Глава 14
1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.
Притч.14:1 . Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Притч.14:2 . Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
Притч.14:3 . В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Притч.14:4 . Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
Притч.14:5 . Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
Притч.14:6 . Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
Притч.14:7 . Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.
Притч.14:8 . Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.
Притч.14:9 . Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.
Притч.14:10 . Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
Притч.14:11 . Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.
Притч.14:12 . Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.
Притч.14:13 . И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Притч.14:14 . Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – от своих.
Притч.14:15 . Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Притч.14:16 . Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Притч.14:17 . Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Притч.14:18 . Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
Притч.14:19 . Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).
Притч.14:20 . Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
Притч.14:21 . Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Притч.14:22 . Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
Притч.14:23 . От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Притч.14:24 . Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
Притч.14:25 . Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
Притч.14:26 . В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Притч.14:27 . Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).
Притч.14:28 . Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
Притч.14:29 . У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
Притч.14:30 . Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Притч.14:31 . Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
Притч.14:32 . За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
Притч.14:33 . Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
Притч.14:34 . Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
Притч.14:35 . Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.
Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. ISBN 978-5-485-00272-5
Вам может быть интересно:
- Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 29 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета – святой Беда Достопочтенный
- Толкования на Притчи Соломона – святитель Иоанн Златоуст
- Книга Притчей Соломоновых – Глава 14 – профессор Павел Александрович Юнгеров
- Толкование на послание к Евреям – Глава двенадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
- Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Последние дни земной жизни Иисуса Христа – профессор Александр Васильевич Иванов
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Мои любимые афоризмы Соломона
Соломон — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии. Во время правления Соломона создан Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.
Все пройдет. Пройдет и это (надпись на кольце царя Соломона).
Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать.
Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.
Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?
Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?
Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Фото из интернета. Спасибо автору!
Источник
Концом радости бывает печаль
В истории еврейского народа есть человек, чьё имя синоним мудрости и процветания. Он прославился своими нестандартными решениями, которые поражают нас до сих пор.
IsraLove выбрал для вас 25 лучших цитат царя Соломона, каждую из которых можно принимать за аксиому.
• Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?
• Не вступай поспешно в тяжбу: иначе, что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?
• Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия.
• Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
• Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
• Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
• Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
• Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет.
• Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.
• Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.
• Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.
• И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
• Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?
Источник
20 мудрых мыслей царя Соломона о жизни
В истории есть человек, чье имя уже само по себе синоним мудрости. Это третий еврейский царь, легендарный правитель Соломон, который привел свое государство к наивысшему расцвету.
Я собрала цитаты царя Соломона, в которых отразился опыт, проверенный тысячелетиями.
- Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.
- И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
- Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
- Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?
- Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
- Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
- Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?
- Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
- Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
- Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
- Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
- Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
- Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.
- Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
- Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
- Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.
- Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
- Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.
- И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
- Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО
Источник