Синдром эмоционального выгорания и копинг-стратегии
Проблема профессионального выгорания. Термин «выгорание» введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Наиболее интенсивно синдром «burnout» начал изучаться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «MaslachBurnoutInventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы «выгорания» приобрело на Западе практически массовый характер.
Существуют различные подходы к определению и пониманию феномена «выгорания», в самом общем виде синдром «профессионального выгорания» рассматривается как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
Данному состоянию в большей степени подвержены представители «коммуникативных» профессий. Многочисленные зарубежные исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», как например, отношения между врачом и пациентом, руководителем и подчинённым, продавцом и покупателем. Ежедневное многообразие эмоционально насыщенных и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата – все это становится источником стрессов для всех представителей «коммуникативных» профессий.
Модели профессионального выгорания:
I. Выгорание как дистресс. Подход, согласно которому «выгорание» можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении (к третьей стадии общего синдрома адаптации) – стадии истощения, рассматривает «выгорание» как результат стрессовых переживаний на рабочем месте.
С точки зрения представителей этого подхода, «выгорание» — динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:
При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:
1) нервное (тревожное) напряжение возникает в результате хронически напряженной психоэмоциональной атмосферы, необходимости проявления эмпатии при большом числе контактов, повышенной ответственности и трудности контингента;
2) резистенция, сопротивление проявляется в попытках различными способами оградить себя от неприятных впечатлений: подключение к взаимодействию с подопечными эмоций ограниченного регистра и умеренной интенсивности, сдержанные реакции на сильные раздражители, психологическое отстранение через создание физической дистанции с клиентами, использование стандартных формулировок и процедур и т.д.;
3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Истощение проявляется в неадекватной экономии на эмоциях, эмоциональной черствости, равнодушии, манкировании профессиональными обязанностями. Дальнейшее развитие синдрома кристаллизуется в циничное и антигуманное восприятие клиентов и работы в целом.
II. Выгорание как механизм психологической защиты.
В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
III. Трехкомпонентная модель.
IV.Маслах рассматривает «выгорание» как трёхмерную конструкцию, включающую в себя:
1. эмоциональную истощенность: которая проявляется в эмоциональном перенасыщении, переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, особенно к профессиональной деятельности; Это притупление эмоций, эмоциональное истощение человека. Маслач пишет, что эта эмоциональная опустошенность (в наших работах – у Гришиной) приводит к ощущению тусклости самой жизни. Жизнь становится тусклой, неинтересной (а не только усталость от работы). Человек часто повторяет такие фразы: «Раньше были книги, фильмы, а сейчас и смотреть нечего». Но, на самом деле, человек и в кино не ходит, и книг не читает. Этот вывод сделан как установка на мир
2. деперсонализацию (цинизм): межличностный аспект «выгорания», который можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. Наблюдалась конфронтация с клиентами, деперсонализация клиентов. Этот признак наблюдался особо ярко в таких профессиональных сферах, как учителя, врачи (особенно зубные), психологи, полицейские, продавцы, воспитатели детских садов.
3. редукция личных достижений, или снижение профессиональной эффективности»: которые проявляются в тенденции к негативному оцениванию себя, своей компетентности; в снижении самооценки и профессиональной мотивации.
В сфере труда: редукция профессиональных достижений. Возникает чувство некомпетентности, неуверенности в своих силах, неуспехи в своей деятельности.
В жизни: потеря ценностных ориентаций. Человеку становится на все наплевать, ко всему относится с пофигизмом. Ни о чем не волноваться, не заботиться и не думать. Человек часто говорит фразы: да мне все равно; я уже старый; я раньше этим увлекался, а сейчас знаю, что это ерунда. У человека нет интересов, ощущение серости жизни начинает главенствовать.
Индивидуальные факторы, способствующие выгоранию:
· Возраст и стаж (при начале работы).
· В среднем, медицинский персонал выгорает за 1,5 года.
· Социальные работники выгорают за 2-4 года.
· Для молодых, как и для женщин, выгорание начинается с эмоционального шока. Т.е. наиболее чувствительны к выгоранию люди 19-25 лет, а также 45-50 лет. Мужчины начинают выгорать с циничности и деперсонализации.
· Женщины выгорают больше, потому что в домашней сфере большая часть обязанностей лежит на женщине.
· Семейное положение. Данных мало, но есть тенденция, что быстрее выгорают мужчины, не состоящие в браке, чем женщины.
· Больше выгорают жители больших городов (везде все успеть, высокие требования).
· Люди с более высоким статусом меньше склонны к выгоранию.
· Личностные факторы, препятствующие выгоранию:
· Хорошее, высокое, широкое образование. Оно позволяет более широко взглянуть на мир, получает больше интересов.
· Интеллигентность поведения. Если человек себя сдерживает, заранее не позволяет себе на всех орать.
· Эмоциональность. Меньше выгорают люди с развитой эмоциональной сферой. Поэтому эмоциональную сферу надо развивать, прежде всего, через приобщение к искусству.
· Чувство юмора. Умение подшутить, в том числе над собой, препятствует выгоранию.
· Локус контроля. Внутренний локус препятствует выгоранию.
· Внешние факторы, влияющие на выгорание:
· Перегрузки, сверхурочная работа. Чем их больше, тем больше человек выгорает.
· Продолжительность рабочей недели, рабочего дня.
· Количество клиентов, частота их обслуживания.
· Монотонность, рутинность труда.
· Уровень самостоятельности и ответственности. Чем он больше, тем меньше человек выгорает.
· Климат коллектива, социальная поддержка – или жесткие условия конкуренции.
· Наличие или отсутствие конфликтов (ролевых в том числе).
· Проблемы стимулирования труда.
· Заработная плата.
Феномен, противоположный выгоранию, — вовлеченность (по Маслач). Она связана с такими феноменами, как энтузиазм, энергичность, радость от работы, самореализация, самоэффективн.
Совладающее поведение (копинг-стратегии).
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Автором термина был А. Маслоу.
Понятие «coping » происходит от английского «соре» (преодолевать).
В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.
В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «копинг» охватывает широкий
спектр человеческой активности — от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.
В настоящее время широкое распространение получила концепция преодолевающего поведения, предложенная зарубежнымиисследователями С.Фолькман и Р.Лазарус.
Данные авторы определяют копингкак когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека».
Основная функция копинга, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых состоит в адаптации человека к требованиям ситуации.
Копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать её воздействие, при этом копинг не является автоматизированным адаптивным поведением, как, например, психологические защиты.
С.Фолькман и Р.Лазарус отмечают, что важно различать автоматизированные и волевые усилия в преодолении. Когда человек сталкивается с новой ситуацией, скорее всего его реакции не будут автоматическими. Однако если с данной ситуацией сталкиваться снова и снова, то, ответы будут становиться всё более автоматизированными путём научения.
По мнению авторов, копинг — это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста.
Вопрос о динамике копинга напрямую связан с проблемой прогноза того или иного поведения человека в стрессовой ситуации.
Источник
Копинг стратегии при эмоциональном выгорании
Асмаковец Елена Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра социальной работы, педагогики и психологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск
Актуальность выявления взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и особенностей копинг-поведения социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому, обусловлена значением решения проблемы поиска «ресурсов», снижающих степень подверженности их эмоциональному выгоранию, которое оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также клиенты – пожилые люди, которые вынуждены обращаться за помощью к данным специалистам, и поэтому становятся «заложниками синдрома».
Эмоциональное выгорание является следствием продолжительных рабочих стрессов [3], [5], поэтому правомерно предположить, что от совладания со стрессом зависит развитие синдрома выгорания.
Совладающее поведение или «копинг» поведение (от английского «to cope» – совладать, преодолевать, «coping» – совладение) представляет собой поведение, направленное на приспособление к стрессовым обстоятельствам, готовность индивида решать жизненные проблемы. По А. Маслоу, копинг-поведение – это форма поведения, которая предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса [См.: об этом 6]. Психологическое предназначение копинг состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации [4]. Способы копинг-поведения, могут рассматриваться как «ресурс противостояния синдрому выгорания».
Наше исследование проводилось на базе комплексных центров социального обслуживания населения г. Омска. Выборку составили 259 человек (женщины, средний возраст — 46,4 года).
Для выявления особенностей синдрома эмоционального выгорания социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому, мы использовали «Методику диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Для диагностики стратегий копинг–поведения, т.е. поведенческих и когнитивных усилий, применяемых индивидом, чтобы справиться с внешней стрессовой средой, мы использовали методику «Стратегии копинг-поведения» К. Карвера, который выделяет: активно-адаптивные копинг-стратегии, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации: «активный копинг»; «планирование»; «поиск активной общественной поддержки»; «положительное истолкование и рост»; «принятие»; пассивно-адаптивные копинг-стратегии, которые могут способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации, однако они не связаны с активным копингом: «поиск эмоциональной общественной поддержки»; «подавление конкурирующей деятельности»; «сдерживание»; неадаптивные копинг-стратегии, которые только в некоторых случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней: «фокус на эмоциях и их выражение»; «отрицание»; «ментальное отстранение»; «поведенческое отстранение».
С помощью «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко мы выявили социальных работников с разной степенью сформированности симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания (См.: Таблица 1).
Таблица 1
Количество социальных работников с разной степенью сформированности симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания (%)
У большинства социальных работников симптомы фазы «Напряжение» не сформированы. В тоже время необходимо обратить внимание на то, что есть сотрудники и их от 20% до 50% выборки, у которых симптомы данной фазы формируются или уже сформированы.
В меньшей степени сотрудники социальных центров подвергаются развитию симптома «неудовлетворенность собой» — только у 21,62% социальных работников подвержены развитию этого симптома (19,3% выборки – те, у кого данный симптом формируется и 2,32% — те, у кого он уже сформирован). Это сотрудники, которые обычно испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями, т.е. считающие себя достойными лучшей участи или же корящие себя за то, что выбрали в свое время не ту профессию (медика, учителя, повара и т.д.) – среди социальных работников, принимавших участие в нашем исследовании, не было сотрудников, обучившихся или обучающихся по специальности «социальная работа», или за то, что вообще не учились (См.: Рисунок 1).
Рис.1. Соотношение социальных работников с разной степенью сформированности симптомов фазы «Напряжение»
Симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» сформирован у трети респондентов (32,43%) и находится в стадии формирования у 18,92% выборки. Это сотрудники, которые осознают, что их профессиональная деятельность, точнее ряд ее аспектов вызывают у них негативные состояния, переживания (злость, раздражение, растерянность, отчаяние, негодование и т.д.), и воспринимают эти аспекты как трудно или вовсе неустранимые. В основном это поведение пожилых людей, которых они обслуживают, их отношение к социальным работникам, их действия, поступки, которые сложно изменить, так как они связаны с возрастными изменениями пожилых людей, их заболеваниями.
Симптом «загнанность в клетку» сформирован у четверти респондентов (25,87%) и находится в стадии формирования у 12,35% выборки. Вследствие того, что стрессы, возникающие в профессиональной деятельности социальных работников, являются хроническими, так как психотравмирующие обстоятельства в отношениях и взаимодействие с обслуживаемыми пенсионерами не устраняются, а их количество только увеличивается, у социальных работников возникает чувство безысходности, ощущение «загнанности в клетку».
Симптом «тревога и депрессия» развивается у 11,58% социальных работников и уже сформирован у 18,92%. Он (симптом) проявляется в подавленном настроении, пессимистичном взгляде на свою жизнь, профессиональную деятельность, внутренней напряженности т.д. Данный симптом, по мнению В.В. Бойко является крайней точкой в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания [2].
Симптомы фазы «Резистенция» сформированы или находятся в стадии формирования у большинства социальных работников (См.: Рисунок 2). Мы предполагаем, что это связано именно с аспектами взаимодействия и отношений с клиентами – пожилыми людьми, с теми негативными переживаниями, состояниями, которые эти отношения и взаимодействие вызывают. Поэтому у социальных работников «срабатывают защитные механизмы» — формируются симптомы, которые «выключают» эмоциональную сферу сотрудников социальных центров.
Рис.2.Соотношение социальных работников с разной степенью сформированности симптомов фазы «Резистенция»
Симптом «редукция профессиональных обязанностей» сформирован у большинства социальных работников (41,31%) и формируется у 28,96% выборки. Эти сотрудники пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Это не значит, что они плохо моют или убирают квартиры пенсионеров, покупают не те лекарства и продукты. Социальные работники сводят к минимуму общение с клиентами – пожилыми людьми, «обделяют» их вниманием. А ведь именно этого и ждут «сложные» клиенты, и именно этого общения «боятся» социальные работники.
Формированию симптома «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» подвержен 61,78% социальных работников (у 36,68% респондентов данный симптом сформирован, а у 25,1% социальных работников — формируется). Сотрудники, подверженные развитию данного симптома, неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают «эмоциональную отдачу» за счет выборочного реагирования в ходе взаимодействия с пожилыми людьми. Социальные работники в зависимости от собственного настроения, собственного желания уделяют внимание своим клиентам, откликаются на их состояния и потребности или, что чаще всего происходит, не делают этого. Признаками симптома «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» является эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие, неуважение к личности обслуживаемого пожилого человека.
Симптом «эмоционально-нравственная ориентация», обнаруживающийся в самооправдании в ситуациях, когда, не проявляя должного эмоционального отношения к пожилым людям, социальные работники защищают свое поведение, оправдывают его. Сотрудники социальных центров делят своих клиентов на «плохих» и «хороших», что свидетельствует об их эмоционально-нравственной дезориентации. Данный симптом находится в стадии формирования у 27,03% и уже сформирован у 23,94% социальных работников, т.е. развитию симптома «эмоционально-нравственная ориентация» подвержена половина сотрудников социальных центров (50, 97% выборки).
Симптом «расширение сферы экономии эмоций» сформирован у 25,1% и находится в стадии формирования у 20,08% социальных работников. Данный симптом является формой защиты, которая проявляется уже вне профессиональной деятельности, а в общении с родными, приятелями и знакомыми. Данный симптом развивается у работников, которые на работе устают от общения с пожилыми людьми, вследствие чего испытывают негативные эмоции, у тех сотрудников, для которых общение с клиентами является стрессом, поэтому социальные работники уже не хотят общаться со своими близкими, они замыкаются дома или «рычат» на супругов, родителей и детей. В.В. Бойко симптом «расширение сферы экономии эмоций» считает проявлением «пресыщения человеческими контактами», называет его симптом «отравления людьми» [2].
Симптомы фазы «Истощения», в отличие от симптомов фазы «Резистенция» сформированы у меньшего количества социальных работников (См.: Рисунок 3).
Развитию симптома «эмоциональный дефицит» подвержены 29,34% социальных работников (у 21,62% симптом формируется, а у 7,72% респондентов — сформирован). Проявление данного симптома начинается с ощущения, что эмоционально работник уже не может помогать клиентам – пожилым людям: не в состоянии соучаствовать и сопереживать, войти в их положение, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. В дальнейшем у сотрудника все реже возникают положительные эмоции и все чаще отрицательные — резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы.
Рис.3. Соотношение социальных работников с разной степенью сформированности симптомов фазы «Резистенция»
Симптом «эмоциональная отстраненность» сформирован у 16,6% и формируется у 28,19% социальных работников. Данный симптом проявляется в полном исключении работниками эмоций из сферы профессиональной деятельности. Социальных работников, подверженных развитию данного симптома, почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные – это эмоциональная защита, которая приобретается за годы обслуживания людей. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат.
Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания» [2]. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб не только самому социальному работнику, но и клиентам – пожилым людям, которые переживают проявленное к ним безразличие.
Развитию симптома «личностная отстраненность» подвержены 28,19% социальных работников (у 17,76% — симптом формируется, у 10,43% — уже сформирован). Данный симптом проявляется в полной или частичной утрате интереса к человеку – субъекту профессионального действия, т.е. к пожилым людям, которых обслуживают социальные работники. Такие сотрудники воспринимают пожилых клиентов как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций, с которыми приходится что-то делать, который тяготит своими проблемами, потребностями, чье присутствие неприятно, сам факт существования которого вызывает раздражение. Для того, чтобы как-то справиться и примириться с таким своим состоянием, у социального работника возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой – работник утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
Симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» сформирован у 20,46% и формируется у 18,15% социальных работников. Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Хронические стрессы, связанные с профессиональной деятельностью социальных работников провоцируют отклонения в соматических или психических состояниях. В.В. Бойко пишет о том, что порой даже мысль о ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности или общение с клиентами или начальниками вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний [2]. Результаты наших исследований подтверждают, что социальные работники вследствие стрессов профессиональной деятельности испытывают головную боль и повышенное артериальное давление (59,85% опрошенных), расстройство сна (51,35%), упадок сил (36,68%), эмоциональные срывы (30,12%); снижение защитных сил организма (17,37%), нарушение нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта (13,9%), затрудненность дыхания (6,95%), мышечное напряжение (6,18%) [1]. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.
Рис.4. Соотношение социальных работников с разной степенью сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания
Сравнение результатов исследования сформированности фаз синдрома выгорания у социальных работников показало, что наибольшее количество работников подвержено развитию фазы «Резистенция» — 81,78% выборки (у 40,16% — формируется, у 21,62% — уже сформирована), которая заключается в «отключении эмоциональной сферы» как защитного механизма, способствующего снизить давление внешних обстоятельств и вернуть психологический комфорт. Развитию фазы «Напряжение» — 44,4%, фазы «Истощение» — 29,34%.
Необходимо отметить, что нами не выявлено ни одного сотрудника, у которого не были сформированы или не находились в стадии формирования симптомы синдрома эмоционального выгорания. Т.е. у всех социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому, симптомы синдрома эмоционального выгорания либо сформированы, либо находятся в стадии формирования.
Применение методики К. Карвера показало, что у социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому, среди доминирующих копинг-стратегий преобладают активные адаптивные, такие как «положительное истолкование и рост», «планирование», «поиск активной общественной поддержки», «активный копинг», но в тоже время они также используют и пассивные стратегии, такие как «сдерживание», «поиск эмоциональной общественной поддержки» и «подавление конкурирующей деятельности», а также неадаптивные – «ментальное отстранение» и «фокус на эмоциях и их выражении» (См.: Рисунок 5).
Рис. 5. Среднегрупповые показатели копинг-стратегий социальных работников
Примечание: 1- Активный копинг, 2- Планирование, 3- Поиск активной общественной поддержки, 4- Положительное истолкование и рост, 5- Принятие, 6- Поиск эмоциональной общественной поддержки, 7- Подавление конкурирующей деятельности, , 8- Сдерживание, 9- Фокус на эмоциях и их выражении, 10- Отрицание, 11- Ментальное отстранение, 12- Поведенческое отстранение, 13- Обращение к религии, 14- Использование алкоголя и наркотиков, 15- Юмор.
Т.е. в большинстве стрессовых ситуаций социальные работники пытаются оценивать проблемную ситуацию с точки зрения ее положительных сторон и относиться к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта; планируют свои действия в отношении этой ситуации, обращаются за помощью и советом к близким людям; предпринимают активные действия по устранению источника стресса. В то же время, бывают ситуации, когда данные специалисты не проявляют активности в разрешении проблемы, а ожидают более благоприятных условий для этого; нуждаются в сочувствии и понимании со стороны окружающих; снижают активность в отношении других дел и проблем и полностью сосредотачиваются на источнике стресса; пытаются отвлечься от стрессовой ситуации через развлечения, мечты, сон и т.д. или эмоционально реагируют («срываются»).
Среди выявленных нами взаимосвязей синдрома эмоционального выгорания социальных работников с копинг-стратегиями (мы использовали коэффициент линейной корреляции по Пирсону) преобладают корреляции с неадаптивными стратегиями (См.: Таблица 2).
Рис.6. Взаимосвязь симптомов фазы «Напряжение» и копинг-стратегий социальных работников
Чем в большей степени социальные работники в стрессовой ситуации прибегают к таким стратегиям совладания как фокус на эмоциях и их выражении, отрицание, поведенческое отстранение, ментальное отстранение, использование алкоголя, тем в большей степени у них проявляются симптомы выгорания: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «тревога и депрессия», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «личностная отстраненность», «психосоматические и психовегетативные нарушения» (См.: Рисунок 6, 7, 8).
Рис.7. Взаимосвязь симптомов фазы «Резистенция» и копинг-стратегий социальных работников
Рис.8. Взаимосвязь симптомов фазы «Истощение» и копинг-стратегий социальных работников
Кроме того, использование неадаптивных копинг-стратегий способствует развитию нескольких симптомов и, как следствие, ускоряет процесс формирования фаз синдрома выгорания, и самого синдрома в целом (См.: Рисунок 9, 10).
Таблица 2
Значение коэффициента корреляции (по Пирсону) между копинг-стратегиями и симптомами синдрома выгорания социальных работников
Примечание: r кр = 0,197* — при р≤0,05; r кр = 0,256** — при р≤0,01; r кр = 0,324*** — при р≤0,001.
Рис.10. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и копинг-стратегий социальных работников
В тоже время результаты исследования показали, что использование таких копинг-стратегий как положительное истолкование и рост, принятие снижает подверженность формированию как отдельных симптомов («загнанность в клетку»), так и синдрома эмоционального выгорания в целом. Т.е. снижению подверженности синдрому эмоционального выгорания способствуют не просто активные адаптивные копинг-стратегии, а именно эмоциональные, связанные с отношением к клиентам, специфике работы, к самой проблеме.
При чем не было выявлено значимых корреляций синдрома выгорания с другими активными адаптивными копингами — когнитивными, поведенческими (активный копинг, планирование, поиск общественной поддержки).
Таким образом, для снижения подверженности выгоранию необходим внутренний ресурс, который в первую очередь связан не с активностью (когнитивной и поведенческой) в решении трудной ситуации, проблемы, а с отношением к ней (эмоциональные стратегии: принятие и положительное истолкование). Этому снижению будет способствовать развитие эмоциональных активных адаптивных копинг-стратегий: первый шаг — развитие навыков положительного истолкования и принятия трудных, стрессовых ситуаций, и, как следствие, второй шаг – снижение частоты использования неадаптивных стратегий.
1. Асмаковец Е.С. Копинг-поведение и физиологические реакции на стресс социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды IV международной научной интернет-конференции, январь — март 2011г. / отв.ред. Е.Г. Ефремов, М.Ю. Семенов. – Киев: «Издательство Простобук», 2011. – С.105-118.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. издат. дом «Филин», 1996. — 472с.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб.: Питер, 2005. – 336с.
4. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности //Психол. журнал. Т.18. №5. М., 1997. – С. 20-30.
5.Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 329c.
Источник