Коррекция эмоциональной сферы у детей средней группы

НОД «Моё настроение» (коррекция эмоционально-личностной сферы) средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы с целью обеспечения разрядки эмоций, создания возможностей для самовыражения, развития внимания, выразительной моторики.

Скачать:

Вложение Размер
moe_nastroenie.docx 15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Моё настроение» (коррекция эмоционально-личностной сферы).

Цель: «Коррекция эмоционально-личностной сферы».

Задачи: коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы, обеспечение разрядки эмоций, создание возможностей для самовыражения, развитие внимания, памяти, воображения, развитие выразительной моторики, воспитание культуры поведения. Учить определять эмоциональное состояние людей, развивать цветовосприятие, умение соотносить цвет — настроению, воспитывать положительные эмоции. Добиваться эмоционального переживания состояния образа, его внешней и внутренней имитации на основе одушевления, «очеловечевания» даже неживых объектов (делать «мимический слепок вещи»). Создать комфортную атмосферу в группе.

Интеграция ОО: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: беседа, показ, рассматривание, художественное слово; репродуктивный метод.

Формы организации: НОД, этюды, релаксация.

Словарная работа: настроение, радость, грусть, удивление, испуг, злость, эмоции.

Оборудование: конспект прилагается, пособие М.И. Чистяковой «Психо – гимнастика»

Москва «Просвещение», 1990г. под редакцией кандидата медицинских наук М.И.Буянова; пиктограммы с разным выражением на лицах людей.

Дети, сегодня мы с вами поговорим о настроении. Оно может быть разным: грустным и весёлым, в зависимости от того, какие события происходят в нашей жизни. Хорошие события вызывают у нас радость и мы улыбаемся, плохие события — вызывают у нас грусть и неприятные впечатления ( например, ты с кем – нибудь поссорился, сломал игрушку); что-то нас удивляет. И каждый раз у нас меняется выражение лица. Оно может быть таким: (рассматриваем пиктограммы, отображающие: радость, грусть, удивление, испуг, злость). Давайте сейчас поиграем в игру: «Угадай настроение». Читаю детям стихи на разное эмоциональное состояние, а они находят картинку с таким настроением и выставляют её на доску.

«То-то рада, то-то рада вся звериная семья,

Прославляют, поздравляют удалого воробья!

А слониха-щеголиха так подплясывает лихо,

Что румяная луна в небе задрожала,

И на бедного слона кубарем упала». (Радость, веселье).

Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик. ( Грусть)

«Вот мы видим: сквозь ветвей на нас шагает страшный зверь!

У него торчат клыки и усы топорщатся.

У него горят зрачки — хохотать не хочется». (Страх).

«В реке большая драка: поссорились два рака.

Рак пятится от рака четвёртый час подряд.

Хотят другие раки подраться в этой драке,

Но тоже почему – то все пятятся назад». (Злость).

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли её в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ёжик утащил?

Может, плюшевый медведь

Захотел её надеть?» (Удивление).

После окончания игры хвалю детей за правильное выполнение.

-А сейчас ребята давайте узнаем с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Хотите? Тогда поиграем в игру «Собери цветок».

Дети из множества лепестков разного цвета выбирают тот, который соответствует их настроению сегодня, объясняя, почему лепесток именно этого цвета они выбрали.

(напоминаю: светлые цвета это радость, тёмные, серые – грусть, злость). Ребёнок объясняет: «Я ставлю к серединке зелёного цвета лепесток красный, потому, что у меня сегодня хорошее настроение». (Помогаю детям, если они затрудняются в выполнении задания и определения своего эмоционального состояния). Подвожу итог, обращаю внимание детей на то, что цветок получился ярким, красивым, светлым, а это значит, что сегодня у всех хорошее, весёлое настроение. Если у всех хорошее настроение сейчас поиграем ещё в одну игру: «Море волнуется раз!»

Игра «Море волнуется раз!»

Дети стоят «врассыпную», выбирается водящий (первый раз водящий педагог). Со словами «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любое настроение на лице замри!» — дети выполняют различные движения. После слова «замри»- изображают на лицах любую эмоцию (страх, гнев, радость, удивление, грусть, испуг).

Водящий дотрагиваясь до ребёнка,

отгадывает его мимику – эмоцию. Игра повторяется несколько раз. А теперь мы немного расслабимся.

Упражнение на расслабление: «Волшебный сон».

Дети ложатся на ковёр. Закрывают глаза.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

И становится понятно:

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают…засыпают… (2 раза)

И расслаблено всё тело (2 раза).

Губы не напряжены

Приоткрыты и теплы (2 раза)

И послушный наш язык быть расслабленным привык (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело и расслаблено всё тело

Будто мы лежим на травке

Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы тёплые и вялые,

Но нисколько не усталые

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!

Нам понятно, что такое… состояние покоя…

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Проигрывание этюдов и их анализ. Этюды: «Карлсон», «Смелый ребёнок», «Хорошее настроение».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме «здоровье», «безопасность» (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения.

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников.

Человек — существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна.

В методическом пособии размещен материал для работы с детьми младшей группы (3-4 года) по теме «Экологическое развитие детей». В пособии подобран материал на каждый месяц года для совместной деятельн.

В методическом пособии размещен материал для работы с детьми младшей группы (3-4 года) по теме «Экологическое развитие детей». В пособии подобран материал на каждый месяц года для совместной деятельн.

ТЕМА: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностногоразвития дошкольников» ЗАДАЧИ Развивать связную монологическую речь, интонационную выразитель.

Занятие проходило в подготовительной к школе группе.

Источник

Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);

• вторая зрелость родителей;

• разрушение принадлежности к полу;

• деструктивная динамика института семьи (разводы);

• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);

• инстинкты второго порядка;

• напряжение социальных эмоций;

• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.

Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.

1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.

Алгоритм применения технологии в

практической профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.

2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.

3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».

Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.

Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.

Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей

3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).

Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);

• игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);

• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);

• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);

• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.

Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Цель мастер-класса: привлечь.

Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть2 ЗАНЯТИЕ N 6 Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу;.

Заключительное занятие проектной работы «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников» ЗАНЯТИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ Материалы: кукла бибабо Буратино, текст телеграммы. Игра «Телеграмма»» Ведущий. Ребята, с телеграфа.

Источник

Читайте также:  Как нарисовать осеннее настроение
Оцените статью