Критерии когнитивный эмоциональный деятельностный
Студент 5 курса факультета Истории и права Шадринского гос. пед. института
Одаренность – особое свойство личности, проявляющееся в наличии у неё потенциально высоких способностей. Выявление и развитие одаренных студентов позволяет педагогу максимально раскрыть их потенциал, внести важный вклад в подготовку наиболее ценных специалистов, отличающихся творческим подходом, инициативностью, заинтересованностью в высоком результате профессиональной деятельности [3, с. 254].
Успешность развития одаренности студентов, устанавливается с помощью выявленных критериев, разработанных отечественными и зарубежными учеными (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, А. И. Грабовский, В. Н. Дружинин, Е. П. Ильин, И. А. Милославова, Б. М. Теплов, П. Торренс, X. Хекхаузен и др.).
Так, Б. М. Теплов [4] понимал под одаренностью синтетическое качество, которое нельзя рассматривать как простую совокупность способностей. По словам Е. П. Ильина, одаренность формируется и развивается как результат «взаимовлияния и взаимодействия компонентов, которые в неё входят» [2].
Для выявления и изучения одарённости психологи предлагают ряд критериев, среди которых форма проявлений, вид деятельности, степень сформированности, соотнесённость с возрастными особенностями, широта проявлений.
Среди критериев развития одаренности обучающихся А. И. Грабовский выделяет следующие: основная степень сформированности одаренности учащихся; основные формы проявления одаренности; вид деятельности одаренных учащихся и обеспечивающие ее сферы психики; широта проявлений одаренности в разнообразных видах деятельности; особенности развития одаренных учащихся в зависимости от возраста [1, с. 13].
Для нашего исследования мы выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-эмоциональный, средовой и деятельностно- практический.
Когнитивный критерий позволяет выявить сформированность знаний и пониманий студентами возможности развития и саморазвития интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для продуктивной и успешной деятельности. Этот критерий предполагает наличие интеллектуальных способностей, творческого мышления, способности к познанию, творческому освоению нового.
Показателями когнитивного критерия в нашем исследовании являются:
- понимание значения среды, факторов, влияющих на развитие личностных качеств студентов в разных видах деятельности (научно-исследовательской, профессиональной, учебной и творческой);
- оценивание различных видов одаренности;
- познание качеств личности, которые способствуют развитию одаренности (активность, гибкость суждений, трудолюбие, самостоятельность, креативность, упорство, целеустремленность, выдержка и др.).
Мотивационно-эмоциональный критерий во многом обусловлен направленностью одаренных студентов на потребность и желание самовоспитания, самообучения, саморазвития и саморегуляции. Этот критерий в основном соотносится с ярко выраженным интересом к занятиям или сферам деятельности, «ненасыщенной» познавательной потребностью, также присуща высокая увлеченность и погруженность в занятия, повышенная эмоциональность и установка на активную творческую позицию и неугасаемую любознательность. Основные показатели мотивационно-эмоционального критерия характеризуются следующим:
- потребностью к успеху и желанию реализовываться в самых различных видах деятельности;
- любознательностью и познавательным интересом;
- способностью саморегуляции, эмоциональностью, волей к достижению поставленных целей.
Основные показатели средового критерия имеют следующие характеристики:
- удовлетворенност в отношениях с субъектами окружающей среды;
- ощущение социально-психологического комфорта в развивающей образовательной среде;
- социальная идентичность себя как успешной личности в обществе.
Деятельностно-практический критерий – это отражение реализации личностью своих задатков и талантов, практическая активность, а также эмоциональная погруженность в деятельность. Основные показателями этого критерия характеризуются:
- включенностью студентов в различные виды развивающей учебной деятельности и научного познания;
- удовлетворенностью не только от результат деятельности, но и о самого процесса этой самой деятельности;
- продуктом деятельности, как результатом развития разных видов одаренности.
Критерии развития одаренности студентов отличаются по содержанию, но они тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга. По каждому критерию можно выделить три уровня развития: высокий, средний, низкий.
Охарактеризуем их на примере мотивационно-эмоционального критерия.
Высокий уровень – студенты осознают и анализируют возможности реализации интеллектуального, творческого потенциала и способностей; испытывают постоянную «ненасытную» желание и потребность развивать познавательный интерес, удовлетворенность от процесса и результатов труда; адекватно осознают повышенную самоэмоциональность и самочувствительность, координируют деятельность в соответствие с ними.
Средний уровень – студенты ситуативно осознают возможности реализации интеллектуального, творческого потенциала и способностей; не всегда испытывают потребность и желание в развитии познавательного интереса, любознательности, удовлетворенности от процесса и результатов труда; часто неадекватно осознают повышенную самоэмоциональность и самочувствительность, координируют свою деятельность под руководством педагогов и родителей.
Низкий уровень – студенты часто не осознают возможности реализации интеллектуального, творческого потенциала и способностей в потенциально успешной для них деятельности; интеллектуальная потребность, любознательность и познавательный интерес носят скрытый характер и развиваются под руководством преподавателей и родителей; часто испытывают затруднения в реализации эмоций и чувств с окружающими.
Таким образом, в описанном выше комплексе критериев выделяются четыре критерия одаренности, каждому из которых дана содержательная характеристика.
Библиографический список
1. Грабовский А. И. Педагогика. К вопросу о классификации видов одаренности. – М.: БЕК, 2003. – № 8. С. 13-18.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2011. С. 147.
3. Сидоров С. В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности / С. В. Сидоров, А. Г. Гаврилов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 1. С. 253-256.
Источник
Критерии когнитивный эмоциональный деятельностный
В условиях модернизации российского образования, перестройки учебного процесса, появлении новых федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание личности, стремящейся к знаниям и творческому преобразованию действительности, вопрос развития творческих способностей учащихся остается одним из самых актуальных. Младший школьный возраст характеризуется богатством эмоциональных переживаний, развитием воображения и логического мышления, стремлением к самостоятельности, появлением устойчивых интересов, любимых занятий и высокой степенью восприимчивости к воспитательным воздействиям педагога. Именно поэтому проблема организации развития творческих способностей младших школьников должна решаться в общеобразовательных школах одной из самых первых.
Под творческими способностями мы понимаем синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к успешному её выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.) [7].
Вопрос оценки уровней развития творческих способностей как таковых и творческих способностей младших школьников, в частности, остается открытым. Проблему определения уровней развития творческих способностей младших школьников рассматривали в своих диссертационных исследованиях Бибикова Н.В. [1], Вишневая Н.Э. [2], Клевцова В.Л. [6], Гин С.И. [3], Шульга Е.П. [10], Карпова Л.Г. [5]. Теоретический анализ их работ и собственное исследование проблемы [8] позволили нам выделить следующие критерии для оценки уровней развития творческих способностей учащихся начальной школы:
Когнитивно-эмоциональный критерий – выявляет способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию, разработанность.
Личностно-креативный критерий – указывает на способность к активизации своего творческого потенциала – использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия).
Мотивационно-ценностный критерий – характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего творчества и чужого.
Деятельностно-процессуальный критерий – отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.
Рефлексивный критерий – раскрывает способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию, объективной критике своих творческих достижений и чужих; определяет развитие внутренней позиции творца.
Каждый из критериев определяется рядом показателей, раскрывающих его полное содержание.
К показателям когнитивно-эмоционального критерия мы отнесли:
– легкость в использовании ассоциаций (ассоциативная и экспрессивная беглость);
– особенности темперамента (пластичность, вариативность, эмоциональная устойчивость, склонность к напряженной деятельности, социальная энергичность);
К показателям личностно-креативного критерия относятся:
– стремление к независимости, отсутствие страха высказывать свою точку зрения на проблему;
– надситуативная активность (инициативность, выход за пределы заданного);
– внутренняя позиция творца (заинтересованность в решении проблемно-поисковых задач, тенденции к индивидуализации творческой деятельности).
Показателями мотивационно-ценностного критерия являются:
– потребность в творческой деятельности;
– потребность в участии в учебно-познавательной деятельности;
– положительное отношение к обучению, школе, учителю, одноклассникам;
– признание ценности творчества.
Показателями деятельностно-процессуального критерия являются:
– творческая и познавательная самостоятельность;
– освоение способов творческой деятельности;
– качество выполняемых действий;
– стремление к достижению цели, получению конкретных результатов своей деятельности;
– способность оптимизации своего поведения (навыки организации творческого процесса, гибкий выбор той или иной стратегии поведения, безболезненный отказ от неэффективного способа действия).
К показателям рефлексивного критерия мы отнесли:
– особенности эмоционально-ценностного отношения к себе (уровень самооценки, её адекватность);
– стремление к самообразованию, саморазвитию;
– умение объективно оценить свой и чужой творческий продукт.
На основе выделенных показателей охарактеризуем уровни развития творческих способностей младших школьников.
1. Низкий уровень.
У ребенка трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей. Ребенок не заинтересован в предстоящей творческой работе, не стремится участвовать в её коллективных видах, не проявляет инициативу, не участвует в дискуссиях, не делится своими творческими замыслами с товарищами. Задания воспринимает пассивно, а мыслит инертно. Крайне низкая продуктивность. Образы малоинтересны, не проработаны. Ребенок избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Он испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи учителя или товарищей. Освоение им способов творческой деятельности идет крайне медленно, поэтому он предпочитает действовать по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид. Навыки саморегуляции проявляются слабо. Ребенок чувствует себя некомфортно, неуверенно, боится выступать публично. Восприятие им художественных произведений не отличается живостью и эмоциональностью. Неудачи сопровождаются длительными негативными эмоциями. Имеет заниженную или завышенную самооценку. Как правило, сосредоточен на себе, испытывает трудности с общением.
2. Средний уровень.
Ребенок справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей, но не стремится к наибольшему их числу и не способен, если того требует задание, выбрать наиболее удачный вариант решения проблемы. За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Ищет возможности выразить себя в творчестве, но интерес к нему непостоянен. Образы интересны, детализированы. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Ребенок предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив. Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Способен к напряженной деятельности, «погружению» в задание. Ребенок умеет работать самостоятельно, однако это проявляется не всегда. Освоение способов творческой деятельности идет в среднем темпе, успех в освоении не постоянен. Творческий продукт имеет завершенный вид, однако не все детали проработаны. Навыки саморегуляции развиты недостаточно. Эмоции, сопровождающие деятельность, как правило, зависят от многих обстоятельств: окружения, настроения, успеха или неудачи. Восприятие художественных произведений отличается живостью и эмоциональностью. Средний уровень характеризуется недостаточно развитыми навыками адекватной самооценки. Ребенок отзывчив, внимателен, но бывает нетерпелив и резок в общении.
3. Высокий уровень.
Ребенку легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования. Его творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. В помощи учителя не нуждается. Ребенок находится в постоянном поиске любых возможностей для выхода своей творческой энергии и получает удовлетворение скорее от самого процесса, чем от результата. Стремится рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны. Образы необычны, большое внимание к деталям. Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них. Ребенок независим, не боится критики, инициативен, настойчив. Восприятие им художественных произведений отличается активностью, живостью и эмоциональностью. Ребенок применяет разнообразные виды самостоятельной работы с наибольшей их эффективностью в конкретной ситуации. Освоение способов творческой деятельности идет быстро и легко. Творческий продукт имеет полностью завершенный вид. Навыки саморегуляции достаточно развиты, отсюда высокая продуктивность. Как правило, деятельность сопровождается положительным эмоциональным настроем, состоянием воодушевления, ребенок часто выходит за рамки заданного. Интерес к проблемно-поисковым типам задач постоянен, их решение в приоритете, принципиально самостоятельно. У ребенка регулярная адекватная самооценка. Он глубоко сопереживает, чувствителен к проблемам и нуждам окружающих, больше доверяет своим чувствам и интуиции, раскован.
Приведем весь необходимый диагностический инструментарий для определения степени проявления показателей по каждому критерию, что позволит судить об уровне развития творческих способностей младших школьников.
1. Тест креативности Вильямса (модифицированный Е. Туник);
2. Тест Роршаха; тест С. Медника (адаптация Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной); тест «Пиктограмма» (А.Р. Лурия);
3. Изучение темперамента школьника методом наблюдения; опросник для родителей, направленный на определение типа темперамента (О. Анисимович); опросник для учителей, направленный на определение типа темперамента школьника (А. Белова); личностный опросник Г. Айзенка; методика «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенковой);
4. Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна)
1. Методики «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура» (Р. Немов); методика исследования особенностей воображения учащихся на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» (разработана Е.Г. Речицкой, Е.А. Сошиной); игровой тест «Три слова»;
2. Методика на определение уровня абстрактного мышления (по К. Йерасеку); методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова; 1 класс); методика словесных субтестов (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрова; 2–4 классы); методика «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславской); диагностика навыков критического мышления (по Б. Блуму) на материале небылиц, научно-популярных статей («Почему. А что будет, если. Докажи. Убеди нас!»);
3. Опросник Дж. Рензулли (адаптация Е. Туник); методика экспертных оценок А.А. Лосева; методика «Как я вижу себя» (А.И. Савенков);
4. Педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности
1. Методика изучения мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина);
2. Методика «Составление расписания на неделю» (С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна);
3. Методика «Неоконченные предложения» (М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова); ориентировочная анкета А. Басса; методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев);
4. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонова)
1. Методика «Экспресс-диагностика учебной активности младших школьников» (А.А. Волочкова); опросник «Субъектная позиция школьника (З.В. Голышева)»;
2. Методика «Кодирование» (А.Ю. Панасюка); проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая);
3. Педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; тест Тулуз-Пьерона;
5. Методика «Рисунок человека»; анкета по выявлению тревожного ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко; методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (адаптация Н.В. Тарабриной)
1. Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн;
2. Тест «Креативность» (Вишняковой Н.)
Применение данных методик существенно углубляет знания педагогов о механизме творческой деятельности и процессе развития творческих способностей младших школьников. Данный диагностический инструментарий может применяться учителями выборочно, что позволит выстроить им более эффективную стратегию по развитию способностей каждого конкретного ученика, а значит сделать для него каждое занятие продуктивным.
Итак, разработанные нами критерии, показатели, уровни развития творческих способностей младших школьников и выделенные средства диагностики являются значимыми для педагогической практики, поскольку могут найти отражение в методических разработках и педагогических условиях эффективного развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Источник