Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы
Наталья Пряничникова
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы
Календарно – тематический план коррекционных занятий
по формированию эмоционально – волевой сферы
№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата
1 Обследовать эмоционально – волевую сферу детей с 1 по 4 класс Обследование эмоционально – волевую сферу 1 занятие
II. Формирование эмоционально – волевой сферы
2 Развивать чувство принадлежности к группе.
Формировать адекватные эмоциональные реакции в ходе совместного взаимодействия.
Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
Учить детей действовать согласованно.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать уважение друг к другу в процессе игровой деятельности.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Я + ТЫ = МЫ 1 занятие
3 Актуализировать знания учащихся об эмоциях;
Развивать эмоциональное восприятие учащихся;
Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).
Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир наших эмоций 1 занятие
4 Формировать навыки уверенного поведения, саморегуляции;
Формировать позитивное отношение к сверстникам.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Я учусь слушать и понимать других 1 занятие
5 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (робость).
Научить узнавать «робость» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир робости 1 занятие
6 Формировать представления учащихся о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых.
Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (радость).
Развивать умение радоваться вместе с друзьями, адекватно воспринимать и проявлять радость
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица Мы и мир радости 2 занятия
7 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (злость).
Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать эмоции злости.
Научить узнавать «злость» на различных изображениях
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир злости 1 занятие
8 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (страх).
Научить узнавать «страх» на различных изображениях.
Научить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимики, жестов)
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Воспитывать культуру поведения в ходе коллективной работы
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир испуга и страха 2 занятия
9 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (удивление).
Научить узнавать «удивление» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Закрепление мимических навыков. Мы и мир удивления 1 занятие
10 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (самодовольство).
Научить узнавать «самодовольство» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Закрепление мимических навыков. Мы и мир самодовольства 1 занятие
11 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (стыд).
Научить узнавать «стыд» на различных изображениях.
Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).
Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Мы и мир стыда 1 занятие
12 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (отвращение, брезгливость).
Научить узнавать «отвращение» на различных изображениях.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица.
Формировать умение изображать эмоциональные состояния, подбирать слова, близкие по смыслу. Мы и мир отвращений 1 занятие
13 Закрепление полученных знаний, развитие умения различать эмоции и передавать их с помощью художественных средств. Мы и мир наших эмоций 1 занятие
Календарно – тематический план коррекционных занятий
по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки
№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата
1 Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
Ознакомить детей с понятием «настроение»;
Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения;
Развивать у детей умение управлять своим настроением;
Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
Развивать способность детей к рефлексии;
Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);
Тренировать умение выражать эмоции в мимике. Такие разные настроения… 3 занятия
2 Учить детей управлять своим настроением;
Учить детей искать выход из трудных ситуаций.
Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;
Ознакомить детей с «позитивным переформатированием» как способом изменения отношения к ситуации.
Закрепить умение менять отношение к трудной ситуации. Как справиться с плохим настроением? 3 занятия
Дать представление о связи между мыслями и поведением. закрепить навыки работы с «позитивными мыслями»;
Закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками
Учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;
Учить детей способам саморегуляции. Как стать уверенным в себе? 3 занятия
Осознание понятия «доброта».
Ознакомить детей с понятием «выбор»;
Учить детей прогнозировать ситуацию.
Ознакомить детей с понятием ответственности за свой выбор. Как делать выбор? 3 занятия
Закрепить знания о правилах осуществления выбора;
учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей.
Дать представление о понятии «успех»
Дать детям знание об условиях достижения успеха.
Дать наглядное представление о составляющих успеха
Закрепить представление о составляющих успеха;
Учить детей применять полученные знания. Как добиваться успеха? 3 занятия
Учить детей говорить «нет!»;
Помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе.
Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе. Трудное слова «НЕТ» 2 занятия
Закрепить полученные знания;
Развивать у детей уверенность в себе.
Выработать у детей умение самостоятельно помогать себе.
Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;
Развивать коммуникативные навыки;
Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
Развивать положительную самооценку. Чем мы отличаемся друг от друга? 2 занятия
Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;
Ввести понятие «тайм-аут».
Тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, т. е. брать тайм-аут;
Развитие коммуникативных навыков Учимся говорить себе «СТОП» 2 занятия
Предупреждение и коррекция страхов. Как победить свой страх? 1 занятие
Обобщить и закрепить полученные знания и навыки;
Вручение сертификатов «Я умею владеть собой». Подведение итогов 1 занятие
Повторная диагностика эмоционально – волевой сферы Диагностика эмоционально – волевой сферы
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми подготовительной группы «Я чашка» «Я чашка»Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии) Образовательная область «Социально.
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.
Календарно тематический план День недели Режим Образователь-ные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация.
Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.
Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.
Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.
Источник
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
методическая разработка на тему
Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно — с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya._rabota_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у
Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно — с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Коррекционная программа включает 10 занятий. Время одного занятия 25-35 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений. Число участников группы 10-12 детей. Каждое занятие сопровождается соответствующей музыкой.
Цель: знакомство детей друг с другом ; сплочение группы, снятие напряженности, скованности; формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.
1.Подготовительная часть занятия.
Игра «Рисование коллективного рисунка».
Педагог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается.
2.Основная часть занятия.
Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику»
Ход игры. Педагог предварительно объясняет играющему, что он должен изобразить без слов. Например «Ты на вокзале, опаздываешь на поезд, но у тебя нет билета, билет у твоего собеседника, который за стеклом и не слышит тебя, а тебе надо ему это сообщить». Это упражнение направленно на установление эмоционального контакта с членами группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: формирование позитивного настроя на занятия, формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
1.Подготовительная часть занятия.
Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали.
2. Основная часть занятия.
Игра «Роли, которые играют люди»
Стимульный материал: разные атрибуты — шапочка доктора. Указка учителя, кисточка художника и т.д. Детям предлагается выбрать атрибут и согласно выбранным ролям изменить свое эмоциональное состояние и поведение.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: снятие напряженности, эмоциональный настрой на занятия; закрепление спонтанности поведения
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше. Не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Обратить внимание на симпатии детей друг к другу.
2.Основная часть занятия.
Игра « Я заблудился в лесу».
Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Угадай мое чувство»
Ребенку предлагается выразить чувство удивления, радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках, какое чувство изображает играющий.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: снятие напряжения, позитивный настрой на занятие; коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.
2. Основная часть занятия.
Игра «Какая маска говорит »
На доске вывешено пять масок, которые демонстрируют определенные эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Педагог произносит различные реплики, якобы от лица масок, высказывания, а ребята должны определить, какая маска говорит.
Также детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, например: «Мама пришла», но произнесенную с различными эмоциональными оттенками. При этом описывались разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе:
- Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался: «Мама пришла!»
- Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, потом решили поиграть в индейцев. Ребята разрисовались красками, вырезали из бумаги из бумаги перья. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
- Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал: «Мама пришла».
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: сплочение группы; переработка и отреагирование положительных и негативных эмоции.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Все наоборот»
Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.
2.Основная часть занятия.
Игра «У меня есть собака»
Необходимо проговорить фразу: «У меня есть собака» после того, как педагог опишет ситуацию.
- Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: «Подрастешь, купим тебе собаку». Шло время, и наконец настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: «У меня есть собака. »
- В вашей семье давно живет собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела и заболела. Собака все время лежит и стала грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем с грустью говоришь: «У меня есть собака».
- Ты, твой папа и твоя мама живете в большом загородном доме. Вам нужна собака, чтобы охранять дом, но вы никак не можете ее купить. Однажды вам предложили взрослую собаку, и вы ее взяли. Эта собака оказалась очень злой, она бросается не только на тех, кто приходит в ваш дом, но и на вас. Ты очень боишься, собаки и поэтому со страхом говоришь о ней: «У меня есть собака».
- Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе нравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Она погрызла диван, ножки стола и стула, испортила твои тапочки. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: «У меня есть собака».
- Под Новый год всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок шевелиться, и удаляется от тебя. Ты не веришь, своим глазам и начинаешь разворачивать коробку, а там сидит собака. Ты удивленно вскликиваешь: «У меня есть собака!»
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: снятие напряженности, скованности; формирование у ребенка адекватного отношения к себе.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Передача ритма по кругу». Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
2.Основная часть занятия.
Игра «Как я вижу себя в окружающем мире»
Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире. Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; развитие эмоциональной сферы ребенка.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Сороконожка» Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседать, прыгать на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача играющих — не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.
2. Основная часть занятия.
«Тренировка эмоции» Нужно попросить ребенка:
- осеняя, туча
- рассерженный человек
- злая волшебница;
- кот на солнце
- само солнце
- Буратино
- хитрая лиса
- радостный ребенок
- будто ты увидел чудо
- ребенок, у которого отняли мороженое
- человек, которого ударили
- потерявшийся в лесу
- котенок, на которого лает собака
- папа, после работы
- человек, поднявший тяжелый груз….
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: положительный настрой на занятие; помочь детям почувствовать свою сопричастность к группе, понять, как дискомфортно быть одиноким.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
«Лето, поход, пляж». Шли дети на пляж, по дороге встретили лягушку (широко улыбнулись, напрягли щеки, затем расслабились). Пришли на пляж, зашли в воду и вначале решили побрызгаться (присели, встали, руками сымитировали брызганье.) Затем они начли нырять (сесть, встать). Дети долго купались и замерзли. Вышли из воды. При нырянии вода попала в уши (надо ее оттуда удалить) Прыгаем на левой ноге, голову наклоняем налево и пальчиком массажируем леве ухо, прыгаем на правой ноге – голову наклоняем направо и массажируем правое ухо. Растираемся полотенцем, чтобы согреться: руки, ноги, спину, живот. Затем смотрим – хорошо ли мы вытерлись полотенцем, поворачиваемся налево и направо. Ложимся загорать, и нас греет солнышко (поза покоя). Возвращаемся домой через гороховое поле (язык прижимается к щеке, и надавливает на нее, как будто за щекой спрятана горошина, затем язык возвращает на место.
2.Основная часть занятия.
Игра «Путаница». Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также, не разжимая рук.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: освоение способов повышения настроения и передачи его красками.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
«Поход в зоопарк» Вошли мы в зоопарк. Первое, что мы с вами увидели, был олень (руки вверху, имитируем рога оленя, скрестили, напрягли руки). Идя дальше, мы подошли к слону (губы вытягиваем дудочкой, как хобот). Идем дальше и смотрим по сторонам. На дорожке мы увидели лягушку (широко улыбаемся). Подошли к клетке с птицами (имитируем полет птиц руками). На поляне увидели ежика (выполняем упражнение на дыхание — три вдоха через нос подряд и один выдох плавный, через рот, фырканье ежика). Пришли домой, уставшие (дети садятся на стулья и принимают позу покоя, отдыхают две минуты).
2.Основная часть занятия.
Игра « Походка и настроение» Детям показывают пиктограммы, а они в ответ должны показать, какая походка у веселого человека, у грустного, у человека, который всего боится.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Цель: создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания, формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми; выявление возникновения положительных факторов в группе, по мнению самих детей
1.Подготовительная часть занятия.
Игра «Передача движений по кругу». Дети образуют круг. Один из членов группы (ведущий) выполняет отдельные движения, например. Поочередно поднимает правую и левую руку. Остальные дети выполняют это задание. Психолог предлагает увеличить темп выполнения задания.
2.Основная часть занятия.
Игра «Море и волны»
«Как приятно, когда волны ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать» как волны, когда они накатываются на камушки на берегу. Давайте каждый из вас искупается в волнах. Кто хочет первый? Вставай в центр круга. Ребята! А мы, остальные — «волны». Мы будем подбегать к нему, поглаживать его, обнимать. Все вместе. Еще раз. И еще раз. Кто следующий?»
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Источник