Консультации для воспитателей эмоциональное благополучие

Консультация на тему: Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
консультация на тему

Консультация для педагогов на заданную тему.

Скачать:

Вложение Размер
emots.blagopaluchie.docx 99.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4

607067,Нижегородская обл. г.Выкса, ул.Лазо зд.№79 контакты: тел:8(831)77-6-78-40,8(831)77-6-78-26 e –mail: mbdou2012@yandex.ru

Консультация на тему: Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Выполнила: педагог –психолог

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,

чья программа ребенку не интересна!»

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его и себя через этот мир.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать .

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений .

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка

свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку

нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности

для нас, взрослых.

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого

ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

  • быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
  • наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
  • наличие «семейных альбомов»;
  • «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
  • разумная занятость детей;
  • применение физкультминуток во время занятий;
  • наличие традиций в группе;
  • часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
  • проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
  • демократичный стиль общения педагога – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

Соблюдение педагогом принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

  • организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
  • контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
  • организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

— самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)

  • формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с вами проводят в детском саду большую часть своего времени. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Предлагаю воспитателям младших и средних групп поиграть в игру «Ласковые слова».

Задача : формировать профессиональную компетентность.

Кто из вас назовет больше ласковых слов. Воспитатели обращаются к кукле, передавая ее по кругу. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

Итог: самым внимательным, добрым и ласковым становится…

А сейчас воспитатели старших и подготовительных групп поиграют в

игру «Комплементы» так как в старшем дошкольном возрасте дети уже нуждаются во внимании сверстников, и задача обучать детей делать комплементы друг другу или добрые пожелания.

Стоя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплемент своему соседу. Игра поводится по кругу.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для малышей — «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме.

Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

  • для детей 4-5 лет — «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости — эффективной и своевременной;
  • старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений .

Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком,личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.

  1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями — Москва : Сфера, 2009.
  2. Балабушка Л. Родители — наши первые помощники / Л. Балабушка, О. Галибаш // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2004. — N 2. — С. 47.
  3. Елжова Н. В. Работа с детьми и педагогами в дошкольном образовательном учреждении: — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008
  4. Г.Г. Филиппова. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия.

Источник

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада».
консультация

консультация для воспитателей » Эмоциональное благополучие ребенка в группе детскогосада». (консультация, рекомендации).

Скачать:

Вложение Размер
emots._blagopol.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ребенка в группе детского сада.

Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.

Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребенок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт.

Таким образом, на смысловом, понятийном уровне можно сделать, что это – синонимы:

  • положительные эмоции, желание посещать детский сад = психологический комфорт = эмоциональное благополучие.

Важнейшая задача всех педагогов детского сада создать такие условия, чтобы детям в детском саду было хорошо, комфортно, чтобы каждое утро ребенок с удовольствием шел в детский сад, а спокойные родители шли на работу.

Решение этой задачи не может быть однозначным и простым. Сложный вопрос, такой, как обеспечение психического, эмоционального благополучия ребенка, требует разнопланового подхода к решению и определяется многими составляющими:

(как, впрочем, большинство проблем, связанных с воспитанием и развитием детей).

  1. Какую возрастную группу посещает ребенок, т.е. каков возраст ребенка (с детьми раннего, младшего дошкольного возраста – это одни приемы и подходы, а с детьми дошкольного возраста – другие).
  1. Индивидуальными особенностями ребенка, которые должен знать воспитатель, которые быстрее узнаете, расспросив родителей, быстрее найдете контакт с ребенком, расположите его к себе, к детскому саду. Знать, изучать, использовать индивидуальный подход.
  1. Уровнем профессионализма педагога: чем педагог профессиональнее, тем быстрее и более эффективные методы подберет для снятия напряжения у ребенка, стресса. Помнить, знать, что «Комфортная дистанция общения» с детьми может быть разная .
  1. Личностные («человеческие») качества педагога: чуткость, сострадание к ребенку (маме), умение и желание приласкать, пожалеть, желание поискать эффективные пути адаптации желание ребенка к детскому саду. Даже если вы не особенно мягкий и ласковый по натуре человек, но знаете, что этот ребенок хорошо откликается на ласку, требует особенно теплого отношения, найдите в себе резервы, проявите актерские способности (в хорошем смысле этого слова).

Если воспитатель занимает позицию стороннего наблюдателя («ничего привыкнет»), то процесс адаптации для ребенка затянется надолго и будет протекать сложнее.

  1. Эмоциональное благополучие в значительной, большей степени определяют воспитатели, но и все взрослые (младшие воспитатели, вечерние няни, логопеды, специалисты – все!).

Помнить это, знать меру своей ответственности должны все взрослые!

  1. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его жизни начинают играть сверстники. Если у ребенка не складываются отношения с детьми группы у ребенка статус «непринятого» в группе ребенка, «изгоя», — это недопустимая ситуация, которая может нанести психике, личности ребенка непоправимый вред, вмешательство воспитателя обязательно! Обращение к психологу и «перелом» ситуа-ции в пользу ребенка – обязательно!

Много негатива, дискомфорта могут обусловить ребенку нескладываю-щиеся отношения с кем-то из детей, постоянные обиды со стороны агрессивных детей и т.п. Задача воспитателя видеть, замечать это, реагировать, примерять детей, а порой брать детей под свою защиту.

Чувство психологической защищенности ребенка может и должен обеспечить педагог каждому ребенку! В этом заключается гуманизм педагогических позиций педагога!

Вопросы для устного обсуждения с педагогам

  1. Создание эмоционального благополучия для ребенка – задача только воспитателей детей раннего возраста и младшего дошкольного, когда дети только пришли в детский сад.

(Задача актуальна для всех групп)

  1. Эту задачу необходимо решать только в период адаптации ребенка к детскому саду или постоянно?
  1. Период адаптации характерен только для групп раннего возраста (1,2 млад. гр.), куда принимают новых детей или
  2. Когда вновь актуальна повышенная забота, внимание педагога к эмоциональному благополучию ребенка:
  • в любой группе после болезни ребенка;
  • перевод ребенка в новую группу, из другого детского сада;
  • непринятый, особо ранимый ребенок, сложная ситуация в семье (родился малыш, смерть близких) и др.
  1. Должны ли воспитатели информировать родителей о результатах, течении адаптации, обеспечивать спокойствие родителей? Только в яслях? (Везде, где новые дети!).

Некоторые рекомендации, примеры по созданию условий для психологического комфорта детей, без претензий на оригинальность и высококлассность (а порой эффективны самые простые методы и приемы, главный из которых – теплое ласковое общение с ребенком) и без относительности по возрасту (т.е. слушайте и делайте сами выводы – что вам подходит, приемлемо – нет).

Что именно должны педагоги (воспитатели) о создании в группе условий для эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада, обеспечивающем нормальное самочувствие и развитие ребенка?

  • Грамотная, продуманная, четко спланированная работа с детьми во время утреннего приема, т.к. для детей этот период наиболее сложен, требует большого эмоционального напряжения, что вызвано расста-ванием с родителями.

Что поможет снять это напряжение?

  • Очень теплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приема (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное (например, «Ну вот и Саша пришел! Хорошо! Мы тебя давно ждем. И Вова о тебе уже спрашивал»).
  • Обязательно выходить принимать ребенка в приемную (независимо от возраста детей).
  • Завести ребенка в группу за руку, а если это ясли – занести на руках. Уделить такое внимание не отдельным, а большинству детей группы.
  • Приветливое, улыбающееся лицо воспитателя, обращение к детям в группе: «Дети, а вот и Саша пришел. Давайте поздороваемся с ним».
  • Необходимо предложить ребенку какую-то игру, труд, сесть поговорить с ним – т.е. занять содержательной деятельностью, спросив его желание.
  • Особого внимания воспитателя требуют дети, которые утром плачут, не отпускают маму. Воспитатели обычно знают эту особенность у своих детей и должны каждый раз продумать, что скажут, что сделают, чтобы успокоить ребенка, завести в группу. Это требует от воспитателя профессионализма и творчества. Это сложно, но необхо-димо, т.к. тот прием, который вчера был эффективен, сработал, сегодня на ребенка не подействует.
  • Можно выйти в приемную за руку с кем-то из детей, кто дружит с этим ребенком, сказав, что друг заждался.
  • Можно вынести новую игрушку, забаву, которую ребенок еще не видел. Обыграть ее, сказать, что он сейчас покажет детям вместе с воспитателем.
  • Можно, зная индивидуальные особенности детей, сказать, что будет дежурить (если ребенок это любит) или просто «будешь сегодня моим помощником»» (для раннего и младшего дошкольного возраста это не характерно!).

Что поможет обеспечить психологический комфорт в течение всего дня, ребенку желание идти в детский сад:

  1. Насыщенное интересным содержанием, событиями, открытиями ежед-невное пребывание в детском саду.
  2. Гуманное отношение к ребенку, знание его индивидуальных особенностей, проблем – помощь в их решении.
  3. Позиция общения с ребенком – «не над, а рядом и вместе с ребенком».
  4. Уважение личности ребенком, соблюдение его прав. Обеспечение психологической зщищенности.
  5. Ежедневный анализ своей деятельности, рефлексия, работа над ошибками.

В новом учебном году – с любовью к детям

с высоким профессионализмом и чувством ответственности!

Источник

Читайте также:  Как женщина чувствует процесс оплодотворения
Оцените статью