Концом радости бывает печаль

Глава 14

1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.

Притч.14:1 . Мудрая жена устро­ит дом свой, а глупая раз­рушит его сво­ими руками.

Притч.14:2 . Идущий прямым путем бо­ит­ся Го­с­по­да; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Притч.14:3 . В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притч.14:4 . Где нет волов, там ясли пусты; а много при­были от силы волов.

Притч.14:5 . Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

Притч.14:6 . Распутный ищет мудрости, и не находит; а для ра­зу­много знание легко.

Притч.14:7 . Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь ра­зу­мных уст.

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Притч.14:8 . Мудрость ра­зу­много – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблужде­ние.

Притч.14:9 . Глупые смеют­ся над грехом, а по­среди праведных – благо­воле­ние.

Притч.14:10 . Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешает­ся чужой.

Притч.14:11 . Дом беззакон­ных разо­рит­ся, а жилище праведных про­цветет.

Притч.14:12 . Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.

Притч.14:13 . И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Притч.14:14 . Человек с раз­вращен­ным сердцем насытит­ся от путей сво­их, и добрый – от сво­их.

Притч.14:15 . Глупый верит всякому слову, бла­го­ра­зу­мный же внимателен к путям сво­им.

Притч.14:16 . Мудрый бо­ит­ся и удаляет­ся от зла, а глупый раз­дражителен и самонадеян.

Притч.14:17 . Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышлен­но дела­ю­щий зло, не­на­вистен.

Притч.14:18 . Невежды по­лучают в удел себе глупость, а бла­го­ра­зу­мные увенчают­ся зна­ни­ем.

Притч.14:19 . Прекло­нят­ся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.

Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

Читайте также:  Способы успокоить нервы при стрессе

Притч.14:20 . Бедный не­на­видим бывает даже близким сво­им, а у богатого много друзей.

Притч.14:21 . Кто пре­зирает ближнего своего, тот грешит; а кто мило­серд к бедным, тот блажен.

Притч.14:22 . Не заблуждают­ся ли умышля­ю­щие зло? [не знают милости и верности дела­ю­щие зло;] но милость и верность у бла­гомыслящих.

Притч.14:23 . От всякого труда есть при­быль, а от пустословия только ущерб.

Притч.14:24 . Венец мудрых – богат­с­т­во их, а глупость невежд глупость и есть.

Притч.14:25 . Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

Притч.14:26 . В страхе пред Го­с­по­дом – надежда твердая, и сынам Сво­им Он при­бежище.

Притч.14:27 . Страх Го­с­по­день – источник жизни, удаля­ю­щий от сетей смерти.

Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).

Притч.14:28 . Во множе­с­т­ве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч.14:29 . У терпеливого человека много ра­зу­ма, а раз­дражи­тель­ный выказывает глупость.

Притч.14:30 . Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Притч.14:31 . Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его бла­го­творит нужда­ю­щемуся.

Притч.14:32 . За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч.14:33 . Мудрость по­чиет в сердце ра­зу­много, и среди глупых дает знать о себе.

Притч.14:34 . Праведность воз­вышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

Притч.14:35 . Благоволе­ние царя – к рабу ра­зу­мному, а гнев его – против того, кто по­зорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Читайте также:  Радость труда масло производитель

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 29 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета – святой Беда Достопочтенный
  3. Толкования на Притчи Соломона – святитель Иоанн Златоуст
  4. Книга Притчей Соломоновых – Глава 14 – профессор Павел Александрович Юнгеров
  5. Толкование на послание к Евреям – Глава двенадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
  6. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Последние дни земной жизни Иисуса Христа – профессор Александр Васильевич Иванов

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Мои любимые афоризмы Соломона

Соломон — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии. Во время правления Соломона создан Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.

Все пройдет. Пройдет и это (надпись на кольце царя Соломона).

Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать.
Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.

Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.

Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?

Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.

Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.

Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.

Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Фото из интернета. Спасибо автору!

Источник

Концом радости бывает печаль

В истории еврейского народа есть человек, чьё имя синоним мудрости и процветания. Он прославился своими нестандартными решениями, которые поражают нас до сих пор.

IsraLove выбрал для вас 25 лучших цитат царя Соломона, каждую из которых можно принимать за аксиому.

• Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?

• Не вступай поспешно в тяжбу: иначе, что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Читайте также:  Брэдли нельсон эмоциональный код исцеления подсознание лечит любую болезнь

• Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия.

• Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.

• Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.

• Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

• Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

• Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет.

• Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.

• Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.

• Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.

• И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

• Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

Источник

20 мудрых мыслей царя Соломона о жизни

В истории есть человек, чье имя уже само по себе синоним мудрости. Это третий еврейский царь, легендарный правитель Соломон, который привел свое государство к наивысшему расцвету.

Я собрала цитаты царя Соломона, в которых отразился опыт, проверенный тысячелетиями.

  1. Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.
  2. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
  3. Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
  4. Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?
  5. Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
  6. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
  7. Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?
  8. Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
  9. Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
  10. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
  11. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
  12. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
  13. Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.
  14. Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
  15. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
  16. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.
  17. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
  18. Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.
  19. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
  20. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Источник

Оцените статью