- Копинг-стратегии как способ борьбы со стрессами
- Общая характеристика стресса
- Теория копинга
- Копинг-стратегии
- Разрешение проблем
- Активные действия
- Косвенное воздействие
- Совладание
- Критерии эффективности копинг-стратегий
- Эмоциональный или проблемный критерий
- Когнитивный или поведенческий критерий
- Критерий успешности или неуспешности
- Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса
- Библиографическое описание:
Копинг-стратегии как способ борьбы со стрессами
Стрессы в нашей жизни являются явлением довольно частым. Переносят, ощущают их и говорят о них практически все люди. Причиной этого явления сегодня является всё, с чем ежедневно сталкивается человек, начиная с работы и семейных отношений и заканчивая обстановкой в стране и в мире вообще. Но организм человека устроен таким образом, что постоянно нуждается в равновесии. А происходящее в жизни, в том числе и отношение людей друг к другу, это равновесие систематически нарушает, вследствие чего организм просто вынужден работать на пределе своих возможностей, стремясь, одновременно с этим, поддерживать баланс всех физиологических и психических процессов, другими словами, функционировать практически без отдыха. Хорошая же новость состоит в том, что человек в состоянии преодолевать стрессовые ситуации практически любой тяжести, нейтрализуя давление, оказываемое на него внешними обстоятельствами. Но прежде чем мы расскажем о том, как обычно это происходит, скажем ещё несколько слов о стрессе.
А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе
Общая характеристика стресса
Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, психосоматические заболевания.
Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.
Селье выделял два вида стресса:
- Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
- Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект
Состоит стресс из трёх фаз:
- Фаза тревоги
- Фаза сопротивляемости
- Фаза истощения
Интересно то, что люди, обладающие устойчивой психикой, имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.
Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.
Теория копинга
Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в психологической науке во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом Абрахамом Маслоу.
Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.
Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и локусом контроля. Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.
Копинг-стратегии
Всего выделяется несколько копинг-стратегий, т.е. стратегий совладающего поведения:
- Разрешение проблем как основной этап
- Активные действия
- Косвенное воздействие
- Совладание
Поговорим о них более дательно.
Разрешение проблем
К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести позитивную самооценку, оптимистическое мировоззрение, потенциал к эмпатии, интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.
Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.
Активные действия
Активные действия человека направляются им на уменьшение или устранение опасности. К таковым можно отнести бегство или нападение, наслаждение или страдание, принятие или противостояние и т.п.
Косвенное воздействие
Косвенное или мысленное воздействие без активного вмешательства обусловлено внешним или внутренним торможением, каковым может являться вытеснение, когда человек просто уходит от проблемы, переоценка, когда человек переосмысливает проблему, переключение на другую форму деятельности, подавление, изменение направленности эмоций для их нейтрализации и т.п.
Совладание
Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.
Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.
Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются осознанно, активно и в зависимости от конкретной ситуации.
Критерии эффективности копинг-стратегий
Есть довольно обширное количество классификаций копинг-стратегий, но все они основываются на трёх базовых критериях:
- Эмоциональном или проблемном
- Когнитивном или поведенческом
- Успешном или неуспешном
Немного подробнее о каждом из них.
Эмоциональный или проблемный критерий
Копинг-стратегия, исходя из первого критерия, может быть либо эмоционально-сфокусированной, т.е. направленной на управление эмоциональными реакциями, либо проблемно-сфокусированной, т.е. направленной на решение проблемы или изменение ситуации, инициировавшей стресс.
Когнитивный или поведенческий критерий
Копинг-стратегия, исходя из второго критерия, может является скрытым внутренним копингом, когда проблема решается посредством воздействия на восприятие, или же является открытым поведенческим копингом, когда основной упор делается на изменение поведения.
Критерий успешности или неуспешности
Копинг-стратегия, исходя из третьего критерия, может быть успешной – использовать конструктивное поведение, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию, или же неуспешной – использовать неконструктивное поведение, которое стрессовую ситуацию преодолеть не позволяет.
Любую копинг-стратегию, которой пользуется человек, можно оценить, основываясь на вышеназванных критериях даже по той простой причине, что оказавшийся в стрессовой ситуации человек может применять как какую-то одну, так и сразу несколько копинг-стратегий.
Исходя из всего этого, можно допустить, что имеется прямая взаимосвязь между теми паттернами личности, посредством которых люди формируют своё отношение к трудностям и проблемам, возникающим в жизни, и тем, какая из копинг-стратегий ими выбирается. А чтобы понять, какую копинг-стратегию лучше всего использовать лично вам, нужно как можно лучше знать самого себя и понимать свои реакции на те или иные события, происходящие в жизни.
Источник
Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса
Дата публикации: 19.12.2020 2020-12-19
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Огородников, С. С. Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса / С. С. Огородников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 337-338. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76842/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.
Ключевые слова: стрессовая ситуация, психологическое преодоление, совладающее поведение
Сталкиваясь с профессиональными стрессами, сотрудники, тем или иным способом, стремятся преодолеть их. В этом проявляется их совладающее поведение. Совладающее поведение в рамках теории стресса рассматривается как механизм, способствующий его преодолению. [2]
От эффективности стратегии совладающего поведения зависит множество трудовых характеристик. Н. Е. Водопьянова отмечает, что «переживание острых и хронических стресс-состояний приводит к ухудшению таких характеристик труда, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы, и иногда может быть причиной аварий и травм» [1]. По её мнению, копинг представляет собой образ мышления и поведения, которые способствуют преодолению стресса.
В таблице 1 представлены 3 копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Таблица составлена автором, на основе обобщения подходов, изложенных Н. Е. Водопьяновой. [1] Выделяются когнитивный, эмоциональной и поведенческий способы преодоления стрессовой ситуации.
Способы преодоления стрессовых ситуаций
Реакция на стрессор
Пути преодоления стресса
Действия предпринимаемы во время протекания стресса
Рациональное осознание и осмысление причин стресса
Мобилизация имеющихся у сотрудника ресурсов
Позитивное мышление по поводу стресс-ситуации и ресурсов
Осознание и принятие личных эмоций и чувств, потребностей и желаний
Определение социально-приемлемых форм проявления чувств
Контроль динамики переживания
Изменение направленности личности
Активизация или дезактивация поведения или деятельности
Однако предложенный подход к классификации совладающего поведения не является единственным.
О. М. Туркацо разработана структурная модель культуры эколога, включающая в себя блоки профессиональных качеств: когнитивность, глобальная ориентированность, экологический менеджмент, коммуникативная компетентность, интерактивность. [3]
На наш взгляд наличие перечисленных выше профессиональных качеств позволяет экологу реализовывать проактивную модель совладающего поведения. Отсутствие данных профессиональных качеств приводит к чрезмерному напряжению, когда сотрудник, напрягая все имеющие ресурсы организма, стремится преодолеть стрессовую ситуацию «реактивным» методом, что приведет к переутомляемости, снижению производительности труда и профессиональному выгоранию.
К недостаткам рассматриваемой схемы можно отнести то, что применение активной стратегии совладающего поведения может привести как к успешному преодолению стрессовой ситуации, так и к ухудшению психологического здоровья и профессиональному выгоранию.
Получается, что успешность активного проведения зависит от индивидуальных особенности и компетентности сотрудника. Целесообразным было бы разделить данную стратегию на две:
Активное совладающее поведение — стратегия поведения более рациональная, чем реактивная, у сотрудника имеются первичные компетенции позволяющие преодолеть стрессовую ситуацию. Тем не менее, стратегия на длительном промежутке времени приводит к профессиональному выгоранию.
Эффективное совладающее поведение — стратегия менее эффективная, чем проактивное поведение. Реализуется специалистами высокого уровня обладающими хорошо сформированными компетенциями, которые позволяют решать задачи достаточно эффективно, и препятствуют негативному воздействию стрессовых факторов. Последующее развитие событий будет зависеть от того, с какой скоростью организм может справиться со стрессом, последовательно проходящем стадии тревоги, адаптации и истощения. [4]
Несмотря на то, что в современном обществе заметен тренд на «экологизацию» мышления и поведения в психологических исследованиях оценке психологического состояния экологов уделено недостаточно внимания.
Можно выделить серию публикаций Н. М. Воищевой исследовавшей особенности поведения экологов. Важно отметить, что в большинстве организаций (вне зависимости от общей численности сотрудников) штат экологов совсем не большой (от 1 до 5 сотрудников) и никогда не превышает размера одного отдела.
Работа в проектной организации связана с рядом специфических потенциально стрессовых ситуаций:
− Мультизадачность (необходимость работать над несколькими проектами одновременно).
− Смена компетенции (перемежение работы в офисе с полевыми выездами).
− Необходимость постоянной актуализации своих знаний как гуманитарных (нормативно-правовые акты в сфере экологического законодательства) так и естественно-научных (проведение химических анализов, биотестирования, обработка и представление результатов).
Таким образом, оценка влияния стресса на психическое здоровье сотрудников экологической организации является актуальной и до настоящего времени не решенной задачей.
- Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — СПб: Питер, 2009. — 336 с.
2. Воищева Н. М. Индивидуально-психологические особенности реактивного, активного и проактивного совладающего поведения в профессиональной деятельности экологов / Н. М. Воищева, Г. С. Никифоров, Е. С. Старченкова, В. Ю. Слабинский // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 2 (156). — С. 314–319.
3. Туркацо О. М. Формирование профессиональной культуры эколога в системе высшего образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Туркацо Ольга Михайловна. — Тольятти. — 29 с.
4. Щербатов Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 c.
Источник