Коррекционные занятия эмоционально волевой сферы у детей

Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

екатерина кузнецова
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Стрессовые ситуации могут привести к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, и как следствие у ребенка проявляется тревожность.

Развивая эмоционально-волевую сферу дошкольника, мы создаем условия для формирования стрессоустойчивости ребенка и личностного роста.

Я как педагог-психолог ДОУ использую следующие упражнения для снятие напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.

Игра №1: «Цветочек и солнышко».

Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).

Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).

Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).

Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).

Игра № 2. «Пиктограммы».

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме,какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в)игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игра № 3. «Тренируем эмоции».

Попросите ребенка нахмуриться — как:

— как хитрая лиса,

— как радостный ребенок,

-как будто бы увидел чудо.

— ребенок, у которого отняли мороженое,

— два барана на мосту,

Игра № 4. «Упрямые барашки».

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый)говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

Игра № 5. «Нехочуха».

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра.Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает,

У меня надулись губы,

И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

— Не бери, поставь, нельзя!

Я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Тут из спальни папа вышел:

— Почему такой скандал?

Отчего, ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Папа слушал и молчал,

А потом он так сказал:

— Будем вместе топотать,

И стучать, и кричать.

С папой мы поколотили, и еще поколотили.

Так устали! Прекратили.

Опустили голову, надулись

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Ходим медленно, широкими шагами

Удивленно разводим руками

Обращаемся к другим детям

Опять разводим руками

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Шумно выдохнули, остановились

Игра № 6. «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Читайте также:  Что чувствует мужчина когда расстался с женщиной

Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.

Игра № 8. «Классификация чувств».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточкипо следующим признакам:

— какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

Игра № 9. «Встреча эмоций».

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются.Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

Игра № 10. «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию;

2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;

3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;

4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию.

Игра № 11. «Рисуем настроение».

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения.Вот некоторые варианты заданий:

1.Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».

2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Игра № 12. «Ассоциации»

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию (например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой — названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

Методический источник: https://infourok.ru/metodicheskiy_sbornik_zanyatiy_igr_i_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_emocionalno-volevoy-146433.htm

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.

Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.

Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.

Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков.

Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.

Источник

Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Кира Валерьевна Афоничкина
Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Цель: Преодоление эмоционально-волевых отклонений в развитии дошкольника, формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Задачи:

1. Обеспечение детям атмосферы психологической поддержки: понимания, принятия, признания

2. Обучение детей навыкам адаптированного поведения, дружеского взаимодействия, саморегуляции

3. Отреагирование различных эмоциональных состояний

Описание комплекса упражнений:

Комплекс упражнений направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы и рассчитан на детей дошкольного возраста с 4 лет. Занятия проводятся с детьми в группе 6-8 человек, общей продолжительностью 20 минут 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий 15.

Читайте также:  Почему стресс полезен для здоровья

Структура занятия:

2. Снятие эмоционального напряжения

3. Упражнение на снижение агрессивности, гиперактивности

4. Упражнение по формированию навыков саморегуляции и самоконтроля

5. Подведение итога

Занятие № 1

Звонок колокольчика приглашает всех сесть в кружок (на всех занятиях).

1. «Знакомство»- по кругу, передавая мячик, друг другу сказать «меня зовут…»

2. «Приветствие» — «Клубочек»- передавая по кругу клубок и не выпуская нитку из рук сказать соседу, называя его имя: «мне приятно тебя видеть».

Ведущий: «Клубочек вернулся ко мне, и наш кружок замкнулся, подержитесь за ниточку и почувствуйте, как она нас объединила и подружила».

3. Упражнение «Слушай хлопки» — направлено на снятие напряжения.

1 хлопок — дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

4. Упражнение «Разговор с руками»

Направлено на обучение навыку контроля своих действий.

Предложите детям обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Какие вы? Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. Важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать сами. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: здороваться, мастерить, играть и никого не будут обижать. Если ребенок согласится, то потом можно снова проиграть эту игру.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 2

1. Приветствие: Дети должны передать прикосновением свои добрые чувства со словами : «Мне приятно тебя видеть».

2. Упражнение «Котенок»

Направлено на снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Дети располагаются на ковре и подражают действиям котенка, о котором рассказывает взрослый, — нежатся на солнышке, потягиваются, умываются, царапают лапками с коготками коврик.

3. Упражнение «Это я. Узнай меня»

Направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессивности, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят : «Это я. Узнай меня». Ребенок должен отгадать, кто до него дотронулся.

4.«Морщинки» – обучение методам саморегуляции.

-несколько раз вдохни

-широко улыбнись соседу

— наморщи лицо: лоб, брови, плечи, расслабь мышцы лица, скажи себе: «спокойно!»

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 3

1. Приветствие: мне приятно тебя видеть. Передать соседу самую веселую улыбку.

2. Упражнение «Лифт» направлено на снятие напряжения

Показываем голову, грудь, живот.

-сделав вдох носом, начинаем поездку на лифте, руки на животе. Выдыхая, почувствуй как воздух начинает путь от живота.

-вдох-воздух поднимается выше (желудок). Выдох- руки следуют за воздухом.

-вдох-горло, щеки, лоб. Почувствуй, как воздух наполняет голову.

Когда выдохнешь, ты ощутишь, как все напряжение и волнение вышли из твоего тела словно из двери лифта.

3. Упражнение «Жужа» — отреагирование агрессивности.

Один ребенок сидит на стульчике с полотенцем в руках. Все остальные строят ему рожицы, трогают, щекочут, обзывают овощами. «Жужа» терпит, но когда все это надоедает – вскакивает и догоняет детей, стараясь хлестнуть полотенцем по спине.

4. Упражнение «За что меня любит мама»

Направлено на повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей. Дети сидят по кругу, каждый высказывается, за что его любит мама. Желательно, чтобы дети повторяли слова предыдущего. Важно обсудить с детьми, приятно ли было, что другие дети запоминали сказанное ими.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 4

1. Приветствие: «Мне приятно тебя видеть». Передать соседу «горячую картошку»

2. Упражнение «Маленькое привидение»

Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать : «ууу». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете гудеть громко. Но помните, что вы добрые привидения и хотите только пошутить. Затем взрослый говорит : «Давайте снова станем детьми».

3. Упражнение «Цветик — семицветик»

Направлено на развитие умения оценить свое состояние, проанализировать поведение.

На цветах, вырезанных из картона, изображены дети и взрослые в различных бытовых ситуациях (на каждом лепестке разные). Ребенок смотрит на лепестки, рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описывает эмоции, которые при этом испытывал.

Читайте также:  Бах гомеопатия от стресса сильного

4. Упражнение «Драка»

Направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук. Дети становятся в пары. «Представьте, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко стисните зубы. Сожмите кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. А теперь задумайтесь, может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?»

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 5

2. «Слушай хлопки» — направлено на снятие напряжения.

1 хлопок — дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

3.«Узнай по голосу» — развитие произвольности поведения.

Один ребенок с завязанными глазами в центре круга, все тихо идут по кругу, по сигналу «стоп» останавливаются и кто-то издает любой звук. Ребенок угадывает.

4.«Мышь и мышеловка» — повышение уверенности. Все в кругу, плотно прижались друг к другу плечами, ногами, бедрами, обнимая за пояс друг другу. Мышка в кругу всеми способами пытается выбраться.

5. «Солнечный зайчик» — обучение методам саморегуляции. Зайка заглянул в глаза – закройте глазки, представьте, как он побежал по лицу, погладьте его нежно пальчиками: на лбу, носу, щеках, голове, шее, животике, руке, ноге. Он любит тебя и ласкает, а ты погладь его и подружись с ним.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 6

1. Приветствие: мне приятно тебя (имя) видеть — передать соседу пушинку

2. Упражнение «Шалтай-болтай». Направлено на снятие напряжения.

Шалтай-болтай сидел на стене

Шалтай-болтай свалился во сне

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

3. Упражнение «Встреча с другом». Игра направлена на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, на развитие выразительных движений.

Ведущий рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе друг без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

4. Упражнение «Обзывалки»

Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Перед началом упражнения следует предупредить, что это только игра и обижаться не стоит.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, овощей, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». В заключительном круге дети должны сказать что-нибудь приятное друг другу.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 7

1. Приветствие: назови соседа ласковым именем и передай самую добрую улыбку.

2. Упражнение «Насос и мячи» — осознание чувств напряжения и расслабления. «Мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, корпус вперед, голова опущена. «Насос» начинает имитировать действие насоса, надувая мячи – постепенно дети расправляют плечи, поднимают голову, надувают щеки и поднимают руки. Затем с силой издают звук «Ш-Ш-Ш», возвращаясь в исходное положение.

3. Упражнение «Дотронься до…». Направлено на развитие внимания, быстроты реакции.

Все дети ходят по комнате, а ведущий просит их дотронуться до:

4. Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Направлено на выработку навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствует повышению самооценки. Упражнение проводится по кругу. Каждый выбирает для себя роль значимого для него человека (известного актера или певца, сказочного персонажа). Затем изображает невербально, а остальные должны угадать. Затем проводится обсуждение чувств.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

На заключительном занятии можно сделать совместный альбом из фотографий с занятий и картинок

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Источник

Оцените статью