Конъюнктивными чувствами называются чувства
571. Чувства, разъединяющие людей, называются:
• дизъюнктивными
572. Чувства, сближающие и объединяющие людей, называются:
• конъюнктивными
573. Э. Торндайк не признавал себя бихевиористом, он считал себя
• коннексионистом
574. Э. Фромм считал, что .
• в личности нет ничего прирожденного, все психические проявления — эффект ее погруженности в различные социальные среды
575. Э. Фромма роднят с фрейдизмом представления о:
• изначальной одинокости личности и о бессознательной динамике мотивов ее поведения
576. Эдипов комплекс может быть:
• позитивным, негативным, амбивалентным
577. Эдипов комплекс у мальчиков или комплекс Электры у девочек, как полагал Фрейд, складывается к:
• 3-4 годам
578. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая:
• отражает внешнюю по отношению к его организму реальность
579. Экстероцептроры можно подразделить на две группы
• контактные и дистантные
580. Экстраверсия состоит в направленности на:
• других
581. Эндопсихика — это часть психической реальности .
• отражающая состояние нашего организма
582. Эфферентными называются нервные волокна, проводящие импульсы
• от центра к периферии
583. Явление в ситуации общения, когда общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки, называется эффектом
• ореола
584. Ядро группы гештальтпсихологов образовали в начале ХХ века:
• Вертгеймер, Келер, Коффка
Источник
Конъюнктивными чувствами называются чувства
166. Коммуникативные барьеры непонимания возникают:
• в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения
• вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям
• вследствие разного уровня развития и владения речью
• при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти
167. Коммуникативные барьеры отношений возникают, если:
• в процессе контакта возникают негативные чувства
• в процессе контакта возникают негативные эмоции
168. Комплексное сойциально-дидактическое направление для развития у людей знаний, умений и навыков эффективного социального функционирования, называется:
• активным социальным обучением
169. Композиция группы раскрывается посредством характеристик, отражающих
• профессиональную, социальную принадлежность членов группы
170. Кондиционное общение характеризуется обменом в процессе общения
• психическими и физическими состояниями
171. Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:
• изменяет условия и обстоятельства общения
• обнаруживает существующие противоречия
172. Концептуальной базой зарубежной социальной психологии в начале XX в. стал:
• неопозитивизм
173. Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:
• взаимодействия людей в толпе
• влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание
• отношений массы и элиты
174. Конъюнктивными чувствами называются чувства
• сближающие людей
175. Кратковременное объединение большого числа лиц, с весьма различными интересами, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия, — это:
• стихийная группа
176. Кратковременное объединение людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем называется:
• публикой
177. Курт Левин выделял типы лидерства:
• демократическое, анархическое, авторитарное
178. Лидерство по сравнению с руководством — это феномен, .
• более подверженный влиянию установок и настроений членов группы
179. Малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, называется:
• семьей
180. Межличностные конфликты представляют собой:
• столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент
Источник
Конъюнктивными чувствами называются чувства
Восстановите соответствие между названием коммуникативной сети и ее схематичным изображением
Название коммуникативной сети
Схема структуры коммуникации
Рассмотрение общения как коммуникации, в котоpой пpоисходит инфоpмационный
обмен, пpоявляются pазличные познавательные пpоцессы, принадлежит теоретическому подходу _____________
«Социальные представления», согласно теории социальных представлений, есть механизм
В 1942г. М.Смитом была определена структура аттитюда, в которой выделены компоненты
В диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности выделены ________ уровня диспозиций (укажите количество диспозиций словом)
В современных теориях решающее значение в процессе социализации придается отношениям в системе
Ведущим основанием объединения людей в большие организованные группы является
Взгляд на личность как свойство, находящееся за пределами интериндивидного пространства, как «вклад» в другого, принадлежит
Второе название «теории черт», рассматривающей проблему лидерства, – это «________»
Импрессивная сторона общения отражает
Истоки теории «психология масс» были заложены в концепции подражания
К действующей относится толпа
К динамическим компонентам структуры психологии класса относятся
К массовидным социально-психологическим явлениям относятся
К основным направлениям современной социальной психологии относятся
К особенностям коммуникации между людьми относятся
К формальным институтам социализации человека относятся
Количество взаимодействующих элементов когнитивного поля в теории структурного баланса равно
Концептуальной базой зарубежной социальной психологии в начале XX века стал
Конъюнктивными чувствами называются чувства
М.Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на _________ и на объект
Методика, используемая в теории конгруэнтности, позволяет выявить направление и интенсивность отношения человека к объекту по факторам
Наиболее известным представителем теории «социальной идентичности» является ________, в работах которого данная теория утвердила свое окончательное название (укажите фамилию и инициалы автора)
Наиболее эффективными в трансактном анализе считаются _________ трансакции
Общая схема агрессивного поведения, по Л.Берковитцу, имеет следующую последовательность
Основателем «теории инстинктов социального поведения» является
Основными формами социального взаимодействия людей являются:
Особенность социально-психологической стороны процесса социализации в раннем периоде заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации, являются _____________
Особенностью научного социально-психологического знания является то, что оно
Отличительным признаком больших групп является наличие в них
Парадигма всех ситуаций научения, по мнению представителей необихевиористской ориентации, в социальной психологии представляет следующую структуру
Под «социальным представлением» в концепции «социальных представлений» понимается
Положение о том, что аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки, выдвинуто представителями
Положение о том, что решающую роль в социальной жизни личности играет коллективное бессознательное, высказал
Понимание «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества, соотнесение форм социального характера с различными историческими типами самоотчуждения человека характерно для работ
Предметом изучения социальной психологии являются
Представитель необихевиористской ориентации в социальной психологии – А.Бандура – выступал с критикой
Приписываемое отношение – это
Процесс социализации интерпретируется в современных теориях как
Публичная зона подразумевает расстояние свыше ______ см
Ранний период социализации человека охватывает первые _____ лет жизни (укажите число лет словом)
Рассмотрение общения как пpоцесса обмена действиями-стимулами и pеакциями, котоpые по содеpжанию соответствуют тpехкомпонентной стpуктуpе личности («ребенок», «родитель» «взpослый»), принадлежит теоретическому подходу
Согласно Вундту, ведущим методом исследования психологии этнических групп должно быть
Степень централизованности информационной сети определяется
Суть человеческого поведения в диаде, по мнению Хоманса, сводится к
Теория «психология масс» родилась в (во) ________________в.
Толпа, связанная с любопытством к неожиданно возникшему происшествию, – это
Традиция научного исследования психологии различных этнических групп восходит к работам
Трансактный анализ был основан
Труднее всего в процессе общения распознаются __________ эмоции
Убеждение в том, что личность и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враждебности, причина которой кроется в несогласованности подсознательных влечений и условий социальной действительности было, теоретической основой социально-психологических воззрений
Укажите соответствие между высказываниями, присущими основным позициям, выделяемыми в трансактном анализе, и названием самой позиции
Укажите соответствие между понятием и его определением
Укажите соответствие между понятием и его определением
Укажите соответствие между теорией и временем ее возникновения
Укажите соответствие между теорией и содержанием представлений о личности
Укажите соответствие между фамилиями авторов и названием научных концепций
Формирование социальных отношений в обществе зависит, по мнению Фрейда, от отношений ребенка с
Экспрессивная сторона общения отражает
Этнопсихология изучает
Источник
Ответы на тесты по теме Психология
Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса .
В социальной психологии выделяется несколько сфер, в которых осуществляется становление личности:
деятельность; общение; самосознание
Из перечисленного, факторами социализации являются:
случайные социальные воздействия; целенаправленное воспитание; целенаправленное обучение
Кратковременное объединение людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем называется:
—> В структуре психологии большой социальной группы большинство отечественных исследователей выделяют:
психический склад, эмоциональную сферу
Наилучшие результаты при решении сложных задач обнаружены при таком виде сети, как:
Потенциал, который определяется наличным репертуаром умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения, является:
—> —>
Практика педагогического взаимодействия позволяет сформулировать ряд принципов всестороннего развития личности в группе, а именно:
активности; деятельности; коллективности; личностного подхода
При обсуждении в специальной литературе вопроса о возможности употребления термина «личность» преступника
большинство авторов считают этот термин некорректным
Конъюнктивными чувствами называются чувства
Особенностями поведения человека в толпе, по мнению авторов теории «психологии масс», является:
утрата личной ответственности
Теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда, относящаяся к психоаналитической ориентации, построена на осмыслении процессов, которые происходят в:
Эмоциональное переживание, при котором переживания одного участника группы, вызванные негативными факторами, даны как мотивы поведения для других участников — это:
действенная групповая эмоциональная идентификация
Потенциал, который обусловливается уровнем и интенсивностью художественных потребностей личности, а также тем, как она их удовлетворяет, является:
—>
Согласно теории «психологии народов», сверхиндивидуальная душа подчинена сверхиндивидуальной целостности, которую представляет:
Вид тренинговой группы, который сформировался как прямая альтернатива опыту Т-групп — это:
Позиция, при которой коммуникатор сопоставляет различные точки зрения, не исключая ориентации ни на одну из них, называется:
Этнопсихология изучает:
психологию этнических групп
Черта личности и нравственная норма, бескорыстное и уважительное отношение к другим людям, готовность сопереживать, действовать в их интересах — это:
Позитивные любовные, сексуальные импульсы — это:
Термин, который используется психологами для обозначения предписываемых действий, которые можно определить как социально-положительный это:
Источник
Проблема общения и межличностные отношения в психологии
Человек вступает в отношения с другими, потому что у него в этом есть потребность. Даль В. в «Толковом словаре» определял потребность как нужду, надобность, потребу[34] Он же: «Требовать – нуждаться в чем, иметь надобность, надобить (кому), желать, хотеть, домогаться; искать, настоятельно, повелительно, как должное» [35].
Мясищев определял потребность как «тяготение» человека к определенным объектам или видам деятельности, определяющим систему поведения и переживаний человека по отношению к ним.
Коган Л.Н. писал: «Потребность выступает основным звеном всего «механизма» социальной деятельности людей, инвариантом ее многочисленных интересов, которые мы рассматриваем как направленность, «векторность» потребности, ее конкретизацию, и непосредственное проявление»[36].
Эпикур – создатель первой классификации потребностей человека (Ш в.до н.э.):
1. естественные и необходимые, например, желание еды, питья;
2. естественные, но не необходимые;
3. такие, которые не являются ни естественными, ни необходимыми. Честолюбие, слава, а также дошедшие до патологической интенсивности и ставшие страстями желания первых двух групп.
В современной научной литературе различные классификации. В первую очередь это биогенные и социогенные потребности. Например, Обуховский К. считает, что потребность – является свойством «организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия». Если общество, ставящее своей целью удовлетворение материальных потребностей составляющих его людей, не заботится о развитии духовных, то оно не может рассчитывать, что они автоматически настолько разовьются, что будут сами, без принуждения отдавать свои силы развитию общества. Об ошибочности такой точки зрения предупреждали философы. Возникнет массовое общество с психологией потребления ради потребления, массовая психология потребления как цели существования. Возникнет новый человек — массовый сытый невоспитанный человек (Стругацкий, 1976).
«Чрезмерное изобилие благ и возможностей ведет к созданию уродливых, порочных форм жизни, к появлению особых людей – выродков».
Томас У. (1924г.) перечислил четыре основные потребности человека: 1 — потребность в безопасности, 2 — потребность в признании, 3 — потребность дружбы, 4 — потребность нового опыта.
Одна из базовых потребностей человека- потребность в общении, которая в онтогенезе проходит три фазы развития. Первая характеризуется потребностью в эмоциональном контакте с одним человеком, что обуславливается тем, что «познавательная емкость» ребенка ограничена. Эта фаза длится от рождения до двух лет. Вторая фаза, которая начинается на третьем году жизни и до восьми лет, характеризуется расширением эмоциональных контактов ребенка с другими людьми. Третья фаза – с девятого года, когда ребенок лучше всего удовлетворяет потребность общения в группе сверстников. Для удовлетворения потребности в общении люди устанавливают межличностные отношения. Шибутани Т. считал, что «основной аналитической единицей для изучения межличностных отношений является чувство»[37]. «Чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты, придавая каждому человеку особый стиль подхода к людям вообще. Чтобы проверить гипотезу, будто людей привлекают персонификации, сходны с теми, которые обеспечивали удовлетворение в прошлом, было изучено 373 помолвленных или недавно сочетавшихся браком субъекта. Между супругом и родителем противоположного пола не обнаружилось ни в физическом типе, ни в политических взглядах большого сходства, но выявилась значительная взаимосвязь в складе личности: те, кто любил своих родителей, стремились подобрать для брака человека точно такого же типа, а те, кто не любил, обнаруживали тенденцию избирать противоположный тип… Не случайно Берджес и Коттрелл обнаружили, что счастливые браки наиболее часты у детей счастливых супружеских пар. Шаблоны чувств, установившиеся в детстве, имеют тенденцию быть пронесенными через всю жизнь»[38].
Социальные чувства — конъюнктивные и дизъюнктивные — сближающие или разделяющие людей.
Примерами конъюнктивных чувств являются любовь и дружба. Один из видов любви — безусловная, т.е. ничем не обусловленная. Человек обладает самой высокой ценностью вне зависимости от того, какую роль он выполняет, каким статусом обладает. Гегель писал, что «подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести себя самого и овладеть собою»[39].
Дружба является типом межличностных отношений, основанным на общности интересов и взаимной привязанности, практической взаимопомощи и выручке, сопровождается эмоционально-экспрессивными чувствами. Потребность в дружеских связях является жизненно необходимой для человека. «Никто… не может жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем общаешься. Это бремя слишком тяжело для человеческого терпения, и из непримиримых противоречий должен состоять тот, кто может находить удовольствие в обществе и все же быть не чувствительным к презрению и нерасположению своих товарищей»- отмечал Дж. Локк.
В группе отношения между людьми, имеющими различные социальные статусы сопровождаются следующими чувствами.
1. Снисходительное чувство.
Например, чувство любви к подчиненному. С подчиненным никогда не обращаются как с равным, а если он постарается потребовать равных прав, то его «поставят на место». Шибутани Т. пишет: «Если человек занимает господствующее положение, его конъюктивные чувства по отношению к подчиненным могут быть обозначены как снисходительность. Объект является явно низшим существом, однако он источник удовлетворения — как в случае с лояльным слугой, послушным ребенком или преданным подхалимом. Можно встретить женщину, которая называет своего мужа «вторым ребенком», и часто мужья относятся к своим женам во многом так же, как помещик — к крепостным. Шеф дарует благосклонность объекту любви — он уделяет ему внимание, обучает его, дает советы, хвалит за хорошо выполненную работу и если наказывает, то «для его же пользы». Объект часто персонифицируется как существо, подобное ребенку: не очень умный, эмоциональный и неустойчивый, еще не способный нести ответственность. К нему относятся с любовью и вниманием, как к ребенку, но всегда молчаливо предполагается неполноценность объекта: с ним обращаются снисходительно и без того уважения, которое оказывают равным, его право принимать решения часто узурпируется. Крайний случай такой персонификации — дурак, от которого ничего серьезного нельзя требовать. Поскольку он считается некомпетентным, он обладает привилегиями, которые иногда граничат с вольностью. Несмотря на его «неполноценность», его ценят, он популярен»[40].
2. Героепочитание — чувство любви подчиненного к начальнику.
Начальник представляется как воплощение группового идеала. Возникает радость, когда идол заметит идолопоклонника. Хочется угодить ему. Борьба с инакомыслящими. Начальника принимают за эталон. «Если зависимый человек, — пишет Шибутани, — относится к своему шефу как желаемому объекту, создается персонификация, близкая к идеалу. В особом случае господствующая сторона становится объектом героепочитания. Объектами такого почитания могут стать отец, старший брат или ловкий спортсмен для мальчика, смелый предводитель для группы воинов, святой или мученик — для религиозной секты и т.п. Соответствующий шаблон поведения предписывает радость, когда человека заметит герой, и злость на тех, кто посмел обличить его слабости; сильное желание выказать герою предпочтение и отдать ему должное; беспокойство, когда герой в опасности или если субъект может быть отвергнут героем. Биография героя вызывает сильное любопытство. Поклонники жадно передают слухи о своем идоле и пытаются усвоить некоторые его привычки. Герой часто используется как модель, по которой человек пытается строить свою жизнь»[41].
3. Презрение. Человек, обладающий властью, испытывает антипатию к подчиненному.
С презираемым избегают контактов, соблюдается дистанция. Испытывается удовольствие, когда подчиненный корчится от возложенного на него невыполнимого задания. Шибутани Т. пишет: «Если партнеры обладают неравной властью, дизконъюктивные чувства также приобретают специфические особенности. Ориентация доминирующей персоны по отношению к зависимым, которые не удовлетворяют ее, может быть лучше всего обозначена как презрение. Такой человек обычно настаивает на сохранении социальной дистанции, обрушивая на нижестоящего поток критических, циничных и скептических замечаний по поводу его способностей. Ироническое, совершенно беззастенчивое презрение иногда обнаруживают люди, которые сами являются объектами поклонения. Окруженные чрезмерной заботой дети часто смотрят на родителей сверху вниз, словно идолы «рабов любви», готовых принести им любую жертву. Они находят удовольствие в том, чтобы предъявлять неразумные требования и затем наблюдать, как мучаются их обожатели, пытаясь исполнить каждое требование повелителя. Господство любого рода подразумевает недостаточное уважение; но когда подчиненная сторона рассматривается как низменный объект, неуважение иногда переходит в садизм»[42].
4. Ненависть. Подчиненный испытывает антипатию к начальнику.
Подчиненный становится очень чувствительным к промахам и ошибкам начальника. Если он чувствует, что вылезет сухим из воды, то переходит границы подчинения. «Ненависть – это чувство, известное, видимо, всем, — пишет Т.Шибутани. — Человек огорчается, если объект ненависти здоров и процветает, он испытывает ярость и отвращение в его присутствии, он ликует, когда того постигают неудачи, и испытывает беспокойство, когда тот преуспевает. Поскольку эти импульсы обычно осуждаются, они часто сдерживаются. Но они обнаруживаются в экспрессивных движениях — в быстро мелькнувшей улыбке, когда ненавистный человек споткнется, гримасе отвращения, когда он добьется успеха, или индифферентном пожимании плечами, когда он окажется в опасности. Иногда говорят, будто человек не может ненавидеть тех, кого он близко знает. В действительности это не так. Если социальная дистанция сокращается, для развития ненависти возникает значительно больше возможностей. В самом деле, видимо, самая интенсивная форма ненависти — мстительность, которая развивается, когда человек обращает свой гнев против того, кого прежде любил и кому доверял»[43].
Чувства, таким образом, являются регуляторами межличностных отношений в группе. Не менее важные функции выполняют популярность, и привлекательность.
Люди, получившие наибольшее число выборов в социометрическом тесте, т.е. обладающие наивысшим социометрическим статусом, наиболее популярны. Популярность — это степень привлекательности некоторого индивида для окружающих. Популярность следует отличать от таких проявлений привязанности, как любовь и дружба. Популярность связана с групповой оценкой, дружба — с личными отношениями. Популярность индивида определяется тем набором свойств и качеств личности, которые особо высоко ценятся в данной группе (например, уверенность в себе, собственное достоинство, чувство юмора и т.д.).
Аттракция — (от лат. attrahere- привлекать, притягивать) — привлекательность одного человека для другого Межличностная привлекательность основывается на взаимности. «Трудно придумать дьявольское наказание,- писал У. Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимание. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встречи с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами. То нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением телесные жесточайшие муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания».
Дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы.
Элементарной конъюнкцией
от переменных называется формула логики высказываний, которая представляет собой конъюнкцию переменных высказываний или их отрицаний.
Примеры элементарных конъюнкций: ;
: Элементарная конъюнкция является тождественно ложной тогда и только тогда, когда существуют переменные высказывания и в элементарной конъюнкции для некоторого
i
.
Дизъюнктивной нормальной формой (ДНФ) называют формулу логики высказываний, которые представляют собой дизъюнкцию элементарных конъюнкций.
(критерий ложности): ДНФ тождественно ложна тогда и только тогда, когда в каждую элементарную конъюнкцию входят элементы вида и для некоторого
i
.
для каждой элементарной конъюнкции свой
Примеры:
Элементарной дизъюнкцией от переменных называют формулу логики высказываний, которая представляет собой дизъюнкцию переменных высказываний или их отрицаний.
Примеры элементарных дизъюнкций: ;
: Элементарная дизъюнкция является
тождественно истинной тогда и только тогда, когда существуют переменные высказывания и в элементарной дизъюнкции для некоторого i
Конъюнктивной нормальной формой (КНФ) называют такую форму логики высказываний, которая представляет собой конъюнкцию элементарных дизъюнкций.
(критерий истинности): КНФ тождественно истинно тогда и только тогда, когда каждая элементарная дизъюнкция содержит набор переменных и для некоторого
i
.
для каждой элементарной дизъюнкции свой.
Примеры:
Две операции конъюнкция и дизъюнкция называются двойственными друг к другу,то есть конъюнкцию можно заменить дизъюнкцией, и наоборот.
Для того чтобы от дизъюнкции перейти к конъюнкции, и наоборот, нужно установить двойное отрицание и одно из них применить вместе с законом де Моргана.
Для того чтобы от ДНФ перейти к КНФ, и наоборот, можно применить законы дистрибутивности.
Пример: Приведите формулу к КНФ и ДНФ:
С помощью равносильных преобразований, используя законы логики
Перейдем от КНФ к ДНФ, используя закон дистрибутивности конъюнкции относительно дизъюнкции идемпотентностии и законы дополнительности:
Замечание: Для того чтобы проверить правильно ли привели формулу к КНФ и ДНФ, можно построить таблицы истинности первоначальной и получившихся формул. Последние столбцы таблиц этих формул должны принимать одинаковые значения истинности.
Источник