Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.
Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально- ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.
Проблема: Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития ритмических способностей.
Задачи:
- Развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах.
- Усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты.
- Вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.
Ритм в переводе с греческого – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия.
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:
- темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
- метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
- ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз
Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.
Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности и творческие проявления. А также способствует развитию речи и ее восприятия. Работая много лет с детьми, имеющими нарушения речи, могу утверждать, что речевые нарушения, имеющиеся у детей, могут корректироваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Ведь на таких занятиях связь слова, движения и музыки решает многие речевые проблемы. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, положительно развиваются музыкальные способности, чище становится речь. Поэтому я пришла к выводу, что развитие ритмических способностей детей не только способствует музыкальному развитию, но и развивает речь и личность ребенка во всех его проявлениях.
Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему:
- Музыкально- дидактических игр;
- Музыкально-ритмических движений;
- Игр на развитие чувства ритма;
- Игры на детских музыкальных инструментах;
- Пальчиковой гимнастики;
- Речевых игр.
Работая с детьми, имеющими ОНР, учитываю их психофизические особенности: нарушение психических процессов и свойств, недостаточность внимания и памяти, плохая координация движений и ориентировка в пространстве, нарушение процессов возбуждения и торможения, замедленное включение деятельности, слабая заинтересованность. Поэтому в своей работе руководствуюсь главным принципом – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Учитывая эти особенности, занятия провожу в игровой форме, чередуя спокойные и подвижные виды деятельности.
Занятие имеет четкое построение:
1 музыкально-ритмические упражнения;
2 упражнения, развивающие чувство ритма;
3 пальчиковая гимнастика;
4 слушание музыки;
5 распевание, пение
6 музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры).
7 Танцевальная импровизация
- Музыкально- дидактические игры
Как показывает опыт моей работы в данном направлении, систематическое и планомерное применение музыкально – дидактических игр в музыкальной деятельности, вызывает у детей большой интерес, тем самым ускоряя обучение. Так как музыкально- дидактические игры и пособия отсутствуют в продаже, а если есть, то низкого качества, то я сама занимаюсь их изготовлением. Дети с удовольствием занимаются самостоятельно в музыкальных зонах в свободное время. Подбираю игры в соответствии с возрастными особенностями детей. Составлен перспективный план музыкально- дидактических игр по все возрастным группам. Использование м.д. игр на занятиях, праздниках и развлечениях, а также в самостоятельной и совместной деятельности в доступной игровой форме развивает не только чувство ритма, но и побуждает к самостоятельной музыкальной деятельности, развивает инициативу и самостоятельность.
- Упражнения на развитие чувства ритма.
В своей работе особое внимание уделяю виду деятельности из методики «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Игры из этой программы подобраны таким образом, что дети легко переходят от простых заданий к сложным (первый, второй и третий уровень сложности). Все задания строятся на игре и красочно подобранных иллюстраций. В своей работе использую игры на развитие чувства ритма: «Игрушки и инструменты», «Дирижер», «Паровоз», «Рыбки», «Грибочки». А также видео – клипы с ритмическими играми: «Кузнечик», «Лесная сказка», «Мышки – ритм», «Котята- цыплята», «Ромашковые ритмы» и другие. ИКТ активизирует внимание и интерес детей, повышает результативность обучения.
Музыкально-ритмические упражнения
Большое внимание уделяю развитию музыкально- ритмических движений. Очень часто дети с ОНР не могут правильно и ритмично выполнить даже основные виды движений, не слышат сильные доли такта, выполняют движения хаотично. Для того, чтобы движения выполнялись ритмично, использую игры со словом, ритмичное прохлопывание музыкального произведения. Обращаю внимание на мелодию, остановки, выразительность музыки. Предлагаю детям внимательно вслушиваться в музыку и стараться все движения выполнять вместе с ней.
Дети очень любят танцевать, и народные, и современные, и классические танцы. Интересный танец, красивая мелодия, ярко выраженные характерные части способны творить чудеса. Такие танцы я беру из «Ритмической мозаики» Бурениной, «Танцевальной ритмики» Суворовой, «Топ, топ, каблучок!» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Перед разучивание нового репертуара, использую подготовительные упражнения и индивидуальную работу. В подборе репертуара учитываю уровень двигательных способностей, индивидуальных особенностей детей.
Игры со словом корнями уходят в фольклор. В своей работе я часто применяю их на занятиях для закрепления сложных двигательных навыков, активизации движения, совершенствования чувства ритма, интонационного и поэтического слуха, музыкальности, координации и выразительности движений. Подбираю игру со словом в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Взаимосвязь движения и речи, музыки и движения протекает у детей с ОНР так же как и у нормально развивающихся детей, но только гораздо медленнее. Но в процессе занятий у детей развивалось ритмическое чувство, двигательные навыки, координация движений улучшалась, и как следствие, улучшалась речь.
- Пальчиковые игры.
Считаю, что пальчиковые игры способствуют развитию у детей не только ритмических способностей, но и памяти, двигательных и речевых центров головного мозга, мелкой моторики. Систематически использую на занятиях как релаксационную минутку. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах. Материал беру из программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
- Игра на детских музыкальных инструментах.
В своей работе использую авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой « Элементарное музицирование», учебно- методические пособия «Бим! Бам! Бом!», программу «Ладушки» И. Каплуновой , И. Новоскольцевой. Игра на музыкальных инструментах – один из видов музыкальной деятельности, который очень привлекает детей. В процессе игры на музыкальных инструментах развиваются не только ритмические способности, но и выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
В становлении чувства ритма в дошкольном возрасте мне очень помогает наглядный материал. Дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.
Развитие чувства ритма в ходе праздников и развлечений
Праздники и развлечения оказывают большое воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление зала, костюмы персонажей, музыкальное сопровождение, художественное слово. Сценарий продумываю таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а активным участником деятельности, мог проявить инициативу и самостоятельность. Каждому ребенку достается своя интересная роль, в которой он мог бы проявить свои индивидуальные способности и таланты.
Особенно ценными считаю развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях.
Результативность.
За последние годы, используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, хочу отметить, что динамика положительных результатов возрастает. Работу по развитию ритмических способностей считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу – это видеть, что детям интересно на музыкальных занятиях, наблюдать как ребенок, преодолевая трудности, учится любить и понимать музыку.
Эта тема остается для меня интересной и актуальной. Планирую в дальнейшем разработать план логоритмических занятий для детей с ОНР, так как «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи).
Литература.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–
Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
- Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом!» изд. ЛОИРО, 2003 год
- М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмическх занятий с детьми 5-6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Буренина А. И. «Ритмическая мозайка» СПб., 2000.
- «Танцевальная ритмика» Суворовой
- «Топ, топ, каблучок!» И. Каплунова, И. Новоскольцева
Источник
Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей
НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА НЕЧАЕВА
Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей
Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных,образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма посредством формирования слухового внимания. Основополагающий принцип логопедической ритмики — взаимосвязь музыки, движения и речи. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях, так как оказывает влияние на качество исполнения движений: улучшающих их выразительность, ритмичность, чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность и в то же время содействует их непринуждённости. Метрическая пульсация под музыку, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают пространственно-временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения.
В основе логоритмической деятельности лежит восприятие – воспроизведение ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических).Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в сомой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Каждая деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом. Обучение детей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо чувства ритма)задач: развитие внимания и памяти, мелкой моторики, координации движений и т. д. Все упражнения проводятся по подражанию.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме мини-спектаклей, сказок, игр, создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в образовательном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей. Логоритмическаядеятельность включает следующие разделы:
1. Речедвигательные игры и упражнения.
Предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов,драматизации:
• Дыхательно-артикуляционная гимнастика. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.
• Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления умственного напряжения.
• Речевыеигры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
2. Танцевально-ритмические упражнения.
Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей:
• Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определённые группы мышц, регулировать мышечный тонус.
• Игроритмика — это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку.
Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
• Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса.
• Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин.
4. Эмоционально-волевой тренинг.
Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивление, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).
5. Художественно-творческая деятельность.
Развитие творческого мышления и воображения. Воспроизведение графических и изобразительных структур ритма.
Таким образом, использование логоритмики в системе логопедической работы будет способствовать эффективному преодолению речевых нарушений, а также физическому и психоэмоциональному развитию в целом.
1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать/С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина <и др. >.Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам /Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. — М. : Просвещение, 1982.
3. Лукина, О. И. Притопывать ногами и прищёлкивать перстами/О. И. Лукина// Дошкольное образование. -1999.-№2.
4. Моисеева, Р. Пальчиковые игры и упражнения/Р. Моисеева// Дошкольное воспитание. -1999.-№5.
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — URL: http://school-collection.edu.ru
Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.
Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.
Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.
Использование речевых игр в работе с дошкольниками. Как вы думаете, что изображено на картинке? Это: «Трудолюбивая зебра делает уроки в парке весной» Конечно, вы сразу догадались, что это.
Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет В условиях кружковой работы составили: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66.
О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.
Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.
Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.
Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.
Источник