ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми
Программа разработана для развития ЭВС по рекомендациям ТМПМК и решению ППк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabochaya_programma_dlya_rebenka_s_tnr_po_razvitiyu_emotsionalno-volevoy_sfery.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № …. «…….» с. Богучаны
ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМ РАЗВИТИЮ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
педагог-психолог первой квалификационной категории
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Известные психологи (Л.С.Выгодский, В.С.Мухина и другие) считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми
Программа разработана для развития ЭВС —————по рекомендациям ТМПМК и решению ППк.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Целью программы является развитие эмоциональной волевой сферы дошкольника в возрасте 5-6 лет.
— Способствовать самопознанию ребенка (обучение ребенка самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
— Учить описывать свои желания и чувства.
— Учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
— Помогать ребенку поверить в свои силы.
— Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Предлагаемая программа учитывает специфику возраста и в большей степени реализуется на игровых приемах, основывается на следующих принципах:
- Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
- Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
- Принцип симпатии, участия, добровольности, который предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
— Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
— Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
По результатам проведенной диагностики развития психических процессов можно сказать, что у ————— средний уровень личностного развития и познавательных процессов.
Уровень сформированности общей осведомленности ребенка средний.
Уровень сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способность производить анализ расположения фигур в пространстве – средний.
Уровень развития восприятия цветов, умение находить одинаковые высокий, умение называть их – средний .
Уровень сформированности понятия величины, состояние моторики выше среднего.
Уровень развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу средний.
Уровень развития зрительной памяти выше среднего.
Уровень устойчивости, концентрации, объема внимания и зрительно-моторной координации средний.
Способность устанавливать тождество, сходство и различие на основе зрительного анализа выше среднего.
Уровень развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова средний.
Уровень развития воображения, оригинальности и гибкости мышления средний.
Развитие восприятия эмоциональных состояний взрослых и сверстников –на уровне ниже среднего . Ребенок понимает такие состояния как Страх, Радость, Смелость, Сила в визуальном плане, но не может обозначить подобные состояния и эмоции вербально. Не в полной мере различает эмоциональные состояния взрослых и детей визуально, не обозначает их вербально.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации программы предполагается, что ребенок будет иметь представление об основных эмоциональных состояниях (радости, огорчении, доброте, злобе, любви, ненависти, храбрости и страхе), научится осознавать и описывать свои эмоции, получит представление о способах саморегуляции.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком.
Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:
2.1.1. Диагностическая работа
Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуальной диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.
2.1.2. Развивающая и коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.
Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей.
Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 20 занятий.
Каждое занятие (длительность до 20 минут) состоит из трёх частей: разминка, основная и заключительная. Целью разминки является создание положительного настроя и сохранение во время занятий доброжелательного отношения. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры и упражнений, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Целью заключительной части является закрепление положительных эмоций от работы на занятии и анализ своих ощущений от игр, упражнений.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
О собственном «Я»
О радости и огорчении
О дружбе и вражде
О доброте и злобности
О любви и ненависти
О смелости и трусливости
О смелости и трусливости
О мимике и пантомимике
О чувствах и действиях
Учить ощущать и выражать художественными средствами
Радость и огорчение
Дружбу и вражду
Доброту и злобность
Любовь и ненависть
Смелость и трусость.
Вежливость и грубость
Учить эмоционально переживать и выражать в поведении
Радость и огорчение
Дружбу и вражду
Доброту и злобность
Любовь и ненависть
Смелость и трусость.
Вежливость и грубость
Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Игра и упражнений
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Ход основной части занятия:
* Формировать представление о собственном «Я»
* Учить ощущать и выражать художественными средствами собственное «я»
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении собственное «я»
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
1. Упражнение «Зеркало» — актуализация представлений.
2. Чтение сказки «Крошка Енот» М.В. Долотцевой – анализ представления о собственном «я» в художественном произведении.
3. Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
4. Упражнение «Твой цвет» — ассоциирование.
5. Упражнение «Я – животное!» — переживание собственного «я» через моделирование поведения животных.
6. Рисование животного – выражение творчества.
* Формировать представление о радости и огорчении
* Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость
1. Беседа о «радости и огорчении» — актуализация представлений.
2. Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского – анализ радости и огорчения в художественном произведении.
3. Физкультминутка «Мы с друзьями»
4. Упражнение «Цвет радости и огорчения» — ассоциирование.
5. Рисование грустного и веселого солнышка – выражение творчества.
* Формировать представление о радости и огорчении
* Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость
1. Рассматривание иллюстрации «Грустинка» — актуализация представлений об огорчении и грусти.
2. Чтение стихотворения «Я не плачу» Г. А. Ладонщикова – анализ радости и огорчения в художественном произведении.
3. Физкультминутка «Маме дружно помогаем»
4. Упражнение «Вкус радости и огорчения» — ассоциирование.
5. Рисование костюмов для грустного и веселого клоунов — выражение творчества.
* Формировать представление о радости и огорчении
* Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Рассматривание иллюстрации «Веселинка» — актуализация представлений о радости.
2. Слушание музыки П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» — ассоциирование.
3. Физкультминутка «Скачет лягушонок»
4. Чтение стихотворения « Перчатки» С.Я. Маршака – переживание радости и огорчения через моделирование поведения животных
5. Упражнение «Моделирование ситуаций»
6. Упражнение «Бабочки» — релаксация.
* Формировать представление о дружбе и вражде
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния дружелюбия и враждебности
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении дружелюбие и враждебность
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о «дружбе и вражде» — актуализация представлений.
2. Чтение английской песенки в обработке С.Я. Маршака «Котята»– анализ проявления дружбы и вражды в художественном произведении.
3. Рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных — ассоциирование
4. Физкультминутка «Скок-поскок»
5. Беседа «Есть ли у тебя друг?» — анализ в ближайшем окружении.
6. Упражнение «Улитка» — релаксация.
* Формировать представление о дружбе и вражде
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния дружелюбия и враждебности
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении дружелюбие и враждебность
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Рассматривание сюжетных картинок к р.н.с. «Заюшкина избушка» анализ дружбы и вражды.
2. Демонстрация схематических поз человечков (позиция дружбы и вражды)
3. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире».
4. Упражнение «Какого цвета дружелюбие и враждебность?» — ассоциирование.
5. Разыгрывание ситуаций – обучение выходу из конфликтных ситуаций.
6. Упражнение «Доброе животное» — релаксация.
6. Упражнение «Шалтай-балтай» — релаксация.
* Формировать представление о доброте и злобности
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о добре и зле – актуализация представлений.
2. Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!» — анализ проявления доброты и зла в произведениях.
3. Физкультминутка «Мы с друзьями»
4. Упражнение « Дорога зла. Дорога добра» — ассоциирование.
5. Разгадывание загадок – переживание доброты и злобности через моделирование поведения животных.
6. Упражнение «Сотвори в себе солнце» — релаксация.
* Формировать представление о доброте и злобности
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о добре и зле в семье – анализ ближайшего окружения и эмоциональное переживание позиций других людей и себя.
2. Упражнение « Найди на ощупь!» — ассоциирование представлений
3. Физкультминутка «Весело в лесу!»
4. Разыгрывание ситуаций – моделирование проявления зла и доброты.
5. Упражнение «Сотвори в себе солнце» — релаксация
* Формировать представление о доброте и злобности
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. « Я бываю добрый, когда…Я бываю злой, когда…»– актуализация представлений.
2. Упражнение «Ситуации» — обучение выходу из конфликтных ситуаций
3. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире»
4. Рисование «Шарики для злого Карабаса – Барабаса и доброго Доктора Айболита».
5. Игра « Ястреб и птицы»
* Формировать представление о любви и ненависти
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния ненависти любви
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении любовь и ненависть
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Рассматривание иллюстраций к произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»– анализ проявления любви и ненависти в художественном произведении.
2. Игра «Сижу, сижу на камушке» — моделирование ситуации.
3. Упражнение « Выбери вкус и цвет любви и ненависти!» — ассоциирование.
4. Физкультминутка «Улыбнись!»
5. Рисование красками « Мышка» — выражение в творчестве.
6. Упражнение «Солнечный зайчик» — релаксация.
* Формировать представление о любви и ненависти
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния ненависти любви
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении любовь и ненависть
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Разговор « Что ты любишь, а что нет. Как ты это чувствуешь?» анализ проявления любви и ненависти в ближайшем окружении.
2. Игра « Я люблю… Я ненавижу» — рефлексия собственных представлений.
3. Упражнение « Построй вместе» — обучение сотрудничеству
4. Физкультминутка «С неба падают снежинки»
5. Разыгрывание ситуаций – моделирование с проявлением любви и нелюбви.
6. Упражнение « Реснички опускаются» — релаксация.
* Формировать представление о смелости и трусости
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния смелости и трусости
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении смелость и трусость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Слушание отрывков и рассматривание иллюстраций из английской народной сказки «Три поросенка» — анализ проявления смелости и трусости.
2. Рассматривание иллюстраций «Боястик – Дрожастик» — актуализация представления о трусости.
3. Упражнение «Выбери вкус трусости и смелости» — ассоциирование.
4. Физкультминутка «Оловянный солдатик»
5. Чтение стихотворения Т.Петуховой « Ну и ну!» – моделирование ситуаций с проявлением трусости в роли животных.
6. Упражнение «Превращение» — релаксация.
* Формировать представление о смелости и трусости
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния смелости и трусости
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении смелость и трусость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Слушание отрывков р. н. сказки «Храбрый заяц» — анализ проявления смелости и трусости.
2. Рассматривание иллюстраций « Братья Небояновы» — актуализация представления о смелости.
3. Физкультминутка «Оловянный солдатик»
4. Упражнение в парах «Заяц-волк» — переживание смелости и трусости через моделирование поведения животных.
5. Упражнение «Кулачок»
* Формировать представление о вежливости и грубости
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояние вежливости и грубости
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении вежливость и грубость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о вежливости и грубости в сказке «Волк и семеро козлят»– анализ вежливости и грубости (художественное слово + иллюстрации)
2. Упражнение «Выбери запах грубости и вежливости»
3. Физкультминутка « Жила – была мышка»
4. Рисование вежливого и грубого колобка – выражение в творчестве
5. Упражнение «Волшебный стул» — моделирование ситуаций.
6. Упражнение «Небо»
* Формировать представление о вежливости и грубости
* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояние вежливости и грубости
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении вежливость и грубость
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о вежливости и грубости в сказке «Лисичка со скалочкой»– анализ вежливости и грубости (художественное слово + иллюстрации)
2. Упражнение «Выбери вкус грубости и вежливости»
3. Физкультминутка « Жила – была мышка»
4. Упражнение «Машенька» — эмоциональное переживание позиций других людей.
5. Упражнение « Воздушный шарик»
* Формировать представление о мимике и пантомимике
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния
* Учить выражать художественными средствами различные эмоциональные состояния
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о мимике и пантомимике – актуализация представлений.
2. Рассматривание фотографий и карточек с изображением эмоций (грусть и радость, удивление и скука).
3. Физкультминутка « За дровами мы идем»
4. Слушание стихотворения А. Барто «Одиночество». Работа с карточками и позами.
5. Рисование « Веселая и грустная маски» — выражение в творчестве.
6. «Подснежник» — релаксация.
* Формировать представление о мимике и пантомимике
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о мимике и пантомимике – актуализация представлений.
2. Рассматривание фотографий и карточек с изображением эмоций (отвращение и удовольствие).
3. Игра « Покажи отвращение или удовольствие»
4. Упражнение « Менялки игрушками»
5. Рисование «Мне нравится…» — выражение в творчестве.
6. «Подснежник» — релаксация.
* Формировать представление о мимике и пантомимике
* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Знакомство с «Обидкой» и «Гневом-Сердиткой»– актуализация представлений.
2. Рассматривание фотографий и карточек с изображением эмоций (обида и гнев).
3. Игра в парах «Руки ссорятся, руки мирятся»
4. Упражнение « Царевна Несмеяна»
5. Рисование «Обидка» — выражение в творчестве.
6. « Капельки» — релаксация.
* Формировать представление о чувствах и действии
* Учить эмоционально переживать и выражать в действиях свои чувства
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Беседа о чувствах и действиях – актуализация представлений.
2. Рассматривание с изображением эмоций в различных позах – анализ чувств.
3. Физкультминутка « Не спешить, не отставать».
4. Слушание стихотворения «Мяч и Петя» — анализ и проигрывание ситуации.
5. Игра «Катаем мяч»- релаксация.
* Формировать представление о чувствах и действии
* Учить эмоционально переживать и выражать в действиях свои чувства
* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения
1. Слушание рассказа В. Осеевой « Кто всех глупее»– актуализация представлений.
2. Игра «Волшебные заросли» — развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами.
3. Физкультминутка « Не спешить, не отставать».
4. Разыгрывание ситуаций – проявление чувств в действиях.
5. Игра «Выбиваем подушки».
Консультации для родителей и педагогов проводятся по следующему плану:
Эмоциональное отражение действительности через интонацию, жесты, мимику. Развитие умения анализировать информацию визуально и на слух.
Выразительное чтение, как средство развития эмоционального восприятия ребенка.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Содержание образовательной деятельности по реализации программы определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и реализуется в различных видах детской деятельности: двигательной продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской.
Для реализации программы используются те же методы и средства, что и для реализации основной образовательной программы детского сада.
2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация , то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и решение проблемных ситуаций.
Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.
Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в основной образовательной Программе МКДОУ и реализуется педагогом- психологам во время индивидуальных и групповых консультаций.
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).
Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методические материалы, средства обучения и воспитания
- Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов — психологов ДОУ. – 2-ое изд. – М.: Генезис, 2011
- Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая и подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.
- Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Громова Т.В. Страна эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: ПЕРСПЕКТИВА, 2006.
7.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
3.3. Описание распорядка и режима проведения.
Еженедельные занятия по программе проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 20 минут с использованием физминуток, релаксационных упражнений.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.
Источник