Коррекционная работа с детьми с расстройствами эмоциональной сферы

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Екатерина Силивертстова
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании психологии семьи, трудности у ребенка являются своеобразным симптомом трудностей семьи, отношений между родителями. Порядок преодоления эмоционально-волевых нарушений у ребенка дошкольного возраста следует осуществлять коррекцию на уровне семейной системы в первую очередь.

На основании анализа научной литературы и научно-практических разработок моих коллег, удалось выделить следующие подходы, направления в работе с эмоционально-волевыми расстройствами у детей дошкольного возраста:

медикаментозное лечение. Проводится при наличии органической патологии, невротических расстройств и других нарушений. Назначение препаратов осуществляется врачом – невропатологом или психиатром;

коррекционные психолого-педагогические занятия – в рамках дошкольного учреждения;

функциональная терапия (музыкальная, игровая);

семейная психотерапия, в процессе которой проводится работа не только с ребенком, но и с его семьей.

ритмика; ЛФК; физиотерапия;

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, через игру ребенок познает мир, усваивает нормы поведения, взаимоотношения в обществе. Поэтому построение коррекционной и развивающей работы психолога в игровой форме будет наиболее эффективны в достижении социально приемлемого поведения и психологического комфорта, благоприятного психоэмоционального состояния ребенка на занятии и за его пределами. В связи с чем методы игровой терапии идеально подходят для коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично отдать в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение именно двигательным методам. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Поэтому нейропсихологические методы коррекционно-развивающей работы с детьми становятся наиболее актуальными в деятельности психологов, дефектологов, учителей-логопедов в современной действительности.

Для старших дошкольников характерно уже более осознанное поведение, активно развивается рефлексия, и здесь мы можем частично применять элементы когнитивно-поведенческой терапии, работать с конструктивные и деструктивными установками детей, моделями поведения.

Виды техник и упражнений, используемых в процессе реализации коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы:

Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На непосредственно образовательной деятельности дошкольники обучаются эле-ментам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Игры упражнения на изучение эмоций, чувств, переживаний человека и развитие рефлексии:

Нейропсихологические методики и техники основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга; работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста направлена на определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей, становление и развитие дефицитарных психологических процессов.

Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на память и внимание, мышление: комплексное развитие познавательной сферы ребенка в игровой форме, обеспечивающее эффективность интеллектуальной деятельности.

Упражнения на счет: последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.

Подвижные игры, хороводы, физминутки, коллективные творческие задачки: эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины «психологии, а в лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Среди арт-терапевтических методов в данной программе используются следующие виды:

Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д. Техники изотерапии эффективны психосоматических расстройств, личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества; повышенная тревожность, страхи, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями развития позволяет получить положительные результаты:

— развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, восприятия;

— создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

— обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами) у детей с агрессивными проявлениями;

— оказывается влияние на развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком;

Читайте также:  Не пью 3 дня алкоголь плохо себя чувствую

Коррекционная ритмика: специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях.

Имаготерапия лечебное воздействие через образ, театрализацию.

Имаготерапия с дошкольниками чаще всего проводится в форме куклотерапии (сценки, театральные постановки и т. д.). В психокоррекционной работе с дошкольниками применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. При этом главная цель ее проведения — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. При многократном воспроизведении в игровых ситуациях недостающих ребенку качеств постепенно дает ему возможность в определенной мере приблизиться к своему идеалу, стать на него похожим.

Сказкотерапия как один из видов библиотерапии дает положительные результаты для дошкольников с проблемами, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости).

Релаксационные и расслабляющие упражнения: позволяют научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Таким образом, основными методами психологической работы по преодолению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в возрасте 3-7 лет являются: игровая директивная и недирективная терапия, арт-терапия (изо-терапия, песочная и музыкальная, танцевальная терапия, психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная релаксация, нейропсихологические методы коррекции.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Источник

Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье, детском саду, неуравновешенность психических состояний и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Поэтому одной из основных задач воспитательно-образовательных учреждений является забота о физическом и психическом здоровье детей, обеспечение их эмоционального благополучия и самочувствия при пребывании ребенка в детском саду.

Эмоциональное благополучие ребенка – основа его психического развития. То, как ребенок себя чувствует, благополучен ли он эмоционально – определяет его развитие. Эмоциональное неблагополучие лежит в основе нарушений психического здоровья, целого ряда психологических трудностей детства, отклонений личностного развития.

Эмоциональное неблагополучие проявляется в затяжных негативных эмоциях, страхах и напряжении. А также эмоциональное неблагополучие порождает защитные реакции, выражающиеся в агрессивности, провоцирующией, в свою очередь, диликвентность поведения. В связи с этим проблема эмоционального самочувствия ребенка становится одной из центральных в деятельности воспитательно-образовательного учреждения, всего педагогического коллектива во главе с психологом.

Цель данной программы – сохранение психического здоровья, предупреждение и преодоление эмоциональных нарушений (эмоционального неблагополучия, стабилизация и закрепление положительного психического состояния ребенка-дошкольника, научить детей справляться с жизненными трудностями, правильно реагировать на неприятно складывающиеся ситуации, своевременно ставить защитные механизмы при вторжении кого-либо в собственную психику.

Читайте также:  Как избавится от депрессии после расставания с мужем

• помочь справляться с негативными переживаниями, препятствующих нормальному самочувствию детей;

• способствовать развитию умения детей лучше выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;

• повышение уверенности в себе и преодоление трудностей в общении;

• помочь детям осознать и преодолеть ведущие страхи;

• обучение конструктивным способам поведения;

• обучение механизмам психологической защиты;

коррекция агрессивности и двигательной гиперактивности;

• снижение эмоционального напряжения при использовании релаксационных психотехник;

• развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, т. е. возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение приводить в порядок свои мысли и чувства, желания и повышать возможности, за которыми непроизвольно возрастают потребности.

Программа состоит из пяти блоков. Каждый блок имеет свои задачи, которые мы рассмотрим ниже.

Блок 1. Язык общения

(для детей с затруднениями в общении)

1. создание положительного эмоционального фона;

2. развитие коммуникативных навыков и умений договориться;

3. повышение уверенности в себе;

4. развивать умение действовать сообща, достигать взаимопонимания, поддерживать групповое единство и сплоченность;

5. индивидуальная работа с мимикой и жестами ребенка-дошкольника.

Блок 2. Азбука настроений.

1. знакомство с базовыми эмоциями;

2. выразительное изображение основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств;

3. обучение детей пониманию относительности в оценке чувств;

4. развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим;

5. развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое психическое состояние;

6. обучать направлять свое внимание на внутренние ощущения (осознавать, различать, сравнивать, анализировать, делать элементарные умозаключения и воспроизводить посредствам вербализации);

7. снижение эмоционального напряжения и обучение вытесняющим психотехникам.

Блок 3. Здоровье – жизнь

1. формировать потребность в гармонии психофизических сил организма;

2. осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

3. формировать умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении и контролировать их расслабление, т. е. чередование нагрузки и расслабления – вот эффект продуктивной работы;

4. развивать умение различать и сравнивать мышечные ощущения, определять соответствие характера ощущений (напряжение – расслабление; тяжесть – легкость и т. д.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила – слабость; резкость – плавность; мягкость – жесткость; темп, ритм, динамика);

5. обучение ауторелаксации (на доступность для детей уровне);

6. тренировка психомоторных функций.

Блок 4. Забавные страхи и смешные ужасы.

1. повышение уверенности в себе;

2. дать возможность пережить страх и преодолеть его;

3. обеспечить активную разрядку эмоций и снятие первичного напряжения;

4. обеспечить обесценивание некоторых реальных страхов у детей;

5. снятие эмоционального напряжения посредством различных психотехник, по окончанию которых производится эмоциональный всплеск (результат победы ребенком над страхом).

Блок 5. Маленькие шалости

(для агрессивных детей)

1. Снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций;

2. дать детям возможность проявить агрессию (выход);

3. развивать умение контролировать свои чувства и действия;

4. обучение приемам аутогенной тренировки на снижение агрессии и комплексу релаксации.

Блоки Название Количество часов

1 Язык общения 6 ч.

2 Азбука настроений 6 ч.

3 Здоровье – жизнь 6 – 8 ч.

4 Забавные страхи и

смешные ужасы 6 – 8 ч.

5 Маленькие шалости 6 – 8 ч.

Всего 30 — 36 часов

Содержание сеансов АРТ-ТЕРАПИИ.

1. рисунок «В детском саду»;

2. рисунок «На улице, во дворе»;

3. рисунок «Дома», «Семья», «Бабушка и дедушка», «Мои соседи»;

4. рисунок «Что я больше всего не люблю»;

5. рисунок «Что мне снится страшное и чего я боюсь днем»;

6. рисунок «Что было со мной самое плохое (хорошее)»;

7. рисунок «Кем я хочу стать, когда вырасту?»;

8. рисунок «На память моему другу»;

9. рисунок «На память всем кого люблю» и т. д.

• рисование тематическое (рисуночная психотерапия Захаров А. И. и Арт-терапия Копытина А.);

• музыка (эмоциональный фон, умеющий создавать настроение, помочь передать то или иное действие, правильно понять характер движения; с помощью музыкального ритма можно установить равенство в деятельности нервной системы – используя серии «Шедевры мировой классики», «Релаксационная инструментальная музыка», «Шумы живой и неживой природы», «Шумы природы под инструментальное сопровождение» и пр.);

• рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, картин;

• беседы, обсуждения, рассказы, сказки, баллады, басни;

• этюды на выражение основных эмоций и оттенков настроения (Чистякова М. И., Кряжева Н. Л.);

• поведенческие игры (содержание взято из бытовых ситуаций и конфликтов);

• подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения и контакт, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение);

• психомышечная тренировка (саморасслабление Алексеев А. В., техника релаксации Мери Альфред, релаксация Терещенко Ю. В. и Леви В.);

• танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники (Габриэлла Рот, Афонькин С).

• Элементы Хатха-Йоги и Бэби-йога;

• — Асаны – позы статические;

• Элементы древнекитайской гимнастики Тай-Ди и древнеиндийской йоги пальцев Аюрведа.

Коррекционно-развивающие занятия каждого блока имеют структуру,которая состоит из четырех основных частей:

Читайте также:  Как помогает атаракс при депрессии

2. Коррекционный блок.

3. Эмоциональная пауза.

Каждая часть коррекционно-развивающего занятия в конкретном блоке имеет свое наполнение в соответствии с целями.

Тренинг мышечного расслабления

(для эмоционально неустойчивых детей).

В основу предлагаемого тренинга положен комплекс упражнений, разработанный И. Г. Выготским, Е. Л. Пеллингер и Л. П. Успенской.

Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Сначала дети учатся различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге расслаблять мышцы по своему желанию.

Тренинг проходит в два цикла:

1. мышечное расслабление по контрасту с напряжением;

2. мышечное расслабление по представлению.

Каждый цикл имеет свои этапы:

1. упражнения на усвоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук («Все умеют танцевать», «Кулачки», «Олени»);

2. упражнения на расслабление мышц ног («Пружинки», «Загораем»);

3. упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса («Штанга», «Кораблик»);

4. упражнения на расслабление мышц живота («Шарик», «Стульчик»);

5. упражнения на расслабление мышц шеи («Любопытная Варвара» в трех позициях);

6. упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, языка,челюстей: «Хоботок», «Рот на замок», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Горошина», «Горка»).

Заключается в том, что на детей воздействуют только словом. Когда научатся мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путем внушения. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.Упражнения выполняются под музыку:

«Волшебный сон» в трех вариантах;

«Путешествие на голубую звезду»;

«Морской бриз» и т. д.

Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники.

Упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, стимулирующие моторные и эмоциональные самовыражения. Развивают умение управлять своим телом и регулировать свое поведение. Необходимо музыкальное сопровождение, причем мелодии подбираются разных типов.

1. этап. Движения поочередные 1-2 части тела.

2. этап. Движения всех частей тела. Повторение за ведущим.

«Танец морских волн»;

«Танец пяти движений».

3. этап. Свободные движения.

«Сочини свой танец»;

«Танец с закрытыми глазами»;

«Воздушный бал» и т. д.

4. этап. Танец возникающий в следствии внутренних причин, без непосредственного воздействия из вне.

Техника релаксации для тревожных детей

1. «ЛИМОН». Кисти рук. Сжать кулак левой руки. Представить, как будто выдавливаем из лимона сок. Аналогично выполняется правой рукой. Выполнять по три раза на каждую руку. Медленное расслабление.

2. «КОШЕЧКА». Руки и плечевой пояс. Напряженные руки поднять вверх, вперед, назад. Выполнять три раза.Расслабление: медленное, быстрое, медленное.

3. «ОРЕХ». Лицевые мышцы и челюсть. Сомкнуть челюсти, представить, как будто хочешь расколоть орех, одновременно опуская голову вниз. Расслабление с открытым ртом.

4. «ЧЕРЕПАХА». Голова, шея и плечи. Втянуть голову, плечи поднять до ушей, спину согнуть. Выполнять два раза.Расслабление: быстрое, медленное.

5. «СЛОН». Живот. Напрячь мышцы живота. Представить, как будто на живот наступил слон. Выполнять три раза.Расслабление: быстрое, медленное, быстрое.

«Говорушки» Коррекционно-развивающая программа кружковой работы. Автор: Воробьева Ольга Ивановна Пояснительная записка. Актуальность программы: Речь не является врожденной способностью человека, она формируется.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи СодержаниеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ВВЕДЕНИЕ 1. Цель и задачи 2. Перечень основных нормативных документов, организации деятельности групп компенсирующей.

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Адаптированная Образовательная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: с Федеральным законом от 29.12.2012г.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие животные» для детей старшей группы с нарушениями зрения Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с нарушениями зрения «Дикие животные».

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии.

Коррекционно-развивающая работа по здоровьесбережению детей с интеллектуальными нарушениями Коррекционно-развивающая работа, которая направлена на здоровьесбережение детей их социальное, физическое, познавательное, деятельностное.

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие у детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Д] и буква Д» Цели и задачи: Коррекционно-образовательные. — Познакомить детей со звуком Д и буквой Д. -Учить определять позицию звука в слове. -Учить.

Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с русской национальной культурой» Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с основами русской национальной культуры в процессе.

Рабочая коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию для детей и подростков «Шаг вперед» В целях совершенствования социально – психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (долее ОВЗ) на базе.

Рабочая программа по кружку «Город мастеров». Развитие мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к познанию Рабочая программа по кружку «Город мастеров» Цель программы: Развитие мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к познанию, возрождению,.

Источник

Оцените статью