Кожное чувство это 8 класс

Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Данный урок рассматривается в курсе 8 класса , в разделе «Анализаторы. Органы чувств».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 319 КБ

Предварительный просмотр:

Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность.

  1. укрепить знания об анализаторах,
  2. раскрыть понятия вестибулярного аппарата, кожно-мышечной чувствительности
  3. раскрыть особенности восприятия мира с помощью различных органов чувств человека;
  1. развивать умение работать с литературой, анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  1. воспитать интерес к окружающему миру,
  2. расширить мировоззрение, воспитание уважения к здоровому образу жизни.

Термины и понятия

  1. Орган – многоклеточная часть организма, сложенная комплексом тканей, сосудов, желез объединенных единой функцией (функциями), развитием и структурной организацией.
  1. Орган вкуса — совокупность вкусовых луковиц языка и отходящих от них нервных волокон, представляющая собой периферическую часть вкусового анализатора.
  1. Чувствительность – способность органа (организма) реагировать на определённое воздействие раздражителя внешней или внутренней среды.
  1. Вкус – ощущение, возникающее при действии различных веществ на рецепторы вкуса, которые находятся на языке, на задней стенке глотки и т.д.
  1. Какой из отделов анализатора обрабатывает поступившую информацию:
  1. рецептор
  2. проводник
  3. мозговые центры
  1. Слуховые рецепторы находятся в:
  1. улитке
  2. барабанной полости
  3. полукружных каналах
  1. В состав анализатора входят:
  1. рецептор и зона коры больших полушарий.
  2. рецептор, проводник и зона коры больших полушарий
  3. рецептор и проводник
  1. Сосудистая оболочка глазного яблока выполняет:
  1. защитную функцию;
  2. питательную функцию
  3. рецепторную функцию.

5. Слуховые косточки:

  1. проводят и усиливают звук
  2. защищают внутреннее ухо
  3. вызывают колебания барабанной перепонки

1.В состав среднего уха входят:

  1. улитка и полукружные каналы
  2. наружное слуховая раковина, наружный слуховой проход
  3. слуховые косточки

2.Внутренняя слуховая труба:

  1. усиливает звуковые колебания
  2. выравнивает давление
  3. защищает ухо.

3.Зрительные рецепторы находятся:

  1. на сосудистой оболочке
  2. на белочной оболочке
  3. на сетчатке

4.При близорукости лучи фокусируются:

  1. на сетчатке
  2. впереди сетчатки
  3. позади сетчатки
  1. проводят и усиливают звук
  2. защищают внутреннее ухо
  3. вызывают колебания барабанной перепонки

Изучение нового материала

-На данных рисунках наглядно показаны примеры, как человек использует анализаторы своего тела. Как вы думаете о каких анализаторах мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-Сегодня Вы сможете изучить сразу несколько свойств человеческого организма связанных с равновесием, кожно-мышечной чувствительностью

Подумайте, что такое равновесие?

Равновесие – это устойчивое положение тела в пространстве.

-Вы не поверите, но за равновесие в организме отвечает небольшой орган – вестибулярный.

Наглядно увидеть работу вестибулярного аппарата Вы сможете с помощью следующего видеоролика ( просмотрев ролик, вы должны будите ответить на ? где же находится вестибулярный аппарат)

— Где находится данный орган? (возле улитки внутреннего уха )

-Какое строение имеет вестибулярный аппарат? (самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа на стр. 258)

— Представлен вестибулярный аппарат двумя мешочками и тремя полукружными каналами, которые располагаются в 3 взаимно измерениях, что соответствует измерениям пространства — длине, ширине, высоте. В мешочках, наполненных густой жидкостью( эндолимфой), находятся рецепторы вестибулярного аппарата – волосковые клетки.

Внимательно рассмотрите Рис , зарисуйте его в тетрадь и с помощью учебника подпишите все элементы органа вестибулярного аппарата.

Рис. Орган вестибулярного аппарата

-Затем ученики закрывают глаза, наклоняют в разные стороны голову.

— В каком положении у одного из них голова, и он дает правильные ответы.

— Ощущение положения головы происходит вследствие раздражения рецепторов, находящихся в отолитовом органе — двух мешочках, находящихся в лабиринте внутреннего уха.

Отолиты — мелкие кристаллики кальция, которые в зависимости от положения головы либо давят на волоски рецепторов сверху, либо оттягивают их вниз, или тянут их сбоку.

Все это вызывает соответствующее возбуждение нервов и вследствие деятельности коры ощущение положения головы и ряд следующих за этим рефлексов, необходимых для выпрямления головы и туловища

— Морская свинка, если ее перевернуть на спину и отпустить, сейчас же перевертывается в нормальное положение теменем кверху. Но если ей разрушить отолитовый аппарат, то с закрытыми глазами, перевернутая вверх ногами, она будет лежать в этой необычной позе, не пытаясь принять нормальное положение. Как это объяснить?

-Куда же дальше идут нервные импульсы от рецепторов?

— От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. В среднем отделе головного мозга, центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Именно это объясняет тот факт, что иногда возникает иллюзия движения предметов по кругу, после того, как мы (тело человека) прекращаем вращение

Схема строения вестибулярного аппарата:

Рецепторы вестибулярного аппарата———-нервные пути(ср. мозг, мозжечок, гипоталамус)——————теменная область коры больших полушарий

— А как вы думаете с какими еще центрами тесно связан вестибулярный центр?

— С мозжечком и гипоталамусом, из-за чего при укачивании у человека теряется координация движения и возникает тошнота. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга.

-В свободном падении, в состоянии которого находится космонавт в кабине космического корабля, на него не действует сила тяжести, и поэтому его вестибулярный аппарат получает необычные раздражения, создающие ощущение невесомости. Чтобы космонавт при этом не испытывал тяжелых болезненных ощущений, его специально тренируют. В результате тренировки возбудимость полукружных каналов снижается и космонавт лучше переносит перегрузки и невесомость.

-Давайте проверим, как работает ваш вестибулярный аппарат7
Выносливость вестибулярного аппарата (демонстрация функциональных тестов).

Тест 1. Вызванный к доске ученик располагает стопы так, чтобы одна была впереди, другая- сзади, как в позе Ромберга, руки на поясе, глаза закрыты. Если в этом положении учащемуся удалось простоять 15 с, можно перейти к следующему тесту.

Тест 2. Учащийся в той же позе должен пять раз наклониться в правую и левую стороны. Если нет головокружения, чувства тошноты, то его вестибулярный аппарат в норме.

— Как и любой орган вестибулярный аппарат можно тренировать

— А как вы можете тренировать свой вестибулярный аппарат? (Пассивная тренировка состоит во вращении на специальном кресле или качании на качелях, активная же — в физических упражнениях, включающих угловые и прямолинейные ускорения: бег с изменением скорости, вращение туловища и головы, наклоны головы.)

-Какое же значение имеют органы равновесия в жизни живых организмов?

Вывод: вестибулярный аппарат и двигательный анализатор обязательно участвуют в ориентировке в пространстве, поддержании равновесия и координации движений человека.

«Если человек с закрытыми глазами согнул руку, то каким образом он чувствует, в каком положении у него рука?»

Еще одним свойством организма, благодаря которому человек может воспринимать окружающий мир является кожно-мышечная чувствительность. Органами кожно-мышечной чувствительности являются соответственно мышцы и кожа – они расположены по всему телу человека.

Мышечная чувствительность обуславливается наличием в мышцах большого количества рецепторов и нервных клеток, которые в тесном взаимодействии преобразовывают информацию о внешних и внутренних раздражителях и в виде импульсов «отправляют» ее в головной мозг. Кстати, именно мышечная чувствительность обеспечивает человеку возможность двигаться, при этом руководство движениями происходит на уровне подсознания благодаря своевременным посылам импульсов о будущем сокращении мышц в головной мозг.

Мышечное чувство впервые изучил И. М. Сеченов. Он называл его «темным чувством» и придавал ему огромное значение для координации движений и для познания вещей

— Где же находятся рецепторы мышечного чувства? (в стенках мышц, сухожилий)

— Но существуют заболевания, при которых выключается центростремительный путь от рецепторов мышц, сухожилий и связок. Такой больной при закрытых глазах совершенно не может ходить, стоять, что-нибудь взять. Он не получает сигналов от рецепторов мышечного чувства и не способен без контроля зрения координировать свои движения.

Мышечное чувство (беседа с демонстрацией).

Показать, что по мере укрепления того или иного навыка зрительный контроль сменяется мышечным.

Демонстрация: учащегося вызывают к доске и предлагают написать какое- либо слово с закрытыми глазами. После чего берется лист бумаги и просят согнуть его в несколько треугольников.

— В начале приобретения трудового навыка или спортивного навыка человек вынужден контролировать зрением каждое свое движение. После того как навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Контроль мозга за этими движениями становится автоматическим (Поскольку навык письма у восьмиклассников закреплен, это предложение не должно вызвать затруднений0

Демострация: опыт с мешочками, где учащиеся должны не глядя в них определить, что там лежит.

-Благодаря чему вы это смогли определить?

-Осязание- сложное чувство, связанное с ощупываем предметов.

-Осязательные рецепторы расположены с неодинаковой плотностью на разных участках кожи. (Например: на 1 кв. см голени около 10 рецепторов, а на 1 кв. см кончиков пальцев 100-120 рецепторов, также их много на ладошке и языке)

— На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, т.е способность распознавать и оценивать вибрацию. Для здоровых люде оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации очень важно.

( Например: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой – к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки)

Кроме тактильных рецепторов в коже имеются терморецепторы, воспринимающие тепло и холод.

-Давайте рассмотрим рисунок 110 в учебнике на стр. 260 и составим схему тактильного анализатора

Схема строения тактильного анализатора

Рецепторы———нервные пути(спинной мозг, гипоталамус)————кора больших полушарий

— Кожная чувствительность обеспечивает ощущения прикосновений и давления. Многие предметы человек запоминает именно благодаря опыту тактильных ощущений. Особо остро осязание (или кожная чувствительность) развито у слепых людей. Именно путем прикосновений люди с ограниченными возможностями могут найти «общий язык» с окружающим миром.

— Какое значение имеют для человека органы равновесия и кожно- мышечная чувствительность?

— Достаточно ли для полноценной жизни человека только этих двух анализаторов?

1. Параграф 52
2. Выучите основные термины урока.
3. Задание для высшего уровня: сравните способность воспринимать запахи человека и кошки. Результат обоснуйте и запишите в тетрадь.

Интересно знать, что…

1. «Слабым вестибулярным аппаратом» или «болезнью движения» страдает около 5 % населения Земли.
2. Для человека самыми приятными ароматами считаются запах кофе, свежего хлеба и скошенной травы. Любимый запах собак – запах аниса, а кошек – валерианы.
3. Человек, живущий в шумном городе, не ощущает до 70% запахов, которые витают в воздухе. Человек африканского племени, который живет в дикой природе, может уловить запах своего друга, который прошел по лесу несколько часов назад.
4. Если Вы решите питаться нестандартно, то помните, что жуки имеют вкус свежих яблок, а черви — жареного бекона

Обоняние – это особый анализатор дан человеку и животным природой. С помощью обоняния мы воспринимаем запахи – приятные и не очень. Наглядным примером важной роли этого анализатора является наше питание. При выборе продуктов человек часто по запаху определяет уровень свежести и качества продуктов. При этом, приятные запахи способствуют повышению аппетита. Кстати обоняние помогает человеку запоминать многие моменты жизни, которые могут всплывать в памяти лишь при повторении запаха.

С помощью рисунка 4 Вы без труда можете понять схему действия рецептора обоняния.

Рис.4 Схема работы рецептора обоняния

Рецепторы обоняния (представленные клетками с ресничками) расположены в слизистой оболочке носовых раковин – в верхней и средней частях.

Следующим анализатором, который Вы должны изучить является вкус. Наверняка Вы знаете, на каком именно органе находятся его рецепторы? Верно – это язык.

С помощью рисунка 5 определите в какой именно части языка воспринимается тот или иной вкус. Результаты запишите в тетрадь.

Рис. 5. Рецепторы органа вкуса
Дайте ответ на вопросы

1. Что такое чувствительность?
2. Где расположены рецепторы обоняния?
3. Какими структурами представлены рецепторы обоняния?
4. Какую функции выполняет мышечная чувствительность?

С помощью параграфа в учебнике и дополнительной литературы найдите ответ на следующий вопрос:
— что такое «укачивание», с каким анализатором оно связано и как именно возникает?

1. Обработайте параграф в учебнике биологии.
2. Запишите в тетрадь основные термины урока.
3. Задание для высшего уровня: сравните способность воспринимать запахи человека и кошки. Результат обоснуйте и запишите в тетрадь.

Интересно знать, что…

1. «Слабым вестибулярным аппаратом» или «болезнью движения» страдает около 5 % населения Земли.
2. Для человека самыми приятными ароматами считаются запах кофе, свежего хлеба и скошенной травы. Любимый запах собак – запах аниса, а кошек – валерианы.
3. Человек, живущий в шумном городе, не ощущает до 70% запахов, которые витают в воздухе. Человек африканского племени, который живет в дикой природе, может уловить запах своего друга, который прошел по лесу несколько часов назад.
4. Если Вы решите питаться нестандартно, то помните, что жуки имеют вкус свежих яблок, а черви — жареного бекона

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала. Равновесие — это состояние, к которому стремится любая система. В презентации рассматривается состояние равновесия в природе и как оно поддерживается. Равновесие состоя.

Урок биологии 8 класс. Данный урок раскрывает строение органов слуха и равновесия, их анализаторов, механизм прохождения звуковой волны.

Разработка урока «Органы слуха и равновесия» расчитана на подачу нового материала в 8 классе. На данном уроке учитель биологи совместно с учителем музыки знакомит учащихся со строени.

Конспект урока по теме:» Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.» На этом уроке показаны приемы, которые помогают без использования ИКТ повысить интерес к предмету, активизировать познаватель.

Презентация по биологии для учащихся 8 класса. Содержит материал о значении и строении органа слуха и слухового анализатора.

Презентация для 8 класса. К учебнику «Биология» (А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш).

Источник

Читайте также:  Доброго вторника весеннего настроения
Оцените статью