ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР УЧАЩЕГОСЯ 1-го КЛАССА
методическая разработка (1 класс) на тему
Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа специальной методической литературы и аналогичных авторских программ педагогов — психологов. Целью программы является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_avtosohranennyy.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Алчевская средняя образовательная школа № 7»
Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 7»
_______________ Афанасьева Н. В.
«_____» _____________ 2016 г
ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ
И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР
УЧАЩЕГОСЯ 1- го КЛАССА
Составитель рабочей программы:
Доля Александра Евгеньевна
специалист ІІ категории
Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа специальной методической литературы и аналогичных авторских программ педагогов — психологов.
Программы взяты из:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
- Библиотека материалов для работников школы «Педпортал», интернет-ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/metodicheskaya-razrabotka
Индивидуальная программа по коррекции и развитию эмоциональной и поведенческой сфер представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
— содержание тем занятий;
— календарно – тематическое планирование;
— перечень методического обеспечения
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение
Эмоциональные нарушения — устойчивые эмоциональные состояния, как отдельные, так и комплексные, сопровождающиеся поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром: тревога, страхи, упрямство, раздражительность и обидчивость, легко меняющееся настроение и др. (В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, М., 1990 )
Из эмоциональных нарушений у детей, в которых наблюдается преобладание или выраженность определённых видов эмоций, а так же их поведенческих реакций выделяем тревожно — фобические и агрессивные нарушения.
Тревожно — фобические нарушения – устойчивые отрицательные эмоциональные состояния, связанные с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей конкретной или неопределённой опасности, которое сопровождается чувством неуверенности и беспомощности (слабое «Я»), дезорганизует поведение и деятельности.
Агрессивные нарушения – устойчивый набор антисоциальных действий, отличающийся деструктивностью или вредоносностью по отношению к окружающему миру, который представляется источником неопределённой опасности.
Органическое поражение центральной нервной системы означает, что головной мозг человека неполноценен. Врачи утверждают, что первую стадию этого заболевания можно обнаружить у 99% людей. Эта стадия не имеет признаков и не нуждается в лечении.
Диагностика Органическими поражениями центральной нервной системы занимаются психиатры и неврологи. Они назначают детям лекарственные препараты для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений.
Кроме этого детям необходимы: массаж физиотерапевтическое лечение, улучшающее мозговое кровообращение, снижающее мышечный спазм занятия с психологом и дефектологом.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста – учеба, в процессе которой происходит развитие познавательной сферы ребенка и его личности в целом.
В психологии «учебная деятельность» трактуется как деятельность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Данный вид деятельности является особой формой социальной активности личности и выполняет 2 функции.
Во-первых, учебная деятельность – это условие и средство психического развития индивида, обеспечивающее усвоение знаний.
Во-вторых, служит основным средством включения учеников в систему общественных отношений.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении со взрослыми и сверстниками, приобщении к труду.
Учебная деятельность имеет определенную структуру:
1) мотивы учения;
2) учебные задачи;
3) учебные действия;
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере.
Дети с органическим поражением головного мозга, имея общую симптоматологию, обладают различными чертами психики, которые отличают их друг от друга. Основной дефект, присущий всем им, — недоразвитие сложных форм познавательной деятельности – выступает на фоне всевозможных других отклонений в развитии психики, вызванных неодинаковым характером нервно-мозговых поражений. В связи с этим, из можно разделить на две группы.
К первой группе относятся практически здоровые дети. Однако их психическое развитие проходит на дефектной основе, образовавшейся в результате ранее перенесенного нервно-мозгового заболевания. Ученик, для которого разрабатывалась эта коррекционная программа, относится к этой (первой) группе.
Общая характеристика коррекционно – развивающих занятий:
В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.
Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В. Дубровиной, А.Д. Кошелевой, Н.Л. Кряжевой и др.), можно выделить следующие методические средства для коррекции:
— игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка;
— сказкотерапия . Произведения детских писателей и поэтов, фольклор являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему;
— психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения;
— изотерапия . Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.
Целью программы является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.
Для достижения целей будут решаться следующие задачи:
— создать положительный эмоциональный фон;
— повысить самооценку и уровень;
— способствовать формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
— способствовать изменению негативных стереотипов поведения;
— формировать доброжелательные межличностные отношения;
— способствовать развитию сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений;
— способствовать растормаживанию речевой функции.
Структура коррекционной программы включает в себя:
— первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребенка;
— направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний;
— рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребенка;
— заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.
Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.
По окончании занятий ребенок должен:
знать:
— способы саморегуляции, доступные его возрасту;
— регулировать свои поведенческие реакции;
— свободно выражать свои чувства и переживания,
— сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
— владеть навыками саморегуляции и самопознания, соответствующие возрасту,
— владеть навыками конструктивного общения.
Длительность программы : данная программа состоит из 32 занятий (по 1 ч. 1 раз в неделю).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
Источник
Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников «Мир эмоций»
Тема: Мир эмоций
Цели:
- Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
- Классификация эмоций.
- Формирование саморегуляции поведения.
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать эмоции других людей по фото и пиктограмме.
- Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.
- Обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.
- Научить анализировать художественное произведение с точки зрения эмоционального
- восприятия.
- Способствовать обогащению эмоциональной речи ребёнка через синонимы.
- Моделирование эмоций.
Оснащение:
Набор пиктограмм эмоций, техническое оснащение, музыка спокойная для релаксации, коврик, текст сказки «Три медведя» на диске и карточках для каждого участника, карандаши, фломастеры, бумага, «Цветок» настроения, экран настроения, природный материал для моделирования (камушки среднего размера, веточки, макаронные изделия, крупа…) и ёмкость для них, набор фото-эмоций детей, ёмкость с водой, мягкая игрушка, зеркало каждому ребёнку, «волшебный» мешочек, цветные шнурки, досочки с отверстиями, скотч, кусочек краски или глины.
Продолжительность занятия: 40 минут
I. Ритуал приветствия «Цветок»
Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте.
Психолог: Хорошо, а теперь начнём наше занятие по традиции с определения нашего настроения.
У меня в руке цветок,
Он красивый такой.
Выбирайте лепесток
Всё равно, какой.
(Дети выбирают лепесток, прикрепляют его на экран настроения, садятся на место)
Психолог: Возьмите в руку мягкую игрушку, передавайте ее по кругу, расскажите о своём настроении и какому цвету оно соответствует.
– Спасибо!
II. Закрепление пройденного материала
Психолог: Давайте посмотрим на фото и попробуем определить настроение и эмоцию людей.
III. Разминка «Угадай по лицу» (игра малой подвижности)
Цель: учимся контролировать свои эмоции, развитие произвольности.
Ход: Дети встают в один рядок, плотно друг к другу. За спиной дети передают мягкую игрушку под ритмичную музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После остановки музыки водящий должен угадать у кого в руке игрушка.
IV. Дидактическая игра «Весёлая шнуровка» (Приложение 2)
Психолог: Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я вам раздам вот такие дощечки с дырочками, где каждая дырочка обозначена словом. Вам нужно взять шнурки разного цвета и с помощью их соединить слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Например:
- радость – счастье
- грусть – печаль
- удивление – восхищение
- страх – тревога
- горе – печаль
- злоба – недовольство
- ярость – гнев
- радость – веселье
- испуг – страх и т.п.
(Ведущий раздаёт дидактический материал и показывает, как с ним работать. Желательно раздать наборы различающиеся по содержанию.)
V. Анализ сказки «Три медведя» (раздать детям карточки с текстом сказки)
Психолог: Ребята, я принесла вам этот волшебный мешочек. В нём лежат карточки, на которых изображены эмоции. Будем по очереди доставать и определять эмоцию. Кому, какая достанется, тот и будет работать с этой эмоцией при анализе сказки, подчёркивая цветным карандашом.
Звучит сказка, дети работают на листочках: радость, гнев, страх, грусть, удивление.
Психолог: Кто в этой сказке был самый сердитый, кто удивился больше всего, кто испугался больше всего.
VI. Исследовательская игра «Вода»
Психолог: Ребята, у меня в мешочке осталась ещё одна карточка. Внимательно рассмотрите её и скажите, какая эмоция или чувство на неё изображено. Это – спокойствие.
– Найдите в сказке отрывок, где герои чувствуют спокойствие или находятся в состоянии покоя. (Когда Маша спит…)
– Покажите с помощью зеркала спокойствие. (Работа с зеркалом)
– Сегодня я для вас принесла ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она сейчас состоянии. Она спокойна. А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду опустить кусочек глины, то вода помутнеет. Настроение испортилось.
VII. Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. (Звучит спокойная музыка)
– Ложитесь на коврик, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко. (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.) [2]
VIII. Рефлексия в рисунке. Моделирование
Дети усаживаются на свои стульчики.
Психолог:
У меня в руке ведро,
Вот: волшебное оно.
В нём каменья непростые.
В нём каменья озорные.
Опусти в него ладошку
И возьми себе немножко. (Авторское)
– С какой эмоцией вам понравилось работать больше всего. Выложи из камушек и веточек личико. (Дети могут работать в паре)
– Расскажи, что у тебя получилось.
– Какое настроение у вас бывает чаще всего.
– Какое задание тебе понравилось больше всего.
– Какое задание вызвало затруднение.
IX. Ритуал прощания «Цветок»
Психолог: В завершении занятия хотелось бы узнать какое у вас настроение сейчас, изменилось ли оно. Передаём мягкую игрушку по кругу. Выберите подходящий цвет и прикрепите его на экран настроения. (Приложение 3)
– Молодцы! До свиданья!
Литература:
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
Источник