Короткие бурно протекающие переживания эмоциональные вспышки определяется как

Билет№11. Виды эмоциональных явлений.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственноэмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств.

Виды:

Аффекты. Наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. (сильный гнев,ярость,ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.) Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Эмоции.Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение успокоение.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Чувства.Еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Читайте также:  Ты со мною ты рядом со мною ты моя радость счастье мое

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д.)

Отдельно можно выделить так называемые морально-политическиечувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.( восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.)

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Настроения.Самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Настроения могут различаться по продолжительности.

Эмоциональный стресс. Эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

  1. реакция тревоги;
  2. сопротивление;
  3. истощение.

По мнению Г. Селье (см. «Общий адаптационный синдром»), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности [18].

Источник

12. Эмоции и чувства

Эмо­ции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Функции эмоций:1) Оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Эмоции помогают оценивать будущее, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр).

Читайте также:  Как пережить стресс после увольнения с работы

2) Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека на другой живой объект. Эмоция, имеет внешнее выражение и может сообщить другому о своем состоянии.

3) Приспособительная функция. Благодаря возникшему чув­ству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

4) Коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания дру­гим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действитель­ности. Так назыв-и «языком чело­веческих чувств»,

5) Побудительная (стимулирующая) функция. пр, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

6) Регулятивная функция. Под воздействием эмоциональных состояний у человека может происходить формирование к развитию болезней или ускоряется процесс исцеления.

7) Подкрепляющая функция. чувства принимают участие в обучении. Значимые события + сильная эмоционалю реакция, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Общие признаки эмоциональных явлений:1)социально-исторический характер 2)субъективность – отражают личную значимость и оценку ситуаций для жизнед-ти человека 3)амбивалентность (двойственность) – одно событие может вызывать двойственные чувства 4)знак (м. б: + и -, неопределенные) 5) внешнее выражение 6) модальность (удивление, радость отвращение, гнев и т.д.)

Виды эмоциональных состояний. относят следующие типы эмоциональных переживаний: аффек­ты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

* Аффект — интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. (мощная эмоц. р-ия.). Пр. афекта: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Афект полностью захва­тывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.Особенность аффекта: эмоциональ­ная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и может не осознавать того, что делает. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку ме­няется характер протекания процессов мышления.

* Эмоции отлич. от аффектов длительностью. Эмоции — это более длительные состояния. Они представляют собой р-ию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Выдел. след. эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

* Чувства — более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).

* Настроение — самое длительное, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение м.б. радостным или печальным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутр. секреции и особенно от тонуса н.с. Причины настроения не всегда ясны человеку, а тем более др.лю­дям. Устойчивость настрое­ния зависит от — возраста человека, индивид. особенно­стей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения Настроение может стать устойчивой чертой личности, это подразумевают, когда делят лю­дей на оптимистов и пессимистов.

Виды высших чувств. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, выделяют:

· Нравственные (или моральные) чувства – это чувства, которые человек испытывает при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала. Проявляюся, когда чел. усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными (чувство долга, любовь, дружба,патриотизм и др.); поступки, не соответстВующие, счит-ся амо­ральными, безнравственными (пр. жадность, эгоизм, жестокость и т.

· Эстетические чувства характеризуют эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание

Читайте также:  Как правильно называется если не чувствуешь запахи

· Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства стимулируют, усиливают, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Инт. чувства — удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства уверенности в правильности док-ва.

Роль воспитания чувств в формировании личности. Воспитание эмоций и чувств начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования + эмоций и чувств явл. забота со стороны взрослых. Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вы­растает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости, важна ответственность за другого, необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал. Чувства детей не д. ограничиваться только пределами субъективных пережива­ний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятель­ности.

Техники и приемы регуляции эмоций. Вопросами регуляции эмоциями занимались З. Фрейд, А. Фрейд, Ф. Перлз, В. Франкл, Адлер, Грановская и др.

I. Эмоциональное отреагирование. самое оптимальное , поскольку эмоция осознается и разряжается в деятельности, затем переходит к решению проблемы. Разрядка эмоции происходит физически или вербально, проблема решается и потребностся удовлетворяется. Виды: решение проблемы, арттерапия, плач, осознание и переживание эмоций, вербализация эмоций, отреагирование страха.

II. Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Является менее оптимальным способом, т.к. нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме, к эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной, и разрядки эмоционального напряжения не происходит.

III. Эмоциональное подавление. Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Неоптимальный способ, т.к. эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для изменения установок и решения проблем. Виды: регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления, отвлечение, переключение, моторная регуляция, физическая разрядка, релаксация, защитные механизмы

Теоретические исследования эмоций. 1) Теория У. Кеннона. Кеннон доказал роль адреналина в повышении энергетики организма. Эмоции являются функцией высших нервных центров, а точнее — подкоркового центра таламуса. Типичной эмоции, регулируемой таламусом, присущи свойства рефлекса. Кеннон объяснял и бессознательный характер многих эмоциональных реакций. Так, бесполезно, отмечал он, убеждать человека в том, что у него нет оснований для волнений, если не устранена их реальная причина, так как причина воздействует на таламус, в то время, как убеждение ограниченно уровнем коры.

2)Теория Джеймса-Ланге возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними изменениями: в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим.

3)теория Линдсея-Хебба эмоц. состояния определяются влиянием ретикулярной формации. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах ЦНС.

4) Симонов: Эмоция определяется как результат взаимодействия потребности и возможности её удовлетворения.

5) С. Шехтер эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией.

Источник

Оцените статью