Коррекция эмоционального выгорания педагогов

Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания педагога.
материал по психологии

Педагогическая деятельность, по мнению специалистов, относится к видам профессиональной деятельности наиболее деформирующим личность человека. В материале даются признаки синдрома эмоционального выгорания у педагога и советы, как уберечь себя от личностного и рпофессионального разрушения.

Скачать:

Вложение Размер
sev.docx 32.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика и коррекция синдрома

По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее, деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с учениками, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности учителя, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.

Стадии профессионального выгорания

— исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

— возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

-возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Эмоциональное истощение, соматизация.

-притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

-глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д .

Фазы эмоционального выгорания

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Внешние факторы, провоцирующие выгорание

-специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

-организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

-коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

-ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Типы личности, которым угрожает синдром эмоционального выгорания

-«педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)

-«демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы -«эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Источник

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик»

Анна Ковалькова
«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе.

1. Создать благоприятные условия для работы группы, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;

2. Поделиться психологическими знаниями о синдроме эмоционального выгорания и способах его преодоления педагогами ДОУ;

3. Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу педагогов;

4. Снять эмоциональное напряжение, укрепление позитивного отношения к своей работе.

Оборудование: Магнитофон, флешкарта, наборы метафорических ассоциативных карт, проектор, карточки с вопросами и неоконченными предложениями, массажные коврики.

1. Педагог-психолог: Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

«АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ» Игра-разминка для тренинга.

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг.Ведущий дает инструкцию:

«Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!»

1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).

3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

10. Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

— Легко ли вам было выполнять это упражнение?

— Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

— Ваши впечатления по проведенному упражнению?

2. Педагог-психолог: Упражнение «На кого я похож»

А теперь я предлагаю вам выполнить проекционные техники.

Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и все-все-все» К. Крюгер.

Разложить колоду карт в открытую и выбрать из колоды карту с образом, на который, как вам кажется, вы похожи больше всего. Выбрать – это значит посмотреть карты и найти интуитивно наиболее похожую на себя.

1.Задайте вопросы по карте: В чем моя сильная сторона? Что у меня хорошо получается делать?

2. Что вы видите?

3. Какие чувства вызывает у вас эта карта?

4. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?

5. Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует.

Обсуждение в группе.

3. Педагог-психолог: Упражнение «Мой коллектив»

Цель: осознание конфликтов и случаев несоблюдения границ внутри коллектива, распределения ролей, гармонизация собственного положения в коллективе, построение перспектив и планов в ситуации профессионального развития.

Работа с колодой МАК «Я и все-все-все» К. Крюгер.

Участникам предлагается из разложенных картинкой вверх карт выбрать карты, символизирующие членов его коллектива, а также возможно имеющуюся конфликтную ситуацию и ту ситуацию, в которой ему было бы комфортно работать и взаимодействовать с коллегами, учащимися и их родителями.

1.Задайте вопросы по карте: Что вы видите?

2. Какие чувства вызывает у вас эта карта?

3. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?

4. Определите роли каждого члена коллектива.

Затем участники раскладывают выбранные карты вокруг актуальной ситуации, отложив карту – желаемую ситуацию в сторону.

Обсуждение в группе. Анализ участия и роли каждого члена коллектива в сложившейся ситуации.

4. Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие к специалистам…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят заведующий или методист…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, когда я провожу свой занятие…

Откровенно говоря, когда работа с детьми…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда я пишу планы…

Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе…

5. Педагог-психолог: Упражнение «Мои чувства»

Работа с колодой МАК «Эмоции судьбы» И. Орда.

Технология:

Разложить колоду карт в открытую. Выберите 1-2 карты, которые привлекли ваше внимание и являются ответом на вопрос «что я сейчас чувствую?», «чего хочу?», «чего боюсь?». Рассмотрите карту,подробно ответьте на следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает карта? Какие эмоции? Что изображено? Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует? Какие объекты привлекли внимание? Что происходило до изображенного момента? Что будет происходить потом? Какой совет могли бы дать вам персонажи?

Обсуждение и анализ в группе.

6. Педагог-психолог: А сейчас я вам предлагаю пойти и прогуляться по лесу….

Но не успели мы зайти в лес, как на нашем пути уже возникла опасность – топкое болото.

Перейти его можно только по кочкам, держась друг за друга. Становитесь в шеренгу, руки положите друг другу на плечи. Нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого участника и группу в целом к печальному результату.И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.

“Кочки” (из картона) раскладывают в круг.

Итак, начнем движение.

7. Педагог-психолог: Упражнение «Работа с вопросами».

Цель — посмотреть на свою непонятную ситуацию с другой стороны.

Материалы: карточки с различными коучинговыми вопросами. (Коучинговые вопросы – «помогающие» вопросы

Иногда мы сталкиваемся с проблемой, которую не можем разрешить. Ищем ответ и не находим его. А может мы задаём не тот вопрос?

Предлагаю воспользоваться хорошими проясняющими вопросами. Возможно, работа с ними покажет, в каком направлении вам стоит двигаться в своём запросе.

Технология простая:

1. Держите в голове ту ситуацию, в которой не можете сейчас разобраться.

2. Тяните наугад карточку с вопросом.

3. Внимательно прочитайте вопрос и попробуйте определить, какое отношение он имеет к той проблемной ситуации, с которой вы сейчас работаете.

4. Решите для себя, готовы ли вы сейчас идти в том направлении, которое предложил вам вопрос на карточке?

Например, меня беспокоит вопрос «В каком направлении мне двигаться в своей работе?». Я вытягиваю вопрос «О каких фантастических способах разрешения этой ситуации я ещё не думала?» Ого) А действительно, почему бы не помечтать о своих фантастических перспективах в работе? И уже через 15 минут в моём блокноте оказываются две интереснейших бизнес идеи, которые сначала выглядели фантастическими, но при ближайшем рассмотрении оказались очень даже реальными. Теперь у меня есть направление движения!

Обсуждение и анализ в группе.

8. Педагог-психолог: техника «Взаимообмен (беру и отдаю)»Автор: Буравцова Н. В.

Работа с колодами МАК «Эмоции судьбы» И. Орда, и «Ресурсы и силы» С. Филиной.

Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.

Технология: Разложить колоду. Предлагаем клиенту взять, не глядя ВЗ,или осознанно ВО выбрать 2 карты:

1-ю — отражающую то, какой ресурс он хотел бы (ожидает) получить от социума, конкретного человека, от жизни в целом и т. п.

2-ю — отражающую то, каким имеющимся у него ресурсом он готов поделиться.

Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т. д., а на внутренних (психологических) ресурсах.

Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.

9. Педагог-психолог: упражнение с метафорическими картами «Мудрость шута»

Работа с МАК картами «Мудрость шута» Соня Чокет.

Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов, позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных этикой психологического консультирования.

Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения этой техники, должны быть изображены отдельные персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.

1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в зоне вашего влияния (например, «Как я могу?», но НЕ «Что сделать, чтобы он?» и т. п.).

2. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам сейчас говорит.

3. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не будете? Почему?

10. Педагог-психолог:

Показ видеоролика «О важности команды».

11. Педагог-психолог:Рефлексия занятия:

Что не понравилось?

Что получили нового?

Что принес вам сегодняшний день?

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?

Оправдались ли в целом ваши ожидания от сегодняшнего занятия.

12. Далее педагогам раздаются памятки, рекомендации и техники.

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой; 2. Знакомство с.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в форме релакс-сеанса «Дотянись до звезды» Релакс-сеанс «Дотянись до звезды!» (Профилактика эмоционального выгорания педагогов) Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Кабурова Л. И.

Синдром эмоционального выгорания педагогов Самсонкина А. В., Царан Т. Е., Котова Е. В. Современное образование предъявляет значительные, постоянно повышающиеся, требования ко всем аспектам.

Синдром эмоционального выгорания педагогов Котова Елена Владиславовна доцент, кандидат психологических наук Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов Гриц М. А., Котова Е. В., Чеботарева Д. А. Насыщенное социальное, экономическое и культурное.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Авторы:педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МБОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. город Энгельс Тренинг.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

Источник

Читайте также:  Не пойму чувств мужчины
Оцените статью