Концепция полагающая внешние чувства основными средствами познания

Чувственное познание — что это

Чувственное познание. С рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми. Он пытается осмыслить увиденное и услышанное. Это содействует возможности жить в гармонии с природой и самим собой. Наука гносеология определяет восприятие как явление и выделяет две главных его формы: рациональное и чувственное познание.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание – это комплекс методов для постижения окружающего мира. Традиционно его противопоставляют мышлению, которое вторично. Вид освоения действительности с помощью чувств не опирается на мыслительный анализ свойств каких-либо объектов. Сформировать конкретные образы и получить первичные знания о внешней стороне предметов позволяет анатомо-физиологическая система. Отвечают за это пять главных чувств:

Психология чувственного познания

С точки зрения психологии, познавание – это процесс, который осуществляется в несколько стадий. На первом этапе внешний мир и все предметы в нем буквально «впечатываются» в психику человека. На втором приходит осмысление, то есть формирование понятий и суждений. Заключительный этап «выход» из психики, когда приходит идея, образуется знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства.

Чувственное познание присуще только человеку. В животных оно наблюдается в меньшей мере, с его помощью они набирают необходимый опыт. Мышление и чувственное познание людей отличаются от звериных тем, что они биосоциальны. Можно сказать, что познавательные способности эволюционировали и очеловечились. Без рациональности невозможно проникнуть в суть вещей и понять причину явлений. Это стороны единого процесса.

Чувственное познание в философии

Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:

Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.

Чувственное познание — плюсы и минусы

Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:

  • есть пределы данного процесса;
  • имеются погрешности;
  • оно субъективно;
  • отражает лишь признаки различных объектов;
  • сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
  • нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.

Виды чувственного познания

Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:

  • с помощью слуха;
  • зрения;
  • тактильного контакта;
  • обоняния;
  • вкусовых рецепторов;
  • вестибулярного аппарата.

Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». Интуиция не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.

Роль чувственного познания

Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.

Признаки чувственного познания

Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.

Видео: Чувственное познание

Методы чувственного познания

Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:

  1. Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
  2. Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
  3. Сравнение – выявление сходств и различий.
  4. Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.
Читайте также:  Типы депрессии особенности их проявления

Формы чувственного познания

Чувственное познание является поэтапным процессом и имеет три ступени, которые подготавливают к переходу на другой уровень – абстрагированию, являющимся более высоким. Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение. Стартовая ступень, на которой на органы человека воздействуют предметы. Дает одностороннее представление о вещах, например, красивый цветок может ужасно пахнуть, а приятное на вид яблоко быть отвратительным по вкусу.
  2. Восприятие, позволяющее накопить знания на основе одного или нескольких ощущений и сформировать целостный образ.
  3. Представление. Воспроизведение и создание образов, возникающих в памяти. Без данной ступени не получится осмыслить действительность, так как формируется наглядный образ.

Всякое чувственное познание имеет границы, потому как неспособно углубляться в суть явлений. Чтобы выйти за них, используется мышление, возникающее также на основе ранее образованных образов. Для понимания внутренней сущности явлений используется логика и анализ: это следующий шаг. Живое созерцание и абстрактное мышление неотделимы и одинаково участвуют в пути постижения действительности.

Источник

39. Концепции познания в философии.

Важнейшим разделом философии является гносеология – теория познания. В истории философии получили развитие две

1) эмпирическая, согласно которой, все знания проистекают из опыта (Бэкон, Локк), ощущения – единственный источник

наших знаний о мире (сенсуализм);

2) рационалистическая, согласно которой, познающий субъект накладывает на поступающую от органов чувств инфор-

мацию априорные (доопытные) идеи и схемы (Декарт, Лейбниц,Кант).

Эти концепции основаны на жестком противопоставлении субъекта и объекта познания. В современной философии такого противопоставления нет.

В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней: 1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия — это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме — это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания. 2. Рационализм — это идейно — теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век). 3. Иррационализм — это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира — внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе. 4. Сенсуализм — многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека.

40. Категории субъекта и объекта познания. Активная роль субъекта в познании.

В рационалистической философии проблемы теории познания рассматриваются под углом зрения взаимодействия объекта и субъекта. Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали единично оформленное бытие человеческого индивида, под объектом – то , на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в вид идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпритацию. Кантовский трансцендентальный сыбъект — духовн. образов., то что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта первичен по отношению к объекту. Субъект и объект Выступили у Маркса и у Энгельса как стороны практического отношения, практической деятельности. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект-предмет на кот. направлено действие. Т.о. в марксизме человеческая деятельность, практика выступает в качестве важнейшей стороны субъектно-объектных отношений. Исходная характеристика субъекта – активное, самодеятельное, существо, осуществ-ее целеполагание и преобразование действительности. Объект-сфера приложения активности субъекта.

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.

Читайте также:  Подавление эмоций от антидепрессантов

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт) до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

Источник

Обзор основных концепции познания

Теория познания.

Включает 2 части: гносеологию (учение о знании) и эпистемологию (учение об истине). Главные вопросы, решаемые теорией познания:

· как человек получает знания, откуда?

· как знания относятся к реальности? Совпадают, нет, похожи, нет.

· в каких формах существует знание?

· можно ли полностью все познать в мире?

Концепции сенсуализма и рационализма.

Это подходы к тому, как человек познает мир.

Рационалисты утверждает, что человек познает мир с помощью разума и мыслей. Сначала нужно знать, чтобы что-нибудь почувствовать. Знание – врожденная структура. Утверждают, что разум намного важнее чувств. У чувств нет прошлого, у чувств нет будущего, они существуют только сейчас. А знания – вечны. Без знания мы ничего и не видим. Более важные формы рационально познания – суждение (связь между понятиями), понятие (существенные признаки вещи), умозаключение (вывод из нескольких суждений).

Сенсуалисты (эмпирики) утверждают, что знания вытекаю из чувств. Разум – источник наших ошибок. Разрабатывают формы чувственного познания – ощущение, восприятие, представление.

Враги долгое время. Сенсуалисты: нет опыта – нет знаний. И если утверждают, что человек рождается сразу со знаниями, то зачем его учить и откуда эти знания вообще берутся?

Рационалисты: кое-что опыт подтверждает, но он никогда не бывает всеобщим. Есть вещи, которые являются абсолютными знаниями – аксиомы.

К 18 веку философы поняли, что знаний много, но откуда они берутся – неизвестно.

Это привело к появлению следующей концепции.

Пытается разрешить проблему соотношения чувственного и рационального в познании. Самый известный представитель – Кант. «Критика чистого разума». Три главы:

1. Как возможна математика? Ответ на вопрос — это учение о чувственности.

2. Аналитика или учение о рассудке. Ответ на вопрос — как возможно естествознание?

3. Трансцендентальная диалектика или учение о разуме. Ответ на вопрос — как возможна философия?

Согласно Канту математика возникает, так как у человека существует 2 врожденных чувственных способности – пространство и время. Это – априорная форма чувственности (до опыта, не нужно ничего переживать). Пространство – координация получаемых ощущений друг с другом (большой-маленький-средний). Время – способность улавливать ритм, повторяемость, цикличностью, последовательность. Благодаря этому мы понимает геометрию вообще, последовательность чего-то. Способность наложить пространственно-временной каркас на любое время.

У людей, помимо способностей пространства и времени есть еще одна способность – таинственная и самая важная – трансцендентальное единство апперцепции. Главное – воображение. С одной стороны – чистое, с другой – продуктивное. Чистое – способны вообразить предмет без конкретных качеств, данных в опыте. Продуктивное – можем вообразить 2 несоединимых вещи. Это априорная способность. Естествознание — набор, коллекция чистых предметов. Чистое воображение – сверхъестественная способность. Многие этой способностью никогда не пользуются. Однако эту способность в себе можно развить. Естествознание – воображаемая наука о воображаемых предметах. В мире есть хаос событий, порядок вносим мы с помощью продуктивного воображения.

Способность к воображению у людей более-менее одинакова.

В третьей главе – разум. В отличие от других предметных наук, разум имеет дело с идеями. Идеи – та сфера, где воображение бессильно. Все идеи не поддаются человеческой логике.

С точки зрения познания разум абсолютно бесполезен. Зачем же существует разум? Зато разум обеспечивает человеку свободу, дает возможность заглянуть за предел имеющихся знаний.

Разум позволяет открыть новые вещи, разум лежит в основе творческих способностей. Разум лежит в основе человеческого счастья. Благо общества тоже зависит от того, на сколько развита эта сторона развития людей.

Теория познания, которая принципиально признает, что познание не возможно.

Начало агностической теории лежит в античности в работах скептиков, которые разработали ряд доказательств (троп) непознаваемости мира.

Все тропы группируются в 2 слоя:

1) относительно недостоверности чувств. Берется неопровержимое знание, но если человек в разных состояниях, то он по-разному воспринимает это знание.

2) Ограниченность способности разума. Логический круг познания – чтобы что-то познать мы должны это объяснить. Те вещи, с помощью которых мы объясняем, мы тоже должны объяснить.

//сипульки. Станислав Лем.

В 18 веке Юм Давид написал трактат о человеческой природе, где довел эти скептические идеи до абсолюта. Вопрос о том, что вызывает наши ощущения — открытый вопрос. Чтобы узнать, что вызывает ощущения, нужно лишиться всех ощущений и посмотреть, что представляет собой предмет. Источник наших ощущений нам совершенно неизвестен.

Еще одно – о законах. Между причиной и следствием бывает связь не всегда причинно-следственная. После – значит по причине этого. Налетели тучи – будет дождь. НЕ, НЕ ФАКТ!

Мы не можем судить о вещах, все наши законы – всего лишь договоренность. И о достоверности ощущений мы тоже не можем говорить.

Читайте также:  Настроения нет для нового года

Пытается преодолеть запрет Канта на познание внешнего мира, запрет Юма на познание внешнего мира. Шопенгауэр и Анри Бергсон. Человек имеет возможность воспринимать мир непосредственно, поверх культуры, науки. Это интуитивное восприятие. Смотрит на мир с точки зрения пользы. Человек видит не вещи, а выгоды от вещей. Мир делиться на полезное и бесполезное. Любая наука – сито, пропускает полезное, задерживает бесполезное. Однако таким образом достоверных знаний мы не получим. Чтобы получить достоверное знание нужно стать зеркалом это мира, как бы влиться в предмет. Процесс влияние – приобщение к бытию вещи, умное видение, вчувствование. Наше знание – поток ощущение, который через нас проходит. Как только они превращаются в научные законы – они перестают быть правильными.

Истинное – только интуитивное.

Чтобы знания были достоверными они должны быть выполнены в канонах науки. Вся наука строиться в ответе на вопрос как это делается? Все, что не является наукой, использует другие вопросы. Любые наши знания должны быть оформлены в научную теорию, проведены научные исследования, поставлены научные эксперименты. Знания – выше, чем здравый смысл, выше повседневного мышления.

Ряд специальных методов получения знаний:

1) Эмпирические. Наблюдение и эксперимент. Только научное наблюдение – по определенным правилам, в рамках научной теории. Эксперимент – воспроизведение искусственно каких-то условий.

2) Теоритические методы – индукция, дедукция. Анализ и моделирование.

Феноменологическая теория познания

Популярна сегодня. Хайдеггер, Эдман Гуссер.

Критикует подход Кант а. Критикует все представления о чистых предметах и чистом знании. Главный тезис – ведь предмет существует в мире только среди других объектов. Она существует в реальном мире, ее не бывает чистой. Человек как субъект тоже находиться в мире. Человек зависит от мира и мир зависит от человека. Бытие-в-мире – дозайм. Все что знает человек следствие жизненного опыта. Предлагается возвращение к вещам, существующим до знания. Нужно провести процедуру феноменологическая редукция. Очистить наши представления от мифов, культурных стереотипов, научных стереотипов. Тогда весь мир превратится в феномен. Мы думаем о чем-то всегда неправильно. Когда человек постигает явление мира я-в-мире, то он обретает настоящие знания.

Кант сделал главную ошибку — он не видел 2 феноменов тела – феномен тела и феномен вещи. Вещи не существуют сами по себе, а только в соотношении с нашим телом, с горизонтами нашего восприятия. Если мы считаем вещи большими, то оно большое по сравнению с нашим телом. Человек и вещь очень тесно связаны. Человек принимает участие в том, что такое знание. Тело человека и вещи существуют как комплекс. Когда мы видим вещь, мы видим ее не только глазами, а еще и чувствами + так, как мы с вещью сцеплены, поэтому любое знание – сложный комплекс. Обычно люди не замечают этой сцепленности с миром, они наоборот стараются отказаться от теории обще взаимосвязи. Чтобы получилось объективное знание, нужна редукция – избавление от объективного мышления.

Генезис мышления (происхождение мысли)

Откуда берется мысль?

Мысли приходят к человеку достаточно редко – несколько раз в жизни. А что обычно приходит в голову – это ненастоящие мысли, это образы, обрывки идей, которые мыслью не являются. Для философов мысль – процесс совершения открытия.

Мышление – переведенная во внутренний план речь. Империоризация.

Философы заметили несоответствие феноменов мышления и языка:

Мышление сугубо индивидуально. Язык – общий

Мышление развивается очень быстро. Язык развивается очень медленно.

Мышление индивидуально. Язык – творение культуры.

Одно дело подумать, другое дело сказать, о чем ты думал.

Поэтому есть сомнения, что мышление это внутренняя речь. Язык и мышление это намного больше, чем перевод одного в другую формы.

Сказать, это не тоже самое, что говорить.

Язык – дом бытия. Это не только средство передавать информацию, это способ, который дает миру возможность высказаться в человеческой речи, язык – способ прижать предметам человеческое звучание. Предметы начинают существовать, когда мы их называем.

Язык служит средством, что б мир мог был быть высказан через человека. С помощью языка мир с нами пытается разговаривать.

Несколько подходов, что такое истина:

1) По принципу соответствия. Истина — соответствие знаний нашему опыту.

2) Истина это логическая непротиворечивость.

3) Истина – то, что доказывается в практической деятельности.

4) Истина это полезность, польза.

Некоторые отрицают эти подходы. Кто-то считает что истина – это то, что мы сами конструирует. Истина – переживание феномена (феноменологии)

Алитея (греч) – не скрытость.

1. Первый критерий истины – то, что дается очевидно и просто.

2. Второй критерий истины – это с точки зрения утилитаризма. Критерием истины является степень полезности того или иного знания. Если получаем пользу – это верные знания, если нет – то неверные.

3. Третий критерий – представление о том, что не противоречит логике, законам математики, геометрии и т.д. Если знания доказываются математически – то истина, если нет – то ложь.

4. Четвертое представление – практика – критерий истины. Практика – материальная, целенаправленная деятельность людей. Истина – то знание, которое можно проверить на практике.

5. Пятое – представления субъективных теорий – феноменологические, экзистенциалистов. Истинность – непосредственное переживание, интуиция.

Некоторые считают, что все истины относительны, важны только в ситуации.

Источник

Оцените статью