- Произведения искусства влияют на самочувствие
- Картины могут влиять на настроение человека
- Синдром Стендаля: искусство, от которого так хорошо, что плохо
- Анна Веселко
- Синдром Стендаля — это одно из наиболее необычных психологических расстройств, психосоматическое заболевание, также известное как «флорентийский синдром» и «гиперкультуремия». Причина появления этого состояния — произведения искусства, которые воспринимаются человеком как красивые и при этом кучно расположены в одном месте (например, в художественной галерее), что создает совершенно невероятную обстановку и перегружает человека сенсорными впечатлениями. Разбираемся, как и почему искусство может быть столь прекрасным, что вы можете почувствовать себя плохо.
- Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека
- Библиографическое описание:
Произведения искусства влияют на самочувствие
Характеристики произведения искусства оказывают большое влияние на эмоциональное состояние посетителей музея. Психологи из Базельского университета утверждают, что эстетический опыт включает в себя сложное взаимодействие различных способов восприятия и возникающих когнитивных процессов, помогающих человеку испытать то или иное эмоциональное состояние. Такие свойства произведений искусства, как окраска и содержание изображения, играют определенную роль при возникновении у наблюдателя эстетического восприятия, которые ученые смогли официально зафиксировать в одном из своих наблюдений.
Что вы чувствуете, когда смотрите на Мона Лизу?
Картины могут влиять на настроение человека
Искусство способно оказывать влияние на эмоциональное состояние человека. Согласно статье, опубликованной на портале sciencedaily.com, исследователи из Базельского университета под руководством психологов профессора Йенса Гааба и профессора Клауса Опвиса, изучили степень влияния контекстуальной информации произведения искусства на эстетический опыт в реальной выставочной ситуации. Особое внимание они уделили вопросу о том, как именно влияют различные виды информации на самочувствие и эстетическое восприятие посетителей музея.
Предыдущие исследования показали, что контекстуальная информация существенно влияет на восприятие и опыт человека. Так, например, вкус вина кажется потребителям лучше, когда его цена выше. В рамках нового эксперимента, 75 участников посетили выставку Future Present в Музее Шаулагера в Мюнхенштайне и рассмотрели шесть картин различных художников эпохи фламандского экспрессионизма. Участники были поделены на две группы, представителям одной из которых было предложено выслушать детальную информацию о представленных картинах. После посещения выставки, обе группы оценили интенсивность своего эстетического опыта в специальной анкете. Кроме того, исследователи также измерили уровень эмоций каждого участника при помощи снятия психофизиологических данных, таких как частота сердечных сокращений и проводимость кожных покровов.
Картина Джеймса Энсора «Les masques intrigués»
Ожидалось, что детальные описания представленных картин окажут более сильное влияние на когнитивные процессы и эстетический опыт, чем простая краткая информация о тех же изображениях. Однако результаты эксперимента показали, что ни краткая, ни подробная информация не влияли на эстетическое восприятие представителей обеих групп. Однако свойства самих произведений искусства оказывали влияние на эстетический опыт участников. Наблюдаемые физические реакции были выражены значительно интенсивнее тогда, когда обе группы рассматривали представленные им картины, причем эмоциональный отклик каждого добровольца отличался в зависимости от того или иного изображения. Наибольшую реакцию с точки зрения эстетического опыта вызвало произведение Джеймса Энсора «Les masques intrigués» 1930 года. Исследователи считают, что к подобным результатам могла привести весьма экстравагантная манера подачи художника, кажущаяся зрителям абсурдной и причудливой.
Если вам понравилась данная статья, предлагаем вам присоединиться к нашим каналам в Telegram и Яндекс.Дзен, где вы сможете найти еще больше полезной информации из различных областей современной науки.
Таким образом, посетителям выставок и музеев совсем необязательно нужно знать информацию о представленном произведении искусства, так как на эмоциональное состояние человека влияет, в первую очередь, сам контекст музея и выставленных там работ. Иными словами, искусство в данном случае способно говорить само за себя.
Источник
Синдром Стендаля: искусство, от которого так хорошо, что плохо
Анна Веселко
Синдром Стендаля — это одно из наиболее необычных психологических расстройств, психосоматическое заболевание, также известное как «флорентийский синдром» и «гиперкультуремия». Причина появления этого состояния — произведения искусства, которые воспринимаются человеком как красивые и при этом кучно расположены в одном месте (например, в художественной галерее), что создает совершенно невероятную обстановку и перегружает человека сенсорными впечатлениями. Разбираемся, как и почему искусство может быть столь прекрасным, что вы можете почувствовать себя плохо.
Люди, попавшие под воздействие «концентрата красоты», испытывают крайне широкий спектр симптомов, среди которых — физическое и эмоциональное беспокойство (учащенное сердцебиение, сильное головокружение, панические атаки и обмороки), чувство растерянности и дезориентации, потливость, тошнота, диссоциативные эпизоды, временная амнезия, паранойя и — в крайних случаях — галлюцинации и временное «безумие».
Хорошая новость — отрицательный эффект от красоты относительно недолгий и обычно не требует медицинского вмешательства . Новость похуже — чтобы не стать жертвой синдрома, недостаточно избегать галерей. Некоторые люди испытывают подобные симптомы, хотя и в меньшей мере, просто в присутствии того, что они считают безмерно красивым (например, любуясь прекрасным закатом).
Синдром Стендаля чем-то схож с синдромом Парижа , когда туристы, впервые посещающие город, испытывают тревогу, головокружение, тахикардию, галлюцинации или бредовые мысли, осознав, что Париж кардинально отличается от идеализированного города, который они ожидали увидеть. Еще одна крайняя форма культурного шока — это иерусалимский синдром , при котором туристы страдают от навязчивых религиозных мыслей и заблуждений, находясь в священном городе Иерусалиме.
Как можно догадаться, заболевание получило свое название благодаря французскому писателю XIX века Мари-Анри Бейлю , более известному под псевдонимом Стендаль, который в возрасте 34 лет подробно описал свой опыт лицезрения флорентийского искусства эпохи итальянского Возрождения (отсюда и альтернативное название «флорентийский синдром»). Когда Стендаль посетил собор Санта-Кроче во Флоренции и впервые увидел знаменитые потолочные фрески Джотто, он испытал чрезмерную взволнованность:
«…Я был в экстазе от мысли, что я во Флоренции, так близко к великим людям, могилы которых я видел. Поглощенный рассматриванием возвышенной красоты, я достиг точки соприкосновения своих чувств с небесными ощущениями. Все вокруг словно говорило с моей душой. Мне показалось, что иссяк источник жизни. Я шел, боясь упасть».
Но в чем особенность Флоренции, почему синдромом не страдают посетители, скажем, галереи Tate Modern в Лондоне ?
Вероятно, эта странная эстетическая болезнь свидетельствует об особой силе искусства эпохи Возрождения. Прекрасные произведения и то, как они выставляются во Флоренции с тех пор, как Джорджо Вазари начал строить Уффици в 1560-х годах, породили саму идею «искусства» как гипнотического. Например, по сей день «чудесное» «Благовещение», которое, как говорят, было написано Якопо Понтормо с помощью ангелов, открывается посетителям церкви Сантиссима-Аннунциата, и его магия все еще работает.
«Вертумн и Помона» // Поджо, а Кайано, вилла Медичи
Со времени первой публикации опыта Стендаля истории известны сотни случаев, когда люди испытывали аналогичные эффекты, особенно в знаменитой галерее Уффици во Флоренции (однажды у посетителя галереи случился сердечный приступ от лицезрения картины Боттичелли «Рождение Венеры» — к счастью, мужчина выжил). Однако только в 1979 году это состояние получило название благодаря усилиям итальянского психиатра, доктора Грациеллы Магерини .
В период с 1977 по 1986 год она задокументировала 106 подобных случаев среди людей, госпитализированных в больницу во Флоренции, где она работала. Речь идет, кстати, о больнице Санта-Мария-Нуова, которая сама по себе произведение искусства и датируется XV веком: здесь препарировал трупы еще Леонардо да Винчи. В книге ❓ Magherini, G. (1989). La Sindrome di Stendhahl. Firenze: Ponte Alle Grazie. доктора, составленной на основе ее исследований этих случаев, были подробно описаны люди, у которых после просмотра известных картин или скульптур возникали тяжелые эмоциональные реакции, приводящие к сильному беспокойству и/или психотическим эпизодам.
Магерини считала, что такие реакции связаны со «скрытым психическим или психологическим расстройством, которое проявляется как реакция на изображения сражений и другие шедевры». 106 случаев она разделила на три типа:
Тип I: пациенты (n = 70) с преобладающими психотическими симптомами (например, параноидальными психозами).
Тип II: пациенты (n = 31) с преимущественно аффективными симптомами.
Тип III: пациенты (n = 5), преобладающими симптомами которых являются соматические проявления тревоги (например, панические атаки).
Описывая пациентов, которых она наблюдала, Магерини сказала, что все они были чувствительными эмоциональными людьми, которые, по сути, «передозировались» искусством. Поскольку во Флоренции выставлено так много знаменитых шедевров, туристы стремятся втиснуть как можно больше красоты в несколько дней своего пребывания в городе. Жертвы синдрома, как правило, впечатлительные одинокие люди в возрасте от 26 до 40 лет, которые испытывают стресс от путешествия и могут страдать от нарушений биоритма . Среди людей, которых изучала Магерини и которые были госпитализированы, также около половины ранее лечились от психических заболеваний, хотя «предыдущее лечение» могло означать, что кто-то из них просто посещал еженедельные сеансы терапии.
Отвечая на вопрос, «Почему именно Флоренция?», Магерини предложила чуть более прозаическое объяснение, никак не связанное с «магическим влиянием искусства». Она сказала, что Флоренция — это особый локус воздействия, потому что здесь сосредоточено искусство эпохи Возрождения, которое внешне красиво и узнаваемо, но часто содержит более темные, тревожные детали. Магерини отмечает, что это может вызывать у чувствительных зрителей подсознательные реакции и воспоминания. После нескольких дней отдыха — или, что еще лучше, отъезда из Италии и возобновления нормальной жизни — пациенты обычно полностью выздоравливают.
На сегодняшний день в академической литературе рассматривается относительно немного случаев синдрома Стендаля. Впрочем, в 2005 году бразильский нейрохирург Эдсон Амансио опубликовал статью, ❓ Amâncio, E.J. (2005). Dostoevsky and Stendhal’s Syndrome, Arq Neuropsiquiatr, 63, 1099-1103. в которой утверждал, что существуют доказательства того, что Федор Достоевский страдал синдромом Стендаля при просмотре шедевра Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» во время своего посещения музея в Базеле. Также, согласно статье в Daily Telegraph, группа исследователей в Италии в настоящее время изучает это явление более систематически, измеряя реакции туристов (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания и др.) на просмотр произведений искусства внутри Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции.
Рекомендации врачей относительно синдрома довольно простые: обязательно продолжать ходить по художественным музеям и галереям, но достаточно отдыхать в перерывах между просмотрами захватывающих дух шедевров итальянского искусства.
Источник
Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека
Дата публикации: 01.02.2021 2021-02-01
Статья просмотрена: 543 раза
Библиографическое описание:
Ибрагимова, Е. Р. Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека / Е. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78295/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.
Ключевые слова : эстетический опыт, искусство, эмоции.
За столетия до появления современной нейропсихологии мастера-художники стремились создавать произведения, дающие зрителю интенсивный опыт, вызывающие эмоции или активизирующие другие чувства. Сегодня неврологические механизмы, лежащие в основе этих реакций, являются предметом восхищения как художников, так и кураторов, и ученых.
Взаимосвязь между искусством и психологией человека была выявлена достаточно давно. Путем различных экспериментов отмечено, что искусство может вызывать у человека различные эмоциональные реакции. Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия, в связи с чем изучение проблемы влияния искусства, в том числе живописи, на психоэмоциональную сферу человека представляется актуальной.Многие ученые, психологи, искусствоведы отмечают, что искусство очень сильно влияет на психологическое состояние человека, что послужило основой для образования новых течений, в том числе арт-терапии.
Существует все больше научных доказательств того, что искусство улучшает работу мозга. Он оказывает влияние на волновые паттерны мозга и эмоции, нервную систему и может фактически повышать уровень серотонина. Искусство может изменить мировоззрение человека и то, как он воспринимает мир.
В восприятии эстетического объекта участвует практически весь спектр психических процессов человека, такие как: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции. Думается, что человеческая жизнь немыслима без эмоций. Эмоции — Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [1, с. 527].
Благодаря сложному устройству человеческой психики, которая позволяет взаимодействовать человеку с искусством и с другими эстетическими предметами, способствует безграничным возможностям формирования и становления личности, развитию его творческих способностей.
Эмоциональные реакции на искусство (то есть эстетические эмоции) давно интересуют философов, психологов и искусствоведов. Аффективные реакции на искусство более чем разнообразны и часто включают такие эмоции, как благоговение, удивление, и даже, печаль и ностальгию [2, c. 392]. Эти эмоции могут быть связаны с содержанием и личной интерпретацией произведения искусства, а не с его формой [3, c. 175–176]. Например, можно восхищаться мастерством Караваджо в его произведении «Давид с головой Голиафа», но также испытывать чувство отвращения при виде капающей крови и грусть при мысли, что это произведение может выразить раскаяние художника.
Ситуационные факторы также могут модулировать эмоции, связанные с искусством. Например, присутствие других людей, например, во время посещения художественной галереи, что может влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства. Помимо художественного образования, другие индивидуальные различия, такие как предшествующее настроение, также могут влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства [4, c. 1069].
Однако, например, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что предоставление дополнительной информации, облегчающей понимание картин, не влияет на предпочтение картин [5, c. 178].
Более того, информация о произведении искусства никак не влияет и на эстетический опыт посетителей музея. Характеристики самого произведения искусства оказывают гораздо более сильное влияние на наблюдателей, нежели информация о нем. К таким выводам пришли психологи из Базельского университета в ходе нового исследования.
Эстетические переживания включают в себя сложное взаимодействие способов восприятия и когнитивных процессов: определенную роль играют свойства произведений искусства, такие как окраска и содержание изображения, а также индивидуальные особенности зрителя, его знания и контекстуальные факторы, такие как название произведения.
В ходе исследования приняло участие 75 человек, которые посетили выставку «Future Present» в Музее Шаулагера в Швейцарии. Им было представлено шесть картин различных художников эпохи фламандского экспрессионизма. Участники были случайным образом отнесены к одной из двух групп и получили либо простую описательную информацию о картинах, либо подробную, детальную информацию.
Все, кто принимал участие в эксперименте, оценивали интенсивность своего эстетического опыта в анкете. Исследователи также измеряли эмоциональные показатели, которые возникали при просмотре искусства, используя психофизиологические данные, такие как частота сердечных сокращений и проводимость кожи.
В результате проведенного исследования выяснилось, что ни простая, ни подробная информация никакого влияния на эстетический опыт не оказывала [6, c. 3].
Как оказалось, влияние на эстетический опыт оказывали свойства произведений искусства. Физические реакции тела были сильнее, чем до того, как участники приступили к просмотру картины, и значительно отличались в зависимости от той или иной картины. Произведение искусства, которое вызвало наибольшую реакцию с точки зрения эстетического опыта, — «Интриги масок» Джеймса Энсора. (см. рис. «Les masques intrigués»)
Рис. «Les masques intrigues» (1930) by the Belgian painter James Ensor. Of the six paintings in the experiment, this painting provoked the strongest aesthetic experience. (© Emanuel Hoffmann Foundation, Photo: Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler)
Исследователи полагают, что к такого рода результатам могла привести, весьма экстравагантная манера подачи художника, кажущаяся зрителям немного вздорной. Таким образом, исходя из опыта швейцарских психологов, справедливо можем отметить, что человеку необязательно знать подробное описание картины, чтобы получить эстетический опыт. В таком случае достаточно обратить внимание полотна художников, искусство все скажет само за себя.
Простой взгляд на визуальное искусство может стимулировать области мозга, ответственные за эмоциональную обработку. Когда мы смотрим на искусство, наш мозг активируется, чтобы предвидеть и устанавливать связи, как сознательно, так и подсознательно, заставляя нас чувствовать себя счастливыми и вознагражденными. Независимо от того, является ли ваша реакция на рассматриваемое искусство веселой, мрачной или созерцательной, обработка этих эмоций чрезвычайно полезна для психического здоровья.
Независимо от того, решите ли вы создавать художественные произведения сами или просто смотреть на великолепные работы других, искусство может иметь большое значение для укрепления психического здоровья.
1. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б. А. Сосновского.- М.: Юрайт — Издат, 2005.- 660 с.
2. Barrett, F. S., Grimm, K. J., Robins, R. W., Wildschut, T., Sedikides, C., and Janata, P. (2010). Music-evoked nostalgia: affect, memory, and personality. Emotion 10, 390–403. doi: 10.1037/a0019006
3. Robinson, J. (2004). «The emotions in art», in The Blackwell Guide to Aesthetics, ed P. Kivy (Oxford: Blackwell Publishing), 174–192.
4. Hunter, P. G., Schellenberg, E. G., and Griffith, A. T. (2011). Misery loves company: mood-congruent emotional responding to music. Emotion 11, 1068–1072. doi: 10.1037/a0023749
Источник