Коррекция эмоционально личностных проблем

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
консультация на тему

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalno-lichnostnye_problemy.docx 18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Упрямство, капризы, непослушание, дух противоречия

1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал.

3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.

4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.

6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.

7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.

Негативисгпическая демонстративностъ поведения

Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он хороший». Главное — замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» —свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Агрессивная реакция — это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.

Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.

Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация.

Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)

Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит — все это признаки нервного напряжения. Причины: О неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;

О грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;

П реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение. Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ — срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение.

В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении

Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.

Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).

Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т. п.). Приобщайте ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).

Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его о г физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.

За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержи 1! со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственно-эмоционального общения. взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжат:, верить в него — он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви, заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно рас’ценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем-то с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только внешне, окружая себя игрушками как суррогатом теплых чувств, которых у,него не было или было мало.

В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело — избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело — ребенок травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.

Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.

Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живет и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Ребенок говорит неправду

Дети лгут, чтобы:

О произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; П1 скрыть свою вину, избежать наказания; П выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.

Из всех способов пресечь ложь самый бесполезный — пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать

наказаний, упреков. В то же время враждебность лишь усилится из-

за того, что с ним обошлись грубо.

Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.

Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

Источник

Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта

Медицинский психолог ГБУ НПЦ МСР им.Л.И.Швецовой

  1. Последствия инсульта и реабилитационные методы воздействия.

Последствия мозгового инсульта всегда представляют собой разрушающий характер. У постинсультных больных возникают проблемы медицинского, социального, психологического и правового характера. Следовательно, формируется необходимость в реабилитации постинсультных больных, которая становится насущной медико-социальной задачей общества в целом. Причем, рассматриваемая реабилитация, в первую очередь, должна иметь социальную направленность.

Инсульт оказывает негативное психосоциальное воздействие на больного, резко изменяя стиль жизни и нормальный контроль над окружающей средой .

Что может угрожать человеку после перенесенного инсульта:

  • ограничение или полная потеря физической активности;
  • расстройства речи и психики, потеря когнитивных способностей;
  • утрата памяти, временная или полная амнезия;
  • неправильная координация движений;
  • нарушенная мелкая моторика – например, человек разучиться писать;
  • потеря зрения или его ослабление;
  • воспаления, снижение иммунной системы и, как следствие, инфекционные поражения.

Тяжесть последствий заболеваний нервной системы показала необходимость длительного целенаправленного восстановления нарушенных функций, при невозможности полноценного восстановления – приспособление к дефекту и обеспечение максимально возможного уровня социальной и психологической адаптации больных. Комплексность, поэтапность, непрерывность и индивидуализация лечебных воздействий являются главными условиями полноценной реабилитации и включают в себя:

Биологические методы воздействия:

  • лекарственную терапию
  • лечебную физкультуру
  • механотерапию
  • физиотерапию
  • эрготерапию

Психосоциальные методы воздействия:

  • трудотерапию
  • терапию занятости
  • психологическую помощь

  1. Факторы, затрудняющие реабилитацию.

Факторами, затрудняющими реабилитацию, наряду с соматическими заболеваниями и осложнениями являются, когнитивные нарушения, эмоциональные расстройства, патологические реакции личности на болезнь.

На этапе ранней реабилитации затруднена психологическая адаптация больного к изменившемуся образу «Я», принятие себя таким, какой есть после заболевания; возникают трудности принятия нарушенных двигательных и когнитивных функций, самопринятия.

Осознание трудоемкости и длительности восстановительного периода сопровождаются:

  • переоценкой тяжести состояния и/или недооценкой собственных возможностей;
  • ипохондрическими и депрессивными реакциями на болезнь,
  • снижением самооценки, что затрудняет включение больного в реабилитационный процесс.
  • снижением возможности самообслуживания и восстановления независимости в повседневной жизни
  • снижением качества жизни.

Эффективность реабилитационных мероприятий напрямую зависит от эмоционального состояния пациента. Исследование психологических особенностей больных после инсульта позволяет выявить степень когнитивных нарушений и ресурсы восстановления нарушенных функций; выявить эмоциональные и личностные проблемы, препятствующие адаптации; выявить возможные психотерапевтические мишени воздействий для формирования программ психологической помощи.

После перенесенного ОНМК в течение первого года частота встречаемости депрессии варьирует от 35% в остром периоде до 31,4% в конце первого года, достигая пика — 44,7% — в раннем восстановительном периоде.

Постинсультная депрессия занимает особое место в клинической картине инсульта. Она является универсальным ответом психики больного на различные аспекты развития заболевания:

  • факт заболевания
  • органическое поражение головного мозга и многочисленные симптомы такого поражения
  • социальные последствия инсульта.

Депрессивное состояние неблагоприятно отражается на проведении реабилитационных мероприятий: медленнее идет восстановление, ухудшается качество жизни и увеличивается частота повторных инсультов, инфарктов, когнитивных нарушений. Вышеперечисленные угрозы делают актуальным раннее распознавание депрессивной патологии для скорейшего проведения клинико-психологической коррекции, направленной на восстановление нарушенных функций, социальных контактов и возвращение больного в общество.
Депрессивные состояния постинсультного периода различаются по срокам возникновения: в одних случаях они играют роль факторов и предшествуют развитию ОНМК, в других — развиваются вслед за инсультом как его последствие и представляют собой собственно постинсультную депрессию.
Для диагностики депрессивного эпизода выделяются основные и дополнительные симптомы.
Основные симптомы:

  • сниженное настроение в течение большей части дня вне зависимости от ситуации;
  • ослабление до полной утраты интересов и способности испытывать удовольствие от деятельности, которая раньше вызывала положительные эмоции;
  • уменьшение активности, повышенная утомляемость и вялость;
  • усиление депрессии в утренние часы;
  • заметная (объективно наблюдаемая) психомоторная заторможенность или ажитация (двигательное возбуждение);
  • снижение массы тела (на 5% и более в течение последнего месяца);

Дополнительные симптомы:

  • сниженная концентрация внимания;
  • сниженная самооценка и чувство неуверенности в себе;
  • чувство вины, самоуничижение;
  • мрачное, пессимистическое видение будущего;
  • мысли о смерти, самоубийстве или самоповреждении;
  • нарушение сна (ранее пробуждение);
  • снижение аппетита.

Поскольку причиной реактивных депрессий является психотравмирующая ситуация, основная помощь при данных состояниях должна быть направлена на ликвидацию/коррекцию психотравмирующего фактора, поиск ресурсов, направленных на улучшение адаптации, изменение отношения к сложившейся ситуации. Ведущую роль в лечении таких пациентов играет психотерапия, тогда как медикаментозное вмешательство, как правило, носит вторичный, вспомогательный характер и осуществляется в тех случаях, когда применение психотерапевтического воздействия и социально-реабилитационных мероприятий неэффективно либо имеет место тяжелая депрессия.

  1. Психологическая реабилитация.

Психологическая реабилитация определяется нами, как система многокомпонентных психологических воздействий, направленных с одной стороны на больного, с целью достижения психологической адаптации больного после инсульта; с другой стороны направленных на микросоциум больного, с целью создания психотерапевтической среды в его окружении.

Психологическая реабилитация, на разных этапах реабилитации направлена на формирование у больного психологических установок реабилитации:

  • готовности к лечению
  • сотрудничества с персоналом
  • активности в лечении
  • установок здорового образа жизни
  • самопринятие и самопомощь
  • принятие новой социальной роли
  • принятие нового смысла жизни.

Принципы психологической реабилитации:

  • Выявление проблем личности на каждом этапе реабилитации, и их коррекция.
  • Поэтапность психологической реабилитации.
  • Информирование (осведомленность) больного и членов семьи о необходимости выполнения психологических условий реабилитации, способствующих эффективному лечению.
  • Ориентирование больного на формирование установок здорового образа жизни, как условие психологической профилактики повторного инсульта.
  • Учет индивидуальных особенностей больного (соматических, двигательных, когнитивных, эмоциональных, личностных)при построение индивидуальной программы психологической реабилитации.
  • Непрерывность психологических воздействий на разных этапах психологической реабилитации (на стационарном и амбулаторном этапе).
  • Маршрутизация больного, а также членов его семьи в выполнение назначений и реабилитационных рекомендаций специалистов после выписки из стационара, в домашних условиях.

  1. Этапы психологической реабилитации.

На первом этапе с больным с двигательными и когнитивными нарушениями проводится индивидуальная психологическая коррекция, направленная:

  • на восстановление целостности «Я»
  • на выявление внутренних ресурсов, сохранных сторон организма и личности,
  • формирование готовности к лечению и сотрудничеству с персоналом
  • самопомощи
  • снижение сенсорной, эмоциональной и социальной депривации больных
  • оказание эмоциональной поддержки.

Индивидуальная психологическая коррекция с применением приемов психотерапии способствуют:

  • принятию и осознанию болезни, принятию своего нового физического и психического облика
  • принятию ответственности за свое выздоровление и восстановление нарушенных функций.

Первый этап психологической реабилитации самый трудоемкий. Одни больные проходят его за 3-4 месяца, а у других этап может затянуться на более длительный срок (год и более), в зависимости от тяжести последствий инсульта.

Клиническим критерием адаптированности на первом этапе является восстановление самообслуживания:

  • достижение физической независимости в перемещении
  • в приеме пищи
  • в посещении туалета
  • самостоятельной ходьбы на небольшое расстояние (в палате, по квартире)
  • частичная зависимость

Психологическим критерием адаптированности на первом этапе является достижение позитивного самоотношения:

  • физическое и когнитивное самопринятие
  • формирование готовности к лечению, сотрудничеству со специалистами
  • наличие социальной поддержки (родственников, близких, социального работника).

На втором этапе психологической реабилитации ведущей проблемой являются проблемы межличностных отношений в семье и в ближайшем окружение, связанные:

  • с утратой и изменением социальных ролей
  • дефицитом социальной поддержки.

Задача второго этапа психологической реабилитации — коррекция межличностных отношений.

Важно обучить больного переоценке ценностей, попытаться переключить внимание с болезни на другие проблемы, в частности, на интересы родных и близких, друзей, коллектива. Работа проводится не только с пациентом, но и с членами его семьи.

Оптимальная психологическая среда в домашних условиях способствует быстрейшему восстановлению. Терпеливое, мягкое обращение позволяет больным приспособиться к своему заболеванию, избежать тяжелых депрессивных состояний, помогает радоваться жизни, строить планы на будущее с учетом своего нового состояния. Общаясь с пациентом и членами его семьи, необходимо подчеркивать, что заболевание ухудшает качество жизни, но не является в настоящий момент угрозой для нее.

Клиническим критерием адаптированности является расширение возможностей самообслуживания:

  • больной самостоятельно выходит на улицу, может приготовить еду
  • необходимая помощь в приеме ванны, оплаты счетов, оформление документов
  • покупке лекарств, продуктов

Психологическим критерием адаптированности является принятие больным изменившегося социального статуса:

  • готовность к межличностным коммуникациям
  • восстановление когнитивных функций
  • восстановление коммуникативной функции речи
  • низкий уровень депрессии и тревоги
  • наличие социальной поддержки (родственников, близких, социального работника).

На третьем этапе ведущей психологической проблемой у больных являлась проблема формирования новых жизненных ценностей и смысла жизни.

Для многих больных последствия заболевания приводили к значительному снижению работоспособности, вследствие двигательных, когнитивных нарушений; возникала необходимость завершения трудовой деятельности или продолжения её в измененных условиях. Снижение трудовых возможностей, препятствия в реализации профессиональных навыков, нередко приводило к тревожным, астено-депрессивным реакциям на заболевание и его последствия. Программа психологической помощи на третьем этапе психологической реабилитации направлена на стабилизацию системы отношений личности; формирование новой концепции жизни. Проводится психологическая коррекция, направленная на коррекцию ценностных ориентаций; обучение психологическим навыкам аутогенной тренировки, медитации; выработки новых целей жизни; освоение приемов совладания со стрессомэ

Клиническим критерием адаптированности на третьем этапе является:

  • восстановление физической независимости
  • когнитивной независимости (восстановление когнитивных и регуляторных функций)
  • возвращение к посильной трудовой деятельности

Психологическим критерием адаптированности является:

  • формирование установок здорового образа жизни, как осознанная профилактика рецидива
  • выполнение диеты, контроль АД, регулярный прием необходимых лекарственных средств
  • уважение к своему организму и забота о здоровье
  • осознание первостепенной ценности здоровья,
  • реализация нового смысла жизни.

Психологическая помощь на каждом этапе психологической реабилитации направлена на коррекцию отношений личности: к самому себе, к болезни и к лечению, к социуму, и направлена на адаптацию больных после инсульта к изменившимся условиям жизни.

Работа с родственниками направлена на информирование и семейное консультирование. Запрос на семейное консультирование может поступать от больного или от его родственника.

Родственникам предоставляется информация об особенностях когнитивных нарушений больного, эмоционального состояния, реакций личности на заболевание; о необходимой помощи больному со стороны родственников по восстановлению нарушенных двигательных и когнитивных функций в зависимости от выраженности клинических нарушений больного.

  1. Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  • Необходимо установить режим дня, сохранив при этом основные занятия пациента
  • Обеспечить безопасность больного: проверить надежность замков на дверях и окнах, убрать все режущие и колющие предметы, опасные электроприборы.
  • Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  • Необходимо поощрять все самостоятельные действия больного – одевание, питание, обувание. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  • Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний.
  • Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби.
  • Во время ухода обязательно проявляйте терпение, милосердие, доброту. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическая реабилитация построена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Источник

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы было хорошее настроение
Оцените статью