Кожа орган чувств 3 класс

Кожа орган чувств 3 класс

Органы чувств

Глаза и кожа — это органы, содержащие миллионы мелких рецепторов, передающих сигналы через нервы в мозг. Они как бы постоянно рассказывают ему о том, что происходит вокруг. Рецепторы глаз реагируют на свет и позволяют нам видеть то, что нас окружает; рецепторы кожи обеспечивают осязание.
Осязание
Прямо под поверхностью кожи находятся миллионы мельчайших рецепторов. Некоторые реагируют на небольшое нажатие, другие — на более сильное давление; есть рецепторы, реагирующие на боль, тепло или холод. Когда ты дотрагиваешься до чего-нибудь, эти рецепторы сообщают тебе, шершавое это или гладкое, твердое или мягкое, горячее или холодное, а может, щекочущее. Частями тела с наибольшим количеством рецепторов являются глаза, язык, губы, пальцы и ступни.
Обоняние и вкус
Это тесно связанные друг с другом чувства: при их помощи мы различаем разные вещества. Расположенные в верхней части носовой полости обонятельные рецепторы обнаруживают их в воздухе; вкусовые рецепторы находятся на языке и определяют вещества в пище и напитках. Обоняние и вкус позволяют нам наслаждаться вкусом пищи и избегать ядовитых веществ.
Слух и чувство равновесия
Уши позволяют нам слышать звуки и помогают сохранить равновесие. Звук распространяется в форме волн — мелкого дрожания воздуха. Внутри уха эти волны раздражают рецепторы, направляющие сигналы в мозг; там они преобразуются в слова, музыку и другие звуки.
Уши помогают нам сохранять равновесие. Внутри каждого уха имеются три полукружных канала, заполненных жидкостью. При поворотах головы эта жидкость также приходит в движение, и рецепторы сообщают мозгу, что голова изменила положение. Тогда мозг посылает приказы для того, чтобы тело продолжало сохранять равновесие.

Заполни таблицу «Органы чувств»

уши Орган обоняния нос Орган вкуса язык Орган осязания кожа

О каких органах чувств говорится в загадках?

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Ответ: Язык

У зверушки — на макушке,
А у нас — сбоку от глаз.
Ответ: Уши

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Ответ: Нос

Разгадай кроссворд «Органы чувств»

По горизонтали:
2. Орган, с помощью которого мы видим. Ответ: глаз
4. Способность человека чувствовать запахи. Ответ: обоняние
5. Способность человека чувствовать прикосновение. Ответ: осязание
8. Орган, в который приходит вся информация об окружающем мире. Ответ: мозг
9. Орган, с помощью которого мы дышим. Ответ: нос
11. Орган, с помощью которого мы воспринимаем звуки. Ответ: ухо
12. Способность человека воспринимать цвет, размер, форму предмета. Ответ: зрение

По вертикали:
1. Наука о работе органов человека. Ответ: физиология
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ответ: гигиена
6. Орган, с помощью которого мы чувствуем вкус. Ответ: язык
7. Наука о строении тела человека. Ответ: анатомия
10. Способность человека воспринимать звуки. Ответ: слух


открыть незаполненный кроссворд>>

Отметь ситуации, которые могут повредить органам чувств.
1 — органам зрения. 2 — органам слуха.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир 3 класс.

Урок 15. Кожа — орган осязания. Опорно-двигательная система.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Кожа.
  2. Опорно — двигательная система.

Глоссарий по теме:

Осанка – манера держаться, положение корпуса, свойственное кому-либо.

Лупа – увеличительное стекло в оправе.

Осязание, скелет, мышцы, осанка, первая помощь, пот, жир, рана, ушиб, ожог, обморожение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 75-77.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Мы продолжаем знакомиться с организмом человека. На прошлом уроке мы узнали о том, что такое органы и система органов, научились устанавливать связь между их строением и работой. Познакомились с органами чувств и узнали, что человек воспринимает окружающий мир с их помощью. Сегодня мы с вами узнаем о работе нашей кожи и опорно- двигательной системе человека. Будем учиться ухаживать за кожей, узнаем, как оказать первую помощь при повреждениях кожи, узнаем о строении опорно – двигательной системы, о том, какое важное значение имеет правильная осанка для человека, будем учиться вырабатывать правильную осанку. Нас ждет много интересной и полезной информации. Вперёд, ребята!

  1. Как мы уже говорили, человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Это орган вкуса, орган слуха, орган зрения, орган обоняния и орган осязания. Осязание – это способность человека чувствовать прикосновение. Именно благодаря коже мы чувствуем горячее и холодное, ощущаем боль. Кожа выполняет и другую работу в организме. Она «заботится» о внутренних частях тела, защищает их от холода и жары, от различных повреждений, от болезнетворных бактерий. Кожа — это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз — около 1 мм, самая толстая на подошвах ног — около 4 мм. Кожа равномерно покрывает наше тело, но это не просто защитная оболочка, а сложный орган с определенным строением. Если мы возьмём лупу и рассмотрим кожу через увеличительное стекло, мы увидим маленькие отверстия. Это поры. Кожа дышит через поры. Наша кожа выделяет жир, это мы можем увидеть, если проведём пальцем по лбу и приложим этот палец к стеклу, то на стекле останется пятно жира. Жир очень важен для нашей кожи. Он, смазывая кожу, не даёт ей пересыхать, поэтому наша кожа мягкая. Поверхность нашей кожи покрыта волосками. Волоски защищают кожу от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и она пересыхала бы. Как мы уже сказали, наша кожа мягкая, не мешает движению пальцев, легко растягивается и не рвётся. Ещё наша кожа выделяет пот. Пот похож на капельки воды, он выступает всегда, только мы замечаем его, когда потовыделение идет сильно, особенно в жару. Пот, как и жир, тоже очень важен. Он испаряется с поверхности кожи, тело человека от этого охлаждается, и ему легче переносить жару. И вместе с потом из организма выделяются вредные вещества. Если на коже скапливается много жира и пота, к ним прилипает грязь, тогда кожа становится грязной, и на ней могут поселяться бактерии, среди которых немало болезнетворных. Поэтому, кожу всегда надо держать в чистоте. Всё тело надо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Уши, шею, лицо надо мыть два раза в день – утром и перед сном. Руки мыть с мылом надо несколько раз в день. Обязательно надо мыть руки перед едой! И не забывай насухо вытирать руки своим полотенцем. Если руки и лицо вытирать плохо, кожа обветрится, начнёт пересыхать, шелушиться и может потрескаться. В таком случае кожу надо смазать специальным кремом. Для детей самый лучший крем – детский. К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам хотелось бы. Иногда случается так, что наш кожный покров повреждается. Давайте научимся оказывать первую помощь себе или товарищу при небольших повреждениях кожи: ранках, ушибах, ожогах и обмораживании. Если ты или товарищ поранился надо промыть ранку чистой водой и смазать кожу вокруг йодом или зелёнкой, они помогут избавиться от бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем надо перевязать ранку специальным стерильным бинтом или приклеить кусочек пластыря. При ушибах надо приложить к ушибленному месту что-нибудь холодно, можно тряпочку, смоченную в холодной воде, или лёд. При ожоге надо сразу же полить обожжённое место большим количеством холодной воды. Обмораживание щёк, ушей, носа легко заметить: в обмороженных местах кожа резко бледнеет. Эти места надо аккуратно растереть сухой варежкой или просто рукой, можно платком, круговыми движениями, пока кожа не станет розовой. Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать. Если ты почувствуешь, что замёрзли ноги, надо побегать, попрыгать, пока они не отогреются. Когда мёрзнут руки, быстро сжимайте кулаки. Если это не помогает, разотрите пальцы сухой варежкой или рукой. Но если обмороженное место не удалось отогреть на улице, быстро идите в дом. Дома это место надо отогреть чуть тёплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать.Если рана, ушиб, ожог или обмораживание очень сильное, нужно срочно обратиться к врачу.Запомним: кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий. За кожей необходимо ухаживать: содержать её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать её кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь.
  2. Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет. Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника защищают спинной мозг, который находится в позвоночнике. Мышцы приводят в движение скелет. Это происходит так – мозг даёт команду, мышцы, которые прикреплены к костям, начинают сокращаться и расслабляться, и скелет начинает движение. Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему человека. Главная роль опорно-двигательной системы – обеспечение опоры и движение организма. У взрослого человека в скелете более 200 костей. Мышц в теле человека 650. 200 из них человек использует при ходьбе, 45 – чтобы наморщить лоб, 17 – чтобы улыбнуться. От скелета и мышц зависит осанка человека. Правильная осанка человеку даётся не от рождения, а приобретается им с годами. У стройного человека правильно формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Так же, при правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые, походка лёгкая. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице. Когда сидите, спина должна быть прямая, голова чуть наклонена вперёд. Расстояние между столом и грудь должно быть равно ширине ладони. Опирайтесь на спинку стула. Ноги ставьте на пол всей ступнёй, руки надо класть на стол свободно. Если вы устанете, надо сменить позу, или проделать упражнения, сидя или встав с места. При ходьбе тоже нужно соблюдать правила — надо спину держать прямо, нельзя сутулиться. Если у вас тяжёлый груз, надо распределить его равномерно в обе руки. Когда это невозможно, несите его то водной руке, то в другой поочерёдно. Если у человека крепкие мышцы, то его осанка будет хорошей. Но для того, чтобы были крепкими мышцы, нужно заниматься физическим трудом, физкультурой. Нарушенную осанку можно исправить. Для этого надо заниматься лечебной физкультурой. Запомните: скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом.На сегодня всё, наш урок подошёл к концу. Ребята, чтобы быть здоровым и не болеть, человеку необходимо знать строение своего тела. Сохранение своего здоровья – очень важная задача любого человека. Помните – ваше здоровье в ваших руках!
Читайте также:  Гормон гипофиза при стрессе

Разбор типового тренировочного задания:

  1. Текст вопроса: Установите соответствие.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 14. Организм человека. Органы чувств.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Внешнее и внутреннее строение тела человека.
  2. Системы органов тела человека.
  3. Органы чувств человека.
  4. Гигиена.

Глоссарий по теме:

Анатомия — наука о строении организмов.

Физиология — наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Система — определенный порядок в расположении и связи действий.

Организм; орган; система; чувство; человек; мозг; здоровье; гигиена.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 71-74.
  1. Окружающий мир. Тесты (к учебнику Плешакова А.А.) 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы:

https://www.labirint.ru/books/639463/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу её органов – физиология человека.

Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. К внешнему строению человека относится: голова, шея, туловище, руки – верхние конечности, ноги — нижние конечности.

Тело человека внутри состоит из органов: лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник, головной мозг, спинной мозг, нервы.

Каждый орган имеет определённое строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Органы выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Читайте также:  Что чувствует мужчина встречаясь с любовницей

Вы видите вокруг себя красивую природу, людей, предметы. Вы двигаетесь, пишите, читаете, вспоминаете, представляете что-нибудь, решаете задания. Кажется, что всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Всеми вашими действиями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг является главным командным пунктом организма. Находится он в голове.

Деятельностью всего организма управляет – нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие. Они похожи на две губки. Когда мы делаем вдох – они расширяются, а когда мы делаем выдох – они сжимаются. В дыхательную систему входит: носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

А теперь послушаем наше сердечко. Для этого надо положить руку на левую часть груди. Сердце бывает размером с кулачок. Это непрерывный мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет кровь бегать по всему телу. Сердце и кровеносные сосуды образуют – кровеносную систему.

Кровь человека систематически обогащается при помощи питания. Нашему организму нужна по-особому обработанная пища, чтобы она впиталась в кровь. Эту работу выполняют органы нашей «внутренней кухни». Сначала, как мы знаем, пища поступает в рот, где она пережёвывается частично. Затем, через глотку и пищевод, пища поступает в желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Затем, пища поступает в кишечник. Он имеет длину почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт.

Читайте также:  Психологическая структура темперамента изучается с помощью методики

С правой стороны от желудка, в верхней части живота, находится печень. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу. Ещё печень очищает кровь от токсинов. И так, в пищеварительную систему входят: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

У человека, кроме внутренних органов, есть ещё органы чувств. Их пять. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.

Глаза – орган зрения. Они защищены веками. Глаза могут двигаться в разные стороны, благодаря тому, что у них есть мускулы. В центре нашего глаза есть зрачок – это чёрный кружок, который принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы. С помощью зрения человек может различать цвета предметов, их форму, размеры, расстояние, движение и т. д. Благодаря зрению мы можем видеть красоту природы, читать книги, смотреть телевизор. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза, давайте им часто отдыхать!

Уши – орган слуха. С помощью слуха люди могут слышать друг друга,

звуки природы, музыку. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка. Сверху нам видна только наружная часть уха – ушная раковина и барабанная перепонка. А внутри головы есть ещё среднее ухо и внутреннее ухо. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и остаться без слуха.

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. На задних стенках носа есть нервные окончания, которые реагируют на запахи, при вдыхании воздуха, и сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Некоторые запахи бывают нам приятны, другие предостерегают от опасности (запах газа, дыма). Когда у человека бывает насморк, он плохо различает запахи и вкус еды. У людей, которые курят ухудшается обоняние. Чтобы сохранить хорошее обоняние, нужно вести здоровый образ жизни.

Язык – орган вкуса. Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи. Орган вкуса надо беречь!

Кожа – орган осязания. Кожа очень чувствительна, потому что, под её поверхностью расположены нервные окончания, которые передают информацию мозгу. Поэтому кожей мы можем чувствовать многое: боль, холод, тепло, мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и другое. Наиболее чувствительными у человека являются подушечки пальцев, так как в них сосредоточено большое количество нервов. Кожа очень прочная и упругая. Она покрывает все тело человека и защищает его. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья. Для гармоничного развития человеку ещё нужно контролировать соответствие веса своего тела росту. Для этого необходимо:

1. Измерить свой рост.

2.Взвеситься на весах.

3. Разделить число кг веса на число дм роста.

Если результат от 3 до 4 значит, вы весите столько, сколько нужно. Если меньше 3 – весите маловато. Если больше 4 – тоже не хорошо, у вас стал накапливаться лишний, ненужный вам вес. В таком случаи надо больше бегать, заниматься спортом, работать физически.

Чтобы быть счастливым, надо, прежде всего, быть здоровым. В сохранении здоровья вам помогут: личная гигиена, режим дня, закаливание.

Разбор типового тренировочного задания

глаза; сердце; печень; уши; нос; мозг; кожа; желудок; язык; кишечник.

Правильный ответ: глаза; уши; нос; кожа; язык.

Разбор типового контрольного задания

Источник

Оцените статью