Критерии оценки эмоциональных состояний

«Самооценка эмоциональных состояний»
А. Уэссман и Д. Рикс

Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.

Опросник Спокойствие – тревожность
10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.
5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Энергичность – усталость
10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
8. Много энергии, сильная потребность в действии.
7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия.
6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии.
3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.

Приподнятость – подавленность
10. Сильный подъем, восторженное веселье.
9. Возбужден, в приподнятом состоянии. Восторженность.
8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
4. Настроение подавленное и несколько унылое.
3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе – беспомощность.

Уверенность в себе – беспомощность
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
8. Очень уверен в своих способностях.
7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
6. Чувствую себя довольно компетентным.
5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
4. Чувствую себя довольно неспособным.
3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.

Обработка результатов и интерпретация
Определяют следующие показатели:
И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4).
И2 – «Энергичность – усталость».
ИЗ – «Приподнятость – подавленность».
И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».
И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:

И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где
И1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.
В общем виде эмоциональное состояние — характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может быть наблюдаемо как внешне, так и внутренне. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта на определенный момент времени тех ощущений благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.

Читайте также:  Испытываю чувство голода даже после еды причины

Шкала «Спокойствие-тревожность»

  • выше 5-6 баллов. В опросе испытуемый показывает преобладание «Спокойствия»: выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость.
  • 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Спокойствие-тревожность» без явного преобладание одного из полюсов.
  • 1-4 балла. По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.

    Шкала «Энергичность-усталость»

  • выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.
  • 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Энергичность-усталость» без явного преобладание одного из полюсов.
  • 1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.

    Шкала «Приподнятость-подавленность»

  • выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.
  • 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Приподнятость-подавленность» без явного преобладание одного из полюсов.
  • 1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.

    Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»

  • выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.
  • 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Уверенности-беспомощности» без явного преобладание одного из полюсов.
  • 1-4 балла. Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.

    Суммарная оценка состояния
    Этот показатель отражает выраженность, степень эмоционального подъема/истощения испытуемого.

    Источник

    ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

    Измерение эмоциональных состояний проводится по трем основным аспектам – эмоциональному, физиологическому и поведенческому, а также по их взаимосвязи. Для спортивной практики наиболее ценным является изучение взаимосвязи эмоциональных реакций и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

    Для измерения эмоциональных состояний в период интенсивной физической и психической нагрузки используется методика САН (табл. 62), разработанная сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии.

    Подсчет анкеты, заполненной согласно инструкции, проводится следующим образом. Каждая буква в названии анкеты обозначает определенное состояние человека: С – самочувствие, А – активность, Н – настроение. Букве «С» соответствуют следующие пары слов – 1, 2; 7, 8; 13, 14; . и т. д., т. е. через каждые две пары на третью. Букве «А» – 3, 4; 9, 10; 15, 16; . и т. д., т. е. через тот же интервал. Букве «Н» – 5, 6; 11. 12; 17, 18; . и т. д.

    Читайте также:  Чувство беспокойства или нервозности

    Приведенные пары составляют в сумме оценку каждого состояния. В цифровом варианте это выглядит следующим образом. Мысленно (вначале работы для практики – письменно) проставляется оценка каждой клетки, затем те клетки, которые были зачеркнуты испытуемыми, суммируются, исходя из этой шкалы. Следует обратить внимание на то, что для «С» и «Н» шкалирование идет справа налево, а для «А» слева направо.

    В конце для переведения данных в общепринятую девятибалльную шкалу, полученные суммарные результаты необходимо разделить на 10 (по числу вопросов о каждом состоянии). Особый интерес представляет изучение эмоциональных состояний в период соревновательной деятельности.

    Методика предназначена для оценки настроения (в определенной мере также эмоционального состояния в целом) путем исследования ответов, опосредованно отражающих это состояние.

    Дата___________ Время_______ (заполняется в день проверки)

    Инструкция. Оцените свое состояние в день проверки, поставив на шкале знак «х» между противоположными по смыслу характеристиками (в том месте, которое для вас в наибольшей мере отражает соотношение между всем диапазоном клеток!

    Самочувствие хорошее Чувствую себя сильным С плохое слабым
    Пассивный Малоподвижный А активный подвижный
    5 6 Веселый Настроение хорошее Н грустный плохое
    7 8 Работоспособный Полный сил С разбитый обессиленный
    9 10 Медлительный Бездеятельный А быстрый деятельный
    11 12 Счастливый Жизнерадостный Н несчастный мрачный
    13 14 Напряженный Здоровый С расслабленный больной
    15 16 Безучастный Равнодушный А увлеченный взволнованный
    Восторженный Радостный Н Унылый печальный
    19 20 Отдохнувший Свежий С усталый изнуренный
    21 22 Сонливый Желание отдохнуть А возбужденный соревноваться
    Спокойный Оптимистический Н озабоченный пессимистический
    25 26 Выносливый Бодрый С утомленный вялый
    27 28 Соображать трудно Рассеянный А легко внимательный
    29 30 Полный надежд Довольный Н разочарованный недовольный

    Предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из трех ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное).

    1.Чувствую себя исключительно бодро.

    2.Соседи (другие члены спортивной команды и т. д.) очень мне надоели.

    3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

    4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы соревнования, тренировки, обследование и т. д.).

    5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

    6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

    7. Беседа с экспериментатором неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

    8. Удивительное настроение! Хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

    9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

    10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

    11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

    12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

    13.Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

    14.Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».

    15.Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»

    Читайте также:  Праздник чувств что это

    16.Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

    17.Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

    18.Мое будущее мне кажется очень печальным.

    19.Бывает хуже, но редко.

    20.Не верю даже самым близким людям.

    21.Автомашины гудят на улице редко, но зато эти звуки воспринимаются, как приятная музыка.

    Оценка результатов (на основе материалов обследования более 500 человек) проводится по следующим критериям. Настроение: 9 баллов – 20 ответов «нет»; 8 баллов – 19 ответов «нет»; 7 баллов – 18 ответов «нет»; 6 баллов – 16 – 17 ответов «нет»; 5 баллов – 13 – 15 ответов «нет»; 4 балла – 10 – 12 ответов «нет»; 3 балла – 8 – 9 ответов «нет»; 2 балла – 6 – 7 ответов «нет»; 1 балл – 5 и менее ответов «нет».

    Астеническое состояние: ответы «да» в вопросах № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» в вопросах № 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше искомых ответов, тем лучше состояние: 9 баллов – 1 – 2 ответа; 8 баллов – 3 ответа; 7 баллов – 4 ответа; 6 баллов – 5 – 6 ответов; 5 баллов – 7 – 8 ответов; 4 балла – 9 – 10 ответов; 3 балла – 11 – 13 ответов; 2 балла – 14 – 15 ответов; 1 балл – 17 ответов и более.

    Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах № 1, 6, 8, 12, 16,-17; ответы «наоборот» в вопросах № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше искомых ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов – 6 ответов и ниже; 8 баллов – 7 ответов; 7 баллов – 8 – 9 ответов; 6 баллов – 10 – 12 ответов; 5 баллов – 10 – 13 ответов; 4 балла – 14 – 15 ответов; 3 балла – 16 – 17 ответов; 2 балла – 18 – 19 ответов; 1 балл – 20 ответов и более.

    Изучение тревожности

    Изучение состояния тревожности, которое возникает в связи со значимыми соревновательными ситуациями, производится при помощи шкалы самооценки Ч. Спилбергера (табл. 63). Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоции напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 – отсутствие тревожности).

    Оценка состояния тревожности производится следующим образом: из суммы вопросов № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 вычитается сумма вопросов № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. К полученной разнице прибавляется цифра 50. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 30 – 45 баллов – среднего, свыше 45 баллов – высокого. Чтобы определить оптимальный уровень ситуативной тревожности в условиях соревнования, необходимо сопоставить данные измерения предсоревновательного уровня тревожности с успешностью деятельности. Оптимальный уровень предсоревновательной тревожности можно выявить и репродуктивным способом, предложив испытуемым спортсменам воспроизводить в количественных оценках то состояние, которое они испытывали перед своим самым удачным выступлением.

    Источник

  • Оцените статью