Коррекция эмоционально личностной сферы детей с овз

Психолого — педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
рабочая программа по психологии по теме

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа предназначена для психологической работы с детьми разного возраста, с особыми образовательными потребностями в возрасте 8-15 лет.

На занятиях могут быть несколько учеников, требующих коррекцию. С ними проводятся индивидуальные занятия. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся вместо уроков английского языка или физики или химии или информатики.

Скачать:

Вложение Размер
Для детей с ОВЗ 1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона.

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос.

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де.

Рабочая программа социально-психологического сопровождения подростков (11-15 лет) .

Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения.

laquo;Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей&raquo.

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха.

Источник

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В работах Л. С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме [2].

Как показала в своих работах Н. Г. Морозова, изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья важно, так как в основе формирования интереса к изучению у таких детей лежит эмоционально-познавательное отношение, переходящее в эмоционально- познавательную направленность [7].

Рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на примере трех разных категорий: с задержкой психического развития, с интеллектуальным нарушением, с нарушением слуха.

При задержке психического развития детей отмечается незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.

В. И. Лубовский отмечает нетолерантность дошкольников с задержкой психического развития к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность [3].

Недоразвитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития, по наблюдениям Е. С. Слепович, проявляется в худшем, по сравнению с нормально развивающимися детьми, понимании чужих и собственных эмоций [9]. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей.

Э. Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с задержкой психического развития выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха [10].

Как отмечает О. А. Лашманова, многие проблемы высокой тревожности этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения [6]. В качестве типичных для детей с задержкой психического развития особенностей в эмоциональном развитии Г.В.Фадина называет «появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям» [11, с. 23].

Е. В. Иванова и Г. В. Мищенко особо отмечают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья это чувство является одним из основных и практически постоянных. Известно, что существует немало разновидностей страха. При диагностике ребенка выделяется одна из превалирующих разновидностей, и дальнейшая работа сосредотачивается на этом виде страха. Как правило, дети не осознают его и не умеют видеть у других. Для адаптации в социальной среде, а также для нормализации внутрисемейных отношений очень важно научить детей понимать и принимать собственные страхи [4].

Можно отметить работу Л.Н. Костиной, которая изучала особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием. По результатам исследования ею был сделан вывод, что дети с задержкой психического развития проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данный исследователь полагает, что дети с задержкой психического развития, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность [5].

А. А. Абашкина отмечает, что дети с задержкой психического развития проявляют тревожность по отношению к школе и учению, в основном, так же как и их нормально развивающиеся сверстники. Дети с задержкой психического развития, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций. Этим можно объяснить более низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, которая определена в нашем исследовании [1]. При этом, школьники с задержкой психического развития в меньшей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники испытывают страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями, фрустрацию потребности в достижении успеха и переживают социальный стресс.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей можно иногда отметить некоторые болезненные проявления чувств [8]. Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

У многих детей, особенно у перенесших травму, страдающих эпилепсией, наблюдаются дисфории — эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствие каких-либо неблагоприятных внешних воздействий [8].

Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышенного настроения (эйфории). В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, учитель должен с тревогой отнестись к этому болезненному явлению.

Особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально- экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.

Таким образом, у детей с нарушением слуха наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, причин, обусловливающих эмоциональные состояния; у детей с нарушением слуха меньше объем пассивного и активного словаря, характеризующего эмоционально-оценочную лексику; меньшее проявление эмоций у детей с нарушениями слуха является результатом неполноценного общения их с окружающими; доминирование отрицательных эмоций над положительными; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка.

Список литературы

1. Абашкина А.А. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития. / А.А. Абашкина // Социально-психологическая интеграция детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 2012. – С. 13 – 18.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 656с.

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М. : Просвещение, 1984. — 256 с.

4. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Иванова, Г. В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.

5. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием). Автореферат дисс.канд. психол. наук. / Л.Н. Костина. – М., 1999. — 32с.

6. Лашманова О.А. Некоторые подходы к диагностике эмоциональных особенностей дошкольников с задержкой психического развития. / О.А. Лашманова. URL: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=166

7. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста / Н. Г. Морозова // Дефектология. — 1985. — № 3. — 14 с.

8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1986.

9. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М. : Просвещение, 1990. – 198 с.

10. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. / З. Тржесоглава. — М.: Медицина, 1996. – 324с.

11. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2013. — 68 с.

Источник

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Якименко Яна
Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Нельзя не отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическая жизнь ребенка представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Необходимым элементом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как комплекс внутренних психологических состояний.

Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоциональной сферы детей имеет большое значение, и не уступает по важности познавательной сфере.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Под влиянием избыточной информации, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, вследствие чего ребенок испытывает трудности в обучении, проблемы в общении со сверстниками. А внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья еще более сложен.

Поэтому коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы является одной из актуальных проблем работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать себя, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Работая в МКУ «Реабилитационный центр» несколько лет, я тоже столкнулась с этой проблемой в своей практике. Я убедилась, что с такими детьми необходима целенаправленная и организованная работа.

Для этого мною была разработана и апробирована программа «Мир эмоций».В процессе работы я ставила следующие цели и задачи:

• знакомство и систематизация знаний базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе);

• закреплять знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;

• обучать детей умению распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей)по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

• воспитывать доброжелательное, внимательное отношение к другим, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

• систематизировать знания об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;

• обогащать эмоциональную сферы детей с ОВЗ; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: «радость», «грусть», «печаль», «злость», «испуг»», «сердиться»;

• закреплять умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

• закреплять способности распознавать и определять эмоциональные состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

• развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий;

• учить ребенка адекватно реагировать на отрицательные эмоции (страх, гнев).

• развивать эмпатию, способности к сопереживанию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20- 30 минут. На моих занятиях дети сидят на ковре или на стульях, поставленных кругом, видят глаза друг друга. При формировании группы я учитываю личностные особенности каждого ребенка. Поэтому я не включаю в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка.Каждое мое занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная и завершающая часть Вводная часть ставит целью включить детей в работу группы. Я настраиваю группу на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Обязательным элементом является приветствие друг друга и психогимнастические упражнения.

В основную часть занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы посредством арт-терапии («Доброе утро мышат», «Кислый лимон», «Я радуюсь, когда….», «Зеркало» и др.).

Главная задача заключительной части — снятие у детей эмоционального возбуждения. Она включает в себя релаксационные дыхательные и мышечные упражнения, которые проходят под спокойную музыку («Пение птиц», «Шум прибоя», Вивальди А. «Времена года» и др.).

Пример: Настя Т. в общении со сверстниками не могла наладить дружеский контакт, все попытки заканчивались конфликтом и отдалением Насти от детского коллектива. На занятиях я часто просила Настю показать наглядно, как выполнятся упражнения (например, «Котик», «Морщинки», начинала занятия с обменом комплиментами для каждого ребенка в группе.Спустя несколько занятий были заметны первые результаты: Настя Т. по отношению к окружающим меньше проявляет враждебности, стала терпеливее и сдержаннее, вспышки агрессии значительно снизились, на просьбы детей и взрослых откликалась с радостью, сама предлагала помощь. Дети по отношению к Насте также проявляли терпение, отношение стало дружелюбнее, ее приглашают в совместные игры и развлечения.

Думаю, что дальнейшая работа по коррекции и профилактики проблем развития эмоциональной сферы крайне необходима нашим воспитанникам.

Занятия по моей программе помогли детям познакомиться с эмоциями; научиться распознавать эмоции и чувства, как своих, так и окружающих людей, открыто их проявлять, говорить о них; упражнения помогли развить эмпатию и чувство сопереживания к сверстникам и взрослым; обогатить мимику и жесты, что позволяет более точно выражать свои эмоции.

Благодаря занятиям дети научились радоваться успехам друг друга, «выпускать пар», давая выход негативным эмоциям без вреда окружающим.

Обязательным условием для эффективной работы по программе является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Важно было напомнить родителям, а некоторых и научить, что нужно с уважением относиться к чувствам ребенка. Каждый родитель получил «домашнее задание» по совместному прочтению сказок и просмотру мультфильмов, с дальнейшим их обсуждением (с кем из героев ассоциирует себя ребенок, как менялись эмоции и чувства ребенка во время просмотра); отслеживать, как меняется настроение ребенка в течение дня, что его расстроило, что его радует.

Я проводила консультирование родителей не только в форме бесед, а также в виде памяток с рекомендациями о разделении чувств и поступков, буклеты и наглядные консультации (буклет «Дети и жестокость», наглядная консультация «Гиперактивный ребенок», «Особенности общения детей со сверстниками»). Благодаря тесному сотрудничеству с семьей мы достигли более высоких показателей в решении общей проблемы.

Таким образом, коррекция и профилактика эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является одним важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Тесное взаимодействие «семья»«ребенок»«воспитатель» помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья справиться с возможными эмоциональными трудностями в будущем. Занятия по программе учат и помогают детям самостоятельно справиться с эмоциональной неустойчивостью и адекватной реакцией на стрессовые ситуации, развивают способность устойчиво переносить жизненные трудности, учат распознавать эмоции собеседника по мимике и жестам.

На основании выше изложенного, можно сделать выводы, что выбранная тема является актуальной, а работа по программе на данный момент успешно реализовывается.

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Источник

Читайте также:  Физические страдания при депрессии
Оцените статью