Консультация для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
консультация
- формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;
- развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);
- развивать эмоциональную устойчивость и гибкость;
- при помощи упражнений помочь осознать личностные и профессиональные ресурсы, способы достижения жизненных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
- формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;
- развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);
- развивать эмоциональную устойчивость и гибкость;
- при помощи упражнений помочь осознать личностные и профессиональные ресурсы, способы достижения жизненных целей.
Проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении в настоящее время является особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка педагогов должна стать одной из приоритетных линий в работе педагога-психолога.
Выбор сферы деятельности «Человек — человек» и процесс накопления опыта педагогом — воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала. 1 этап — репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3 этап — «как?» — после 40 лет. Затем — либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация.
Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35- 40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующуюся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:
- характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
- загруженность рабочего дня;
- высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
- большое количество детей в группе;
- нечеткая организация деятельности;
- неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
- социальные условия.
- Среди субъективных факторов выделяются:
- индивидуальные свойства нервной системы;
- уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
- мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
- опыт, знания, навыки.
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:
- напряжения;
- резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);
- истощения.
Напряженными для педагога могут быть ситуации :
- взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
- взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
- взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
- низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
К симптомам эмоционального выгорания относится: эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия; напряженность в отношении к людям;
заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив; частая раздражительность;
психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно- кишечные расстройства и т.д.); снижение активности.
В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.
Стресс (от англ. $1гезз- давление, напряжение) — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях .
Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.
Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.
- В фазе формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций — это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.
Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на «хороших” и «плохих», отдавая предпочтение одним и игнорируя других.
Симптом неадекватного эмоционального реагирования — воспитатель неоправданно «экономит» на эмоциях. «Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым».
Симптом редукции профессиональных обязанностей — это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.
- Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Преобладает симптом эмоциональной отстраненности.
— воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.
Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся :
- эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
- напряженность в отношении к людям;
- заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
- частая раздражительность;
- психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно- кишечные расстройства и т.д.);
- снижение активности..
- Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.
- Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь — это смена эпизодов неустойчивости и стабильности. В чем заключаются особенности уравновешенного педагога?
Особенности уравновешенного педагога
Характеристика уравновешенного педагога
Обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости
Устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью
Способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию
Обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем
Обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ
Оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться
Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:
- Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
- Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
- Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая — съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.
Упражнение «Напряжение — расслабление»
Цель: снятие мышечных зажимов
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
Источник
Консультация «Синдром эмоционального выгорания. Симптомы. Причины. Лечение»
наталья крамарева
Консультация «Синдром эмоционального выгорания. Симптомы. Причины. Лечение»
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Представьте себе состояние, при котором человек ощущает себя ослабленным физически, морально и умственно. Индивид не понимает происходящего с ним, рабочий день кажется бесконечным и унылым, невозможно сосредоточиться на выполнении какой-либо функции, сделать определенную операцию вовремя и хорошо. Профессиональная деятельность не приносит былого удовлетворения. Даже самая маленькая неудача выбивает из колеи, заставляет опускать руки, преследует раздражительность и обидчивость. И это – не хандра, а так называемый синдром выгорания.
Если ранее его связывали с изнеможением и ощущением человеком своей бесполезности, то сейчас положение дел изменилось. Теперь к этим факторам прибавился психосоматический компонент и специалисты склонны считать такое состояние предболезнью.
Этот феномен личностной деформации внесен в МКБ под номером Z73 под рубрикой «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». В мире он достаточно распространен.
Очень важно вовремя заметить первые проявления данного психического расстройства и сразу принять меры по его устранению, так как если позволить ему развиться, то это приведет к серьезному нервному срыву.
Г. Фрейденберг (психолог из США) в 1974 году первым заострил проблему эмоционального истощения в своей работе. Ученый указал, насколько сильно синдром выгорания оно влияет на личность человека, описал подробно причины, симптомы, а также этапы его развития.
Фрейденберг назвал данный феномен burnout (профессиональное выгорание) и связал с особенностями работы людей, которые постоянно имеют дело с так называемым человеческим фактором. Они, по долгу службы, изо дня в день испытывают на себе последствия чужого плохого настроения, негативных проявлений, неадекватного поведения и, в итоге получают огромные стрессовые нагрузки. В такую категорию входят профессии,связанные:
• со службой спасения и силовыми структурами;
• с преподавательской деятельностью (школы и вузы);
• с работой в больнице;
• с сервисными услугами большим потокам клиентов.
Проще сказать, это сотрудники образовательных организаций, социальные работники, медперсонал разных категорий, сотрудники правоохранительных органов и МЧС и т. д.
При этом специалист не исключил появления данного расстройства у творческих личностей, молодых мам и домохозяек.
Сам же термин «синдром эмоционального выгорания» (сокращенно СЭВ) придумала в 1976 году Кристина Маслач, американский социальный психолог.Она определяла его по таким критериям: эмоциональное и физическое истощение, отрицательное отношение к работе, негативная самооценка, потеря сочувствия и внимания к пациентам или клиентам соответственно.
У нас данным феноменом начали серьезно заниматься в девяностых годах прошлого столетия.
ПРИЧИНЫ И ГРУППЫ РИСКА
Сейчас нет единого мнения о том, что провоцирует развитие синдрома выгорания. Ряд специалистов утверждает, что этому способствуют организационные проблемы, связанная со стрессами профессиональная деятельность, то есть, это ответ организма на хронический стресс. Другие же называют главной причиной личностные факторы. Существует предположение, что СЭВ является заразным.
Таким образом, профессиональный кризис – это не только последствия контактов с большим количеством сложных людей и тяжелыми обстоятельствами,но и:
• напряженный, не спадающий ритм работы;
• непонятные поставленные задачи;
• повторяющиеся действия однообразны, как на конвейере;
• недостаточно поощряемый труд в плане психологическом и материальном плане;
Люди, имеющие следующие черты характера, также рискуют заполучить синдром эмоционального выгорания:
• максималисты, стремящиеся всё сделать идеально;
• мечтатели, неадекватно оценивающие свои способности и реальные возможности;
• сверхответственные люди, готовые собственные интересы принести в жертву для выполнения задачи.
Синдром выгорания грозит и тем, кто имеет привычку повышать работоспособность с помощью разных стимуляторов,как то: сигареты, энергетические и спиртные напитки, особые средства (наркотики). Они лишь вызывают зависимость, и с каждым разом их требуется все больше для получения желаемого эффекта. Организму это «не нравится», он истощается и сопротивляется разными способами.
Профессия, как показывает практика, теперь мало имеет значения, так как объемы работы все время растут, коллектив и рабочая среда становится всё тяжелее воспринимать, открытость и честность отношений исчезает, у человека нет возможности влиять на принятие важных решений, и он сомневается в своей полезности.
Подвержены синдрому выгорания индивиды, ненавидящие работу, однако не имеющие возможности ее бросить по причине необходимости обеспечения семьи.
Синдром эмоционального выгорания не чужд и домохозяйкам.Это и не странно: работа по дому однообразна, а женщин часто посещают мысли, что никто не замечает и не ценит их труд по достоинству. Такая же картина и с людьми, продолжительное время ухаживающими за тяжелобольными родственниками. Переполняющее их чувство долга омрачает безысходность и сильная обида на несправедливость.
Теперь о представителях так называемой богемы: артистах, художниках, писателях и т. п. Профессиональный кризис настигает их в случае отрицательного восприятия их творчества публикой и критиками. Непризнанный талант перестает верить в собственные силы – и происходит профессиональное выгорание.
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: СЭВ грозит любому человеку, который не получает поддержку и одобрение, но стоически не прекращающий выполнять свою работу, при этом даже перегружается ею.
СИМПТОМЫ
У человека, страдающий синдромом эмоционального выгорания, ценности личностные и семейные отходят на второй план – главное место в его жизни занимает работа.При труде на износ какое-то время неизбежно наступает такой момент: еще стремлюсь что-то делать, но уже ничего не получается. Тело, психика и дух «сломались» и не справляются с нагрузкой.
Кроме того, индивид отдаляется от общественной жизни, она ему неинтересна. Появляется депрессия, боли в спине и других частях тела, дает сбой иммунная система. Отдых и отпуск облегчения не приносит, как и повышенное употребление наркотиков и алкоголя.
Следует иметь в виду, что СЭВ не обрушивается на человека не сразу, а происходит накопительный эффект. То есть,невозможно проснуться как-то утром и ощутить: со мной что-то не так! Поэтому больной не сразу обращается за помощью, списывая свое состояние на утрату сил. Но вовремя начатое лечение позволяет сократить его срок до минимального. Если вы заметите у себя нижеперечисленные признаки, то сразу обращайтесь за помощью к специалистам.
Физические симптомы:
• нарушение аппетита – его исчезновение или, наоборот, прожорливость, ведущее к изменению массы тела;
• слабость в мышцах;
• потемнение в глазах;
• проблемы с сердечно-сосудистой системой;
• повышение употребления алкоголя.
Психоэмоциональные признаки синдрома выгорания:
• комплекс неполноценности, неверие в себя;
• недовольство всеми и вся;
• крах собственных идеалов;
• исчезновение мотивации к работе;
Данный феномен похож по проявлениям на депрессивный синдром, так как человек чувствует себя одиноким и несчастным, страдает, не может сосредоточиться для выполнения какой-либо операции. При этом эмоциональное выгорание переносится и лечится гораздо легче, чем депрессия.
Социально-поведенческие симптомы:
• нытье, жалобы на тяжелую работу и жизнь;
• сведение к минимуму общения с людьми, сознательная изоляция от социума;
• обвинение окружающих в своих бедах и проблемах;
• стремление самоустранится от ответственности и возложенных обязанностей;
• предсказание мрачных прогнозов вселенского масштаба или мельче, к примеру, ухудшения погоды.
Если тело и разум дает сигналы, то их нужно воспринимать серьезно и не оттягивать визит к психологу.
Следует иметь в виду, что эмоциональному выгоранию, спровоцированному особенностями профессиональной деятельности, часто сопутствует синдром хронической усталости. Типичными симптомами последнего является усталость, мышечная боль, снижение работоспособности и мыслительной деятельности, невозможность переносить большие нагрузки, ранее казавшиеся нормальными.
ЛЕЧЕНИЕ СЭВ
Главной ошибкой многих людей, которых настиг синдром выгорания, является недооценка опасности данного расстройства. Они считают, что просто нужно пересилить себя, не обращать внимания на душевный упадок и переутомление, и все же доделать работу. Но им жизненно необходимо обратиться за консультацией к специалисту, который поможет справиться с недугом.
Психолог даст возможность пациенту взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны, внимательно выслушав визитера и сделав анализ причин, к ней приведших.
Главный совет специалиста в этом случае: замедление. Оно предполагает не делать работу слабым темпом, а поделить ее на этапы, между которыми совершать длительные паузы. Причем последние необходимо заполнять какими-то приятными занятиями. Конечно,в этом случае проще всего домохозяйкам: можно сварить суп и полежать с интересной книжкой; погладить белье – и посмотреть очередную серию любимого фильма. Это – своего рода поощрение за проделанную работу, дающее удовлетворение и стимул к новым свершениям.
Однако человек, находящийся на работе, таких перерывов сделать не может. Ему целесообразно либо взять больничный на некоторое время, либо уйти в отпуск. Выкроенные таким образом период следует использовать для восстановления сил.
Еще один совет: лист бумаги поделить на две части, в первой написать причины выгорания, а во второй – путь решения проблемы. Так, при неясности поставленной задачи есть смысл уточнить у начальства, какой именно результат оно хочет получить. Или если не устраивает зарплата, то можно попросить надбавки, перевода на выше оплачиваемую должность или заняться поисками новой работы.
Такой подход к проблемам позволяет их четко определить, составить план по их устранению, предупредить очередные обострения.
И не стоит пренебрегать поддержкой близких и, друзей – они должны знать о вашем эмоциональном выгорании и приведших к нему причинах, всячески поддержать вас.
Синдрома эмоционального выгорания вполне можно избежать,если соблюдать такие рекомендации:
1. Укреплять здоровье с помощью физических упражнений, занятий спортом, поддерживать форму.
2. Регулярно гулять на свежем воздухе, кататься на велосипеде, роликах и т. д.
3. Соблюдать режим дня, спать не менее 8 часов в сутки.
4. Правильно питаться, сбалансировано употреблять витамины и минералы, исключить жиры.
5. Избегать вредных привычек.
6. Обязательно делать хотя бы один выходной в неделю.
7. Правильно расставить жизненные приоритеты.
8. Заниматься аутотренингами, медитацией, релаксацией.
9. Отличный вариант – аромотерапия.
10. Почаще беседовать с внимательным неравнодушным слушателем или выкладывать свои идеи на бумаге для анализа – это очистит голову от беспокоящих «дурных» мыслей.
11. Стараться правильно распределять рабочие нагрузки, не стремится несмотря ни на что быть лучшим в любом деле.
12. Не воспринимать конфликты на работе слишком близко к сердцу.
13. Научиться быстро переключаться на другой вид деятельности.
Советую приобрести способность точно определять свои приоритеты, не гнаться за ненужными вещами, не ставить во главу угла общепринятое мнение — лучше руководствоваться своим.
Необходимо также уметь терпеть потери, не боятся страхов.При утрате энергии и смысла жизни нужно верить: придут новые силы, и возникнет другой стимул.
«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.
Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: — проработать актуальное состояние педагогов — профилактика эмоционального выгорания; — развитие эмоциональной гибкости; — гармонизировать.
О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.
Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.
Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.
Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.
Источник