«Истинная красота человека» ( 7 класс)
КГУ «Тобольская средняя школа»
Урок самопознания в 7-м классе на тему :
«Истинная красота человека»
Учитель 1 категории:
Цель: развивать представления учащимися о внешней и внутренней привлекательности людей.
— раскрытие таких понятий как внешняя и внутренняя привлекательность;
— развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;
— воспитание желания соизмерять свои мысли и поступки с совестью.
Ценность: праведное поведение
Качества: умение искать истину в себе, говорить правду, стремление к знаниям, ответственность за свои мысли, поступки, слова.
Запланированная деятельность на уроке
Ребята, урок самопознания – это особенный урок. Он совсем не похож на другие уроки. И совсем скоро вы это поймете. Каждый урок мы с вами будем начинать с особенного упражнения, которое называется «Позитивный настрой». Это волшебное упражнение научит нас путешествовать, не выходя из класса. Самое главное внимательно меня слушать. Итак, давайте попробуем.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза и сделайте несколько глубоких вдохов;
Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Позитивное высказывание (цитата)
Задание1 . Прочитайте изречения известных людей. Какой темой они объединены. Выберите одно из изречений, прокомментируйте его.
• Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. (В. Гюго)
• Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений. (Л. да Винчи)
• Красота хороша, только когда она сама себя не замечает. (В. Ключевский)
Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.
повторяем хором все. Затем только мальчики. Далее только девочки. В заключении все вместе.
Как вы понимаете смысл этой мысли?
Рассказывание истории (беседа)
Красота человеческого духа.
Однажды, тридцать пять лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил занятия спортом. Речь идет (приготовьтесь считать!) об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. Спортсменов с таким «послужным списком» во всей истории спортивных состязаний можно перечесть по пальцам. И вот на пике своей формы, в зените славы и карьеры он вдруг уходит из большого спорта, чтобы через несколько лет открыть в Москве маленькую мастерскую по пошиву обуви. Этот человек в полном смысле этого слова закопал свой талант в землю, вернее – утопил его в ледяной и грязной воде Ереванского озера. Но упрекнуть его за это вряд ли повернется язык даже у самых горячих болельщиков.
… В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были бы обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать то, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна. Потом на вопрос «что же было тогда самым страшным?» Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там, на дне, видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке – чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам». Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови – в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом. Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям он преумножил за эти страшные двадцать минут многократно.
1. Почему рассказ называется «Красота человеческого духа»? Какие чувства он вызвал у вас?
2. Как вы думаете, что заставило известного спортсмена броситься в грязную ледяную воду Ереванского озера?
3. Что оказалось самым страшным для Шаварша в момент спасения людей?
4. Как вы считаете, думал ли Шаварш Карапетян о последствиях своего поступка для собственной жизни? Поясните свой ответ.
5. Как изменилась его жизнь после этого происшествия?
6. Что помогает человеку принять правильное решение в экстремальных обстоятельствах?
7. Что такое сила духа?
8. Как проявляется истинная красота человека?
5. Творческая деятельность, групповая работа
Задание 2. Студентов одного из вузов Астаны спросили, что такое красота. При обобщении ответов, получилось, что молодые люди выделяют ряд отожествляемых с красотой понятий, которые приводятся в нижеследующем списке. Прочитайте его и дополните своими представлениями о красоте, которые развивают внутренний мир человека.
Улыбка мамы, зимнее утро, цветущие яблони, закат солнца, Байтерек, живопись Леонардо да Винчи, городской парк, набережная реки, интересная книга, общение с друзьями, читальный зал студенческой библиотеки, концерт симфонической музыки, набережная Иртыша, цвет вечернего неба, снегопад, бабочки, клумбы с розами в саду, задумчивые глаза, трава после дождя, играющие котята, вдохновенный труд, помощь людям.
6. Домашнее задание
Задание 1 .читать стр-
В. Гюго говорил: «Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней». Создайте коллаж или рисунок на тему «Красота моей души».
7. От сердца к сердцу
Исполнение песни «Мир, который нужен мне».
Рассмотрите репродукцию картины казахстанского художника Жумакына Кайрамбаева. Опишите героя портрета. Что вы знаете о его жизни? Почему Аль-Фараби называют мудрым учителем человечества? Как художнику удалось показать красоту Аль-Фараби?
Прочитайте размышления Омара Хайяма о красоте лица. Почему «созерцание красивых лиц улучшает настроение людей»? Поразмышляйте над вопросами:
• Почему «получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса»?
• Что излучает красивое лицо человека?
• О какой красоте идет речь, когда она помогает человеку понять истину?
• Какая красота человека важней: внешняя или внутренняя?
Источник
Урок самопознания в 7 классе «Истинная красота человека»
7 класс тема 2 (1 час) ИСТИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА
Цель: развивать представления учащимися о внешней и внутренней привлекательности людей.
раскрытие таких понятий как внешняя и внутренняя привлекательность;
развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;
воспитание желания соизмерять свои мысли и поступки с совестью.
Ценность: праведное поведение
Качества: Умение искать истину в себе, говорить правду, стремление к знаниям, ответственность за свои мысли, поступки, слова.
Запланированная деятельность на уроке
Ребята, урок самопознания – это особенный урок. Он совсем не похож на другие уроки. И совсем скоро вы это поймете. Каждый урок мы с вами будем начинать с особенного упражнения, которое называется «Позитивный настрой». Это волшебное упражнение научит нас путешествовать, не выходя из класса. Самое главное внимательно меня слушать. Итак, давайте попробуем.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза и сделайте несколько глубоких вдохов;
Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Позитивное высказывание (цитата)
Задание1 .Прочитайте изречения известных людей. Какой темой они объединены. Выберите одно из изречений, прокомментируйте его.
• Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. (В. Гюго)
• Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений. (Л. да Винчи)
• Красота хороша, только когда она сама себя не замечает. (В. Ключевский)
Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.
повторяем хором все. Затем только мальчики. Далее только девочки. В заключении все вместе.
Как вы понимаете смысл этой мысли?
Рассказывание истории (беседа)
Красота человеческого духа Однажды, тридцать пять лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил занятия спортом. Речь идет (приготовьтесь считать!) об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. Спортсменов с таким «послужным списком» во всей истории спортивных состязаний можно перечесть по пальцам. И вот на пике своей формы, в зените славы и карьеры он вдруг уходит из большого спорта, чтобы через несколько лет открыть в Москве маленькую мастерскую по пошиву обуви. Этот человек в полном смысле этого слова закопал свой талант в землю, вернее – утопил его в ледяной и грязной воде Ереванского озера. Но упрекнуть его за это вряд ли повернется язык даже у самых горячих болельщиков.
… В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были бы обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать то, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна. Потом на вопрос «что же было тогда самым страшным?» Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там, на дне, видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке – чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам». Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови – в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом. Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям он преумножил за эти страшные двадцать минут многократно.
1. Почему рассказ называется «Красота человеческого духа»? Какие чувства он вызвал у вас?
2. Как вы думаете, что заставило известного спортсмена броситься в грязную ледяную воду Ереванского озера?
3. Что оказалось самым страшным для Шаварша в момент спасения людей?
4. Как вы считаете, думал ли Шаварш Карапетян о последствиях своего поступка для собственной жизни? Поясните свой ответ.
5. Как изменилась его жизнь после этого происшествия?
6. Что помогает человеку принять правильное решение в экстремальных обстоятельствах?
7. Что такое сила духа?
8. Как проявляется истинная красота человека?
5. Творческая деятельность, групповая работа
Задание 2. Студентов одного из вузов Астаны спросили, что такое красота. При обобщении ответов, получилось, что молодые люди выделяют ряд отожествляемых с красотой понятий, которые приводятся в нижеследующем списке. Прочитайте его и дополните своими представлениями о красоте, которые развивают внутренний мир человека.
Улыбка мамы, зимнее утро, цветущие яблони, закат солнца, Байтерек, живопись Леонардо да Винчи, городской парк, набережная реки, интересная книга, общение с друзьями, читальный зал студенческой библиотеки, концерт симфонической музыки, набережная Иртыша, цвет вечернего неба, снегопад, бабочки, клумбы с розами в саду, задумчивые глаза, трава после дождя, играющие котята, вдохновенный труд, помощь людям.
6. Домашнее задание
Задание 1 .читать стр-
В. Гюго говорил: «Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней». Создайте коллаж или рисунок на тему «Красота моей души».
Как вы объясните смысл высказывания Рабиндраната Тагора: «Красота – завершенное выражение добра; добро – завершенное выражение красоты»? Свяжите свои рассуждения с поступками известных вам людей.
7. От сердца к сердцу
Заключительная минута тишины. — А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.
Рассмотрите репродукцию картины казахстанского художника Жумакына Кайрамбаева. Опишите героя портрета. Что вы знаете о его жизни? Почему аль-Фараби называют мудрым учителем человечества? Как художнику удалось показать красоту аль-Фараби?
Прочитайте размышления Омара Хайяма о красоте лица. Почему «созерцание красивых лиц улучшает настроение людей»? Поразмышляйте над вопросами:
• Почему «получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса»?
• Что излучает красивое лицо человека?
• О какой красоте идет речь, когда она помогает человеку понять истину?
• Какая красота человека важней: внешняя или внутренняя?
Источник
ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §6. Основные единицы синтаксиса. Упражнение №39
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н. Рубцова. Какие чувства и мысли вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?
НОЧЬ НА РОДИНЕ
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик.
Вернулся я — былое не вернётся!
Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
Решение
НОЧЬ НА РОДИНЕ
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени . (Предложение повествоват., невоскл., простое, распростр.)
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик . (Предложение повествоват., невоскл., незаконченная мысль, поэтому в конце стоит многоточие. Предложение сложное, поэтому между простыми предложениями ставятся запятые перед союзом *и)*
Вернулся я — былое не вернётся!
Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
Никогда − наречие;
1 . Не слыхивали (когда?) никогда; обстоятельство времени.
2 . Неизм.
3 . Не слыхивали (когда?) никогда.
Стихотворение вызывает смешанные чувства: радость от возвращения в те места, где родился, и печаль от того, что былого не вернуть. Чтобы передать ощущение тишины и покоя, автор использует текстовые синонимы и отрицательную частицу не: спокойные, тихо, сонный; не слыхивали, не встрепенется, не зашуршит, не знала потрясений, не трогает беда.
Стихотворение нужно читать тихо, чтобы не нарушить тишину и покой, царящие в том месте, которое описывает автор.
Источник