Коррекция эмоционального развития детей с овз

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.

Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.

Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.

Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.

В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.

Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –

2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает

в себя развитие основных психических функций – восприятия,

памяти, внимания, мышления, речи и воображения.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам

саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация

(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,

которые также являются элементами психогимнастики.

Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:

1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

Читайте также:  Как чувствуется первая неделя беременности

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.

10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего

тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать

эмоции по заданному образцу;

— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»

эмоциональные состояния;

— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно

проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние

другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение

Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.

У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.

Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:

1. Зеркальный домик.

Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.

2. Песочная анимация.

Цель: снятие психомышечного напряжения.

3. Куб эмоций.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

4. Эмоциональные яблочки.

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель — дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация для ознакомления родителей и гостей детского сада со спецификой работы учреждения на тему: «Детский сад комбинированного вида №12 «Ручеёк» муниципального образования Каневской район»! Цель создания презентации: ознакомить.

Источник

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Якименко Яна
Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Нельзя не отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическая жизнь ребенка представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Необходимым элементом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как комплекс внутренних психологических состояний.

Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоциональной сферы детей имеет большое значение, и не уступает по важности познавательной сфере.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Под влиянием избыточной информации, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, вследствие чего ребенок испытывает трудности в обучении, проблемы в общении со сверстниками. А внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья еще более сложен.

Читайте также:  Занятия по коррекции эмоционально волевой сферы ребенка

Поэтому коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы является одной из актуальных проблем работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать себя, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Работая в МКУ «Реабилитационный центр» несколько лет, я тоже столкнулась с этой проблемой в своей практике. Я убедилась, что с такими детьми необходима целенаправленная и организованная работа.

Для этого мною была разработана и апробирована программа «Мир эмоций».В процессе работы я ставила следующие цели и задачи:

• знакомство и систематизация знаний базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе);

• закреплять знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;

• обучать детей умению распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей)по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

• воспитывать доброжелательное, внимательное отношение к другим, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

• систематизировать знания об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;

• обогащать эмоциональную сферы детей с ОВЗ; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: «радость», «грусть», «печаль», «злость», «испуг»», «сердиться»;

• закреплять умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

• закреплять способности распознавать и определять эмоциональные состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

• развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий;

• учить ребенка адекватно реагировать на отрицательные эмоции (страх, гнев).

• развивать эмпатию, способности к сопереживанию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20- 30 минут. На моих занятиях дети сидят на ковре или на стульях, поставленных кругом, видят глаза друг друга. При формировании группы я учитываю личностные особенности каждого ребенка. Поэтому я не включаю в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка.Каждое мое занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная и завершающая часть Вводная часть ставит целью включить детей в работу группы. Я настраиваю группу на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Обязательным элементом является приветствие друг друга и психогимнастические упражнения.

В основную часть занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы посредством арт-терапии («Доброе утро мышат», «Кислый лимон», «Я радуюсь, когда….», «Зеркало» и др.).

Главная задача заключительной части — снятие у детей эмоционального возбуждения. Она включает в себя релаксационные дыхательные и мышечные упражнения, которые проходят под спокойную музыку («Пение птиц», «Шум прибоя», Вивальди А. «Времена года» и др.).

Пример: Настя Т. в общении со сверстниками не могла наладить дружеский контакт, все попытки заканчивались конфликтом и отдалением Насти от детского коллектива. На занятиях я часто просила Настю показать наглядно, как выполнятся упражнения (например, «Котик», «Морщинки», начинала занятия с обменом комплиментами для каждого ребенка в группе.Спустя несколько занятий были заметны первые результаты: Настя Т. по отношению к окружающим меньше проявляет враждебности, стала терпеливее и сдержаннее, вспышки агрессии значительно снизились, на просьбы детей и взрослых откликалась с радостью, сама предлагала помощь. Дети по отношению к Насте также проявляли терпение, отношение стало дружелюбнее, ее приглашают в совместные игры и развлечения.

Думаю, что дальнейшая работа по коррекции и профилактики проблем развития эмоциональной сферы крайне необходима нашим воспитанникам.

Занятия по моей программе помогли детям познакомиться с эмоциями; научиться распознавать эмоции и чувства, как своих, так и окружающих людей, открыто их проявлять, говорить о них; упражнения помогли развить эмпатию и чувство сопереживания к сверстникам и взрослым; обогатить мимику и жесты, что позволяет более точно выражать свои эмоции.

Читайте также:  Чувствую напряжение рядом с людьми

Благодаря занятиям дети научились радоваться успехам друг друга, «выпускать пар», давая выход негативным эмоциям без вреда окружающим.

Обязательным условием для эффективной работы по программе является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Важно было напомнить родителям, а некоторых и научить, что нужно с уважением относиться к чувствам ребенка. Каждый родитель получил «домашнее задание» по совместному прочтению сказок и просмотру мультфильмов, с дальнейшим их обсуждением (с кем из героев ассоциирует себя ребенок, как менялись эмоции и чувства ребенка во время просмотра); отслеживать, как меняется настроение ребенка в течение дня, что его расстроило, что его радует.

Я проводила консультирование родителей не только в форме бесед, а также в виде памяток с рекомендациями о разделении чувств и поступков, буклеты и наглядные консультации (буклет «Дети и жестокость», наглядная консультация «Гиперактивный ребенок», «Особенности общения детей со сверстниками»). Благодаря тесному сотрудничеству с семьей мы достигли более высоких показателей в решении общей проблемы.

Таким образом, коррекция и профилактика эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является одним важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Тесное взаимодействие «семья»«ребенок»«воспитатель» помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья справиться с возможными эмоциональными трудностями в будущем. Занятия по программе учат и помогают детям самостоятельно справиться с эмоциональной неустойчивостью и адекватной реакцией на стрессовые ситуации, развивают способность устойчиво переносить жизненные трудности, учат распознавать эмоции собеседника по мимике и жестам.

На основании выше изложенного, можно сделать выводы, что выбранная тема является актуальной, а работа по программе на данный момент успешно реализовывается.

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Источник

Оцените статью