- Тема по самообразованию: «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
- Актуальность выбранной темы
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ презентация по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии
- Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии
Тема по самообразованию: «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
Актуальность выбранной темы
Песочная терапия – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.
Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.
Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей.
Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_wecompress.com_.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема по самообразованию «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии» МАОУ ДОД детский сад «Сказка» с. Омутинское Выполнила: Педагог-психолог Ровкина Л.В.
История песочной терапии Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления , заложенные в человеческой психике».
Актуальность выбранной темы Песочная терапия – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.
Цель : Повысить уровень собственной компетенции о применении метода песочной терапии в работе с дошкольниками. Изучение возможностей метода песочной терапии для работы с проблемами детей дошкольного возраста. Задачи : Изучить формы и приемы песочной терапии с учетом нового оборудования. Изучить методическую литературу и интернет — ресурсы по теме.
Этапы реализации Задачи Сроки Подготовительный Изучение и анализ психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования. Сентябрь 2019г. – Январь 2020г. Практический Введение в практику коррекционной работы методов песочной терапии. Разработка цикла занятий. Февраль 2020г. — Февраль 2021г. Заключительный Оценка результативности использования данного метода. Март-май 2021г. Этапы реализации программы
Анализ литературы . Перед тем как приступить к работе я проанализировала творчество известных педагогов, работающих в данной сфере. Наибольший интерес у меня вызвали книги: Т.М.Грабенко , Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой «Коррекционные , развивающие и адаптирующие игры», а также «Чудеса на песке. Песочная игротерапия ». В изданиях раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книг для меня состоит в том, что их материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития. Большую помощь мне также оказала книга М.А. Федосеевой «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Материал данного пособия помогает мне в увлекательной форме организовывать занятия, что способствует снятию у детей психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.
Оборудование . Для работы с песком в нашем ДОУ созданы все необходимые условия. Здесь есть несколько световых столов имеющих стеклянное дно и подсветку снизу, чтобы дети могли создавать изображения на песке. Мною был подобран набор игрового материала: лопатки, кисточки , сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки. Также миниатюрные игрушки (человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры ). Большую помощь оказывают природный и бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, одноразовые соломки для коктейля.
Структурная особенность использования метода песочной терапии . 1. Приветствие. Здесь я, как правило, с помощью игры мотивирую детей на предстоящую деятельность. Очень часто это бывает путешествие для выполнения какого-либо задания: помочь жителям Песочной страны, найти подарок для кого-то и т.д. 2. Повторение правил безопасности при работе с песком. 3. Упражнение «Здравствуй песок» . Дети обязательно здороваются с песком как с живым существом: гладят его, сыпят из кулачка в кулачок и т.д. Все зависит от тематики занятия. 4 . Непосредственно обучающая часть . По теме занятия создаются благоприятные условия для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. 5. Упражнение «До свидания песок». Дети теперь уже прощаются с песком. 6. Рефлексия . Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника — Песочная Фея, через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.
Введение в игровую среду Знакомство с игрой и её героями Моделирование конфликта, трудностей Выбор помощи Борьба и победа Утверждение победы Перспектива дальнейших приключений Моделирование игр-сказок на песке
Работа с детьми. План работы по самообразованию разработан на основе авторской программы М.А. Федосеевой «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Срок введения в практику программы по самообразованию февраль 2020г. Используя песочный стол, мною проводились коррекционные, развивающие и обучающие занятия с элементами песочной терапии в сочетании со сказкотерапией . Занятия проводились в естественной для детей обстановке, создавая творческую атмосферу, позволяли раскрыть внутренний мир и переживания, страхи и мечты детей. Строя картины из песка, придумывая различные истории, дети проявляли интерес, естественную активность. Взаимодействуя с песком у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, улучшалось настроение. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Источник
Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике на тему
Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1_pesochnaya_terapiya.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ Подготовила: Кравченко Галина Геннадьевна педагог-психолог
В настоящее время постоянно увеличивается количества детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи данной категории детей.
Особенности познавательной сферы детей с ОВЗ недостаточная сформированность произвольного внимания; дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения); снижение непроизвольного запоминания; отставание мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса).
Наряду с отставанием в развитии психических функций, характерной особенностью для детей с ограниченными возможностями здоровья является : слабость волевых процессов; эмоциональная неустойчивость; чувство страха; импульсивность либо вялость ; отсутствие самоконтроля. У большинства детей с ОВЗ отмечается : повышенный уровень тревожности; агрессия; сложности приспособления в детском коллективе.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Одним из средств способным помочь в решении этих проблем, является песок .
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 годов Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с проблемами психологического характера. В 1935 г . Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве». В 1950 годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф (швейцарский юнгианский детский психотерапевт) изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми.
В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт– Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна , Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .
К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Игра в песок является одним из любимым занятий для детей с ОВЗ. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие.
Функции песочной терапии в работе с детьми ОВЗ : освобождает от негативных состояний; снимает нервно – психическое напряжение; формирует адекватное межличностное поведение; повышает самооценку; избавляет от агрессии, страха, замкнутости; совершенствует внутренний потенциал ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным); стабилизирует эмоциональные состояния и т.д.
Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание ее с песком, вымешивание песочной жижи, погружение рук в песок и тому подобное -позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры и тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции. Когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться больших результатов в развитии ребенка.
Песочная терапия один из методов психологической работы, позволяющий достичь положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, личностном развитии детей с ОВЗ. Творческий процесс способствует вытеснению комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Песочная терапия нормализует эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для «особых» детей с разными стартовыми возможностями. К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления , заложенные в человеческой психике».
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр. Игры и упражнения с песком . Упражнение «Добрый день, Песчинка» Цель: снижение психофизического напряжения . Ход упражнения: Надо различными способами прикоснуться к песку. — ребенок касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно; — сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу; — касается песка всей ладонью — внутренней, затем внешней стороной. -перетирает песок между пальцами, ладонями.
Упражнение «Песочный дождь» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Игры и упражнения с песком .
Упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения . «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). Упражнение «Нарисуй цветочек» Цель : Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл Густав Юнг.
Литература Большебратская Э.Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010г. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011 г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.Песочная иротерапия . -СПб: институт специальной педагогики и психологии, 1998 г. Интернет-ресурсы. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Речь, 2011 г.
Источник
Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии
Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии
Практически в каждом детском саду есть центры песка и воды, многие педагоги считают, что детям с песком надо заниматься самостоятельно, другие – используют песок на занятиях. Опыт работы убедил нас в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.
У нас в детском саду мы используем песочную терапию для решения психологических проблем коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ: при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности, а также для диагностики эмоционально-личностной сферы; в коррекционно-развивающих занятиях, с различными целями: ознакомление с эмоциями, чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.
Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. В основу песочной терапии с такими детьми положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.
Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, активней взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой форме. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком — это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
· снимают мышечную напряжённость;
· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
· способствуют расширению словарного запаса;
· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
Организация песочной терапии:
кабинет, ящик для песка (50х70), дно которого выкрашено в голубой цвет; песок, миниатюрные игрушки, различных категорий (различные дома, люди, сказочные персонажи, животные, бусы, камешки, монеты и т.д.).
Оборудование для игр с песком
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90×70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового оборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
• различные здания и постройки;
• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Правила игры с песком для малышей
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Вот некоторые методы работы, которые мы применяем в нашем детском саду:
· Игровой, я его чаще всего использую, так как этот метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребенка. Ему предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну, свою сказку. Педагог активно играет вместе с ребенком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребенок самостоятельно или совместно с педагогом находит выходы из них. Непосредственно перед игрой ребенка нужно познакомить с песком. Для этого педагог показываются возможные методы работы с песком: его можно мять, из него можно строить, можно делать различные следы, манипулировать игрушками на песке. Затем ребенку предлагаются темы, созвучные с его проблемой: «Моя группа», «Мой день рождения», «Моя семья», «Мой поход в зоопарк» и т.д. Или разыгрывается сказка, которую начинает педагог и продолжает ребёнок, включая своё воображение.
В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции, при наличии у ребенка серьезных поведенческих или эмоциональных нарушениях. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, тревожности и пережитое не переходит в психическую травму.
· Методика «Моя семья — на песке», мне она нравится тем, что она намного информативнее, чем рисунок «моя семья». На песке ребенок больше раскрывается, он начинает играть, взаимодействовать со своими фигурками. По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в домиках, можно судить о семейной ситуации. Педагог обращает внимание на последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, на то, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье. Стертые, четкие, прозрачные. Закопана фигурка или может быть залита водой, с какого члена семьи начинается и кем заканчивается.
Педагог все регистрирует в протоколе, и в конце игры – фотографирует песочницу, используя результаты этой диагностики в своей дальнейшей коррекционной работе.
Еще песочную терапию, мы применяем в подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях.
На коррекционных занятиях используется как сухой песок, так и мокрый. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от цели занятия. Могут быть использованы «волшебные» фигуры: песочный человечек – властелин песка, песочная фея, различные колдуньи, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар, подаренный сказочной феей или «волшебный» тоннель, помогающий попасть в сказочную песочную страну. При работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, песок больше используется для развития мелкой моторики рук. Для этого подходит мокрый песок: он хуже высыпается из песочницы, с ним намного удобнее играть, строить что-то, делать следы. Мокрый песок рекомендуется детям с повышенным физическим и эмоциональным тонусом — гиперактивным, агрессивным. Когда ребенок мнет песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение. Таким детям можно предлагать делать из песка постройки, различные пасочки, разрушать их и далее стимулировать детей к постройке более красивых форм.
Таким образом, групповые занятия помогают детям выработать навыки бесконфликтного общения в коллективе и толерантного отношения к «особым» детям, облегчить общение замкнутым, стеснительным. Использование методов песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ позволяет более эффективно решать следующие проблемы: трудности в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения и даже проблемы здоровья. Индивидуальные занятия с использованием методов песочной терапии помогают детям: обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально — приемлемые формы; осознать ребенком свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного им.
Индивидуальное коррекционное занятие с детьми с ОВЗ.
Цель: развитие тактильно-кинестической чувствительности, мелкой моторики рук, воображения, речи.
· Упражнение «Отпечатки наших рук» — используется в меру влажный песок.
На ровной поверхности песка ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Педагог начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Ребёнок пытается рассказать о своих ощущениях.
Затем, педагог переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать руки, а тебе? Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить дальнейшие действия. Может, подвигать руками?
· поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки)
· выполнить те же движения, поставив ладонь ребром
· создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, травинкой, деревом, ежиком)
— «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук.
· Упражнение «Раскопать клад». Этот вариант упражнения предлагается ребенку в виде сказки: «В одной сказочной стране жила прекрасная фея. Она жила в волшебном лесу со сказочными обитателями. Но еще ей очень нравилась песчаная страна по соседству. Она любила летать над этой песчаной страной и любоваться дюнами, песчаными морями. Однажды, когда она пролетала над песчаной страной, поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Фея растеряла все свои разноцветные волшебные камешки (желтые – как песок, зеленые – как трава в ее стране, голубые – как моря и реки). Фея очень расстроилась, ведь без этих камешков, погибнет ее страна. Давай поможем их найти и разложим по цветам.
Ребенок находит разноцветные камешки и раскладывает по цветам.
Затем они дарятся Фее.
· Упражнение «Разные настроения».
Можно продолжить тему сказки: «Когда сказочная Фея растеряла свои волшебные камешки, как ты думаешь, что чувствовала Фея, какое настроение у нее было? Попробуй нарисовать на нашем песочном листе. (Обратить внимание на выражение глаз, рта, бровей разных эмоций). А когда ты нашел (нашла) камешки Феи, что она почувствовала, а ты? Давай попробуем нарисовать.
На следующих занятиях тему Феи можно развить, построить ее сказочную страну, придумать с ребенком приключения для Феи и проиграть их.
Игры-упражнения
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Игры на поверхности сухого песка
Цель: снижение психофизического напряжения.
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — . »
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Песочный ветер»
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
«Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Создавая свой волшебный неповторимый мир на песке, ребенок передает нам все свои фантазии и переживания
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная техника позволяет совместить все это в одном процессе: во время игры с песком у ребенка задействованы мелкая моторика, восприятие, воображение, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки. Для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, в нашем детском саду мы применяем в своей работе песочную технику. Она положительно влияет на развитие ребенка в целом. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. На занятиях, помимо классической песочницы используем — кинетический песок. Достоинство песочной техники заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Образы, игровые замыслы ребёнка, слова, которые он использует в игре с песком, отражают ту картину мира, в которой он живет. Дети проигрывают волнующие их ситуации и тем самым решают многие вопросы и конфликты. Ценность песочной техники состоит в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного ребенка, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отражение различных эмоций — обиды, восхищения, страхов, радости, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в игре, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты.
Какие достоинства и преимущества песочной терапии существуют:
- Позволяет снять контроль сознания;
- Освобождает творческий потенциал и внутренние чувства;
- Позволяет проработать психотравмирующие ситуации;
- Обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
- Является непосредственно творческим языком для детей и обеспечивает регресс для более старших;
- Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус;
- Возможность перейти из роли пострадавшего в роли созидателя;
- Дополнение к другим методам работы: изотерапия, сказкотерапия и др.
Эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 4 2005г.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. – СПб., 1998 г.
- ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
- Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду.; № 4 2006г.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.; Союз, 2000г. – 196 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребёнку. – СПб., 1998 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
- Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).»
Источник