Антонова А. В., Зацепина, М. Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
Главная > Программа
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, педагогических технологий и методических пособий по образовательной области «Художественное творчество»:
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. –М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
3. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Перечень педагогических технологий и методических пособий
1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Пед. общество России, 2005.
5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий, 2000.
6. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
8. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2003.
9. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб: Акцидент, 1996.
10. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2003.
13. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
14. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. – М.: Мнемозина, 1995.
15. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Птицы, звери, комары и мухи. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2007.
16. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007.
17. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2006.
18. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа). – М.: Просвещение, 1992.
19. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
20. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.
21. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.
22. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
23. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984.
24. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Источник
Программа «красота радость творчество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_r_po_to_do.docx | 74.62 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБОУ СПО РО «ВПК»)
Специальность: Дошкольное образование 050144
Учебная дисциплина : Теоретические основы ДО
Тема : Презентация. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество»
студент (ка) Хаева Вера Сергеевна
Группа: ДЗ-2.1
Преподаватель: Володина И. В.
Дата сдачи: ___________
- Введение стр. 3
- ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» стр. 5
- ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С
ИСКУССТВОМ (примерный план ) стр. 10
- Примерные творческие задания по изобразительной деятельности стр. 17
- Примерные творческие задания по музыке стр. 19
- Интегрированный цикл занятий на тему «Твоя любимая игрушка» стр. 21
- Литература стр. 22
В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы. Процесс обучения детей, находящихся на домашнем воспитании, не поддается четкой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучения и воспитания в условиях дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жесткий регламент и стандарт.
Детский сад имеет определенное количество групп для детей, как правило, от трех до семи лет. Сады, имеющие одну или несколько групп раннего возраста называются «ясли-сад», иные, полностью ориентированные на возраст до трех лет – ясли. Поскольку нас интересует образовательный процесс детей раннего возраста, в дальнейшем мы будем рассматривать все дошкольные образовательные учреждения, где существуют группы раннего возраста, обозначая их сокращенной аббревиатурой ДОУ.
Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.
Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:
- Детский сад;
- Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
- Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
- Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
- Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ.
В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.
Таким образом: комплексные или общеразвивающие — это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.
Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Красота – радость – творчество». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру — это комплекс из нескольких программ по эстетическому развитию.
ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»
(Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.)
Программа разработана авторским коллективом преподавателей кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова — Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и М.Б. Зацепиной, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой. Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания. Основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемых средствами природы, эстетической развивающей средой, разнообразием художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной: рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Программа предназначена для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, а также для педагогов дополнительного образования.
Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота, Радость. Творчество» содержит разделы:
- «Искусство в жизни ребенка»,
- «Эстетическая развивающая среда»,
- «Красота природы»»
- «Знакомство с архитектурой»,
- «Литература»,
- «Изобразительная деятельность»,
- «Музыкальная деятельность»,
- «Досуг и творчество»,
- «Творчество»,
- а также Приложения.
Программы направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей), произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других), как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.
При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и др.) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. Авторы к ним относят:
- Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности.
- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.
- Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
Строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, а оно ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Важный принцип данной программы — принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности. Интеграция базируется на ряде положении, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:
- на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;
- образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;
- в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами;
- принципиально важно единство психических процессов, лежащих в основе каждого вида художественной деятельности и обеспечивающих ее успешное осуществление. В то же время та или, иная художественная деятельность ребенка способствует развитию у него этих психических процессов.
Интеграция рассматривается авторами программы как глубокая форма взаимосвязи образования детей, охватывает все виды художественно-творческой деятельности: игры — дидактические, подвижные, игры — драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительная, музыкальная и театрализованная, а также художественно-речевая деятельность. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).
Особое внимание в программе обращено на такие принципы как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы исходят из того, что важное значение в формировании личности имеет народное искусство.
Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки) как искусству, которое используется в работе с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром. К средствам эстетического воспитания и условиям его эффективного осуществления авторы программы относят и эстетически организованную среду.
Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. Вместе с тем в основу программы положены многолетние исследования авторов программы и сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ.
Апробирована программа в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.
Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей.
Источник