Крестьянские дети чувства передающиеся через лирических героев

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

Лирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его, с обворожительной, присущей только детям, непосредственностью и наивностью.

Эта сцена так зацепила автора, что следом за ней он начинает рассуждать о прелестях и тягостях их жизней. С восхищением, обращается он к читателю, в надежде, что тот поймет его чувства, рассказывает о простых забавах и потехах их жизней. Вспоминает, как они учили его премудростям, которые знали только крестьяне, когда он был юн и очень благодарен им, за то, что они не относились к нему как к молодому барину.

В стихотворении чувствуется легкая зависть автора, как человека высшего сословья, за то, что крестьянские дети не имеют чина и не чувствуют его груза с самого детства, в отличие от барских, которых с детства учат наукам. Конечно, простой люд приучает своих детей трудится с самого малого возраста, но автору это кажется не самым тяжелым бременем.

Повзрослев, лирический герой не раз возвращается в те края, где его встречают уже новые дети. Он рассказывает им истории из своей жизни. Дети слушают о путешествиях затаив дыхание. Автор, в свою очередь, наблюдает за детворой.

Впоследствии эти наблюдения перерастают в поэму «Крестьянские дети». Ее структура делится на несколько частей, согласно жизненным моментам, которые пережил автор. Удивляет то, с какой любовью и теплотой она написана. Ведь, казалось бы, человек высшего общества, барин, а восхищается жизнью и детьми обычного народа. Тем Некрасов и удивителен, что высокое происхождение не помешало ему остаться человеком в самом лучшем смысле этого слова. Чувствуется, что он переживает за их будущее даже в этой поэме, предупреждая их, о том, чтобы ценили это время, потому как точно знает, что дальнейшая жизнь крестьянина тяжела и безрадостна. Они не могут распоряжаться своей судьбой, как бы им того хотелось.

Н.А. Некрасов отличается своими демократическими взглядами, презрением к крепостному праву, жалостью и состраданием к крестьянам.

У произведения перекрестная рифма (мужская чередуется с женской) и необычная кольцевая композиция. Завершая его, он отсылает читателя обратно к сцене охоты, с которой и начинал повествование. Автор намеренно употребляет противоположенные по эмоциональной окрашенности эпитеты (скудное поле / красное детство), чтобы подчеркнуть весь трагизм ситуации сложившейся в обществе и обреченность русского подневольного народа.

Н.А. Некрасов чувствует свою вину перед этими детьми за то, что когда они вырастут, он будет играть не рядом с ними, а управлять их судьбами и решать как им жить. За свое происхождение. За социальное не равенство. За крепостное право. Ему очень хочется, что — то изменить, но он не может ничего сделать.

Стихотворение оставляет чувство светлой грусти, после его прочтения. Хочется верить в лучше.

Анализ стихотворения Некрасова Крестьянские дети

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с того, что автор приехав в деревню, отправляется на охоту. Утомившись, он забрел к вечеру в сарай, чтобы отдохнуть. Он уснул. А пробудился только тогда, когда в щели сарая уже заглядывали лучи солнца. И, не только они. Несколько пар детских глаз смотрели на барина и перешептывались меж собой.

Автор прислушался к их разговору. Они обсуждали барин он, или же нет и с большим интересом рассматривали его ружье, золотую цепочку часов, большую собаку. Ребятишки, переговариваясь, опасались, что разбудят охотника.

А тот, между тем, проникается умилением от этой встречи. И тут начинаются рассуждения автора о детях простых крестьян. Он, как делается ясно из строк, их очень любил. А чад простых людей – особенно. Да и вообще, творчество Некрасова отличается большой внимательностью и состраданием к простому народу. И, естественно, не остались без него и дети простолюдин.

Сначала описывает автор лучшие стороны их детства. Он говорит о том, что они не знают неги, но и не обременены науками. Они растут вольно. Их характеры не сковывают рамки светских приличий, которым непременно должны следовать дворянские дети.

Он с большой любовью описывает то, как проводят свое время крестьянские ребятишки. Они, в большинстве своем, не знают страха. Они растут трудолюбивыми, видя плоды родительской деятельности. В качестве примера приводит автор то, как ребенок наблюдает за работой в поле. Он видит, как его засевают. На его глазах прорастают и наливаются колосья, которые позже превращаются, благодаря людскому труду, в хлеб.

Не боятся они и не только работы, которая является для них неотъемлемой частью их жизни. В них с малых лет воспитывается ответственность, забота о ближних.

А любопытству их предела нет. Автор рассказывает о том, как они с большим интересом слушают россказни прохожих и принимаются практически за всякое дело, к которому только их допустят.

Но, хоть и хорошо все это, но есть здесь и обратная сторона. Далеко не все эти ребятишки могут дожить до зрелого возраста. Ведь удел крестьян – тяжкий труд и множество тягот. Им приходится терпеть довольно многое.

Некрасов описывает одну свою встречу с шестилетним мальчуганом зимней порой. Он вел лошадь с возом, нагруженном дровами. Этот труд был тяжел для ребенка. Но, куда было ему деваться? У него большая семья. А из мужчин в ней только он, да отец. И, вся ответственность лежит на них. Мальчик прекрасно понимает это. Причем, разговаривает он с автором как вполне взрослый человек. И, это неудивительно. Ведь на его долю выпало немало забот, и он вынужден трудиться непосильно для его лет. И, скорее всего, это довольно рано сгубит мальчугана.

В конце стихотворения автор, чтобы отвлечься от этих мрачных мыслей, возвращается к описанию той встречи, с которой начал это произведение. Ведь чтобы не ждало этих ребятишек, которые сейчас рассматривали его, на данный момент они были веселы. И автор постарался развлечь их еще.

В конце произведения начинается гроза и дети убегают. Гроза здесь – предвестник их нелегкого и сурового будущего, о котором, вероятно, думал автор, расставшись с этими маленькими сорванцами.

5, 6 класс по плану

Картинка к стихотворению Крестьянские дети

Популярные темы анализов

Стихотворение «Песнь о хлебе» Сергей Есенин написал в 1921 году. В нем автор отразил свое отношение к Гражданской войне и голоду, который был присущ России того времени. Основная мысль стихотворения заключается в трудностях хлебозаготовки.

В этом стихотворении Есенин описывает свою семейную жизнь со своей последней женой. Писатель говорит, что горячая кровь и холодный расчетливый ум не совместимы вместе. Третья жена Есенина отличалась от всех остальных его женщин.

Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме.

Стихотворение вышло в свет лишь после смерти Фёдора Ивановича в 1876 году. Никто не знает точной даты его написания. Многие подметили, что Тютчев при написании своих стихотворений подходит к ним с философской стороны.

Стихотворение «Снегирь» Державин написал после смерти великого русского полководца — Суворова. Это событие вызвало в нем сожаление об утрате такого человека, способного на подвиги во имя родной страны.

Источник

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам

Учебник: «Литература. 5класс», часть 1. Автор: Г.С.Меркин, 2011 год.

Читайте также:  Как действуют антидепрессанты если нет депрессии

Цели:

  • Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.
  • Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
  • Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

Анализ стихотворения по частям.

1 часть. Охотник возвращается в родную деревню

— Что узнаём из 1 части? ( Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)

— Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: » глазки смешались, как в поле цветы», » я детского глаза люблю выраженье». Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)

2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.

Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).

— Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)

— Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)

— Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: «Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!»

— Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)

— Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)

Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Чем же это стихотворение похоже на комедию? В первой и последних частях звучит диалог: детишки сравниваются со зрителями, а Фингал — с актёром.

3 часть. Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.

Здесь позиция лирического героя меняется: он и один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, и гражданин , думающий о будущем своего народа. (Наблюдение)

1. Выразительное чтение отрывка от слов «О милые плуты» до слов «и клали рядком на перила моста»

— Почему автор завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, они свободны в общении друг с другом и с природой).

— Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет «балованными детками», сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.

— Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)

— Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)

— Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода»)

2. Выразительное чтение отрывка от слов » У нас же дорога большая была:» до слов «Что новый прохожий то новый рассказ».

— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребяишек? (Дорога — это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни.)

3. Выразительное чтение отрывка от слов «Ух, жарко! до слов «Живого в деревню тащат с торжеством»

4. Исследовательская работа с текстом.

— Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)

5. Выразительное чтение отрывка от слов «Довольно, Ванюша. » до слов «Зато ему рано знакомы труды».

Каково значение сочетания слов «нарядной своей стороной»? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)

— Почему » Ванюша в деревню въезжает царём»? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)

— Каково значение фразы: » Другой стороною медаль»? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)

— Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно:»? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)

6. Выразительное чтение отрывка «Однажды в студёную зимнюю пору».

— О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы».

— Какие мысли автор называет честными? (Мечты о свободе, о счастье народа, о судьбе крестьянских детей, о судьбе России).

— Автор призывает «хранить вековое наследие». Что это? (Лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, то что остаётся с человеком всю жизнь.)

— Какова позиция лирического героя в отрывке «Играйте же, дети! Растите на воле!»? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)

4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей

Выразительное чтение последней части.

— Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)

Почему Н.А.Некрасов заменил название «Детская комедия» на «Крестьянские дети»? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.

Дом. задание: выучить отрывок наизусть «Однажды в студёную зимнюю пору:»

Источник

—> —>

Каталог статей

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Н.А. НЕКРАСОВА «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»

Глава 1. НАЗВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

Глава 2. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области для детей — новый этап в поэтическом развитии. Произведениям Некрасова, адресованным детям, свойственны те же идеи, мо­тивы и образы, что и всей поэзии истинно народного поэта.

Главная отличительная особенность поэзии Некрасова — демократизм. Подлинный демократизм выразился в обраще­нии поэта к новым читателям из народа и в приверженности к новым героям — крестьянским детям. В большей части произведений Некрасова изображены образы ребят из крестьянской среды.

Мое исследование посвящено анализу образов детей в стихотворении «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова.

Актуальна и содержательная сторона работы. Проблема воспитания детей (жестокость родителей и окружающих, влияние окружающей среды на развитие ребенка, а также отношение родителей к детям) и связанная с ней понимание их, не менее значима сегодня, чем во времена поэта. Тема детства не может устареть, пока есть счастливые и обездоленные, пока старшее поколение обращается к младшему.

Цель исследования: выявить особенности раскрытия образа ребенка в произведении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», определив художественную функцию.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

— Исследовать образ лирического героя в произведении поэта

— Отметить особенности раскрытия образа ребенка.

— Выявить, как образы детей расширяют представления о взрослых, изображённых в стихотворении Некрасова.

1. НАЗВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

В шестидесятые годы одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор. Наиболее ярким в ряду таких произведений является стихотворение «Крестьянские дети» (1861). Оно представляет собой наплыв, цепь сменяющих друг друга картин, сцен, эпи­зодов детской жизни, соединенных размышлениями лирического героя. «Крестьянские дети» привлекают прежде всего достоверностью, искренностью. Доверие к поэту полное, каждая строка убеждает, что крестьянская жизнь известна не понаслышке».[1]

Читайте также:  Эмоциональное выгорание как избавиться от этого

Первоначально поэт определял свое произведение как «Детская комедия», но затем, отказался, потому что оно усиливало лирическое, отчасти даже идиллическое его звучание. «Н.А.Некрасов отказался от первоначального заглавия поэмы «Детская комедия», так или иначе подчеркивавшего «камерность» ее содержания, родственный «идиллическому» пафос. Избранный поэтом вариант настраивает читателя на иную «волну»: речь пойдет не о приключениях, смешной истории, а о жизни, крестьянском детстве с его непридуманными и неприкрашенными переживаниями, радостями и заботами».[2]

2. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

Сюжетно стихотворение обрамлено рассказом поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьян­скими ребятишками.

Первое знакомство читателя с крестьянскими детьми происходит через щели сарая, в которые они наблюдают за охотником. «…неожиданная встреча с крестьянскими ребятишками, случайно услышанный их разговор, «сцена» более всего важна в поэме как импульс, пробудивший у автора целый рой воспоминаний о своем детстве и о детстве крестьянских детей».[3]

Охотник замечает «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские детишки, заинтересованные необычным охотником и его собакой. Они шустрые, веселые, здоровые, наблюдательные и немного любопытные, но с другой стороны сдержанны. Они не кричат, а шепотом переговариваются. Да и сам автор наблюдательный, детей он не видит, а видит только их глаза и сравнивает их с полевыми цветами: «Все серые, карие, синие глазки – // Смешались, как в поле цветы».

«Стремясь придать типический характер воссоздаваемому в художественных образах жизненному явлению, Некрасов обращал особое внимание на точность авторского взгляда. Когда же он оказывался сопряженным с острым видением персонажей, картина получалась особенно рельефной».[4] И в стихотворении с зоркостью лирического героя все время соперничает наблюдательность девяти ребятишек. Вот в какой последовательности дети в стихотворении ведут наблюдение за охотником:

«а ноги-то длинные, словно как жерди»,

На первый взгляд может показаться, что самое занимательное для детского воображения – собака и ружье. Но примечательно, что они расположены в конце. Это объясняется очень просто: автор делает акцент не на самом занимательном, а на самом важном для детей: они размышляют над вопросом – что это за человек? Борода незнакомца для настороженных и недоверчивых глазенок оказывается важнее потому, что она как бы свидетельствует о социальном положении. «У бар бороды не бывает – усы», — говорит «второй». Значит ему важно, что перед нами не совсем барин, к тому же он возвращался с охоты рядом с Гаврилой, можно не бояться: не прибьет. Но часы, цепь золотая, замочки резные на ружье – значит и не свой, не простой крестьянин. И качества этого незнакомца будут зависеть от его принадлежности к барскому сословию – признак не только детской наблюдательности, но и опыта.

Но примечательно и другое: Некрасов, мастер слова, сумел создать образы детей так, что по содержанию их речи можно определить характеры ребятишек.

Первому голосу принадлежат следующие реплики: «Борода», «Ноги-то длинные, словно как жерди». Это дает нам основание следующим образом определить характер ребенка: мальчик удивляется, он замечает только «внешние» черты охотника, но черты смешные: ноги – «жерди». Он, наверное, смешлив, хитер и ехиден, и выражение лица у него плутовское, лукавое.

У второго мальчика вначале разочарование («А барин сказали!»), а затем уверенность «бывалого человека, который знает бар» («У бар бороды не бывает, усы»). Этот мальчик в отличие от первого, размышляет, но и недоумевает – барин все-таки или не барин? То есть мальчика интересует прежде всего социальное положение охотника.

Третий (Гриша, как станет известно) – «Потише вы, черти!», «Глядит!», «Прибьет…». Этот мальчик боится. Он осторожничает, и, наверное, по возрасту самый маленький из всех. Ребенок, наверное, тоже знает, что такое «барин», — это гроза для крестьян.

Четвертый отмечает совсем иное: «А вона на шапке, гляди-тко – часы!». Так и слышится звенящий голосок ребёнка, который восхищается необычной для них вещицей — часами.

Пятый восклицает: «Ай, важная штука!», «Ружье! Погляди-тко: стволина двойная, Замочки резные…» Этот мальчик хозяйственный, умеющий приметить вещицу, которая бы пригодилась в хозяйстве. Наверное, как и сам автор, ребенок будет охотником – с таким восторгом, знанием составляющих частей ружья, он описывает ребятам замеченное оружие.

Восьмой восхищается: «Как солнце горит!» Ребенок-романтик, сравнивающий вещи с природными красотами.

Девятый удивляется: «А вона собака – большая, большая! Вода с языка-то бежит». Этот мальчик – друг животных. Наверное, у него в доме много котов и собак, которых он любит. Вот почему ребенок обращает внимание на собаку незнакомца.

Таким образом, Некрасов отбирает необходимые художественные детали для создания типического образа ребенка и через одну, две реплики поэт создает характер, причем настолько яркий, индивидуальный, что даже когда он не определяет номером реплику героя, мы без труда узнаем этого героя.

«Я замер – коснулось души умиленье», — так передает свои чувства поэт, услышав шепот любопытных крестьянских детей. «Умиленье». Не следует думать, что это слово говорит о сентиментальности поэта, о ложной преувеличенности его симпатий. Нет! Умиленье здесь означает такую волну искренней радости, такую силу сердечной любви, которую могли вызвать у народного поэта только чистые детские души, чуждые привычной условности, лжи и лицемерия слишком хорошо знакомой ему среды».[5]

А фоном этого своеобразного диалога между автором и крестьянскими детьми служит чудная природа как во­площение земной гармонии. Природа у Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком.

«Глядятся веселого солнца лучи» — здесь наблюдается не только инверсия, но и олицетворение: «лучи глядятся». Настроение автора настолько передается читателям, что невольно замечаешь, как оживают и одухотворяются не только лучи солнца, но и вся природа. Затем к этой картине добавляются звуки. («Воркует голубка»; «кричат молодые грачи»), которые позволяют не только увидеть или представить картину, но и услышать ее. Это помогает глубже проникнуть в описанные автором образы окружающего мира и природы.

Атмосферу движения придают следующие строки: («Летит и другая какая-то птица»). Движение способствует развитию действия. Картина, описываемая автором, не стоит на месте, она двигается, и это приводит к быстрой смене настроения: от светлого к веселому, от лирического к жизнерадостному.

Для создания развернутой картины теплого лета автор использует множество художественных средств. Например, речку сравнивает с синеющей лентой. Здесь всплывает образ девичьей косы, заплетенной лентой: лента извилистая, длинная («…навстречу как раз // Синеющей лентой, извилистой, длинной, // Река луговая»). «Русые головки» сравнивает с грибами. Как это свойственно поэту, образ взят из крестьянской жизни: с деревней у Некрасова связано множество воспоминаний, но с особой тщательностью автор рассказывал о грибных набегах. Еще с раннего детства походы в лес доставляли огромное удовольствие для поэта. «Чисто детская радость, упоение жизнью, ее звуками и красками буквально «разлиты» здесь во всем: в эпитетах и сравнениях, в темпе и ритме, самой тональности повествования, где «голос» автора почти сливается с «голосом» ребенка. Но, пожалуй, ярче всего, с почти материальной ощутимостью, эти чувства выразились в звукописи, аллитерациях и ассонансах. («РЕкА ОглАсилАсь и смЕхОм и вОЕм, тут дРАкА – не дРАкА, игРА – не игРА, // А сОлнцЕ пАлИт Их пОлудЕнным знОЕм…»)».[6] А затем картина детского веселья дополняется звуками: «Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам». Словами, несущими звуковую нагрузку, поэт как бы завершает описание радостного времяпровождения ребятишек: пенье, ауканье, смех, содом, суматоха.

Автор повествует о детских годах, проведенных вместе с деревенскими ребятишками, и не случайны здесь местоимения я, мы, нас: «Мы оба нагнулись…»; «Я делывал с ними грибные набеги». Глагол несовершенного вида «делывал» подчеркивает многократность грибных набегов.

Читайте также:  У пиявки есть органы чувств

Поразительно умение поэта в авторское повествование ввести реплики различных героев:

А сколько рассказов! Попался косой (1 голос),

Поймали ежа (2 голос), заблудились немножко(3 голос)

И видели волка (4 голос)… у, страшный какой! (5 голос)

В этих строках слышатся детские голоса, с азартом рассказывающие о своих приключениях. Некрасов с помощью многоголосья рисует живое зрелище лесной прогулки. Автор создал поэтическую картину веселого, счастливого детства, которую читатель и видит, и слышит, и проникается тем же чувством восторга.

Наблюдения за поведением и летними увлечениями крестьянских детей принадлежат уже взрослому герою. И завершающее этот отрывок размышление о судьбе крестьянского ребенка («Зато ему рано знакомы труды») – размышление глубоко познавшего жизнь человека. Поэт недаром в описании употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: головки, ребятишки, сестренка, полянка, беленький, квасок, чернехоньки – тем самым показывая свою любовь к детям.

Но самое главное для детей – труд. В игре, забаве – серьезная заинтересованность их в секретах ремесел, знакомства и инструментом:

Рабочий расставит, разложит снаряды –

Рубанки, подпилки, долота, ножи;

«Гляди, чертенята!» А дети и рады,

Как пилишь, как лудишь – им все покажи.

«Эти замечательные по своему эмоциональному звучанию строфы о летнем полдне не только вносят очень яркий штрих в созданный поэтом образ крестьянского детства, неразрывно связанного с лесом, лугом, речкой, широко открытого всем впечатлениям бытия, но и с наибольшей полнотой раскрывает другую его характерную черту. Непосредственные детские радости, забавы, развлечения в жизни крестьянских детей неотделимы от тех обязанностей, которые ребенок начинает выполнять с самых ранних лет, как только осознает себя членом большой, как правило, трудовой семьи».[7]

Раннее приобщение к труду («- Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, Пора за работу, родной!»), с одной стороны, конечно, лишало крестьянских детей полнокровного детства, но с другой, — рано наделяло чувством собственного достоинства, самоуважения, связывало их нерасторжимыми узами с родным домом, полем, деревней. Тем более, результатом неустанной работы является желанный для ребенка «свежий хлебец», который вызывает охоту помочь отцу. Но мысль поэта диалектична: поэтому в стихотворении возникает как бы вдруг совершенно новая картина: из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз».

Отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору», который часто принимается за отдельное, самостоятельное стихотворение, воссоздает нелегкие условия жизни крестьянской семьи: «Семья-то большая, да два человека // Всего мужиков-то: отец мой да я…» Некрасов рисует зимнюю картину, где на первом плане изображен маленький мальчик. Позади лес. Сугробы. Лошадь везет большой воз хворосту. Рядом идет мальчик, у него большие сапоги и рукавицы. Подбородок задран кверху, взгляд устремлен вперед. Щеки красные, брови немного сдвинуты. Несоответствие между одеждой и маленьким ростом мальчика вызывает у поэта добрую иронию.

Но сколько «уморительной» для взрослого и в то же время настоящей гордости, значительности в каждом жесте и слове «мужичка с ноготок», занятого ответственным делом: «Лошадку ведет под уздцы мужичок».

К.И.Чуковский писал: «Здесь каждая строчка (буквально каждая!) проникну­та той благодушной улыбкой, которая, как бывает только у очень суровых людей, так неотразима и так заразительна, что миллионы читателей — поколение за поколением — сто лет улыбаются снова и снова, встречая этот прелестный рассказ про шестилетнего деревенского труженика».[8]

Интересно заметить, что к «малюточке» автор обращается «Парнище», где суффикс -ищ- имеет увеличительное значение, показывая уважение поэта к ребенку. Такое обращение кажется мальчику обидным, так как оно подчеркивает, что на самом-то деле он мал и годами и ростом. Поэтому он сердито отвечает обидчику: «Ступай себе мимо».

Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Отсюда и снисходительность в ответе на вопрос: «Откуда дровишки?» – «Из лесу, вестимо» (то есть, само собой разумеется, откуда же еще, да и топор дровосека слышен). В своем ответе мальчик дает понять, что вопрос незнакомца кажется ему совершенно никчемным. И в слове «вестимо» чувствуется упрек собеседнику: зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно?

Он вправе перечислить себя, шестилетнего мальчика, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах ребенка, крикнувшего басом: «Ну, мертвая!» – и зашагавшего еще быстрее, как бы раздосадованного невольной остановкой и напрасной тратой времени.

Общее построение некрасовского стихотворения во многом определяет фраза: «Теперь нам пора возвратиться к началу…» Она подводит итог веренице картин, данных в форме воспоминаний автора и сопровождающихся его размышлениями о крестьянских детях.

«Нарисованная Н.А.Некрасовым картина трудовой жизни народа достигает эпической полноты не только потому, что представлены в единстве две ее стороны – светлая и теневая. Предельно сжато, но так ярко и зримо перед нашими глазами разворачиваются день, лето, год, жизнь в их самых существенных, неизменных проявлениях».[9]

В стихотворении, рисующем детей, Некрасов говорит о том, что чаще всего можно было наблюдать в жизни. В стихотворении дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того миропорядка, который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке – это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение детей, он хотел бы изменить порядок вещей, но пока не в силах это сделать. Из своего «далека» автор обращается с мудрым напутствием: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано».

«Чистота детской души, поэзия крестьянского труда, жизнь природы, слитая с детской жизнью, — все это удивительным образом удалось выразить и передать Некрасову в своем ма­леньком шедевре — поэме «Крестьянские дети».[10]

Стихотворение «Крестьянские дети» вызывает интерес живостью и зани­мательностью рассказа, сочностью, колоритом народной речи и при всей разговорной простоте ее формы можно назвать восторженным гимном деревенскому детству!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М.: Художественная литература, 1971. – 709 с.

Статьи в научном сборнике:

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2000. – 472 с.
  2. Бегак Б. Классики в стране детства. – М.: Детская литература, 1983. – 110 с.
  3. Трофимов И.В., Гаркави А.М. Идейно-художественное своеобразие лирики Некрасова: Пособие для учителя. – Киев: Радянська школа, 1989. – 128 с.
  4. Живые страницы Н.А. Некрасов. – М.: Детская литература, 1974. – 447 с.
  1. Белова В.С. Русская «детская» классика сегодня // Литература в школе. – М., 1994. — № 1. – С. 48 – 53.

[1] Трофимов И.В. Гаркави А.М. Идейно-художественное своеобразие лирики Некрасова. Киев, 1989. С. 31.

[2] Белова В.С. Русская «детская» классика сегодня // Литература в школе. 1994. № 1. С. 51.

[3] Белова В.С. Русская «детская» классика сегодня // Литература в школе. 1994. № 1. С. 51.

[4] Трофимов И.В. Гаркави А.М. Идейно-художественное своеобразие лирики Некрасова. Киев, 1989. С. 34.

[5] Бегак Б. Классики в стране детства. М., 1983. С. 54.

[6] Белова В.С. Русская «детская» классика сегодня // Литература в школе. 1994. № 1. С. 52.

[7]Белова В.С. Русская «детская» классика сегодня // Литература в школе. 1994. № 1. С.52.

[8] Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 641.

[9] Трофимов И.В. Гаркави А.М. Идейно-художественное своеобразие лирики Некрасова. Киев, 1989. С. 34.

[10] Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 2000. С. 156.

Источник

Оцените статью