Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
Маргарита Черныховская
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии до-школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу, заражения эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном воз-расте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Поэтому я предлагаю Психодиагностические методики исследования эмоциональной сферы.
Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.
Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).
По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.
1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен,
2 балла — таращится, пялит глаза, уклоняется,
3 балла — хмурит брови, возбужден, напряжен,
4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
5 баллов — хватается за близкого, замирает, визжит
1 балл — спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
2 балла — надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
3 балла — убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
4 балла — все отвергает, плачет, дерется,
5 баллов — орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается
1 балл — расслаблен, слегка улыбается,
2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет»,
3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается,
4 балла — размахивает руками, прыгает, хвастается;
5 баллов — хохочет, дурачится, восторженно кричит.
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.
Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально.Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Красный Желтый Зеленый Коричневый
Синий Фиолетовый Серый Черный
Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).
Признаки тревожности ребенка
1 Не может долго работать не уставая
2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5 Смущается чаще других
6 Часто говорит о возможных неприятностях
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8 Жалуется, что сняться страшные сны
9 Руки обычно холодные и влажные
10 Нередко бывает расстройство стула
11 Сильно потеет, когда волнуется
12 Не обладает хорошим аппетитом
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом
14 Пуглив, многое вызывает у него страх
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается
16 Часто не может сдержать слезы
17 Плохо переносит ожидание
18 Не любит браться за новое дело
19 Не уверен в себе, в своих силах
20 Боится сталкиваться с трудностями
Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица.
При этом учитывается,что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии;наличие вегетативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.
За каждый ответ «да»начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.
Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)
Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: информационные карты на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека.
Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в детском саду».
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате выявляются:
— какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
— как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).
При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные состояния преобладают у детей.
Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.
Обработка результатов и интерпретация.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ-ствующие всем графическим методам,а именно:
— сила нажима на карандаш
Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре лис-та
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, не-обычность форм
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Применение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состояниях Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам,.
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников Изучение растительного мира — как средство экологического воспитания дошкольников. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен.
Конспект занятия по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: снижение.
Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .
Реферат «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» 1. Введение. 2. Игрушка, ее история,.
Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России — необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.
Тематическое планирование программы по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющие негативные проявления эмоциональных состояний.
Источник
Злиться – можно!
«Мой ребёнок бросается на пол и бьётся в истерике», «сын быстро взрывается и бросается на обидчика с кулаками», «дочь постоянно обижается и требует внимания», — жалуются родители. Все мы желаем своим детям добра и хотим, чтобы они были спокойны, радостны и добры. Но они злятся, обижаются, боятся, грустят. И вот мы уже кричим или цедим сквозь зубы: «Замолчи! Успокойся! Перестань!»
В каждом из нас море эмоций. Это море меняется, колеблется. Оно то волнуется, то спокойно. Наша задача — научиться плыть по этому морю, не теряя управления. И не только самим научиться, но и помочь не утонуть в нём своим детям. Как мы боремся с эмоциями, чем это опасно и как помочь ребёнку справиться с эмоциональными бурями?
Как мы боремся с эмоциями?
Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.
Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»
Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.
Как он это делает?
- Подавляет : «Хватит орать, на тебя уже все смотрят!» А если ещё пригрозить наказанием, то, возможно, ребёнку удастся, в ущерб себе, подавить неугодную взрослому эмоцию.
- Прерывает : «Ой, смотри, какая птичка прилетела!» Ребёнок отвлекается и, пока не перестанет верить таким уловкам, переключается с недопережитой эмоции на птичку.
- Отрицает : «Это ни капельки не больно. Даже малышам делают прививки, и они не боятся». Ребёнок чувствует страх, но мама утверждает, что бояться тут нечего. Появляется неуверенность: «Со мной что-то не так».
Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».
К чему приводит борьба с эмоциями?
Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.
Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать. Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.
Непрожитые до конца, «загнанные в угол» эмоции имеют свойство накапливаться. Они — как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.
Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.
Как помочь ребёнку «выплыть»?
- Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
- Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже. Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
- Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть. Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.
Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.
Между тем, родители, научившиеся принимать ребёнка целиком, замечают насколько их отношения стали доверительнее и ближе. Бывает даже, они не замечают никакого «трудного» возраста. Подросток чувствует, что семья — его крепость, где он может укрыться от любых невзгод.
Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.
Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:
- Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
- Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
- Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
- Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
- Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?
Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.
Источник