- Игры и упражнения для формирования умения выражать эмоции
- Методы самостоятельной коррекции негативных эмоциональных состояний
- Сложные периоды в жизни и эмоции
- Каковы отличительные нюансы негативных переживаний?
- Методы позитивной самонастройки
- Позаботьтесь о своем теле
- Минимизируйте раздражающие факторы
- Позволяйте себе открыто говорить о своих чувствах в кругу близких и приятных людей
- Проводите анализ своих чувств и эмоций
- Чаще позволяйте себе быть собой
- Пользуйтесь поддержкой социума
- Личные границы должны быть установлены
- Профессия по призванию позволяет не работать
- Примите состояние печали и грусти
- Фокус внимания — ваш выбор
- Твёрдо займите проективную ответственную позицию
- Важность объятий
- Чаще благодарите
Игры и упражнения для формирования умения выражать эмоции
Екатерина Чугунова
Игры и упражнения для формирования умения выражать эмоции
Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.
Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений.
Ход упражнения: в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.
Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью»
Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Ход упражнения:воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения.
Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой — роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например,так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?».Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени,в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Игра «Угадай настроение»
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.
Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).
Ход игры: детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.
Материал: фишки красного и черного цветов.
Ход игры:детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо?Воспитатель раздает детям фишки с помощью которых они будут оценивать: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок, а дети должны поднять соответствующую фишку.Примерный перечень детских поступков:
ПЛОХИЕ: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, котенка, разрушил птичье гнездо.
ХОРОШИЕ: проведал больного друга, обогрел и накормил, помог младшей сестре одеться, защитил слабого.
Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.
Ход игры: частникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние,которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грустит, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселится, восторгается, злится;
-радость, веселье, счастье, злость;
Игра «Что случилось?»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.
Ход игры: Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину,по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно», потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»
Игра «Что было бы, если бы»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Ход игры: взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.
Оборудование: игрушка гном.
Ход игры: Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами.
Цель: развивать у детей способность распознавать и выражать различные эмоции.
Оборудование: пиктограммы различных эмоций.
Ход игры: Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
«Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения». Консультация для воспитателей и тифлопедагогов Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения. Для формирования бинокулярного зрения у детей во время обязательных занятий, лечебных.
Презентация «Альбом для изучения и формирования умения различать геометрические фигуры» Актуальность данного проекта: Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей.
Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так.
Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова..
Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки Введение Здоровье – бесценный дар, который нужно беречь разумно, деятельно. Здоров тот, кто активен, жизнерадостен, кто умеет радоваться.
Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи. Грамматика – это наука о.
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для формирования падежных конструкций» При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее.
Консультация для родителей «Игры, которые научат ребёнка выражать мнение!» Игры, которые научат ребёнка выражать мнение Умение отстаивать собственную точку зрения крайне важно для гармоничного существования.
Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова. Проблема о состоянии.
Занимательные упражнения, как средства формирования элементарных геометрических представлений ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Чугунекова.
Источник
Методы самостоятельной коррекции негативных эмоциональных состояний
В мире стали чаще заметны чёрные оттенки, и есть ощущение внутреннего дискомфорта? Плохое настроение стало частым гостем, и это вызывает недоумение и напряжение? Как преодолеть подобные явления? Почему они возникают в нашей жизни? Расскажем, что делать если очень плохо.
Сложные периоды в жизни и эмоции
Реакция на травматические события у всех разная. Утраты, неприятности, потери могут быть неожиданными и восприниматься как своеобразное наказание ни за что, то есть вызывать чувство несправедливости, приводящее к дополнительному внутреннему напряжению.
Если исключить паникёрство как свойство незрелой и неподготовленной к жизни личности, а также тех, кто склонен к драматизации и усматривает в этом вторичные выгоды роли жертвы, большинство реагирует на серьёзные стрессы эмоциями печали, ощущениями горя, утраты, приводящими при долгом периоде существования к депрессии.
Каковы отличительные нюансы негативных переживаний?
Переживания печали характеризуются волнообразными болезненными чувствами, соединяясь со светлыми воспоминаниями об ушедших. Печаль не приводит к суицидальным мыслям, а также к ощущению невозможности справиться со своим эмоциональным состоянием.
Горе и печаль не влияют на привычную самооценку. Однако продолжительное укоренение этих состояний может приводить к подавленности, апатии, отсутствию жизненной энергии в периоде более двух недель. При депрессивном состоянии иногда может появиться чувство никчёмности и даже отвращения к себе.
Разницу состояний важно осознать, чтобы вовремя оказать себе помощь.
Методы позитивной самонастройки
Для того чтобы не давать негативу прорастать корнями и усугублять ситуацию, есть ряд рекомендаций, способных помочь человеку преодолеть травматические события. Далее разберем, что нужно делать, если плохо.
Позаботьтесь о своем теле
Перевернуть негативное событие себе на пользу – умный ход. Начните понемногу практиковать ЗОЖ, отнеситесь к себе как к самой большой ценности. Физические упражнения отвечают за выделение гормона радости — эндорфина, который в свою очередь откроет способность смотреть на тревожащие события под иным углом зрения. Занятия в группе способствуют более активной социализации, знакомствам, расширяют поле социальных контактов и помогают переключиться с грустных размышлений на оптимистичные. Сбалансированное питание, качественный сон, прогулки на свежем воздухе, витаминизация, отсутствие вредных привычек — эффективный комплекс по скорейшему восстановлению настроения и уровня жизненных сил.
Минимизируйте раздражающие факторы
Гармонизация окружающей среды – верный путь улучшить эмоциональное состояние. Позитивные люди, вдохновляющие книги, ободряющие фильмы, радостные новости, юмористические передачи являются лучшими друзьями хорошего настроения. Отказ от гаджетов и восприятие информации раз в неделю как детокс-терапия усилят эффект.
Позволяйте себе открыто говорить о своих чувствах в кругу близких и приятных людей
Чтобы не получить проявления психосоматики на фоне стресса, проявляйте коммуникабельность в отношении того, что вызывает волнение и беспокойство. Стоит деликатно поговорить о том, что обидело и обсудить это.
Проводите анализ своих чувств и эмоций
Проведение саморефлексирующих экскурсов поможет вернуть внутреннее равновесие, а честный разговор выявит те области, которые достойны особого внимания.
Чаще позволяйте себе быть собой
Многочисленные социальные роли, в которых приходится существовать и соответствовать современному человеку, уводит фокус внутреннего зрения от истинного «я». Принятие себя, своих особенностей, приводит к обретению своей целостности, стабилизирует поведенческие стратегии, балансирует реакции, сохраняя их от перегрузок и расшатывания. Несмотря на важность окружения в социуме, вы — самый главный человек для себя, а чьи-то стандарты и ожидания касаются вас только в той степени, которую вы сами им придадите.
Пользуйтесь поддержкой социума
Уязвимость и способность испытывать чувства нормальны для человека. Умение правильно получать помощь от социума — полезный навык, относящийся к искусству жить и развиваться как личность. Поэтому обратиться за помощью и поддержкой — вот, что нужно делать, если кажется, что все плохо в жизни.
Личные границы должны быть установлены
В профессиональной и личной жизни легко перегрузить себя обязательствами и делами, мало относящимися лично к вам. Умение говорить «нет» и точно рассчитывать свои силы — важный навык выживания, который нужно регулярно практиковать и совершенствовать.
Профессия по призванию позволяет не работать
Заниматься любимым делом, зарабатывая, — это лучшее, что может случиться в профессиональном плане. При таком раскладе неприятности переживаются легче, а мотивация сохраняется дольше.
Примите состояние печали и грусти
Эти важные естественные защитные механизмы являются нашими союзниками, поэтому с ними не нужно бороться, их нужно понимать и принимать. Сделав своё дело, они постепенно уступят место радости и позитива.
Фокус внимания — ваш выбор
Подчас необходимо усилием воли заставить себя улыбнуться, чтобы запустить физиологический процесс улучшения настроения. Стоит попробовать и оценить эту взаимозависимость. Ещё одна работающая техника — задать себе вопрос: для чего мне дана эта ситуация? Возможность поиска вариантов и смещения их к положительным моментам изменит внутренний фокус внимания.
Твёрдо займите проективную ответственную позицию
Быть жертвой — значит быть пассивным объектом чужих действий. Изменить такое положение поможет принятие ответственности за свою жизнь и действия на себя. Как только мозг выйдет из этой ментальной ловушки, он сразу же займётся поиском выхода из сложившейся ситуации. Позвольте ему это сделать.
Важность объятий
Обнимая кого-либо, у человека вырабатывается гормон окситоцин, отвечающий за хорошее самочувствие. Используйте объятия и общение с животными как средство преодоления стрессовых и травматичных воздействий.
Чаще благодарите
Концентрация на том, что имеется – повод для радости. Всё, чем обладает человек — это его ресурсы, включая знания и опыт. Ежедневная практика благодарности за то, что находится в распоряжении — лучший способ переоценки негативного взгляда на мир. Не стоит экономить на словах благодарности по отношению к другим людям, это самый простой повод улучшить отношения и установить контакт.
А еще, когда плохо, есть негативные мысли и эмоции, рекомендуется заняться саморазвитием. Вариантов множество, и один из них — курсы, лекции и вебинары Викиум. Например, интерактивная онлайн-лекция с экспертами-нейропсихологами поможет понять, на что действительно способен ваш мозг. Вы узнаете, что мешает вам добиваться успеха, и как это можно изменить. Всего 2 часа и максимум полезной информации для тех, кто желает изменить жизнь к лучшему!
Источник