Программа «Коррекция тревожности в подростковом возрасте»
Директор МОУ СОШ № 49
___________ (И. В. Юрьева)
«____»___________ 2015 г.
Программа «Коррекция тревожности в подростковом возрасте»
Программа составлена на основе программы «Преодоление личностной тревожности у подростков» Гасиней О. В., Курилина Н. В.
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении. Программа рассчитана на подростков в возрасте 11-15 лет, на две учебные четверти и составляет 14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40-50 минут).
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.
Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.
Структура занятий и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.
Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.
Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.
Для записей и рисования ученики имеют индивидуальные тетради.
Цель программы : снижение тревожности у подростков
1. Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.
2. Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.
3. Развитие личности подростка, его способностей к общению и возможностей.
Ожидаемые результаты : снижение тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.
Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели.
Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях.
В начале каждого занятия-тренинга вводятся упражнения на разогрев группы. Серьёзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова. Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, расшевелить одних и несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус группы и каждого её участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.
В процессе проведения тренинговых занятий проводятся наблюдения, индивидуальные беседы, которые позволяют прослеживать ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения.
Источник
Программа преодоление личностной тревожности у подростков
Программа преодоление личностной тревожности у подростков
Программа коррекционных мероприятий
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Типовое положение о деятельности ОУ (ст. 12 Федерального закона «Об образовании» от 12 июня 1995 г.) главной задачей определяет следующее: всемирное общество в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании, с учётом национальных и региональных особенностей. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной Организацией Здравоохранения как состоянии физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка.
На июльском заседании (1996 г.) коллегии Министерства Образования РФ отмечалось, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно – психической системе.
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.
Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, трудности в общении. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги, как правило , подростки переживают не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей этот возраст часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений в с родителями и учителями. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения. Также среди возможных причин возникновения тревожности являются: особенности нервной системы – повышенная чувствительность и индивидуальные особенности. Многие психологи сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе, личностные конфликты, нарушения в развитие самооценки.
Как отмечала А. Г. Ковалёва , подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений. Вместе с этим, это потеря детского мировоззрения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. У подростков увеличивается внимание к себе, к своим способностям; обостряется реакция на мнение окружающих. Физические недостатки часто преувеличиваются. У подростков развивается тревога по поводу нормы развития, что связано, прежде всего, и с преждевременным развитием, и с его задержкой. Подростки отличают также социальную реакцию на изменения их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) включают ее в представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, неуверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости. Актуальным становится сравнение себя со сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным и это может тревожить и привести к острым конфликтам и даже к хроническим неврозам. Также к причинам, вызывающим тревожность у подростков можно отнести юношеские угри, избыточный и недостающий вес, задержку роста.
Следующей причиной можно назвать сексуальное развитие подростков. Как отмечал А. Н. Прихожан, протекание тревожности может протекать в двух вариантах: это страх – гнев и страх – страдание, которые по разному проявляются. Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим.
Среди причин, вызывающих подростковую тревожность, по мнению Е.Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения подростка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, неприятие матерью ребенка вызывают у него тревогу из – за невозможности удовлетворения потребности в любви, ласке и защите. В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность порождается страхом отступления от правил, установленных взрослыми. Тревожность может вызываться и особенностями взаимодействия родителей с ребенком, авторитетным стилем общения или непоследовательностью требований и оценок.
Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности. Подростки имеют свои отличительные особенности, они велики; подростничество – типичная эпоха детства, которая имеет свои особенности, с одной стороны, а с другой стороны подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослости.
Г.А.Сукочева изучала подростковый возраст, и считает что достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка, вызывают у потребность в самостоятельности, признание со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей. Между тем, взрослые подчеркивают, что подросток уже не маленький и предъявляют к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность. Отсюда и возникает большинство конфликтных ситуаций, обиды, стрессы и тревоги. Состояние тревожности – это следствие подросткового кризиса, который протекает по – разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности. Для подросткового кризиса характерно переживание подростком чувства неполноценности, депрессивное состояние. Неуверенность и страхи могут достигать такой степени, что возникает боязнь утратить телесное и душевное единство. Е.Новикова, изучавшая возрастную тревожность, обнаружила, что подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны с посторонними взрослыми и учителями.
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.
По определению Р.С.Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»
Е.Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
По определению С.С.Степанова «тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние подростка, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
В отечественном психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.
В.С.Мерлин и считает тревожность свойством темперамента. Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Так Н. В. Имедадзе называет тревожность «.Специфически социализированное эмоций».
Таким образом можно сделать вывод, что на территории Свердловской области увеличилось число тревожных детей. Поэтому мне как будущему социальному педагогу необходимо своевременно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.
Для этой цели подготовлена данная программа.
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении. У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует ученикам.
На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.
Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.
В первоначальный замысел могут вноситься прямо по ходу его ведения. Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений или ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также вырабатывать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.
Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.
Для записей и рисования ученики имеют индивидуальные тетради.
Цель программы: снижение личностной тревожности у подростков.
1.Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.
2. Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.
3. Развитие личности подростка, его способностей к общению и возможностей.
Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности.
Источник