- Эмоциональные особенности развития детей с СДВГ
- Побуждение и мотивация
- Невнимательность
- Задержка эмоционального развития
- Несоответствие развития и интеллекта
- Система интересов
- Мир полон раздражителей
- Раздражительность и эмоциональная лабильность
- Избыточное реагирование
- Страхи и тревожность
- Шкала ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина
- Опросник Басса-Дарки определяет уровень агрессивности и враждебности
- Реакции родителей
- Реакции учителей
- Наказания и поощрения
- Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе
Эмоциональные особенности развития детей с СДВГ
Побуждение и мотивация
У Петра Успенского в его работах о Гурджиеве постоянно упоминается одна любопытная аллегория — повозка с возницей, запряженная лошадьми. Лошади — это наши потребности и желания, повозка — это тело, возница — ум. Потребности, желания и интересы — это те побуждающие силы, которые направляют нашу деятельность в каждый отдельный момент нашей жизни.
Люди с СДВГ не являются исключением из общих правил. Их действиями точно также управляют потребности, вот только возница — ум, должный все контролировать спит.
Что же происходит в эмоциональной сфере гиперактивных детей? Чем они живут? Что их привлекает и мотивирует? А что они вовсе не замечают?
Мотивационная сторона деятельности всегда страдает. Ребенку, страдающему СДВГ не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить. Ребенка должно что-то очень сильно заинтересовать, чтобы он мог этим заниматься довольно долго и продуктивно.
Невнимательность
Если человек обладает таким личным качеством как внимательность, он, как правило, глубже чувствует. Чем внимательнее человек, тем он лучше понимает переживания других людей.
Очень часто ребёнок с СДВГ плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Он невнимателен к другим людям по своей природе. Гиперактивный ребенок может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей.
Понимание других людей и их переживаний может занять долгий период времени. Родители должны целенаправленно работать в этом направлении. Занятия с психологом также могут помочь.
Задержка эмоционального развития
Различные эмоциональные нарушения у ребенка с СДВГ — это не редкость. Он отстает в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью.
Дети с СДВГ очень часто отстают в психоэмоциональном развитии, но они, как правило, стремятся руководить другими детьми. Это одна из причин плохих отношений со сверстниками.
Взрослеют такие дети медленнее. Это не значит, что они вообще никогда не повзрослеют. Процесс взросления растягивается у них на более долгое время и он идет не линейно, а скачками. Молодым людям с СДВГ требуется больше времени на то, чтобы стать ответственным, и самостоятельным, больше поддержки семьи и профессиональной помощи.
Некоторые люди могут считать себя достаточно зрелыми только лет в 35. Для каких — то людей взросление по настоящему начинается с того момента, когда появляются собственные дети и они должны нести за них ответственность.
Несоответствие развития и интеллекта
Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект. Среди них могут быть одаренные люди. Но развить интеллект в полной мере мешают нарушения развития. Существует определенное некомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом.
Это проявляется и в соматической сфере и в особенностях поведения. Из — за того, что сдерживающие центры не совершенны, различные отклоняющиеся варианты поведения могут сохраняться и у взрослых людей. При этом, взрослые люди уже не демонстрируют расторможенность и вполне могут концентрировать свое внимание.
Система интересов
При СДВГ негативному воздействию подвергается сфера формирования интересов и потребностей. В условиях, когда ребенок/подросток становится изгоем в семье и лишается поддержки, может вырасти человек с неправильными моральными ориентирами.
Любому человеку что-то нравится в окружающей среде, а что-то вызывает отрицательные эмоции в каждый отдельный момент жизни. Перед чем — то мы застываем в изумлении и преисполненные восхищения. Ребенок с СДВГ испытывает определенные трудности установления эмоционального контакта с окружающей средой. Ему довольно сложно чувствовать себя комфортно в повседневных ситуациях и получать удовольствие, положительные эмоции просто от того, что он видит или слышит. Эта проблема сохраняется и во взрослом возрасте.
Ребенку с СДВГ интересно всё возбуждающее и захватывающее. С такими ориентирами интересы к каким-то видам деятельности, хобби формируются очень медленно. Но если это происходит и интерес к чему — то закрепляется, то это закрепляется очень надолго, иногда на всю жизнь. Найти свои интересы, свое дело очень важно для любого подростка, для подростка с СДВГ это важнее во много раз.
Мир полон раздражителей
Вместо избирательных эмоциональных предпочтений ребенок с СДВГ реагирует на все раздражители одинаково. Мир полон различных стимулов и все они одинаково интересны. Естественно, человеку, обладающему такой особенностью, трудно направлять свое внимание на что-то одно.
По всей вероятности, из-за избирательного дефицита Допамина и Норадреналина в отдельных частях мозга, человек с СДВГ испытывает постоянную внутреннюю потребность в самостимулировании и в возбуждающих веществах. Человек пьет много кофе, кока-колы, ест много шоколада, водит быстро машину, употребляет алкоголь и т.д.
Лейтон отмечает, что типичная для СДВГ самостимуляция во взрослом возрасте приводит к частой смене работы. Это очень плохо выглядит в резюме. Это одна из причин, по которой нужно особо тщательно подходить к вопросам выбора карьеры. Кажущиеся легкими варианты работы по знакомству или через родителей могут оказаться «медвежьей услугой» для такого человека, потому что он на такой работе не удерживается. Это сопряжено с разочарованиями, провалами и слишком частыми сменами работы.
Ребенок находит источники стимуляции в различных рискованных или возбуждающих ситуациях. Есть довольно много детей с СДВГ, которые стимулируются эмоциями других людей, особенно отрицательными. Некоторые дети намеренно проявляют непослушание, дразнят, вызывают отрицательные реакции у людей. Это их подпитывает и доставляет удовольствие.
Такие отрицательные проявления особенностей СДВГ являются еще одной веской причиной для активного поиска интересного занятия, того, что будет доставлять удовольствие ребенку.
Раздражительность и эмоциональная лабильность
Дети с СДВГ очень часто раздражительны и эмоционально лабильны. Они легко переходят от смеха к слезам. Настроение таких детей очень переменчиво. В своих эмоциональных и поведенческих проявлениях они бывают непредсказуемы. Раздражительность довольно легко можно снять слабыми стимулами, если чем то удивить или смутить, сказать или сделать что-то необычное.
Надо обязательно выяснить, что выводит ребенка из себя? Что делает его раздражительным? Вполне возможно, что ребенок раздражается, потому что ему надо выполнять домашнее задание или какую-то работу, требующую умственных усилий. Может быть ребенку надо поделиться игрушкой и для него это проблема. Надо работать с ребенком каждый день, давать ему несложные задания и учить его правильно реагировать на различные трудные для него ситуации. Это поможет ему научиться контролировать свое поведение.
Избыточное реагирование
Дети с СДВГ импульсивны и им очень трудно отложить получение желаемого или удовольствия на потом. Им бывает трудно ждать своей очереди или когда их спросит учитель. Они отвечают с места или перебивают других людей.
В школьных классах чаще всего они являются инициаторами социальных отношений. Но у них наблюдается избыточное эмоциональное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации. Они демонстрируют невосприимчивость к социальным ожиданиям и оттенкам межличностных отношений.
Колебания поведения СДВГ различны в разное время суток и в разных ситуациях, поэтому поведение ребенка непредсказуемо. Он не может долго играть, успешно общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Отчасти, такое положение вещей обусловлено неспособностью или же отсутствием должного навыка направлять свое внимание и мышление в нужное русло.
Тренировка различных качеств внимания могла бы облегчить для ребенка задачу социальной адаптации и установления прочных отношений со своими сверстниками.
Страхи и тревожность
Родителей должно обеспокоить наличие страхов, тревожного состояния, странные высказывания, реакции негативизма и агрессивность, которые они наблюдают у своего ребенка..
Начиная учиться систематически, ребенок испытывает различные учебные трудности. На фоне этих трудностей и отставания в развитии социальных навыков могут произойти невротические расстройства.
Ребенок с СДВГ может быть очень тревожным или агрессивным. Насколько ребенок тревожен или агрессивен можно определить с помощью специальных компьютерных тестов. Результаты диагностического тестирования могут дать ценную информацию о личностных качествах ребенка, подростка, а также взрослого.
Шкала ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина
Шкала позволяет количественно и качественно измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение высших психических функций.
Шкала предназначена для экспресс-диагностики уровня ситуативной тревожности у школьников юношеского возраста и взрослых.
Опросник Басса-Дарки определяет уровень агрессивности и враждебности
Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.
Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Реакции родителей
Гиперактивные дети демонстрируют неадекватные эмоциональные проявления в виде повышенного или пониженного настроения, повышенной возбудимости или беспричинной обидчивости, в некоторых случаях апатичности, холодности или безучастности.
Дома дети с СДВГ все время страдают от сравнений со своими братьями и сестрами. Родителей очень сильно раздражает их беспокойность, навязчивость, эмоциональная лабильность, недисциплинированность. Они безответственно относятся к работе по дому и различным поручениям, плохо помогают родителям, неаккуратны.
Ребенок видит, что он систематически не справляется с поставленными перед ним задачами. Он также прекрасно понимает, что со стороны родителей, сверстников, учителей формируется отношение к нему, как к неполноценному. В ответ на родительское раздражение появляется низкая самооценка и протестные проявления. Это в свою очередь приводит к гневу со стороны взрослых и попыткам оказать более жесткое давление на ребенка. Все это, накладываясь на эндогенную природу заболевания вызывает различные протестные отклонения в поведении, вплоть до тяжелой агрессии.
Родители своими реакциями и своими действиями могут помочь ребенку, а могут и навредить. Постоянное сравнение не в пользу ребенка с братьями, сестрами, хорошими соседскими детьми не помогают. Терпеливое отношение и поддержка могут иметь хороший положительный результат.
Реакции учителей
Поскольку ребенок с СДВГ невнимательный, одного замечания учителя бывает недостаточно. Ему приходится делать замечания до тех пор, пока ребенок его не воспримет. Ребенок, придя домой, рассказывает о том, что учитель весь урок на него «кричал». Он запомнил именно это, сколько раз ему было сделано замечаний — упускается из виду.
В ответ на такую школьную ситуацию ребенок невротизируется или же начинает мстить учителю, который на него «постоянно кричит». Ребенок начинает защищаться теми формами поведения, которыми он располагает.
Наказания и поощрения
На детей с СДВГ обычные формы наказания и поощрения не действуют. И родители и учителя имеют одинаковое мнение по этому вопросу. Ребенок продолжает вести себя плохо, несмотря на то, что он был наказан.
С другой стороны, ни ласка, ни похвала не дают желаемого результата. Более того, поощрения должны быть очень весомыми, очень значимыми для ребенка. В противном случае, поведение может ухудшиться.
Это совершенно не означает, что ребенок должен быть лишен родительского внимания и ласки. Просто нужно обязательно продумать: «Какие виды деятельности или вещи могут быть для ребенка сверхценными, особо значимыми?». Вот их и надо использовать как поощрение за выполненную работу, за лучшее поведение или же ограничивать доступ к этим вещам, если этого требует ситуация.
Учитывая особенности когнитивного и эмоционального развития ребенка с СДВГ, можно иметь с ним вполне приемлемые отношения. Это хорошо для всей семьи, а ребенку дает возможность формирования социально приемлемых потребностей и интересов.
Как говорится в книге Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б.»Шпаргалка для взрослых»: » Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.»
Источник
Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе
Ирина Кононова
Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблему эмоционально-волевого развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе. Показана специфика эмоционально-волевой сферы личности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и предложены пути ее коррекции в образовательном процессе.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, эмоционально-волевое развитие
В последние горы проблема обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) становится все более актуальной во всем мире. В Российской Федерации также наблюдается повышение количества выявленных случаев СДВГ у детей [4].
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называется психическое расстройство, которое начинается в детском возрасте. Данный диагноз указывает на возможные проблемы социальной адаптации детей в обществе. Проблемы могут возникать как в учебной деятельности, так и в межличностном общении. Велика вероятность развития девиантного поведения у подростков и юношей с СДВГ.
В качестве одного из главных признаков СДВГ у детей выделяется импульсивность, то есть недостаточный уровень контроля за собственным поведением у ребенка. Как правило, ребенок с СДВГ быстро реагирует на меняющиеся ситуации. На уроке он может не дождаться инструкции и уже начать выполнение задание или отвечать на вопрос [5].
Имеет место и недостаточное развитие мотивационной сферы. Такому ребенку не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить.
Как результат ребенок может со стороны характеризоваться как беспечный, небрежный, легкомысленный.
Можно также выделить следующие признаки эмоционально-волевого развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности отсутствие у ребенка способности доводить до конца начатое дело; отсутствие у ребенка способности сосредоточиться на деталях; сложности в выполнении учебных заданий, требующих мысленного напряжения; снижение организаторских способностей; невнимательность при выполнении учебных заданий повышенной сложности; забывчивость и рассеянность
У детей с СДВГ характерна постоянная болтовня, которая означает недостаточный уровень сформированности внутренней речи, способной контролировать социальное поведение ребенка.
Как правило, диагноз СДВГ ставится ребенку в конце дошкольного и в начале школьного возраста. Для этого необходимо, чтобы признаки СДВГ проявлялись, не менее чем в двух видах деятельности ребенка (игровой, трудовой, учебной, они не были вызваны психотическими нарушениями и доставляли ребенку с окружающим дискомфорт [2].
По мере взросления ребенка поведенческие проявления нарушений эмоционально-волевого развития могут меняться. Если в младшем школьном возрасте у ребенка имеется высокий уровень активности в отстаивании свой точки зрения, то в среднем и старшем подростковом возрасте могут проявляться разные формы девиантного поведения.
Наиболее выраженные трудности у ребенка появляются с момента начала школьного обучения. В данный период основным видом деятельности становится учебная деятельности, которая предъявляет более высокие требования к эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию ребенка. От школьника требуется высокий уровень сосредоточенности, необходимость выполнять монотонную работу. Соответственно, наблюдается расхождение между интеллектуальным развитием ребенка с СВДГ, который могут находиться на высоком уровне, и недостаточным эмоционально-волевым развитием.
Для ребенка с СДВГ характерна цикличность в деятельности: произвольная продуктивная работа не превышает 5–15 минут, далее дети теряют контроль над умственной активностью. Затем, в 3–7 минут необходимы мозгу ребенка для накопления энергии вхождения с следующий цикл [4].
Обобщая сказанное, следует отметить, что ребенок с СДВГ испытывает значительные трудности в ученой деятельности. Это выражается в недостаточном сосредоточении на учебном материале, высокой отвлекаемости, истощаемости, недостатке волевой регуляции деятельности. необходима специально организованная комплексная работа по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Целью коррекции является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Важнейшим направлением должно стать изменение психологической атмосферы в школе и в семье.
При этом, необходимо сместить акцент с подавления негативных поведенческих проявлений, связанных с физиологическими причинами СДВГ к формированию базовых основ произвольной регуляции поведения ребенка, что является психолого-педагогической проблемой.
При осуществлении коррекционной работы необходимо консолидировать усилия педагога, психолога, педиатра, семьи ребенка. Ведущая роль в организации работы отводится педагогу.
В качестве основных форм работы можно выделить следующие:
просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
обучение родителей и учителей поведенческим программам;
расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
аутогенная тренировка и суггестивная терапия [1].
Начать работу следует с просвещения родителей и педагогов. Всем необходимо разъяснить особенности психики ребенка с СДВГ.
В рамках образовательного процесса следует уделить особое вниманиеследующим направлениям:
изменение окружения (место ребёнка в классе – рядом с учителем, изменение режима урока с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками);
создание положительной мотивации, ситуаций успеха;
коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;
регулирование ожиданий (касается и родителей, так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим [4].
Ребенка с СДВГ следует ориентировать на поиск индивидуального стиля деятельности, обучение техникам релаксации, аутогенной тренировке, развитию мотивации достижения.
Важнейшим этапом формирования у детейфункций произвольной саморегуляции и самоконтроля является усвоение ими навыка автоматически задавать себе вопросы: «Что я хочу сделать?», «Что мне нужно для этого?», «Как я буду это делать?», «Я достиг, чего хотел?» и отвечать на них.
Главным залогом успеха является комплексность воздействия. Начинать работу следует с самого начала школьного обучения, так как d этом возрасте компенсаторные способности мозга в этот возрасте наиболее значительны.
Таким образом, ребенок с СДВГ не в состоянии приобрести навыки управления собой самостоятельно, без участия окружающих его взрослых – семьи, педагогов образовательного учреждения. Следовательно, необходимо прежде всего подумать о том, как может родитель, воспитатель, педагог помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения. Коррекционное воздействие должно быть разнонаправленным консолидировать усилия педагога, психолога, педиатра, семьи ребенка.
1. Дубровина, И. В.Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Дубровина. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 140 с.
2. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования : методич. рекоменд. – М. : Изд-во ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 2017. – 86 с.
3. Сгонник, Л. В. Проблема формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Л. В. Сгонник, О. Ю. Жигайло / / Наука и инновации в современном мире. Сборник научных статей. – М. : Перо, 2018. – С. 114-122.
4. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 125 с.
5. Фесенко, Ю. А. Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностьюу младших школьников: диагностика и психокоррекция / Ю. А. Фесенко // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2015. – №1.
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.
Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.
Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.
Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.
Источник