- Презентация на тему «Теория стресса Г.Селье. Стресс и дистресс. Значение этой теории для психотерапевтической практики»
- Комментарии
- Аннотация к презентации
- Содержание
- Презентация по психологии на тему: «Концепция стресса Г. Селье»
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Охрана труда
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Презентация на тему «Теория стресса Г.Селье. Стресс и дистресс. Значение этой теории для психотерапевтической практики»
Код для вставки
Комментарии
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (0.33 Мб). Тема: «Теория стресса Г.Селье. Стресс и дистресс. Значение этой теории для психотерапевтической практики». Содержит 14 слайдов. Смотреть онлайн с возможностью вкючить анимацию. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.
Содержание
Теория стресса Г.Селье. Стресс и дистресс. Значение этой теории для психотерапевтической практики
Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.
Дистресс- Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль.
С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.
Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.
Первая стадия — стадия тревоги (в течение 48 часов после начала воздействия), во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы, происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма.
Вторая стадия — стадиярезистентности, или сопротивления (начинается спустя 48 часов после повреждающего действия), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей.
Третья стадия — стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться.
Некоторые направления современной психологии и психотерапии предлагают различные способы совладания со стрессом. Это могут быть телесные практики (упражнения на расслабление, на дыхание, на мобилизацию ресурсов организма, концентрацию энергии). А с помощью поведенческих навыков может происходить обучение наиболее адекватным способам поведения в стрессовой ситуации.
Гештальт-терапия, как первая помощь при стрессе Этот метод создает необходимость клиенту сфокусироваться на всех нюансах своего состояния. В процессе терапии пациент начинает понимать, что положительные изменения начинают происходить не тогда, когда он стремится изменить свое состояние, а именно начиная с того момента, когда он глубоко принимает особенности своего нынешнего самочувствия.
Гештальт-терапия, как первая помощь при стрессе Этот метод создает необходимость клиенту сфокусироваться на всех нюансах своего состояния. В процессе терапии пациент начинает понимать, что положительные изменения начинают происходить не тогда, когда он стремится изменить свое состояние, а именно начиная с того момента, когда он глубоко принимает особенности своего нынешнего самочувствия. Терапевт помогает клиенту в трудной борьбе с собственными дилеммами найти свой оптимальный путь и является соучастником происходящих с клиентом действий, правда со специфической ролью. Главный принцип гештальт-терапии — здесь и сейчас. Это очень живая практика. Основная задача психотерапевта – обучить клиента хорошо «работать» со своими процессами и потребностями.
Психотерапия стрессовых состояний с помощью когнитивно-поведенческой терапии строится на принципах теории обучения. Суть, которую психотерапевт в ходе общения доносит до клиента – представление о том, что человек может совершать ошибки. Принцип подхода подразумевает, что состояние стресса может влиять и на мыслительную деятельность человека и на его поведение. Не бывает стресса без внутриличностного конфликта.
Гипноз как помощь при стрессе способен оказать весьма хорошую помощь при стрессе. Гипноз, применяемый в лечебной практике, выглядит несколько иначе, чем в других областях. Это – больше гипно-суггестивное воздействие, внушение, которое позволяет человеку расслабиться. При помощи гипноза психотерапевт снимает в очагах возбуждения коры головного мозга те острые моменты, которые возникли, остановились, «застыли» и не могут подвергнуться исправлению.
Источник
Презентация по психологии на тему: «Концепция стресса Г. Селье»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Концепция стресса Г. Селье Подготовила: Кичкина Т, группа ДП-31
Г. Селье – канадский физиолог
Стресс, как указывал Г. Селье, «является не только злом, не только бедой, но является великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание». Концепция стресса Г. Селье впервые была сформулирована в 1936 г.
Стресс, по мнению Г. Селье, многолик: это не только повреждения и болезни, «но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы». В этом состоит положительная роль стресса. Стресс — в своем первозданном значении обозначает реакцию человека на любое сильное раздражение, которое превысило определенный предел выносливости организма
В 1936 г. в журнале «Nature» была напечатана небольшая заметка молодого канадского ученого Г. Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».
Эксперименты на животных показали, что изменения внутренних органов, вызванные инъекцией вытяжек из желез, аналогичны изменениям, отмеченным при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении, при воздействии холода и жары и многих других раздражителей. Эта реакция была впервые описана Г. Селье в 1936 г. как «синдром, вызываемый различными вредными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стресса.
Г. Селье развитие стресса во времени разделил на три стадии Реакция тревоги Стадия резистентности Стадия истощения
Реакция тревоги Для реакции тревоги характерно уменьшение размеров тимуса, селезенки и лимфатических узлов, количества жировой ткани, появление язв желудка и 12-перстной кишки, кишечника.
Стадия резистентности Характеризуется практически полным исчезновением признаков реакции тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. Если же агрессор слабый или краткосрочный по времени действия, то стадия резистентности сохраняется длительное время, и организм приспосабливается, приобретая новые свойства.
Стадия истощения Если стрессорный фактор является сильным или же действует продолжительное время, развивается стадия истощения. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь эти изменения необратимы, что приводит к гибели организма.
Адреналин – гормон страха
Для поддержания гомеостаза, то есть стабильности организма, столь же важна связь гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников
В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге «Стресс и дистресс». Он пишет: «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций; дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
У человека эмоциональные раздражители — одни из самых распространенных стрессоров. Можно с уверенностью утверждать, что стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Физиологический стресс наиболее слаб в минуты спокойствия, но никогда не равен нулю. Полная свобода от стресса означает смерть.
Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы. Эмоциональный стресс
Круг стрессоров, существенных для развития эмоционального стресса, весьма широк. В их число входят: физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия); психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий.
Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта и личностных особенностей, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.
Повседневные события могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких событий выделяются ситуации, воспринимаемые как: угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов.
Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования.
Для лиц, у которых в зрелом возрасте возникали такие расстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери или негативного воздействия со стороны отца.
Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве. Но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте, порождая отсутствие чувства базисной безопасности, а также формирование неадекватных моделей поведения.
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Концепция стресса Г. Селье впервые была сформулирована в 1936 г. В работе представлены понятие стресса по Селье; описаны стадии развития стресса; рассмотрены такие виды стресса, как физиологический и эмоциональный; некоторые стрессоры; а также роль социализации в детском возрасте в формировании стресса.
Номер материала: ДБ-912444
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник