- Психотерапевтическая работа с чувством вины
- Три шага такой работы — есть терапевтическая стратегия работы по обработке чувства вины:
- Пример из практики
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:
- Кризис, вызванный чувством вины, ситуационной, невротической и экзистенциальной. Общее и различия в консультировании.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ВЫПОЛНИЛА
- ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
- САРАТОВ 2003
- Р.Мэй выделяет три уровня экзистенциальной вины.
Психотерапевтическая работа с чувством вины
Автор — Виктория Дубинская (фрагмент из книги «О чувствах в терапии»)
Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов.
Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:
- начало, причина, источникъ, поводъ, предлогъ;
- провинность, проступокъ, преступление, прегрешение, грехъ;
- всякий недозволенный предосудительный поступокъ.
Виноватый — сделавший какой-либо проступокъ; должный, обязанный кому уплатой;
Виниться — признавать за собой вину, сознаваться в ней, просить прощения; быть обвиняемым.
Как видно из толкования Даля, вина довольно сложное и амбивалентное переживание. С одной стороны, вина — это чувство, порождаемое совестью. И одновременно, движущая сила, источник мыслей, предлог для осмысления жизни. Мы совершаем внутреннюю духовную работу, сравнивая поступок или действие с тем, что считаем достойным и верным в данной ситуации, и оцениваем себя. Мы можем чувствовать уверенность, покой, удовлетворение, гордость за себя, если мы себе НЕ ИЗМЕНИЛИ. И вину — если сбились с пути.
Часто мы не замечаем, как наша личность эту духовную работу ведет, и лишь ощущения дискомфорта, неудобства, тяжести на душе, тянущее и сосущее, гнетущее, маета, наши вновь и вновь обращаемые к ситуации мысли, т.е. вина, заставляют нас обратиться к себе для дополнительной работы.
Три шага такой работы — есть терапевтическая стратегия работы по обработке чувства вины:
- внимательного анализа ситуации, принятие жизненного пути человека как череду шагов и поступков, часть из которых всегда ошибочны,
- переживания вины, которая усиливается в месте ошибки, тем самым помогая ее распознать; с помощью сравнения с ценностями ошибка оценивается и взвешивается;
- работа раскаяния.
Если с первыми двумя шагами многие справляются, то третий шаг — работа раскаяния — часто бывает в терапии упущен. Исторически так сложилось, что в нашей стране властвуют установки «ошибаться — это плохо» и «когда-нибудь, когда ты перестанешь ошибаться, ты наконец станешь хорошим». Обнаружить ошибку уже болезненно, поскольку это воспринимается как признак неполноценности.
Раскаяние — это возможность простить себя, отпустить вину, перестать иметь долг. Верующим это работу помогает сделать священник. Его работа состоит в том, чтобы развеять несущественное, а за адекватную вину человек выполняет некоторую работу: просит у обиженного им человека прощение, дает милостыню, кается.
Терапевтическая работа похожа. Если прошлое нельзя изменить, если ошибки в природе человека, то что можно теперь сделать с ее последствиями? Может быть, можно что-то исправить, хотя бы частично. Если это невозможно, то вместе с терапевтом проживается сожаление и раскаяние.
Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов. Они рассказывают ситуацию, жалуясь и оправдываясь, преуменьшая свою роль и преувеличивая роль обстоятельств, неосознанно ставя терапевтов на место своей совести и запрашивая отпущение грехов.
Это терапевтическая ловушка. Задача терапевта — придать работе вины духовный смысл личностного развития. Ведь каждый раз при серьезном и вдумчивом исследовании своей ошибки мы укрепляем свою совесть, которая есть внутренняя опора личности. Совесть — это внутреннее чутье на правильное.
Совесть (Большой Энциклопедический Словарь) — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В награду мы получаем целостность и душевный покой. Если мы начинаем совершать эту работу по «формулированию для себя обязанностей»/ мы можем обнаружить, что» кто-то в нашей жизни эти обязанности для нас уже сформулировал и ждет от нас их выполнения, а также наказывает нас с помощью вины, если мы от них уклоняемся. Это вторая природа чувства вины — интроективная или невротическая. Ее суть — переживание себя виноватым без совершения ошибки или без распознавания ее, часто на основании чужого мнения.
Это переживание базируется на конфлюэнции: человек, испытывая вину, как бы принимает ее на веру без критики, не ищет свою ошибку и своего отношения к ней, не распознает, что находится под влиянием другого человека:
- непосредственного обвинения (например, родительское «Что ж ты, посуду не помыл»)
- или интроекта («я опять поздно возвращаюсь (в 40 лет!), мама спать не ляжет, я уже чувствую себя виноватым»).
Стратегия работы с невротической виной — поиск своей ошибки и своего отношения к происходящему, с отделением его от привнесенного извне.
Терапевтические ошибки и ловушки: взять запрос на избавление от чувства вины, не провести в сессии различие между адекватной и невротической виной, остановиться на распознавании вины, игнорируя работу раскаяния.
Пример из практики
Сертификационная сессия. Работает молодая девушка с клиентом, мужчиной 35 лет. Его запрос в том, что он испытывает беспокойство и вину: он недавно женился и очень любит свою жену, но с момента женитьбы стал засматриваться на улице на красивых женщин. Терапевт сфокусировался не на раскрытии сути вины: как он себя винит и в чем он именно при этом виноват, чем это для него важно, что его в этом беспокоит, а на том, откуда он знает, что «нельзя смотреть на красивых женщин» (одна из техник работы с интроектом).
Конечно, это привело к некоторому абсурду. Взрослый мужчина не мог не согласиться, что это глупое правило. Он почувствовал облегчение — временное, поскольку эмоциональные фигуры беспокойства и вины были упущены. А ведь он говорил о чем-то для себя важном, а не глупом. Что было за его беспокойством? Почему женитьба спровоцировала его дополнительный интерес к женщинам? Может, есть внутреннее ощущение несвободы и протест против него? Может быть, он боялся не устоять и потерять жену? Может, есть с женой какие-то трудности, чего-то он в этих отношениях не получает? В конце сессии мужчина сказал: «Большое спасибо! Мне стало легче, я теперь понял, что смотреть на женщин — это хорошо, и не буду больше себя винить».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:
«Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне: son coeur et sa fortune (руку и сердце); но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней? куда я себя готовлю? чего я жду от будущего. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?… Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере, буду стараться, чтобы оно сбылось как можно позже».
Источник
Кризис, вызванный чувством вины, ситуационной, невротической и экзистенциальной. Общее и различия в консультировании.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно.
Я еще не встречал человека, который, зная о своих
ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
В работе рассматривается структура, происхождение, механизм вины.
Работа с переживанием вины. Общее и различия в консультировании.
Стратегия консультирования «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем».
Эмоции – это «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания с м ы с л а жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Хотя многие исследователи считают, что чувство вины помогает осознать свою личную ответственность за свои поступки и их результаты, свое поведение в позитивном направлении, но бывает и наоборот, мешает менять свое поведение, успешно решать свои жизненные проблемы, я придерживаюсь иной точки зрения. Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Признавая реальность вины как эмоциональной реакции, я считаю, что более продуктивной была бы ее замена адекватной реакцией.
Работа с переживание вины строится на осознании ее структуры и проработке механизма возникновени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика консультирования.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР С ПРИЮТОМ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Кризис, вызванный чувством вины, ситуационной, невротической и экзистенциальной. Общее и различия в консультировании.
Методика консультирования «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем»
ВЫПОЛНИЛА
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПРИЮТА
САРАТОВ 2003
Эмоции – это «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания с м ы с л а жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Вина является сложным психологическим феноменом.
Ее рассматривают как двухкомпонентную эмоцию.
1 – вербально-оценочная реакция человека или раскаяние ( человек считает, что неправильно поступил ). Она активизируется вследствие рассогласования реального поведения с внутренними принципами, правилами и нормами поведения.
Признание своей неправоты и провинности порождает
2 – вегетативно-висцеральную реакцию с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний, преследующих человека: сожаление о совершенном, угрызения совести, неловкость перед тем, кого обидел, страх потери доверия. Человек винит себя за это.
Возможно раскаяние без эмоциональной реакции. Первое утверждение может быть точной оценкой действительности. Взятое само по себе, оно свидетельствует об ответственности человека за свои действия и может быть полезным для изменения поведения в будущем.
Второй компонент чувства вины является собственно эмоциональным непосредственным пристрастным переживанием с м ы с л а жизненных явлений и ситуаций, выражающимся в обвинении себя в своей неправоте. В его основе лежит негативное отношение к себе.
Онтогенетически возможность испытывать чувство вины появляется, когда ребенок уясняет, что он способен управлять своим поведением, и что он отвечает за него.
В процессе нормального развития ребенок обучается всесторонне оценивать свое поведение. Он понимает, что его поступки могут иметь определенные последствия, как для него самого, так и для окружающих его людей. Он обучается выбирать соответствующие случаю способы исправления ситуации. Эмоция вины выполняет адаптивную функцию , поскольку реальное поведение ребенка не может всегда соответствовать его внутренним идеалам и нормам. Чем более требователен ребенок к себе, тем более он склонен переживать чувство вины.
В некоторых семьях, основанных на любви и взаимной близости, поведением детей управляют, не наказывая их за проступки, не требуя компенсировать ущерб, нанесенный их действиями, а вызывая периодически чувство вины, то есть обижаясь.
Эмоции включаются нашими мыслями и затем, «окрашивая» мир в нашем восприятии в определенные тона, вновь влияют на мысли, решения и поступки.
Мы испытываем вину вследствие непроизвольной, привычной активности мышления, результаты которой могут быть представлены в следующем виде:
- Каким должен быть Я, (модель ожидания), или каким должно быть мое поведение в соответствии с моими собственными ожиданиями.
- Восприятие собственного состояния человека или поведения здесь и теперь.
- Акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование.
- Вывод о том, что реальное поведение не соответствует модели ожидания, вызывает у человека переживания негативного отношения к себе, отвержение, отрицание этой части своего опыта.
Некоторые эмоциональные переживания кратковременны, другие продолжаются достаточно долго. Под влиянием этого жизнь человека принимает новые формы.
Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Это позволяет ему чувствовать себя комфортнее в этой ситуации. Но это же и обуславливает возникновение измененных форм поведения. Вытеснение негативного отношения к определенной части своего опыта позволяет дальше развиваться тому, что осталось. Но если «отрицается» слишком большая часть личности, то чувство вины не дает позитивных результатов.
Эмоциональная экспрессия, сопровождающая переживание вины, не столь выразительна, как экспрессия, присущая другим эмоциям.
Испытывая вину, человек низко опускает голову и прячет глаза.
Реальная, невротическая и экзистенциальная вина.
Различают реальную, невротическую и экзистенциальную вину.
Реальную вину возбуждают реальные поступки. В этом случае возможно и необходимо реальное искупление вины или прощение.
Понятие невротической вины в рамках концепции психоанализа рассматривается как нравственная разновидность тревоги, тревога совести.
Вина как невротический симптом отвечает следующим критериям:
- Симптом должен привлекать внимание окружающих.
- Симптом должен наказывать окружающих.
- Симптом должен наказывать самого носителя симптома.
- Симптом должен быть чем-то выгоден переживающему его человеку, то есть исполнять какое-то желание.
- Это тайное желание, выгода не осознается самим носителем невротического симптома, то есть оно бессознательно.
Одна из важнейших причин возникновения невротической вины – страх осуждения, боязнь быть «демаскированным». Этот страх является выражением огромной разницы между «фасадом», который человек показывает окружающим и самому себе, и скрытыми за этим фасадом импульсами.
Невротик идет на поводу своих желаний, которые ущемляют интересы других людей, тем самым он создает реальные предпосылки для переживания вины.
Обвиняя себя, можно избежать угрозы быть обвиненным другими, безопаснее взять вину на себя.
Стремление обвинять себя позволяет «не видеть» необходимости изменяться.
Вина существует как онтологическая характеристика экзистенции человека.
Р.Мэй выделяет три уровня экзистенциальной вины.
- Вина из-за нереализации себя.
- Вина из-за ограниченности связей с близкими людьми.
- Вина из-за потери связи с Абсолютом.
Невозможно реализовать все возможности потому, что необходимо делать выбор, выбирая одни возможности, от других приходится отказываться, они так и остаются нереализованными.
Мы не можем понять близких себе людей и их потребности, так как только видим мир своими глазами, будучи индивидуальными, смотрим на мир через призму собственной индивидуальности, накладывающей отпечаток субъективности на все происходящее в мире.
Будучи частью божественного плана, невозможно его понять.
У нас всегда будут основания испытывать в связи с этим чувство вины, если мы будем упорствовать в своих требованиях к себе.
Работа с переживанием вины. Общее и различия в консультировании.
Всегда существует возможность дальнейшего взросления, – вы должны брать на себя все большую и большую ответственность за самого себя и свою жизнь. Разумеется, брать на себя ответственность за свою жизнь и иметь богатые переживания и возможности – это одно и то же.
Ответственность означает способность отвечать: способность быть живым, чувствовать, воспринимать. Мы часто делаем из ответственности обязательство, которое ничем не отличается от мании величия. Мы берем на себя ответственность за кого-нибудь еще. Но ответственность просто означает: «Я – это я. Я просто пришел и развил в себе то, чем я могу быть». Другими словами ответственность – это возможность отвечать и быть полностью ответственным за себя и ни за кого больше. Я полагаю, что это – основная черта взрослого человека.
Хотя многие исследователи считают, что чувство вины помогает осознать свою личную ответственность за свои поступки и их результаты, свое поведение в позитивном направлении, но бывает и наоборот, мешает менять свое поведение, успешно решать свои жизненные проблемы, я придерживаюсь иной точки зрения. Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Признавая реальность вины как эмоциональной реакции, я считаю, что более продуктивной была бы ее замена адекватной реакцией.
Работа с переживание вины строится на осознании ее структуры и проработке механизма возникновения.
Познание вины состоит в осознании трех групп операций, совершаемых нашим мышлением, и их контроле.
1) построение модели ожидания,
2) представление о своем поведении и состоянии здесь и теперь,
3) акт сличения себя с этой моделью.
Осознание данной структуры, которая запускает эмоцию вины, предотвращает ее появление и ослабляет протекание.
Далее следует работа по принятию себя и повышению самооценки.
Роль психолога заключается в помощи человеку в процессе осознания этих операций.
Особенности консультирования ситуационной, невротической, экзистенциальной вины:
- Необходимо помочь человеку принять неизбежность экзистенциальной вины.
- В случае реальной вины важно обсуждение вопроса ее искупления.
- При работе с невротической виной самым важным является осознание значения этого чувства в жизни и мировосприятии.
Психологическая помощь при переживании кризиса.
Психолог, как правило, имеет дело с преувеличенным переживанием вины. Она имеет выраженную эмоциональную окраску, существует продолжительное время и эмоциональный накал остается прежним, не удается освободиться от гнетущего чувства вины адекватными способами.
Это говорит о том, что человек переживает кризис.
Сущность кризиса – человек перестает видеть возможные выходы.
Человек вынужден отказаться от привычного образа действий, мыслей, предрасположен к усвоению новых установок.
Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим в своей жизни переменам.
Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая может способствовать благоприятному выходу или носит разрушительный характер.
Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины.
Необходимо дать человеку возможность выразить свои эмоции, позволить себе пережить их.
Стратегия консультирования «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем».
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно.
Я еще не встречал человека, который, зная о своих
ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
1 этап. Кризисная интервенция.
Переживание вины сопровождается гложущим ощущение собственной неправоты, сожалением о содеянном, самоосуждением и раскаянием.
Эмоция вины очень вязкое чувство. Оно имеет свойство задействовать мыслительные процессы таким образом, что начинается генерализированный процесс самоосуждения, резко падает самооценка, начинает распадаться образ Я, то есть стройная система представлений о себе.
Все это сопровождается душевной болью.
Ни одну из эмоций нельзя прорабатывать до того, как проработана сама душевная боль, которая переживается наиболее тяжело и не является собственно эмоцией, а является сигналом о происходящих в психике человека процессах.
Душевная боль – это самое первое и самое трудное из того, что переживает человек в трудной ситуации.
С душевной болью не надо бороться, боль надо прожить. Боль будет легче перенести, если мы перестанем ей сопротивляться.
После принятия боли, самое важное – ее выражение всеми доступными способами.
Хорошо, если человек может говорить о своей боли. В процессе проговаривания снижается негативное напряжение, происходит перевод неясных чувств , ощущений в словесную, структурированную форму, появляется ясность, более четкое понимание происходящего. Облегчение и разрядку приносят слезы.
- Помогает клиенту соприкоснуться с этими чувствами.
- Делает безопасным для клиента их выражение.
- Обсуждает с клиентом эти чувства в неосуждающей, незащищающейся, заинтересованной манере.
- Помогает клиенту обнаружить корни этих чувств.
Если консультант встретился с чувством вины, важно побудить клиента, прежде всего его выразить.
Для того, чтобы прочувствовать вину и испытать желание ее искупить, клиенту бывает необходимо снова и снова возвращаться в ситуацию, в которой возникло чувство вины. Часто клиент, переживая какое-либо чувство или эмоцию, совершенно ничего о нем не знает, кроме того, что оно мешает ему жить.
Чтобы не зайти в тупик в этом процессе, как и при переживании любой другой эмоции, бывает полезно предложить клиенту сосредоточиться на своих ощущениях, чтобы понять:
- как именно он чувствует вину;
- в какой части тела локализуется это ощущение;
- какой образ она напоминает;
- как она изменяется.
Когда клиент сосредотачивается на своих ощущениях, он практически достигает диссоциации от мучительного чувства, то есть он как бы отсоединяет вину от себя и наблюдает ее со стороны. Это значительно ослабляет негативное напряжение.
Клиент получает опыт отсоединения негативного чувства от его эмоционального восприятия, поскольку в процессе такого исследования он сосредоточен на восприятии ощущений тела, то есть на мышлении.
После того, как напряжение вины снизится, можно переключиться на когнитивный анализ этого чувства, то есть проводить работу по осознанию значения этого чувства в жизни и мировосприятии клиента.
- когда возникло это чувство,
- что этому предшествовало,
- какие внутренние нормы нарушены,
- какие убеждения усиливают чувство вины,
- полезны ли эти убеждения или они являются источником негативных напряжений,
- может ли клиент что-то сделать, чтобы ликвидировать источник чувства вины.
- как именно он это будет делать.
2 этап. Когнитивный анализ.
Цель: помочь клиенту освободиться от чувства вины за ошибочные решения в прошлом – показать значение прошлых ошибок для получения жизненного опыта, возможность использования этого опыта для решения сегодняшних проблем.
Работа строится на осознании структуры и проработке механизма вины.
Комплекс вины порождается ошибочными, искаженными мыслями. Искаженные мысли порождают вполне реальные ощущения, которые в свою очередь порождают новые искажения в мышлении.
Чувства воспринимаются подлинными, но они порождены искажениями в мышлении. Создается устойчивый порочный круг, выйти из которого можно только признав, что характер эмоций не может подтверждать правильность мыслей.
Консультант помогает клиенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.
Реальным результатом такой работы является то, что опыт и переживания клиента продвинулись вперед.
1 ступень. Знакомство с проблемой.
Экзистенциальная беседа «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем».
Задавались ли вы вопросом, что такое проблемы? Возможные варианты ответа: проблема – это тупик, препятствие на пути к достижению цели, трудности на пути продвижения к ней, жизненные невзгоды, трудности, неурядицы и многое другое.
Посмотрите, насколько подходят вам следующие предположения.
Пока мы живем на этой земле, жизнь, полная проблем, нам гарантирована. Проблемы – явление нормальное и естественное.
На деле проблемы лишь отражают различие между желаемым и действительным. Там, где это различие ощутимо, возникает ощущение проблематичности.
Поскольку то, чего вы желаете, действительно зависит от вас, то у вас всегда будут основания для того, чтобы чувствовать себя ответственным за то, насколько велико будет это различие, то есть за происхождение своих проблем. И это естественно. Однако это вовсе не предполагает, что вы обязаны в этом случае испытывать чувство вины. Если бы вместо обвинения себя вы могли сказать: «Хорошо, я ошибся. Время от времени люди ошибаются, и я сделаю все, что зависит от меня, чтобы не повторить эту ошибку вновь», вместо того, чтобы «посыпать голову пеплом».
Для того, чтобы в этом убедиться, предлагаю вам поработать с ситуацией, в которой у вас возникло чувство вины, следующем образом.
Как паук, завернутый в собственную паутину, человек опутан собственными желаниями.
Мне довелось немного попутешествовать: я видел смертных, намного уступающих нам, видел и намного нас превосходящих, но никогда не видел таких, чьи желания были бы ограничены истинными нуждами, а нужды – возможностью их удовлетворения.
Опишите, какой бы вы хотели видеть эту ситуацию (желаемое)
Опишите, что действительно произошло на самом деле (действительное)
Источник