Критика эмоционального интеллекта
Проблемой эмоций и самоконтроля занимались такие разные люди, как царь Хаммурапи, император Ашока, Чарльз Дарвин и Зигмунд Фрейд. В 1920 году появилось понятие «социального интеллекта». Расцвет же теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980–1990-е годы. Изображение: Eddy Milfort, 2015 год
Говорить о так называемом эмоциональном интеллекте почти модно: его показателем пытаются объяснить успехи или неудачи человека в сосуществовании с чужими эмоциями и в выражении собственных. Насколько оправданы надежды, что он есть и действительно на что-то влияет? Быть может, это очередная постмодернистская пустышка?
PRINCALYA — о том, в чём, собственно, дело:
«Эмоциональный интеллект» — термин, введенный Говардом Гарднером в книге «Структура разума» ) — описывает область человеческого сознания, которая до недавнего времени игнорировалась.
Повсеместно был распространен способ измерения Интеллектуального коэффициента — IQ и на этом попытки сделать различия в умственных способностях ограничивались. Было установлено, что EQ гораздо важнее IQ, когда дело касается «социальных навыков» — успеха в карьере, в личных и деловых отношениях, воспитании счастливых детей. IQ больше соотносится с академическими успехам в школе, к которым реальная жизнь имеет мало отношения.
Умение распознавать, адекватно выражать чувства и справляться с ними мало соотносится с интеллектуальными способностями, и именно эти умения необходимы для нашего благополучия и общего успеха в жизни. Эмоциональный интеллект — это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Эмоциональный интеллект, помимо прочего, включает в себя способность к глубокой эмпатии, умение мудро вести за собой и следовать за другим, не теряя себя, уважать чужие границы и развивать свои таланты, принимать и дарить любовь и поддержку. Отношения не могут быть подлинно глубокими, не могут развиваться без умения делиться с другим своим внутренним миром.
DAELLE представляется, что EQ — явление сугубо информационное, термин ради термина:
Концепция эмоционального интеллекта в её нынешнем виде — пожалуй, один из самых типичных постмодернистских конструктов.
Во-первых, сам концепт эмоционального интеллекта был создан путём нехитрой операции по соединению двух громких терминов для создания третьего. Который, как легко заметить, не имеет отношения ни к собственно интеллекту (структуре умственных способностей индивида или системе умственных операций с индивидуальным стилем и стратегиями мышления), ни к эмоциям (психическому процессу импульсивной регуляции поведения).
Во-вторых, эмоциональный интеллект как понятие полностью коммодитизирован. Он упрощён и очищен от всех примесей научного, непонятного или требующего размышлений. Никто не читает докторские диссертации людей, разрабатывавших эту тему в 1960-1970-х, но многие знают журналиста Дэвида Гоулмана, который отлично заработал на своей книге «Emotional Intelligence». Таки да, по причине вопиющей простоты EQ прекрасно продаётся — и как концепт / медийный продукт, целиком построенный вокруг прикольного термина и не имеющий практического применения, и как основание для заоблачной стоимости консультационных услуг популяризаторов этого концепта. Про EQ пишут все: популярные блогеры, NYT и Harvard Business Review.
В-третьих, эмоциональный интеллект — это модель, который создаёт у своего потребителя ощущение глубокого понимания. Причём не суть важно, чего именно. В уже ставшей хрестоматийной книге Гоулмана через призму EQ объясняется абсолютно всё. Дети стали неуправляемыми? Беда с эмоциональным интеллектом. Неонацизм поднял голову? Недоработка по линии EQ. Войны, голодающие дети в Африке, эпидемия депрессии, мировой заговор, Россия с ядерной дубинкой — всё можно объяснить через призму эмоционального интеллекта. Иными словами, EQ — это хорошая, годная объяснительная модель, которая а) прекрасно вписывается в поп-психологический дискурс, принятый в развитых странах; б) как и любая модель, немного снижает фоновый ужас перед сложностью и непознаваемостью мира.
В-четвёртых, EQ — это чисто информационное явление, термин ради термина. Он почти полностью лишён деятельностной составляющей — если, конечно, не считать таковой продажу EQ как красивого медийного продукта (ну, и продажу очень, очень дорогих консультационных услуг его авторов заодно). EQ настолько всеохватен и всёобъясняющ, что после прочтения очередной статьи на тему вызывает у читателя приятный эффект «Ага, я всё понял. » После этого «Ага. » среднестатистический читатель обычно расслабляется (катарсис понимания, а то ж) и продолжает сёрфить по соцсетям. Видимо, авторы и популяризаторы концепта на это и рассчитывали. Потому что вдумчивый читатель неизбежно задаёт себе закономерный вопрос: «Оооокей, у нас есть эмоциональный интеллект! И что я по этому поводу должен предпринять?» И не находит на него ответа. Во всяком случае, в книгах по эмоциональному интеллекту. Потому что рекомендация «прислушиваться к внутреннему монологу и прерывать самокритику» — это, извините, херня полная. Куда полезнее был бы мануал по эмоциям «Пятьдесят оттенков Джима Керри» (ну, или Чака Норриса, кому что ближе).
Если самостоятельно деконструировать выражение «эмоциональный интеллект» в, так скажем, деятельностном залоге, то получается действие класса «привнести интеллект в эмоциональную сферу». То есть всё это, по сути, не про эмоции и внутренний мир человека, а про соответствие выражения эмоций ожиданиям окружающих, про социальную адекватность. Иными словами, эмоциональный интеллект работает не с причинами (интроекты, принятые в семье сценарии, застарелые травмы, наконец, на которых держатся шаблоны «стимул-реакция»), а с симптомами (наорал на подчинённых, расстрелял одноклассников, разбил любимую мамину вазу — какой нехороший мальчик. ) Не случайно тот же Гоулман постоянно оперирует примерами из практики школ, которые учат детей правильно разрешать конфликтные ситуации. По этой причине EQ сильно напоминает попытку лечить менингит с помощью лекарств от головной боли. Конечно, в этом он не одинок: схожее впечатление производят многие поп-психологические концепты, вроде позитивного мышления, аффирмаций, НЛП для всех и пр.
Есть подозрение, что и принципиальная непрактичность концепта EQ, и его ориентация на социальную норму связана с проблемой языка. У нас не так много слов, которыми можно описать эмоции внутри отдельно взятой головы — если не считать МРТ, конечно. И потому человеческий опыт именования, называния и, соответственно, различения того, что происходит в эмоциональной сфере, — с нюансами, оттенками, полутонами — как правило, крайне скуден. И подвижки начнутся не раньше, чем техника дойдёт до brain-to-brain communication — ну, или хотя бы до наркотиков класса «эмоциональная симфония».
В-пятых, несмотря на непрактичность и очевидную коммерциализированность, в эмоциональном интеллекте есть своё благородное безумие, больше подходящее каким-нибудь эльфам, чем людям. Например, на базе EQ можно создать деятельность по проектированию новых шаблонов для выражения эмоций. Шаблоны могли бы быть дизайнерскими, штучными продуктами, а их применение стало бы ещё одним внешним социальным маркером — вроде сленга профессиональных инноваторов, хайратников хиппи или акцента лондонских кокни. «У меня два шаблона от Баленсиаги», «в соцпакет входит установка корпоративных эмоциональных шаблонов», далее — везде. Очень интересно могло бы получиться.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник