Коррекционная работа с детьми по развитию эмоционально волевой сферы

Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Кира Валерьевна Афоничкина
Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Цель: Преодоление эмоционально-волевых отклонений в развитии дошкольника, формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Задачи:

1. Обеспечение детям атмосферы психологической поддержки: понимания, принятия, признания

2. Обучение детей навыкам адаптированного поведения, дружеского взаимодействия, саморегуляции

3. Отреагирование различных эмоциональных состояний

Описание комплекса упражнений:

Комплекс упражнений направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы и рассчитан на детей дошкольного возраста с 4 лет. Занятия проводятся с детьми в группе 6-8 человек, общей продолжительностью 20 минут 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий 15.

Структура занятия:

2. Снятие эмоционального напряжения

3. Упражнение на снижение агрессивности, гиперактивности

4. Упражнение по формированию навыков саморегуляции и самоконтроля

5. Подведение итога

Занятие № 1

Звонок колокольчика приглашает всех сесть в кружок (на всех занятиях).

1. «Знакомство»- по кругу, передавая мячик, друг другу сказать «меня зовут…»

2. «Приветствие» — «Клубочек»- передавая по кругу клубок и не выпуская нитку из рук сказать соседу, называя его имя: «мне приятно тебя видеть».

Ведущий: «Клубочек вернулся ко мне, и наш кружок замкнулся, подержитесь за ниточку и почувствуйте, как она нас объединила и подружила».

3. Упражнение «Слушай хлопки» — направлено на снятие напряжения.

1 хлопок — дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

4. Упражнение «Разговор с руками»

Направлено на обучение навыку контроля своих действий.

Предложите детям обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Какие вы? Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. Важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать сами. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: здороваться, мастерить, играть и никого не будут обижать. Если ребенок согласится, то потом можно снова проиграть эту игру.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 2

1. Приветствие: Дети должны передать прикосновением свои добрые чувства со словами : «Мне приятно тебя видеть».

2. Упражнение «Котенок»

Направлено на снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Дети располагаются на ковре и подражают действиям котенка, о котором рассказывает взрослый, — нежатся на солнышке, потягиваются, умываются, царапают лапками с коготками коврик.

3. Упражнение «Это я. Узнай меня»

Направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессивности, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят : «Это я. Узнай меня». Ребенок должен отгадать, кто до него дотронулся.

4.«Морщинки» – обучение методам саморегуляции.

-несколько раз вдохни

-широко улыбнись соседу

— наморщи лицо: лоб, брови, плечи, расслабь мышцы лица, скажи себе: «спокойно!»

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 3

1. Приветствие: мне приятно тебя видеть. Передать соседу самую веселую улыбку.

2. Упражнение «Лифт» направлено на снятие напряжения

Показываем голову, грудь, живот.

-сделав вдох носом, начинаем поездку на лифте, руки на животе. Выдыхая, почувствуй как воздух начинает путь от живота.

-вдох-воздух поднимается выше (желудок). Выдох- руки следуют за воздухом.

-вдох-горло, щеки, лоб. Почувствуй, как воздух наполняет голову.

Когда выдохнешь, ты ощутишь, как все напряжение и волнение вышли из твоего тела словно из двери лифта.

3. Упражнение «Жужа» — отреагирование агрессивности.

Один ребенок сидит на стульчике с полотенцем в руках. Все остальные строят ему рожицы, трогают, щекочут, обзывают овощами. «Жужа» терпит, но когда все это надоедает – вскакивает и догоняет детей, стараясь хлестнуть полотенцем по спине.

4. Упражнение «За что меня любит мама»

Направлено на повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей. Дети сидят по кругу, каждый высказывается, за что его любит мама. Желательно, чтобы дети повторяли слова предыдущего. Важно обсудить с детьми, приятно ли было, что другие дети запоминали сказанное ими.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 4

1. Приветствие: «Мне приятно тебя видеть». Передать соседу «горячую картошку»

2. Упражнение «Маленькое привидение»

Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать : «ууу». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете гудеть громко. Но помните, что вы добрые привидения и хотите только пошутить. Затем взрослый говорит : «Давайте снова станем детьми».

3. Упражнение «Цветик — семицветик»

Направлено на развитие умения оценить свое состояние, проанализировать поведение.

На цветах, вырезанных из картона, изображены дети и взрослые в различных бытовых ситуациях (на каждом лепестке разные). Ребенок смотрит на лепестки, рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описывает эмоции, которые при этом испытывал.

4. Упражнение «Драка»

Направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук. Дети становятся в пары. «Представьте, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко стисните зубы. Сожмите кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. А теперь задумайтесь, может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?»

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 5

2. «Слушай хлопки» — направлено на снятие напряжения.

1 хлопок — дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

3.«Узнай по голосу» — развитие произвольности поведения.

Один ребенок с завязанными глазами в центре круга, все тихо идут по кругу, по сигналу «стоп» останавливаются и кто-то издает любой звук. Ребенок угадывает.

4.«Мышь и мышеловка» — повышение уверенности. Все в кругу, плотно прижались друг к другу плечами, ногами, бедрами, обнимая за пояс друг другу. Мышка в кругу всеми способами пытается выбраться.

5. «Солнечный зайчик» — обучение методам саморегуляции. Зайка заглянул в глаза – закройте глазки, представьте, как он побежал по лицу, погладьте его нежно пальчиками: на лбу, носу, щеках, голове, шее, животике, руке, ноге. Он любит тебя и ласкает, а ты погладь его и подружись с ним.

Читайте также:  Потеря чувства обоняния при насморке

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 6

1. Приветствие: мне приятно тебя (имя) видеть — передать соседу пушинку

2. Упражнение «Шалтай-болтай». Направлено на снятие напряжения.

Шалтай-болтай сидел на стене

Шалтай-болтай свалился во сне

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

3. Упражнение «Встреча с другом». Игра направлена на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, на развитие выразительных движений.

Ведущий рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе друг без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

4. Упражнение «Обзывалки»

Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Перед началом упражнения следует предупредить, что это только игра и обижаться не стоит.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, овощей, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». В заключительном круге дети должны сказать что-нибудь приятное друг другу.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 7

1. Приветствие: назови соседа ласковым именем и передай самую добрую улыбку.

2. Упражнение «Насос и мячи» — осознание чувств напряжения и расслабления. «Мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, корпус вперед, голова опущена. «Насос» начинает имитировать действие насоса, надувая мячи – постепенно дети расправляют плечи, поднимают голову, надувают щеки и поднимают руки. Затем с силой издают звук «Ш-Ш-Ш», возвращаясь в исходное положение.

3. Упражнение «Дотронься до…». Направлено на развитие внимания, быстроты реакции.

Все дети ходят по комнате, а ведущий просит их дотронуться до:

4. Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Направлено на выработку навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствует повышению самооценки. Упражнение проводится по кругу. Каждый выбирает для себя роль значимого для него человека (известного актера или певца, сказочного персонажа). Затем изображает невербально, а остальные должны угадать. Затем проводится обсуждение чувств.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

На заключительном занятии можно сделать совместный альбом из фотографий с занятий и картинок

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Источник

Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков»
рабочая программа по психологии

Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5-9 классов.

Скачать:

Вложение Размер
programma_korrektsii_evs_podrostkov.docx 44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков

Для обучающихся 5-9 классов

Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, нарушается эмоционально — волевая сфера. В этом возрасте особенно остро переживаются все эмоции от положительного взлета до молниеносного падения. Таким образом, в работе с подростками требуется целенаправленная коррекционная работа, предполагающая самопознание внутренних психических актов и состояний. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в коррекции эмоционально — волевой сферы используются следующие методы: арттерапия, психогимнастика, игротерапия, групповая дискуссия.

Данная программа предназначен для детей старшего подросткового возраста, предполагает групповую форму работы. Проект рассчитан на 3 занятия по 2 часа. Общая продолжительность 6 часов.

Цель – коррекция нарушений в эмоционально – волевой сфере на основе внутренних и поведенческих изменений.

  1. Дать эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога;
  2. Помочь пережить в группе те чувства, которые подросток часто испытывает в реальной жизни;
  3. Развить волевое поведение подростка;
  4. Обучить выражению собственных негативных и позитивных чувств.

Учебно – тематический план

Эмоции и чувства

Познавательная беседа, практическая работа

Как справиться с плохим настроением

Практические упражнения, ролевая игра

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Дискуссия, демонстрация, тестирование

Тема 1 «Эмоции и чувства». Беседа о правилах выражения эмоций и чувств. Раскрытие понятий: воля, сила воли, волевые качества. Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении.

Тема 2 «Как справиться с плохим настроением». Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Поиск резервных состояний. Работа с собственным напряжением.

Тема 3 «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение». Помощь в лучшем познании себя и настройка на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Определение эмоциональности учащихся. Обратная связь, закрепление полученных результатов.

Занятие 1 «Эмоции и чувства»

Беседа «Правила выражения чувств»

Прежде чем мы начнем выполнять упражнения, давайте обратим наше внимание на правила выражения чувств и правила восприятия и понимания чувств других.

ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ:

Принимайте свои чувства такими, какие они есть.

Прямо и открыто выражайте свои чувства.

Выражайте свои чувства, используя местоимение «Я»

Назовите конкретную причину, вызвавшую ваши чувства, — конкретные ситуации или образцы поведения.

Избегайте обобщений при выражении чувств.

ПРАВИЛА ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ЧУВСТВ ДРУГИХ:

Помогайте партнеру выразить свои чувства, слушайте его внимательно.

Повторите своими словами то, что вам сказал партнер: этим вы показываете ему, что вы его понимаете.

Помогите партнеру прояснить его собственные чувства, назовите их.

Сообщите партнеру, как его слова действуют на вас.

Упражнение «Закончите предложения»

Учащимся предлагается закончить следующие предложения:

Счастливее всего я чувствую себя, когда…

Хуже всего я чувствую себя, когда…

Никак не могу понять, почему я…

Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…

Главное, что я хотела бы в себе изменить, это…

Упражнение «Трудный разговор»

Цель – приобретение навыков ведения «трудных переговоров», умение правильно выражать негативные чувства.

Описание упражнения. Представьте себе следующую ситуацию.

Партнер «А» очень старался доставить радость другому (приготовил его любимое блюдо, купил билеты в театр, подготовил ужин для двоих и т.п.). У партнера «Б» в этот день было очень много неприятностей на работе (в школе). Кроме того, «Б» никак не мог влезть в транспорт и пришел немного позже, чем ожидалось. «Б» не звонил «А», поскольку телефон разрядился, и поэтому он ничего не знает о планах партнера.

«А» обижен и разозлен.

«Б» раздражен, очень устал после трудного дня и дороги домой.

Попытайтесь понять партнера, и разыграть ситуацию. Выражайте свои чувства и попытайтесь найти удовлетворительное решение конфликта. Начните с того момента, когда «Б» подходит к дверям. Игра должна длиться от 3 до 5 мин.

Анализ ситуации проводится с учетом нескольких моментов:

— каким образом участники выражали свои чувства?

— как они использовали выразительные движения для подкрепления своих чувств?

В заключении упражнения участники обсуждают правила выражения и восприятия злости.

ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЗЛОСТИ:

Злость не нужно скрывать.

Последовательность: сначала точное выражение чувств, затем обоснование.

Претензии к конкретному поведению, событиям, ошибкам, а не вообще к личности партнера.

Точное описание собственного восприятия ситуации, обстоятельств, слов, которые вызвали злость.

Проведение обсуждения проблемы, в котором, возможно, вместо злости, желаний просьб, требований будут предложены новые решения конфликта в будущем.

ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗЛОСТИ:

Перефразирование того, что говорит партнер (обеспечение лучшего взаимопонимания).

Не допускается принижение значимости чувств или личности партнера.

Примите и поймите злость на основе услышанной информации.

Упражнение – графическая беседа «Круг воли»

Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков о волевом компоненте образа «Я», на актуализацию интереса к волевой сфере личности она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами. Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые ребенок вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества, и получить информацию о волевой сфере данного подростка.

В работе можно использовать готовый бланк , но лучше дать чистый стандартный лист бумаги, 8 цветных карандашей и простой карандаш. Прием графического изображения позволит быстрее и легче установить контакт с ребенком.

Работа по этой методике заключается в беседе с подростком по его изображению.

Инструкция: Нарисуй круг. Это круг твоей воли. Полный круг – это 100%. Закрась на нем сектор, который покажет, сколько, как ты считаете, у тебя силы воли.

Ребенок может закрасить весь круг или какую-либо часть.

Далее, рассматриваем признаки волевых качеств. Понимание того, как проявляются целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, смелость, инициативность, и каковы их признаки позволяют ребенку оценить их у себя.

К перечисленным волевым качествам подбери подходящий, по твоему мнению, цвет и этим цветным карандашом нарисуй круг. У тебя получится 8 кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

В каждом круге закрась ту часть, тот сектор, который соответствует, на твой взгляд, степени выраженности этого качества у тебя.

Проранжируй круги волевых качеств по степени закрашенности секторов – от наибольшего к наименьшему.

Затем, обсуждаем, насколько представления ребенка о своих волевых качествах соответствует полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.

Анализируя закрашенные части кругов, обсуждаем: действительно ли волевые качества ребенка имеют такую высокую или низкую степень выраженности.

Такая беседа направлена на выработку адекватных представлений ребенка о своих волевых качествах.

Беседу проводим еще раз для анализа изменений в представлениях ребенка о степени выраженности его волевых качеств.

Если есть изменения в закрашенной части кругов, то можно предположить, что произошли изменения в представлении ребенка о своих волевых качествах.

Следует отметить, то в данном упражнении не анализируется выбор ребенком цвета для закрашивания.

Упражнение «Узнавание эмоций»

Цель – развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении.

Каждый ребенок поочереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («я радуюсь, когда…», «я злюсь, когда…», «я огорчаюсь, когда… и т.д.).

Подростки вспоминают что — нибудь веселое, печальное, вызывающее злость, и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой.

Упражнение «Работа с негативными состояниями»

Участникам предлагается ответить на вопросы, связанные с особенностями появления у них негативных эмоциональных переживаний. Затем проводится анализ ответов, рефлексия опыта участников, связанного с негативными переживаниями.

Какие именно люди или события вызвали у вас негативное состояние?

В каких конкретных действиях это выражалось: слова, действия?

Что вы конкретно почувствовали в то время?

Что больше всего задело лично: тон, смысл. Манера поведения?

Упражнение «Твое настроение»

Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном. Это ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не говорим о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно.

Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего?

А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?

Свое настроение мы чаще всего передаем окружающим людям. Если у вас мрачное настроение, то в результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать. Также постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.

Упражнение «Куда уходит злость»

Возможно, не все всем нравится в обстановке. В людях, в самом себе… Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (грусть, неприятный свет в комнате и т.п.). Выскажитесь.

Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии.

Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все что накипело.

Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это – игра, так что все принимают условность происходящего и судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань.

А сейчас вообразим себе такую картинку… Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей.

Упражнение «Чувствую – себя – хорошо»

Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую – себя – хорошо». Воспроизведите их в своем воображение, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете… Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.

Краткое обсуждение выполнения задания.

Все участники садятся в круг и стараются быть неподвижными, словно они изображают «замороженных» людей, у которых отсутствуют эмоций, они не должны реагировать ни на что вокруг, но при этом отводить или закрывать глаза запрещено, участники обязаны смотреть только вперед. Затем, в центр круга выходит ведущий. Его задача—попробовать «разморозить» любого игрока с помощью собственных жестов, высказываний и мимики. Например, вызвать у участников какие-либо эмоции: ответную реакцию, мимику, любое движение тела.

Ведущему разрешено сделать это абсолютно любым способом, исключая только физическое касание остальных игроков и высказывания в их адрес нецензурных и оскорбительных выражений. Кто прошел «разморозку», то есть допустил какое-либо движение и мимику, поднимается и выходит в центр круга. Теперь он находится с ведущим в одной команде, и они вместе стараются активизировать остальных участников. Все последующие вылетевшие игроки также присоединяются к ним. Выигрывает тот участник, который на протяжении длительного времени сумеет остаться невозмутимым.

Смысл данного упражнения заключается в тренировке способности эмоциональной стойкости, саморегуляции, умения контролировать собственные эмоции даже при попытках других людей помешать им.

Затем происходит обсуждение упражнения. Победителям задаются следующие вопросы. Как они смогли не реагировать на события? Какие методы использовали победители для отгорожения от остальных участников? И как подобная способность может пригодиться в жизни?

Занятие 2 «Как справиться с плохим настроением»

Упражнение «Розовый куст»

Цель – релаксация, получение позитивных переживаний.

Упражнение выполняется при сопровождении видеоролика «Розовый цвет – цветотерапия».(Приложение 1.)

Ведущий обращается к участникам: « С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза.

Динамический образ цветка – развитие от бутона до раскрывшейся розы – стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания. Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже лепестки начинают раскрываться, медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью раскрывшийся цветок… Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено пониманием и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняйтесь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо.

8. Теперь отождествляйте себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок… Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда это Я обладает большим здравым смыслом, иногда – в нем звучит голос обиды, иногда – это голос озарения и творческой фантазии. А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем вопреки своей воле.

Как же разобраться в этой многоликости собственного Я? Вполне возможно, что Я создается словами, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек – внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть какое-то слово. Пожалуйста.

Другая веточка – Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка – Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще одна веточка – ваше Я в кругу друзей и знакомых. Изобразите его. Можно изобразить также несколько веточек вашего Я в разном окружении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности.

Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней изображает вашу многоликость. Теперь можно изобразить корни. Изобразите в масштабе ваши самобытные качества: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабости, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора – весь набор ваших фундаментальных качеств.

Нарисуйте это дерево вашего Я. Обсудите рисунки со всеми. Если веточки прошуршат одобрение, а корни прочно держат дерево гордой верхушкой вверх, проглядывается какая-то гармония.

Упражнение «Мое напряжение»

Цель – исследование напряжения, которое присутствует у человека.

Необходимые материалы: краски, карандаши, ручки, бумага.

Участникам предлагается на отдельных листах бумаги нарисовать свое напряжение, с которым они знакомы. После выполнения упражнения учащимся предлагается в мини – группах, а затем в общем круге обсудить следующие вопросы:

Как выглядит мое напряжение? Где оно находится?

Когда оно появляется? Что способствует его появлению?

Что я делаю для того, чтобы его не было?

После обсуждения участникам предлагается нарисовать такой образ себя, в котором бы отсутствовало напряжение (возможно идеальный образ собственного состояния). В мини – группах участникам предлагается обсудить возможные пути достижения желаемого состояния.

Упражнение «Оптимист, пессимист, шут»

Цель – создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1. Психолог предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний – только факты и действия.

2. Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями для последующей работы.

3. Психолог зачитывает все варианты стрессовых ситуаций, и гуппа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4. Психолог предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой группе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием – пессимистичным (для 1-й подгруппы), оптимистичным (для 2-й подгруппы) и шутовским (для 3- й подгруппы). То есть досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту, Оптимисту или Шуту.

5. Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6. После того как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

В заключение ведущий высказывает пожелание всем и каждому в отдельности. Каждый участник встает и прощается – так же со всеми и с каждым в отдельности, говорит теплые слова.

Упражнение «Кто Я?

Участникам предлагается ответить на вопрос : «Кто Я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):

Источник

Читайте также:  Почему тебе нравятся эмоциональные
Оцените статью