Система работы «Коррекция эмоциональной сферы детей через вариативные методики в соответствии с ФГТ»
Ирина Баташан
Система работы «Коррекция эмоциональной сферы детей через вариативные методики в соответствии с ФГТ»
Последние исследования К. Н. Поливановой показали, что современные дети старшего дошкольного возраста существенно отличаются друг от друга не только по темпу, но и по качеству развития в плане дошкольная – школьная позиция. Изменились особенности усвоения знаний, их подача детям, а главное сам статус детства как социально-психологического явления. Поэтому необходимо получать новые данные о психологическом, личностном, психофизическом развитии современного дошкольника, о его развитии при переходе от одного возраста к другому. Слайд № 1
В свете новых требований теория А. В. Запорожца о амплификации развития ребенка очень актуальна. Разработан проект программы «Амплификация эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через вариативные методики в условиях ДОУ» Слайд №2
Коррекционная работа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение — акселерацию развития.
Цель, и задачи представлены на слайде.
Цель, которой является – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через вариативные методики (сказко-песко-музыкотерапия) .
1. Продолжая расширять и систематизировать знания детей, по коррекции эмоциональной сферы, способствую открытому проявлению детских эмоций через различные социально-приемлемые способы (словесные, физические, творческие, учу понимать чувства других по мимике, жестам, интонации, голосу (сверстника и взрослого) .
2. Активизируя импрессивный (переживание) компонент эмоциональной сферы с помощью вариативных методик (музыкотерапия, объективизируя актуальные и эмоциональные переживания.
3. Обогащая словарный запас детей – синонимами, обозначающими эмоции (радостный, веселый, яркий, ликующий, праздничный, жизнерадостный, бодрый, лучистый, приятный и др) Слайд № 3
Реализацию программы осуществляю через: Создание пространства эмоционального комфорта обеспечивающего развитие и социализацию ребенка. Именно через:
создание развивающей среды,
цикл интегративных образовательных мероприятий (занятий)
проживание эмоций в творческой деятельности (через сказко-песко терапия, изодеятельность, проигрывание сюжетов, прослушивание звуков природы и животных, музыки, постановка и показ «музыкальных» сказок и др.) Вся экспериментальная деятельность по созданию эмоционального комфорта направлена на дальнейшее совершенствование в работе с детьми. Слайд № 4
За методологическую основу взята теория А. В. Запорожца об амплификации детского развития, исследования Л. И. Божович, В. Я. Задгенидзе, Н. М. Стёпиной.
Для этого использовала:
интегративные методы (-это объединение в единое целое) диалоговые и проблемные в чередовании с индивидуальной, парной и подгрупповой формой работы по совместной деятельности и вне.
Определила направления и способы амплификации эмоциональной сферы через:
систему психологических и психолого-педагогических взаимодействий (групповую, подгрупповую и индивидуальную работу) с использованием музыкальной и изобразительной деятельности, виброгимнастики и ритмопластики.
Как итог: Повышение эффективности коррекционно – развивающей работы Слайд № 5
При этом весь педагогический процесс построила по следующим принципам, которые вы видите на слайде.
1. Гуманизации всего процесса
2. Индивидуально-дифференцированной направленности (содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентируясь на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе.)
3. Комплексности, системности и систематичности
4. Интегративности (и совместную и созидательную деятельность педагога, ребенка и родителей)
5. Здоровьсбережениия Слайд № 6
Просчитала прогнозируемый результат Слайд № 7
Вы спросите: «В чем новизна данной программы?». В Коррекции эмоционального развития представленного как закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте социализации дошкольника в соответствии с ФГТ.
1. Мною представлен деятельностный подход, показывающий динамику развития эмоциональной сферы ребенка с помощью вариативных методик – сказко—песко- музыкотерапия.
2. А амплификацию осуществляю через обогащение содержательных (переживания, знания) и инструментальных компонентов (выражение эмоциональной сферы через сказко-песко-музыкотерапию)
Практическая значимость инновационной программы заключается в определении результатов, позволяющих повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Социальный эффект -если дошкольник будет обладать интегративными качествами личности, которые вы видите на слайде, то социализация будет успешной.
Проведено тестирование детей старшего дошкольного возраста по критериям из расчета 16 детей
Начиная работать по вариативным методикам, разработала цели, задачи и формы работы по каждому направлению, которые постоянно вирировала и дополняла (Показать слайды формы работы и результат) Слайд № 10, 11, 12
Добиться высоких интегративных качеств дошкольника можно через:
контакт с родителями для этого: на общегрупповых родительских собраниях и индивидуальных беседах с разъяснением принципа работы и определением тем и вопросов, которые их интересуют, Разработаны и апробируются беседы, упражнения, этюды, дидактические и дидактическо-музыкальные игры
Создана развивающая среда:
Панно «Мои эмоции» помогает детям c помощью цветных полосок или пиктограмм, рассказать о своих эмоциях в начале и в конце деятельности.
Для удобства работы составлена Картотека презентаций, клипов, аудиосказок.
Картотека запахов, методическая разработка «Эти полезные ароматы», имеются баночки с запахами для «составления образа сказочного героя. Рассказывая сказку, дети могут подобрать запах героя, «озвучить» ее с помощью бумаги «шелест листьев»-, «переливание воды»— речка.
Театр мимики и жестов, помогает детям почувствовать себя более раскрепощено, они могут не бояться показать мимику и движения сказочного героя и свою, объяснить ее.
С помощью панно «Кто живет в волшебном лесу?» составляем необычные, новые сказки, подмеченная особенность использовать «предметы-заменители» подтолкнула на мысль о создании сказок «на новый лад». При инсценировки русских народных сказок, этюдов произведений дети брали предметы, находящиеся в кабинете – «шарф-речка», «ширма-печка», звук реки- переливание воды из сосуда в сосуд и др. Творчество детей по созданию, придумыванию сказок и игр лежит в зоне ближайшего развития и реализуется через рефлексию коллективной игры.
Находясь в постоянном творческом поиске, разработала методику «Цветные песчинки» соединив цветовой тест М. Люшера и песок. Теперь с помощью цветного песка и выбранных фигурок, их расположения на песке могу видеть проблемы, существующие у ребенка, наметить план коррекционной работы с ним. Сейчас дети рисуют крупами – гречкой, манкой, горохом; макаронными изделиями и песком. Как итог устраиваем конкурс на лучший рисунок.
Имеется «скамья примирения», «зона активного действия детей», с наклеенными фигурками, трубы крика и коврики злости, безликая подушка Бобо, панно «Облака», для релаксации.
Завершается апробация на базе сада программы «Формирование профессионально-личностной готовности педагогов и родителей по предупреждению агрессивности у дошкольников»
На базе ДОУ создан родительский творческий клуб «СОДРУЖЕСТВО», где родители могут предлагать вопросы и проблемы, интересующие их для совместного сотрудничества с педагогами.
Разработаны семинары, семинары-практикумы, консультации, папки-передвижки на различные темы.
Для более эффективной работы взяла в новом учебном году – еще одну методику музыкотерапию.
Формы работы видите на слайде
Цель и задачи Выход- умение общения в социуме Слайд № 13, 14
Апробируются критерии музыкальности 3- три критерия Слайд № 15
Промежуточный результат Прогнозируемые результаты были оправданы:Дети старшего дошкольного возраста:
большая часть могут открыто проявлять свои эмоции при прослушивании музыкального произведения, составлении сказок, используя «предметы заменители», «подбирая запахи», и музыку для своего героя.
понимать эмоции и чувства по мимике, жестам, интонации голоса, проявлять сочувствие к сверстникам и близким
высказывать мнение о причинах своего эмоционального состояния и сверстников, находить выход их сложившихся ситуаций
пользоваться словами – синонимами, обозначающими эмоции смогли не все. Поэтому и был составлен Словарик эмоций.
установленная программа «Аура» и разработанная в электронном виде Картотека звуков, помогают детям не только слышать, различать звуки природы, но и знать их правильное применение для своего здоровья. А так же решить одну из проблем современности, которая прослеживается у дошкольников- тугоухость, глухота.
С интересом играя в музыкальные игры, «Двигаемся под музыку» изображая поводки и движения героя, дети становятся более музыкальными, ритмичными, понимают, что есть классическая, народная и современная музыка. Слайд № 17
Неоднозначная реакция на голоса диких животных и птиц сменилась – интересом и соревнованием, кто больше узнает.
Релаксируя, дети становятся более спокойными и расслабленными.
Как итог: Дети, выпуска 2012 показывали музыкальную сказку «Теремок» на районном объединении Принцип личностного подхода педагога
Для более эффективной работы педагогу необходимо выполнять следующие принципы в своей деятельности. Слайд № 18
Результаты моей педагогической деятельности представлены на слайде Слайд № 19
Поэтому цель методической системы – является воспитание активной, творческой личности, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями. Слайд № 20
Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.
Перспективный план работы педагога — психолога Содержание коррекционной работы педагога психолога (для детей с ограниченными возможностями здоровья). На начало учебного года во всех возрастных.
Источник
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);
• вторая зрелость родителей;
• разрушение принадлежности к полу;
• деструктивная динамика института семьи (разводы);
• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);
• инстинкты второго порядка;
• напряжение социальных эмоций;
• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.
Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.
1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.
2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.
3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».
Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.
Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.
Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей
3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).
Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);
• игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);
• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);
• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);
• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.
Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Цель мастер-класса: привлечь.
Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.
Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.
Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть2 ЗАНЯТИЕ N 6 Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу;.
Заключительное занятие проектной работы «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников» ЗАНЯТИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ Материалы: кукла бибабо Буратино, текст телеграммы. Игра «Телеграмма»» Ведущий. Ребята, с телеграфа.
Источник