Консультирование при переживании чувства вины

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 5. 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ВИНЫ Практически всем людям знакомо чувство вины.

5. 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ВИНЫ Практически всем людям знакомо чувство вины. Это такое же естественное переживание человека, как тревожность, одиночество, свобода и ответственность. Чувство вины помогает понять разницу между тем, какие мы есть, и тем, какими должны быть. Вина возникает при нарушении индивидом значимых для него норм нравственности. Одновременно это и чувство невыполненного долга. Переживание вины происходит в ситуациях, в которых человек отказывается от необходимой личной ответственности. Не случайно М. Heidegger для обозначения вины и ответственности использует одно и то же понятие — Schuldig. Быть виновным, по М. Heidegger, — значит быть «ответственным за».

Обычно различают истинную, невротическую и экзистенциальную вину. Истинная вина возникает в результате совершенных проступков. В этом случае возможна и необходима заслуженная расплата. Невротическая вина возникает из — за воображаемых проступков или нарушения запретов. Вообще чувство вины в структуре невротических реакций занимает значительное место. Глубокая и практически ценная интерпретация невротической вины содержится в работах выдающейся представительницы культурного психоанализа К. Homey (1937). Ее интерпретация помогает проследить динамику переживания вины у многих клиентов. Прежде всего для невротического чувства вины характерны преувеличенность и неискренность. При неврозах чувство вины как бы помогает индивиду оправдаться перед собой и другими, он вовсе не старается избавиться от этого чувства и даже энергично сопротивляется любым попыткам уменьшить его. Иногда в переживании вины даже проявляется своеобразная демонстративность. Индивид преднамеренно принижает себя и тем самым требует восхищения, поэтому он болезненно и враждебно воспринимает любую критику со стороны, оскорбляется, если кто — то серьезно начинает смотреть на его вину. Одна из важнейших причин возникновения невротической вины — страх осуждения, боязнь быть «демаскированным». Страх отражает огромную разницу между «фасадом» личности невротика и скрытыми за этим «фасадом» побуждениями. Невротик из последних сил защищает сотворенный им «фасад», потому что эта крепость спасает от тревожности. За образом сильного человека невротическая личность старается скрыть свои слабости, незащищенность, беспокойство, неспособность бороться за себя. Презирая эти свойства, невротик боится, что другие люди их обнаружат. Избегая ответственности за свою жизнь и не желая добиваться реализации своих целей, он стремится паразитировать на окружающих посредством доминирования или с помощью привязанности, любви и покорности. У такого индивида чувство вины и тревожность возникают сразу, как только обращается внимание на его требования к окружающим. Эти чувства придают невротической личности уверенность, что она не будет осуждена, тем самым маскируется действительная проблема. Таким образом, чувство вины является не только следствием демаскировки, но и способом психологической защиты от страха. За фасадом вины увеличивается чувство безопасности, а окружающие провоцируются индивидом на заверения в его невиновности.

Переживание вины имеет также онтологический аспект, т. е. правомерно говорить об экзистенциальной вине. В этом смысле вина представляет собой позитивную силу в жизни человека. Переживая экзистенциальную вину, мы освобождаемся от пагубного влияния невротической вины. R. May (1983) выделил три источника экзистенциальной вины: 1. Вина вследствие недостаточной самореализации. 2. Вина вследствие ограниченности связей с близкими людьми. 3. Вина вследствие утраты связи с Абсолютом. В указанных отношениях человек всегда и безусловно виноват, поскольку: 1) мы никогда не способны реализовать все свои возможности хотя бы потому, что, выбирая одни возможности, обязаны отклонить другие — они так и остаются нереализованными; 2) мы никогда в полной мере не понимаем своих близких и их потребности и в силу неизбежного индивидуализма «обречены» видеть других сквозь призму собственной личности, поэтому наше познание всегда субъективно и не целиком соответствует действительности.

3) мы представляем собой часть божественного плана и никогда не сможем его понять; как говорил Паскаль, «ветви не суждено знать назначение дерева». Экзистенциальной вины нельзя избежать, поэтому важно ее осознать. Она помогает воспитывать человечность и чуткость в отношениях с другими, побуждает творчески реализовывать свои возможности. В психологическом консультировании важно решить, когда «греховность» помогает клиенту осознать личную ответственность за свои поступки и изменить поведение в позитивном направлении, а когда, наоборот, препятствует успешному решению жизненных проблем. Стало быть, не всегда консультант должен поспешно освобождать клиента от чувства вины. Иногда надо помочь пережить неизбежную греховность, которая самой природой предназначена человеку. В случае истинной виновности важно обсуждение вопроса об искуплении. Освобождение от невротической вины предполагает осознание ее «мнимости». Только таким путем возможно очищение. Во всех случаях консультанту необходимо глубокое знание различных аспектов переживания вины.

Читайте также:  Почему зуб чувствителен после лечения кариеса

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.

Источник

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ЧУВСТВА ВИНЫ

Чувство вины рассматривается в отечественной и зарубежной психологии двояко, с одной стороны, как необходимое каждому че­ловеку качество, направленное на сохранение взаимоотношений с окружающими (репарационный жест). С другой стороны, чувство вины рассматривается как сложный комплекс психологических ре­акций, связанных с невротическими проявлениями.

Изначально чувство вины появляется как ответная реакция на со­общение из окружающей среды о каком-либо акте агрессии со сто­роны личности. В этом случае возникает чувство вины, стимулиру­ющее желание как-то исправить ситуацию. В психоанализе данное чувство называют адекватным чувством вины.

Невротическое чувство вины (преследующее) связано с возник­новением ситуации, где воздаяние после причиненной агрессии не­возможно. В этом случае вина не проходит, а формирует комплекс реакций, распространяющихся на личность, снижающих позитив­ное представление о себе. Такое чувство вины, включающее стыд, са­мообвинение, называется невротическим чувством вины — комплекс негативных переживаний отрицательно воздействует на личность, приводя к подавленности, страху, аутоагрессии, деструктивному по­ведению.

Существует еще одна категория вины, так называемая экзистен­циальная вина, которую Р. Мэй (1994) описывает как комплекс по­зитивных реакций, опосредующих восприятие различий между ре­альностью и идеальным образом. Р. Мэй выделяет три формы экзис­тенциальной вины, которая возникает вследствие: неумения жить в соответствии со своим потенциалом; искажения действительности в восприятии своих действий по отношению к своим близким (че­ловек думает, что он причинил им вред); вина «разобщения» за утра­ту связи со своей истиной природой (абсолютом).

Таким образом, говоря о консультировании чувства вины, фокус нашего внимания направлен на невротическое чувство и второй тип экзистенциальной вины.

Необходимо помнить, что чувство вины используется в процес­сах воспитания. Некоторые авторы считают, что можно выделить пять основных невротических форм вины, при помощи которых ро­дители организуют процесс воспитания:

• вина через любовь обусловливает необходимость определенных действий или отказа от них, если человек любит. «Ты виноват, по­тому что. », «Если ты меня любишь, то ты откажешься от. ». Че­рез эту же форму вины происходит наказание окружающих за их «грехи» (напоминание, что они не правы, копание в старых гре­хах);

•общественная вина, связанная с попытками подчинить человека правилам, существующим в обществе. «Как другие отнесутся к тому, что ты. »;

•сексуальная вина, связанная с представлениями о греховности секса, направленная на сексуальное ограничение. «Как тебе не стыдно в твоем возрасте думать о сексе. »;

•религиозная вина, связанная с ощущением вины перед возмож­ным совершенством высшей силы, ориентирует на стремление к недостижимому;

•самонакладываемая вина, возникающая в случае нарушения соб­ственных норм и правил поведения.

Альтернативой чувства вины является совесть и ответственность. Совесть — это внутренний запрет на неодобряемые собой действия. Ответственность — это стремление выполнять взятые на себя обяза­тельства.

Учитывая все вышеперечисленное, консультирование чувства вины может вестись в нескольких направлениях.

1. Смена позиции вины на позицию совести и ответственность. Так как позиция вины связанна с сильными эмоциональными пере­живаниями, то оценка специфики поведения, ошибок и средств их исправления практически невозможна. Позиция ответственности позволяет, несмотря на дискомфорт, адекватно оценивать ситуацию и развиваться.

В консультировании необходимо признание реальной вины, как совершенных или несовершенных действий, что является условием принятия ответственности. После этого необходимо научиться раз­делять эту ответственность. Следующим этапом является искупле­ние вины, т.е., конкретные методы по компенсации ущерба. Послед­ний этап этого направления работы — раскаяние, которое приносит облегчение и виноватому, и тому, кому причинили вред. На этом аспекте построен процесс примирения жертвы и агрессора (медиа­ция).

2. Основано на методах визуализации и мысленного прощения у человека, перед которым ощущается вина. Данный метод чаще ис­пользуется для работы с экзистенциальной виной второго типа.

Читайте также:  Когда не чувствуешь ни вкуса ни запаха еды

3. Отдельно существует так называемая вина утраты, возника­ющая следствии потери близких. На первой и второй стадиях рабо­ты горя идет адекватное переживание шока и отрицания, которое в дальнейшем сменяется чувством вины. При этом вина существует параллельно с агрессией на ушедшего и на себя. Консультирование в этом случае должно быть направленно на раскаяние и принятие собственной вины с внешними ритуальными проявлениями дей­ствий. Вина без раскаяния в этом случае может быть опасна, так как приводит к поиску самонаказания.

4. В случае гипертрофированного чувства вины, возникающего вследствие перекладывания родителями ответственности за проис­ходящее на ребенка, необходимо разделение этой ответственности с принятием осознанного права не отвечать за действие окружающих.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Психотерапевтическая работа с чувством вины

Автор — Виктория Дубинская (фрагмент из книги «О чувствах в терапии»)

Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов.

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

  • начало, причина, источникъ, поводъ, предлогъ;
  • провинность, проступокъ, преступление, прегрешение, грехъ;
  • всякий недозволенный предосудительный поступокъ.

Виноватый — сделавший какой-либо проступокъ; должный, обязанный кому уплатой;

Виниться — признавать за собой вину, сознаваться в ней, просить прощения; быть обвиняемым.

Как видно из толкования Даля, вина довольно сложное и амбивалентное переживание. С одной стороны, вина — это чувство, порождаемое совестью. И одновременно, движущая сила, источник мыслей, предлог для осмысления жизни. Мы совершаем внутреннюю духовную работу, сравнивая поступок или действие с тем, что считаем достойным и верным в данной ситуации, и оцениваем себя. Мы можем чувствовать уверенность, покой, удовлетворение, гордость за себя, если мы себе НЕ ИЗМЕНИЛИ. И вину — если сбились с пути.

Часто мы не замечаем, как наша личность эту духовную работу ведет, и лишь ощущения дискомфорта, неудобства, тяжести на душе, тянущее и сосущее, гнетущее, маета, наши вновь и вновь обращаемые к ситуации мысли, т.е. вина, заставляют нас обратиться к себе для дополнительной работы.

Три шага такой работы — есть терапевтическая стратегия работы по обработке чувства вины:

  • внимательного анализа ситуации, принятие жизненного пути человека как череду шагов и поступков, часть из которых всегда ошибочны,
  • переживания вины, которая усиливается в месте ошибки, тем самым помогая ее распознать; с помощью сравнения с ценностями ошибка оценивается и взвешивается;
  • работа раскаяния.

Если с первыми двумя шагами многие справляются, то третий шаг — работа раскаяния — часто бывает в терапии упущен. Исторически так сложилось, что в нашей стране властвуют установки «ошибаться — это плохо» и «когда-нибудь, когда ты перестанешь ошибаться, ты наконец станешь хорошим». Обнаружить ошибку уже болезненно, поскольку это воспринимается как признак неполноценности.

Раскаяние — это возможность простить себя, отпустить вину, перестать иметь долг. Верующим это работу помогает сделать священник. Его работа состоит в том, чтобы развеять несущественное, а за адекватную вину человек выполняет некоторую работу: просит у обиженного им человека прощение, дает милостыню, кается.

Терапевтическая работа похожа. Если прошлое нельзя изменить, если ошибки в природе человека, то что можно теперь сделать с ее последствиями? Может быть, можно что-то исправить, хотя бы частично. Если это невозможно, то вместе с терапевтом проживается сожаление и раскаяние.

Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов. Они рассказывают ситуацию, жалуясь и оправдываясь, преуменьшая свою роль и преувеличивая роль обстоятельств, неосознанно ставя терапевтов на место своей совести и запрашивая отпущение грехов.

Это терапевтическая ловушка. Задача терапевта — придать работе вины духовный смысл личностного развития. Ведь каждый раз при серьезном и вдумчивом исследовании своей ошибки мы укрепляем свою совесть, которая есть внутренняя опора личности. Совесть — это внутреннее чутье на правильное.

Читайте также:  Как называется чувство чего то нового

Совесть (Большой Энциклопедический Словарь) — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

В награду мы получаем целостность и душевный покой. Если мы начинаем совершать эту работу по «формулированию для себя обязанностей»/ мы можем обнаружить, что» кто-то в нашей жизни эти обязанности для нас уже сформулировал и ждет от нас их выполнения, а также наказывает нас с помощью вины, если мы от них уклоняемся. Это вторая природа чувства вины — интроективная или невротическая. Ее суть — переживание себя виноватым без совершения ошибки или без распознавания ее, часто на основании чужого мнения.

Это переживание базируется на конфлюэнции: человек, испытывая вину, как бы принимает ее на веру без критики, не ищет свою ошибку и своего отношения к ней, не распознает, что находится под влиянием другого человека:

  • непосредственного обвинения (например, родительское «Что ж ты, посуду не помыл»)
  • или интроекта («я опять поздно возвращаюсь (в 40 лет!), мама спать не ляжет, я уже чувствую себя виноватым»).

Стратегия работы с невротической виной — поиск своей ошибки и своего отношения к происходящему, с отделением его от привнесенного извне.

Терапевтические ошибки и ловушки: взять запрос на избавление от чувства вины, не провести в сессии различие между адекватной и невротической виной, остановиться на распознавании вины, игнорируя работу раскаяния.

Пример из практики

Сертификационная сессия. Работает молодая девушка с клиентом, мужчиной 35 лет. Его запрос в том, что он испытывает беспокойство и вину: он недавно женился и очень любит свою жену, но с момента женитьбы стал засматриваться на улице на красивых женщин. Терапевт сфокусировался не на раскрытии сути вины: как он себя винит и в чем он именно при этом виноват, чем это для него важно, что его в этом беспокоит, а на том, откуда он знает, что «нельзя смотреть на красивых женщин» (одна из техник работы с интроектом).

Конечно, это привело к некоторому абсурду. Взрослый мужчина не мог не согласиться, что это глупое правило. Он почувствовал облегчение — временное, поскольку эмоциональные фигуры беспокойства и вины были упущены. А ведь он говорил о чем-то для себя важном, а не глупом. Что было за его беспокойством? Почему женитьба спровоцировала его дополнительный интерес к женщинам? Может, есть внутреннее ощущение несвободы и протест против него? Может быть, он боялся не устоять и потерять жену? Может, есть с женой какие-то трудности, чего-то он в этих отношениях не получает? В конце сессии мужчина сказал: «Большое спасибо! Мне стало легче, я теперь понял, что смотреть на женщин — это хорошо, и не буду больше себя винить».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:

«Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне: son coeur et sa fortune (руку и сердце); но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней? куда я себя готовлю? чего я жду от будущего. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?… Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере, буду стараться, чтобы оно сбылось как можно позже».

Источник

Оцените статью