Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»
Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.
В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».
Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».
Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.
1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.
2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.
3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.
4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.
5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.
На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы.Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:
1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.
2. Работа с педагогами ДОУ.
3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.
В работе с детьми я использую 2 программы,это:
1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.
Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.
В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.
Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки.И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.
На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.
2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.
Программа состоит из трёх блоков.
1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.
2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.
3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.
Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающихзанятий учитывались следующие условия:
1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).
2. Куклы, игрушки-животные, маски
животных (для работы
по программе анималотерапии).
3. Мягкий ковёр и подушки — забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).
4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).
5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).
6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).
Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы
детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада.Для этого используются различные формы работы:
групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)
семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)
знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)
памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)
Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей.Использую следующие формы работы:
групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)
анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)
семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)
информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)
оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»
ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)
Результаты коррекционной работы показали:
1. Снижение эмоционально-личностных проблем.
2. Стабилизация эмоционального состояния.
3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).
4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.
5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.
6. Оптимизация детско-родительских отношений.
1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб. : Наука и Техника,2006. – 304 с.
2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб. : Речь, 2003, — 160 с.
4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.
5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. –Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.
6. Панфилова, М. А.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.
7. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова,— Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. –Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М. : Изд. Совершенство, 1998.
Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.
Использование игр-драматизаций в коррекционной работе. настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.
Источник
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
методическая разработка на тему
Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно — с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya._rabota_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у
Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно — с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Коррекционная программа включает 10 занятий. Время одного занятия 25-35 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений. Число участников группы 10-12 детей. Каждое занятие сопровождается соответствующей музыкой.
Цель: знакомство детей друг с другом ; сплочение группы, снятие напряженности, скованности; формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.
1.Подготовительная часть занятия.
Игра «Рисование коллективного рисунка».
Педагог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается.
2.Основная часть занятия.
Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику»
Ход игры. Педагог предварительно объясняет играющему, что он должен изобразить без слов. Например «Ты на вокзале, опаздываешь на поезд, но у тебя нет билета, билет у твоего собеседника, который за стеклом и не слышит тебя, а тебе надо ему это сообщить». Это упражнение направленно на установление эмоционального контакта с членами группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: формирование позитивного настроя на занятия, формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
1.Подготовительная часть занятия.
Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали.
2. Основная часть занятия.
Игра «Роли, которые играют люди»
Стимульный материал: разные атрибуты — шапочка доктора. Указка учителя, кисточка художника и т.д. Детям предлагается выбрать атрибут и согласно выбранным ролям изменить свое эмоциональное состояние и поведение.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: снятие напряженности, эмоциональный настрой на занятия; закрепление спонтанности поведения
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше. Не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Обратить внимание на симпатии детей друг к другу.
2.Основная часть занятия.
Игра « Я заблудился в лесу».
Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Угадай мое чувство»
Ребенку предлагается выразить чувство удивления, радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках, какое чувство изображает играющий.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: снятие напряжения, позитивный настрой на занятие; коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.
2. Основная часть занятия.
Игра «Какая маска говорит »
На доске вывешено пять масок, которые демонстрируют определенные эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Педагог произносит различные реплики, якобы от лица масок, высказывания, а ребята должны определить, какая маска говорит.
Также детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, например: «Мама пришла», но произнесенную с различными эмоциональными оттенками. При этом описывались разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе:
- Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался: «Мама пришла!»
- Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, потом решили поиграть в индейцев. Ребята разрисовались красками, вырезали из бумаги из бумаги перья. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
- Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал: «Мама пришла».
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: сплочение группы; переработка и отреагирование положительных и негативных эмоции.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Все наоборот»
Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.
2.Основная часть занятия.
Игра «У меня есть собака»
Необходимо проговорить фразу: «У меня есть собака» после того, как педагог опишет ситуацию.
- Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: «Подрастешь, купим тебе собаку». Шло время, и наконец настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: «У меня есть собака. »
- В вашей семье давно живет собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела и заболела. Собака все время лежит и стала грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем с грустью говоришь: «У меня есть собака».
- Ты, твой папа и твоя мама живете в большом загородном доме. Вам нужна собака, чтобы охранять дом, но вы никак не можете ее купить. Однажды вам предложили взрослую собаку, и вы ее взяли. Эта собака оказалась очень злой, она бросается не только на тех, кто приходит в ваш дом, но и на вас. Ты очень боишься, собаки и поэтому со страхом говоришь о ней: «У меня есть собака».
- Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе нравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Она погрызла диван, ножки стола и стула, испортила твои тапочки. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: «У меня есть собака».
- Под Новый год всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок шевелиться, и удаляется от тебя. Ты не веришь, своим глазам и начинаешь разворачивать коробку, а там сидит собака. Ты удивленно вскликиваешь: «У меня есть собака!»
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: снятие напряженности, скованности; формирование у ребенка адекватного отношения к себе.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Передача ритма по кругу». Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
2.Основная часть занятия.
Игра «Как я вижу себя в окружающем мире»
Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире. Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; развитие эмоциональной сферы ребенка.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Сороконожка» Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседать, прыгать на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача играющих — не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.
2. Основная часть занятия.
«Тренировка эмоции» Нужно попросить ребенка:
- осеняя, туча
- рассерженный человек
- злая волшебница;
- кот на солнце
- само солнце
- Буратино
- хитрая лиса
- радостный ребенок
- будто ты увидел чудо
- ребенок, у которого отняли мороженое
- человек, которого ударили
- потерявшийся в лесу
- котенок, на которого лает собака
- папа, после работы
- человек, поднявший тяжелый груз….
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: положительный настрой на занятие; помочь детям почувствовать свою сопричастность к группе, понять, как дискомфортно быть одиноким.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
«Лето, поход, пляж». Шли дети на пляж, по дороге встретили лягушку (широко улыбнулись, напрягли щеки, затем расслабились). Пришли на пляж, зашли в воду и вначале решили побрызгаться (присели, встали, руками сымитировали брызганье.) Затем они начли нырять (сесть, встать). Дети долго купались и замерзли. Вышли из воды. При нырянии вода попала в уши (надо ее оттуда удалить) Прыгаем на левой ноге, голову наклоняем налево и пальчиком массажируем леве ухо, прыгаем на правой ноге – голову наклоняем направо и массажируем правое ухо. Растираемся полотенцем, чтобы согреться: руки, ноги, спину, живот. Затем смотрим – хорошо ли мы вытерлись полотенцем, поворачиваемся налево и направо. Ложимся загорать, и нас греет солнышко (поза покоя). Возвращаемся домой через гороховое поле (язык прижимается к щеке, и надавливает на нее, как будто за щекой спрятана горошина, затем язык возвращает на место.
2.Основная часть занятия.
Игра «Путаница». Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также, не разжимая рук.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: освоение способов повышения настроения и передачи его красками.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
«Поход в зоопарк» Вошли мы в зоопарк. Первое, что мы с вами увидели, был олень (руки вверху, имитируем рога оленя, скрестили, напрягли руки). Идя дальше, мы подошли к слону (губы вытягиваем дудочкой, как хобот). Идем дальше и смотрим по сторонам. На дорожке мы увидели лягушку (широко улыбаемся). Подошли к клетке с птицами (имитируем полет птиц руками). На поляне увидели ежика (выполняем упражнение на дыхание — три вдоха через нос подряд и один выдох плавный, через рот, фырканье ежика). Пришли домой, уставшие (дети садятся на стулья и принимают позу покоя, отдыхают две минуты).
2.Основная часть занятия.
Игра « Походка и настроение» Детям показывают пиктограммы, а они в ответ должны показать, какая походка у веселого человека, у грустного, у человека, который всего боится.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания, формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми; выявление возникновения положительных факторов в группе, по мнению самих детей
1.Подготовительная часть занятия.
Игра «Передача движений по кругу». Дети образуют круг. Один из членов группы (ведущий) выполняет отдельные движения, например. Поочередно поднимает правую и левую руку. Остальные дети выполняют это задание. Психолог предлагает увеличить темп выполнения задания.
2.Основная часть занятия.
Игра «Море и волны»
«Как приятно, когда волны ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать» как волны, когда они накатываются на камушки на берегу. Давайте каждый из вас искупается в волнах. Кто хочет первый? Вставай в центр круга. Ребята! А мы, остальные — «волны». Мы будем подбегать к нему, поглаживать его, обнимать. Все вместе. Еще раз. И еще раз. Кто следующий?»
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Источник