или стыдится показать другим свою слабость. Гордость не позволяет ему проявить эмоции, замкнутость или недоступность заслуживающих доверия лиц мешает ему обсудить собственные секреты, связанные с переживаниями, боязнь негативных последствий не позволяет ему проявить свою агрессивность, гнев и т. п.» (Kratochv?l, 1995a, с. 192).

Катарсис также воспринимается как некое «коллективное» отреагирование, эмоциональное заражение и совместное переживание эмоционального содержания, например проявление общей скорби в связи со смертью близкого родственника. Некоторые авторы называют формой катарсиса еще одно часто употребляемое понятие, специфический эффективный фактор психотерапии – так называемый корригирующий эмоциональный опыт.

«Другая аналогия изображает пациента с заблокированными эмоциями как человека, страдающего эмоциональным «запором». Таким пациентам требуется основательно эмоционально опустошиться. В этом случае психотерапия служит неким клистиром, позволяющим пациенту избавиться от переполняющих его эмоций и тем самым от их подавления. Терапевтический процесс помогает пациентам проломить эмоциональную блокаду. После того как человек раскроет свою темную сторону кому-то другому, он, по всей видимости, сможет воспринять данные эмоции как нечто естественное, что уже не обязан дальше держать под столь жестким контролем. Данный терапевтический процесс чаще всего происходит на уровне индивидуального переживания, когда импульс, вызывающий реакцию катарсиса, исходит изнутри индивида. Будем называть эту форму катарсиса корригирующим эмоциональным опытом» (Prochaska, Norcross, 1999, с. 24).

Читайте также:  Чтобы не чувствовать себя неполноценной

Задачам драматерапии более соответствует трактовка корригирующего эмоционального опыта, данная одним из основателей динамической психотерапии Францом Александером. В первой половине ХХ в. Александер описал это явление как опыт, полученный клиентом при переживании ситуации, которая принципиально противоречит его неоправданным ожиданиям, в результате чего он приобретает потенциал, ведущий к возможному изменению своей позиции, а тем самым и поведения. В качестве литературного примера явления корригирующего эмоционального опыта часто приводится изменение позиции и поведения Жана Вальжана в романе Виктора Гюго «Отверженные» после того, как ограбленный им епископ вместо того, чтобы передать полиции пойманного вора, злоупотребившего его гостеприимством, добавляет к украденному серебру другие вещи.

«При эмоциональной коррекции окружение ведет себя иначе, чем того ожидает лицо с неадекватным поведением на основании своих ошибочных обобщений. Этот факт в сопровождении сильного эмоционального переживания позволяет выполнить повторную дифференциацию, т. е. соответствующее различение ситуаций, в которых данная реакция будет уместной, а в которых – недопустимой… Например, можно ожидать, что пациентка с чересчур высоким уровнем недоверия и агрессивности по отношению к мужчинам, развившимся у нее вследствие серьезного эмоционального разочарования в прошлом, будет переносить эти чувства недоверия и агрессивности и на отношения с мужчинами, входящими в группу, и даже на отношения с терапевтом-мужчиной. В этой ситуации коррекция будет действовать эффективно лишь в том случае, если мужчины не будут отвечать ожидаемой ею комплементарной реакцией, т. е. злобой и отказом контактировать с пациенткой, а, наоборот, проявят неожиданное терпение, доброжелательность и понимание» (Kratochv?l, 1995a, с. 198).

В специальной педагогической практике мы можем встретиться с корригирующим эмоциональным опытом у тех учеников, которые после достаточно длительного и не отвечающего их способностям процесса обучения наконец попадают в соответствующее учебное заведение.

Пример

Петр был переведен в спецшколу после пяти лет посещения начальной школы, где он испытывал сильные переживания из-за постоянных неудач в усвоении большинства предметов. Его родители (врачи, живущие в небольшом городке, в котором общественное мнение имело значительный вес и жители которого хорошо знали друг друга) не сразу дали согласие на переход сына в спецшколу. Петр уже привык к тому, что не понимает разбираемого на уроке материала, что учителя предпочитают не вызывать его для ответов, а соученики игнорируют его или насмехаются над ним, на это он научился отвечать главным образом повышенной агрессивностью. После перехода в спецшколу он достаточно быстро и именно на основании позитивного корригирующего опыта изменил стиль своего поведения и переживаний – наконец добился успеха, начал понимать учебный материал, включился в новый учебный коллектив и почувствовал, что учителя уже не принижают его возможности.

И. Ялом (Yalom, 2007) на основании анализа наблюдений за состоянием своих клиентов называет следующие составляющие корригирующего эмоционального опыта:

• сильная эмоциональная экспрессия, связанная с риском, которому клиент решил подвергнуться;

• поддержка группы, снижающая уровень этого риска;

• раскрытие события с помощью группы;

• признание неприемлемости определенных чувств или поступков, касающихся отношений с другими;

• повышение способности клиента устанавливать релевантные отношения.

Катарсис, отреагирование и корригирующий эмоциональный опыт относятся к эффективным психотерапевтическим факторам, воздействующим на эмоциональную сферу. Кроме этих факторов, драматерапия делает упор на специфические эффективные факторы, нацеленные на конативную (волевую) сферу личности (когнитивный компонент не приобретает в драматерапии такого значения, как это бывает в случае «вербальных» терапий), связанную, помимо прочего, с раскрытием и идентификацией различных моделей поведения. Самое большое внимание здесь отведено ролям и ролевой системе человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОТРЕАГИРОВАНИЕ

ОТРЕАГИРОВАНИЕ Из всех клинических понятий, рассматриваемых в данной книге, отреагирование (acting out), вероятно, подверглось наибольшему смысловому изменению и расширению с тех пор, как оно было впервые использовано Фрейдом (Atkins, 1970; Boesky, 1982; Erard, 1983; Freud, 1905e[1901]; Holder, 1970; Infante, 1976;

Читайте также:  Что дает эмоции человеку

Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out)

Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out) Другим механизмом, заслуживающим обсуждения, является общая категория “отреагирования”. Я заключила этот термин в кавычки, чтобы привлечь внимание к тому, как часто этот ярлык навешивается на все виды поведения. Это

15. Повторное проживание опыта и эмоциональный катарсис

15. Повторное проживание опыта и эмоциональный катарсис Эта глава посвящена спонтанному возникновению эмоций и «катарсиса», который можно было бы назвать «разрядкой» данных эмоций. Катарсис используется в различных методах психотерапии, и я раскрою их содержание, чтобы

4. Вторая печать — Катарсис

4. Вторая печать — Катарсис Критерий, цель и единственно возможное оправдание сиюминутной мимолетности нашего искусства.42 Mysteriumtremendum — тайна, повергающая в трепет43.По определению Аристотеля: «…совершающее очищение страстей, главным образом посредством сострадания и

Упражнение «Творческое отреагирование утраты»

Упражнение «Творческое отреагирование утраты» Мы переживаем разнообразные утраты во многих областях нашей жизни. Реакции на эти изменения в нашей жизни, оплакивание утрат, траур могут быть здоровыми, могут чем-то помогать нам и способствовать более просветленному

Глава IX Искусство как катарсис

Глава IX Искусство как катарсис Теория эмоций и фантазии. Принципы экономии сил. Теория эмоционального тона и вчувствования. Закон «двойного выражения эмоций» и закон «реальности эмоции». Центральный и периферический разряд эмоций. Аффективное противоречие и начало

Катарсис

Катарсис Термин «катарсис» сегодня многим известен или хотя бы знаком. Он употреблялся в различных контекстах: в религиозном значении – как очищение духа посредством душевных переживаний, этическом – в качестве возвышения человеческой личности и даже в медицинском и

Седьмой этап: отреагирование эмоций – 20 мин

Седьмой этап: отреагирование эмоций – 20 мин 1. Общий шеринг: «С какими эмоциями я заканчиваю игру?».2. Возвращение к выбору дорог перед игрой. Хочется отметить, что, выбирая в начале дорогу, никто не задал вопрос, а зачем? Куда мы пойдем? Задавались ли вы этим вопросом на

Пятый этап: деролинг и отреагирование эмоций – 30 мин

Пятый этап: деролинг и отреагирование эмоций – 30 мин Чувства из игрыЧто я сейчас чувствую? Не оценка игры, не анализ, а чувства.Коробочка эмоцийВозьмите конвертик. Это конвертик ваших чувств и эмоций. Оформите его как-нибудь, чтобы было понятно, что он ваш.Теперь запишите

6. Эмоциональный фон

6. Эмоциональный фон Сильно нарушает мыслительный процесс любая сильная эмоция: страх, злость, отвращение и т. д. Причина в том, что эмоции отключают интеллект. Эмоция – это защитная реакция организма в тех случаях, когда должна быть мгновенная реакция. Когда вы потеряли

Занятие 26 Отреагирование – рисунок, танец, письмо…

Занятие 26 Отреагирование – рисунок, танец, письмо… Сегодня мы немного повторим, то, чем занимались в 13-м занятии, я поделюсь с вами дополнительными упражнениями.Работа с принятием различных эмоций очень благотворная, и может дать вам многое. Самое главное, я думаю,

Алексей Меняйлов Катарсис Подноготная любви Психоаналитическая эпопея

Алексей Меняйлов Катарсис Подноготная любви Психоаналитическая эпопея Издание 3-е, слегка исправленное и чуть-чуть дополненное М.: «Крафт+», 2005 ISBN 5-93675-099-X УДК 882-3 ББК 84(2Рос=Рус)6-4 М50 (1-е издание книги вышло в 1997 году в издательстве «КРОН-ПРЕСС». ISBN

Алексей Меняйлов Теория стаи Психоанализ Великой Борьбы Катарсис-2

Алексей Меняйлов Теория стаи Психоанализ Великой Борьбы Катарсис-2 Издание 2-е М.: Крафт+, 2004 ISBN 5-93675-061-2 (штрихкод 978-5-93675-061-8) УДК 882-3 ББК 84(2Рос=Рус)6-4 М50 Первое издание книги вышло в 1999 году под заголовком «Россия: подноготная любви» (М.: «Линор», 1999. — ISBN

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ Словарь из книги «КАТАРСИС: ПОДНОГОТНАЯ ЛЮБВИ» («КАТАРСИС-1»)

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ Словарь из книги «КАТАРСИС: ПОДНОГОТНАЯ ЛЮБВИ» («КАТАРСИС-1») АДЕКВАТНОСТЬ — полное соответствие. Адекватное поведение — конструктивное поведение, полностью соответствующее всему множеству сложившихся обстоятельств. Адекватным

Источник

Оцените статью