Коррекция нарушениями детей эмоционально волевой сферы

Центр речевой неврологии

Диагноз «нарушения эмоционально-волевой сферы» означает проявление у ребенка симптоматики аутистического спектра при отсутствии неврологического или психиатрического диагноза. Несмотря на отсутствие «ярких» патологии центральной нервной системы, нарушения эмоционально-волевой сферы являются существенным фактором, препятствующим целостному развитию ребенка. Это могут быть нарушения социального взаимодействия, дезадаптация в коллективе, задержка речи, снижение когнитивных навыков, психологическая неготовность к школе или иному обучению.

Как правило, нарушения эмоционально-волевой сферы являются следствием перенесенной в той или иной степени неврологической патологии, это может быть как в перинатальном периоде, так и в родах, так и в первые годы жизни ребенка. В нашем центре речевой неврологии разработаны специализированные программы для лечения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Мы всегда используем компексный подход, включающий врачей, современный метод реабилитации ТМС и работу коррекционных педагогов. Только так называемый, бригадный, то есть совместный, опыт работы врачей и коррекционных специалистов будет эффективен в этом случае.

Курс лечения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы рассчитана на 1,5-2 месяца.

Этапы программы

Невролог и психоневролог

Во время первичных осмотров невролога и психоневролога происходит знакомство врачей с ребёнком и родителями. Специалисты получают информацию об истории заболевания, оценивают неврологический и психический статус пациента, при необходимости проводят дополнительное обследование с включением функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). По результатам обследования назначается комплексная медикаментозная терапия.

На протяжении всего курса лечения врачи оценивают результаты назначенной ими терапии и, при необходимости, корректируют назначения.

Динамическое наблюдение в течение программы.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)

В качестве эффективного метода лечения применяется транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), признанный стандарт нейрореабилитации в Европе. Это современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга, за счет чего происходит улучшение межклеточного взаимодействия в тканях коры головного мозга.

У каждого ребенка своя история заболевания и уникальный патогенез. Мы не «штампуем» назначения и не ведем детей по схеме, которая не дает никаких результатов. Мы программируем аппарат ТМС на основании данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ) конкретного ребенка так, чтобы сила и частота импульсов оказали оптимальное воздействие на его нервную систему.

ТМС в сочетании с назначенной неврологом терапией и коррекционной работой позволяет добиться максимальных результатов в короткие сроки.

Ежедневно (12 процедур, 5-6 дней в неделю)

Логопед-дефектолог

В рамках курса логопед-дефектолог работае с выявленными у конкретного ребенка нарушениями речи и высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие). Первоначально специалист выявляет речевые и когнитивные нарушения у ребенка, далее разрабатывает программу коррекции, ориентируясь на заключение речевого невролога и психиневролога.

Уровень профессионализма наших логопедов-дефектологов позволяет работать с любыми нарушениями: нарушения звукопроизношения (дизартрия, дислалия, ринололия), нарушения произношения слоговых структур, нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, заикание), голоса (афонии, дисфонии, нарушения просодики), нарушения восприятия и понимания речи, ОНР, алалии, нарушения письменной речи, чтения (дислексия, дисграфия, аграфия).

Логопед-дефектолог занимается обучением и развитием детей с различными проблемами темпов созревания и отклонениями развития: задержка психического развития, задержка речевого развития, РДА, РАС, СДВГ, алалия, тики и т. д.

Два раза в неделю (8 занятий)

Нейропсихолог

Занятия с детским нейропсихологом необходимы при эмоционально-волевых нарушениях. Наши нейропсихологи имеют образование медицинских клинических психологов, поэтому их методы учитывают функциональное строение мозга каждого конкретного ребенка и его индивидуальные особенности. Нейропсихолог подбирает комплекс специальных методик и занятий, которые направлены на перестройку функциональных систем мозга и формирование высших психических функций:

  • развитие всех видов восприятий – зрительного, слухового, тактильного;
  • развитие всех видов памяти – слуховой, зрительной, двигательной;
  • развитие мышления – синтез, анализ, логическое мышление и т.д.;
  • коррекцию эмоциональной сферы.

Два раза в неделю (8 занятий)

Стоимость программы: 56 280 руб.

Источник

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Читайте также:  Письмо человеку который никогда не испытывал чувство любви

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Екатерина Силивертстова
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Читайте также:  Что сделать чтобы снова чувствовать запахи

Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании психологии семьи, трудности у ребенка являются своеобразным симптомом трудностей семьи, отношений между родителями. Порядок преодоления эмоционально-волевых нарушений у ребенка дошкольного возраста следует осуществлять коррекцию на уровне семейной системы в первую очередь.

На основании анализа научной литературы и научно-практических разработок моих коллег, удалось выделить следующие подходы, направления в работе с эмоционально-волевыми расстройствами у детей дошкольного возраста:

медикаментозное лечение. Проводится при наличии органической патологии, невротических расстройств и других нарушений. Назначение препаратов осуществляется врачом – невропатологом или психиатром;

коррекционные психолого-педагогические занятия – в рамках дошкольного учреждения;

функциональная терапия (музыкальная, игровая);

семейная психотерапия, в процессе которой проводится работа не только с ребенком, но и с его семьей.

ритмика; ЛФК; физиотерапия;

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, через игру ребенок познает мир, усваивает нормы поведения, взаимоотношения в обществе. Поэтому построение коррекционной и развивающей работы психолога в игровой форме будет наиболее эффективны в достижении социально приемлемого поведения и психологического комфорта, благоприятного психоэмоционального состояния ребенка на занятии и за его пределами. В связи с чем методы игровой терапии идеально подходят для коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично отдать в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение именно двигательным методам. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Поэтому нейропсихологические методы коррекционно-развивающей работы с детьми становятся наиболее актуальными в деятельности психологов, дефектологов, учителей-логопедов в современной действительности.

Для старших дошкольников характерно уже более осознанное поведение, активно развивается рефлексия, и здесь мы можем частично применять элементы когнитивно-поведенческой терапии, работать с конструктивные и деструктивными установками детей, моделями поведения.

Виды техник и упражнений, используемых в процессе реализации коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы:

Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На непосредственно образовательной деятельности дошкольники обучаются эле-ментам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Игры упражнения на изучение эмоций, чувств, переживаний человека и развитие рефлексии:

Нейропсихологические методики и техники основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга; работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста направлена на определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей, становление и развитие дефицитарных психологических процессов.

Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на память и внимание, мышление: комплексное развитие познавательной сферы ребенка в игровой форме, обеспечивающее эффективность интеллектуальной деятельности.

Упражнения на счет: последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.

Подвижные игры, хороводы, физминутки, коллективные творческие задачки: эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины «психологии, а в лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Среди арт-терапевтических методов в данной программе используются следующие виды:

Читайте также:  Чувствую себя богиней за рулем

Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д. Техники изотерапии эффективны психосоматических расстройств, личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества; повышенная тревожность, страхи, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями развития позволяет получить положительные результаты:

— развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, восприятия;

— создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

— обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами) у детей с агрессивными проявлениями;

— оказывается влияние на развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком;

Коррекционная ритмика: специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях.

Имаготерапия лечебное воздействие через образ, театрализацию.

Имаготерапия с дошкольниками чаще всего проводится в форме куклотерапии (сценки, театральные постановки и т. д.). В психокоррекционной работе с дошкольниками применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. При этом главная цель ее проведения — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. При многократном воспроизведении в игровых ситуациях недостающих ребенку качеств постепенно дает ему возможность в определенной мере приблизиться к своему идеалу, стать на него похожим.

Сказкотерапия как один из видов библиотерапии дает положительные результаты для дошкольников с проблемами, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости).

Релаксационные и расслабляющие упражнения: позволяют научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Таким образом, основными методами психологической работы по преодолению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в возрасте 3-7 лет являются: игровая директивная и недирективная терапия, арт-терапия (изо-терапия, песочная и музыкальная, танцевальная терапия, психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная релаксация, нейропсихологические методы коррекции.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Источник

Оцените статью