Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника
Яковлева Изелла
Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника
Хочу сегодня представить вашему вниманию один из методов который я использую в своей работе для развития и коррекции эмоционально волевой сферы дошкольника. Это – директивная игротерапия, настольные психологические игры.
Сущность директивной игротерапии:
— педагог-психолог организует игру таким образом, чтобы в эмоционально привлекательной форме вырабатывать необходимые для ребенка навыки. Источник игровой активности педагог-психолог. Взрослый предлагает ребенку игровые действия, в которых ребенок открывает новые способы поведения.
Почему я выбрала именно настольные игры?
1. Красочные поля, фишки, карточки – это то с помощью чего ребенка можно заинтересовать, а заодно и наладить контакт.
2. Игровая мотивация. Это «не скучный разговор о том что такое хорошо и что такое плохо», а путь к выигрышу.
3. Чёткие правила, которые при необходимости можно менять под те задачи которые вы решаете в данный момент.
Хочу познакомить вас с играми которые я использую в работе с детьми.
Первая игра — это игра Гюнтера Хорна «Лепешка».
В игре «Лепешка» дети сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.
И вторая игра- это О. В. Хухлаева «Неправильная страна». Издательство «Генезис» 2018г.
Игра направлена на психологическую работу с социальными страхами, отреагирование негативных чувств, осознание социальных норм и границ. В состав игры входит шесть комплектов карточек, которые позволят обсудить различные поступки, школьную жизнь, домашние дела, задать самые абсурдные вопросы, сочинить небылицы и поспорить с утверждениями.
Основное содержание игры связано с социальными нормами, правилами и границами. Именно отсюда название «неправильная», то есть та, в которой нет правил.
Эта игра может быть полезна тем детям,для которых проблема правил и границ является непростой: причем это как тревожные дети, которые очень стремятся соблюдать все социальные нормы, быть «хорошими» в глазах окружающих, так и » хулиганы», которые, как кажется, вообще никогда и ничего не соблюдают.
Так как я работаю с дошкольниками, то в своей работе я использую категории дом, поступки, рассказы.
И я её адаптировала под своих детей. Суть игры в том что участники по очереди вытаскивают игровые карточки (Мы также используем кубик и игровое поле и участники по очереди делают ход) на которых написаны различные задания (так как многие не умеют читать, то я соответственно озвучиваю задания). Общим в заданиях является то, что ребенку нужно придумать и дать ответ, который не вписывается в социальные нормы, «неправильный». Эта игра позволяет снизить напряжение, так как дети в игровой форме получают шанс нарушить правила. Игра помогает детям выразить свои чувства безопасным способом.
Формирование эмоционально-волевой сферы у детей в работе педагога-психолога Работая психологом в школе, я заметила проблему детей — дети не умеют выражать с ои эмоции, не могут различить эмоции по картинкам. Для.
Игры для развития эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы, направленные на развитие эмоционально-волевой.
Обобщение опыта работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет» Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7лет» Дошкольный возраст — время активного.
Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения» Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает.
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «Я и мои друзья» Одна из приоритетных целей современного образования — способствовать положительной социализации и успешной интеграции ребенка (школьника,.
Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушением развития речи средствами детской мультипликации Пояснительная записка В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии;.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств,.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности Развивающее занятие в подготовительной группе. «Семена для лунных жителей» Цели: развитие чувств, эмоций; развитие.
Занятие на развитие эмоционально-волевой сферы «Какого цвета радуга» Тема: «Какого цвета радуга» Задачи: — развивать стремление выражать своё отношение к окружающему; — развитие умения распознавать, понимать,.
Источник
Методическая разработка «Игровые методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
Данное методическое пособие предназначеное для педагогов, работающих с дошкольниками, включает в себя подборку коммуникативных и релаксационных игр. Её цель — обогащение опыта педагогов некоторыми методами коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые методы | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТЮЗ»
«Игровые методы коррекции эмоционально-волевой сферы
детей дошкольного возраста»
Большинство современных родителей хорошо понимают необходимость дополнительного образования и развития детей начиная с самого раннего возраста. Именно поэтому в последнее время возрос интерес к различным развивающим занятиям, студиям изобразительного и хореографического искусства, кружкам различных направлений деятельности. Такая же тенденция наблюдается и в нашем районе: число воспитанников дошкольного возраста, посещающих Центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ», значительно возрастает с каждым годом.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является одним из актуальных направлений деятельности нашего учреждения. В этой области накоплен определенный опыт, ведется мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательно-воспитательного пространства, которое социально востребовано; органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми.
Педагоги центра охотно набирают детей-дошкольников в студии, кружки и объединения. Однако, в работе с этой категорией воспитанников приходится сталкиваться с различными трудностями, основной из которых является нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка.
Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка». Его последователи, П.К. Анохин, А.В. Запорожец, развили идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Автор этой системы, Н Ежкова, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включённости в неё эмоциональных проявлений ребёнка.
Особо важно учитывать в работе с детьми дошкольного возраста момент взаимосвязи эмоционального компонента и интеллектуального, так как, во-первых, эмоции определяют всю жизнедеятельность детей, а, во-вторых, опосредуют процесс познавательной активности. Поэтому в современных методиках обучения принципиальным является положение о необходимости стимулирования положительных эмоций.
Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют и в соотношении эмоций и качества мышления: положительные эмоции стимулируют ребенка к активной познавательной деятельности.
Задача педагога — повысить мотивацию к активной деятельности на занятиях: подбирать содержание, созвучное опыту детей, отвечающее их потребностям, вызывающее эмоциональный отклик; использовать методы и приёмы, стимулирующие активность ребёнка, побуждающие его к практической деятельности .
Таким образом, эмоции в развитии детей имеют огромное значение:
- выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствие осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);
- способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
- побуждают к определённым поступкам, окрашивают поведение в целом;
- помогают приспосабливаться к различным ситуациям;
- сопровождают общение (выбор партнёра, привязанности) и все виды деятельности;
- являются показателем общего состояния ребёнка, его физического и психического самочувствия.
Эмоциональное развитие дошкольников — целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Однако, нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психо-эмоционального развития. К ним можно отнести такие проявления, как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Целью настоящей методической разработки является обогащение опыта педагогов дополнительного образования некоторыми методами коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
— помочь педагогам дополнительного образования понять необходимость систематического, планомерного использования игровых методов коррекции на занятиях;
— обозначить значение игры в эмоциональном развитии дошкольника;
— познакомить педагогов с основными правилами применения игровых коррекционных методов;
Источник
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);
• вторая зрелость родителей;
• разрушение принадлежности к полу;
• деструктивная динамика института семьи (разводы);
• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);
• инстинкты второго порядка;
• напряжение социальных эмоций;
• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.
Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.
1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.
2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.
3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».
Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.
Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.
Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей
3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).
Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);
• игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);
• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);
• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);
• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.
Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Цель мастер-класса: привлечь.
Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.
Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.
Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть2 ЗАНЯТИЕ N 6 Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу;.
Заключительное занятие проектной работы «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников» ЗАНЯТИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ Материалы: кукла бибабо Буратино, текст телеграммы. Игра «Телеграмма»» Ведущий. Ребята, с телеграфа.
Источник