Чужие чувства
Леонтьев Константин Чужие чувства
по мотивам смутных воспоминаний
о романах скандинавских писателей
(пьеска для чтения)
Линни — обаятельная девушка, отличающаяся изящной грацией и щедрой мимикой, иногда свойственными умным и не успевшим озлобиться людям
Тилли — молодой человек; при любом упоминании о Линни становится похож на умирающего совенка
Эльза Дагмар — дама очень неопределенного возраста, впрочем, весьма редко теряющая свою привлекательность
Эдвард Дагмар — муж Эльзы Дагмар, почти смирившийся со своей участью пессимист; выглядит таким замотанным и потасканным, как будто до него в его теле уже жили несколько человек
Ганс Циннеркнок — немного нелепый и немного циничный мужчина «слишком средних лет», настолько упитанный и богатый, что уже не считает нужным скрывать свое мнение по некоторым вопросам
Роли 1-го и 2-го критика могут исполнять те же актеры,
которые играют Эдварда Дагмара и мистера Циннеркнока.
Время действия: теплый летний день.
Место действия: на свежем воздухе в загородной местности.
Маленькие просьбы к господам актерам:
играть энергично и эксцентрично — «рвать в клочья страсть»,
реплики произносить живо,
после слишком умных делать паузы для осознания и восхищения,
после немного смешных — антракты для слез, обмороков, инфарктов и аплодисментов.
Желательно, чтобы декорации были радостные и зеленые. Как доллары.
Это всегда навевает приятные воспоминания.
Картина 2. У озера
Картина 3. Ожидание
Картина 4. Подслушивание
Картина 5. Советы
Картина 6. Встреча
Картина 7. Эпилог
Картина 1. Пролог
(именно с этой части лучше начинать чтение)
Линни и Эльза Дагмар.
Разговаривают в шутливом тоне о разных пустяках.
«Слегка» поют птички.
Как хорошо! Как необъяснимо хорошо! Ласковое солнышко, теплый ветерок, задумчивые волны, синева небес, перышки облаков, ленивые и радостные мысли. Броситься бы в воду — и лететь, лететь над зеленой глубиной! А то дома все толкуют о каких-то процентах, случаях, гороскопах, радикулитах, чувствах и прочем вздоре. И приходится тоже говорить, говорить — только потому, что все иногда замолкают, а всем сразу молчать неприлично. Странно, отчего так тоскливо бывает с близкими, дорогими, родными людьми, которых любишь, которых совсем не хочешь потерять и вовсе не желаешь обидеть? Вдруг возникает какая-то неприязнь, почти ненависть. Какое-то необъяснимо-отчаянное раздражение. Начинаешь не любить даже вещи. Вот тебе нравится мое платье?
То, которое было на мне вчера.
(постепенно оживляясь) Синее?
С белым воротничком?
Думаю, мне бы оно очень понравилось, но я его никогда не видела.
И не увидишь. Я его теперь терпеть не могу.
Просто оно было на мне тогда, когда. (неожиданно замолкает)
(оживляется) Когда? Когда что-то случилось?
Ну, мы были наедине с Тилли.
Бедняжка! Один на один с молодым мужчиной, который еще не знает, как надо себя вести, чтобы очаровать женщину, но уже умеет ее расстроить. Так что же случилось «тогда, когда»?
Он вдруг сделался дерзок.
(саркастически) И в чем это выражалось?
Ну, он стал так на меня смотреть.
Вот так! (показывает «бараний взгляд»).
Вот так? (передразнивает)
Да (обе смеются). Я так испугалась.
Нет, я все время боялась только одного: вдруг он разразится такими безутешными рыданиями, что распугает всех окрестных воробьев. Он в основном молчал, но у него на лице было написано такое, что хотелось поскорее взять ластик и все стереть (показывает кулачком).
Бедняжка! Это действительно ужасно, когда мужчина начинает сопеть то ли от нехватки слов, то ли от переизбытка чувств. Обычно мальчики становятся более выносливыми где-то после семидесяти лет семейной жизни. И почему мужчины все время или думают о каких-нибудь глупостях или говорят какие-нибудь глупости? Тилли не позволил себе никаких недопустимых вольностей?
Нет, что ты. Он только смотрит с немым обожанием.
(возмущенно) Он был наедине с тобой больше часа и ни разу не попытался даже прикоснуться к твоей руке?
Но ведь он, наверное, понимал, что я бы жутко рассердилась.
Ну и что? Порядочный мужчина, оказавшись наедине с женщиной, должен не реже двух раз в минуту давать ей достаточные поводы для пощечин. Я всегда подозревала, что он из тех скучных молодых людей, которые считают сдержанность своей главной обязанностью. Нерешительный мужчина — это не мужчина, а стюдень.
Зато какие смешные письма он мне пишет! Вот, например, недавно написал: «Я хотел бы получить от Вас хотя бы одно-единственное письмо. И чтобы там была такая строчка, или фраза, или слово, чтобы я мог носить его собой и беспрестанно перечитывать». Как думаешь, он меня любит?
Любит — не любит. На самом деле, только женщины умеют любить, но по-настоящему они любят только детей. А мужчины. Мужчины приходят и уходят, а дети накапливаются. Печальная истина: женщины — любят, а мужчины только влюбляются. Да и влюбиться-то современные мужчины по-настоящему не способны: они только и могут, что хвастаться своими женами и завидовать тем, у кого их нет. Все они одинаковые! Лживые, злые, коварные существа низшего порядка! Все-таки какая правильная резолюция из двух пунктов была предложена для всемирного женского конгресса: все мужчины подлецы и носить абсолютно нечего. Вот в прошлые века мужчина добивался женщины в борьбе с другими самцами — и это считалось нормальным. Раньше они бегали за нами до тех пор, пока могли ходить, но даже после этого не успокаивались, а устраивали засады на диванах. Теперь не тот мужчина пошел! Сам от ужаса содрогается и других содрогает. А где же подвиги? А где серенады? Все мужчины — козлы, только зарплата у них разная. Все они сволочи, только мы маненечко хорошие! (постепенно успокаиваясь) Что-то я разошлась. В принципе, большинство мужчин — существа почти безвредные, но неприятные. Как тараканы.
Чем же они так неприятны?
Тем, что сначала делают все, чтобы женщина обратила на них внимание, а потом — все, чтобы она утратила всякий интерес к жизни. Мужские капризы слишком однообразны. Вот, например, мой Эдвард такой жуткий зануда, а это так утомляет. Кажется, чтобы избавиться от его нытья, его мало просто пристрелить, его надо еще закопать и могилу забетонировать. Ничего не бывает скучнее глупого и некрасивого мужчины, который к тому же любит поговорить о своей работе. Сколько раз ему говорила: «Не трогай работу — и она тебя не тронет!» Сколько сил, нервов и времени приходится потратить нам, бедным девочкам, на поиски своего идеала! Вот у одной моей подруги — мы с нею давно не виделись, бедняжка, говорят, она за последний год удвоила свою фигуру — у моей подруги — ты ее не знаешь — нормальным оказался только третий муж, если считать после четвертого. Боже, как он умел молчать!Бывает, что она ему ни говорит — он молчит. О чем его ни спросит — он молчит. Все молчит и молчит. Сволочь!
Да, современные мужчины не умеют ни говорить, ни молчать.
А среди неинтересных людей так трудно выглядеть красивой! Хочу назад в детство: там было так хорошо — даже поплакать иногда разрешали.
Господи, какие мы несчастные!
И как нам это идет!
Ну почему эти изверги никак не хотят понять: все, что нам нужно — это маленькая шоколадка, скромный букетик цветов, небольшая красивая яхточка, небольшая уютная виллочка, небольшой живописный островок в Средиземном море. Ну и еще немного любви — это, конечно, главное. Потому что, когда боятся выразить чувство, перестают чувствовать.
Не такие же мужчины дураки, чтобы этого не знать?
Такие! Такие! Если бы мужскую глупость можно было продавать по себестоимости, все жены были бы миллиардершами. Говорят, что иногда некоторые мужчины понимают женщин, но, по-моему, это наглая ложь, не опирающаяся ни на какие научно обоснованные факты.
Круглосуточно терпеть чье-то восхищение — это тоже очень тяжело.
Я бы не отказалась. Говорят, что быть любимой не надоедает.
Источник
Константин леонтьев чужие чувства
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 393
- КНИГИ 654 422
- СЕРИИ 25 037
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 693
Ласковая комедия по мотивам смутных воспоминаний о романах скандинавских писателей (легкомысленная пьеска для ленивого чтения)
Количество ежедневно вырабатываемой и потребляемой нежности ограничено.
Напутствие от Эдуарда Успенского
Нельзя быть такими интеллигентными – надо сдерживаться!
Уважаемые владельцы этой книги!
У Вас в руках – ласковая комедия «Чужие чувства».
Хотя нормальные люди пьес не читают, я Вам советую ее обязательно прочесть.
Здесь Вы встретите удивительные диалоги не в меру образованных и в меру ехидных людей, ничуть не уступающие диалогам Оскара Уайльда.
Может показаться странным, что в пьесе действуют иностранные граждане и гражданки, но, как ни жаль, такие слова в устах наших Анн Петровен и Елен Борисовен пока маловероятны.
Поэтому советую Вам забыть о национальных признаках и временных предрассудках. Лучше просто почитайте эту книжку и порадуйтесь.
Уверен, много веселых и остроумных высказываний Вы сможете взять на вооружение.
Это не только мое мнение. Это мнение режиссера Марка Розовского.
Он даже поверить не мог, что пьеса непереводная.
– Марк, может быть, поставишь ее?
– Слишком интеллигентно для моего театра. Я ставлю более суровые и проблемные пьесы.
Может быть, дорогой читатель, Вы или Ваш театр окажетесь менее суровыми и более интеллигентными?
Девушка! У вас глаза, как у Венеры Милосской!
…Я спросил издателя, была ли за последние годы в издательстве книга, которая принесла успех? Подумав, он ответил: «Была. Перевод с английского: „Как увеличить размер мужского члена“. Восьмой тираж запускаем».
Эту пьеску читали разные люди – и давали самые противоречивые отзывы.
«Слишком мало трупов. Публика будет разочарована», – сказали одни.
«Слишком много фраз, заставляющих смеяться. Читатели устанут хихикать», – сказали другие.
Упрекали в том, что каждый из героев почему-то умен, а в жизни так не бывает.
Автор пытался оправдываться, уверяя, что все умные люди чем-то похожи друг на друга, а герои похожи, потому что на самом деле это – один и тот же человек с одинаковыми чувствами, только с разными вариантами судьбы.
Но оказалось, что добрых людей в мире гораздо больше, чем злых. Кстати, это легко проверить, если пересчитать тех, кто нас обидел, и тех, кто еще не успел.
Очень умная девушка написала: «Персонажей мало, разговоров много. Это хорошо».
И вообще знакомые, мнению которых автор не имеет особых оснований не доверять, одобрили это произведение. Говорили, что оно «легко», «приятно», «вкусно» и «прекрасно», как «цвет глаз грузинки на закате».
А на самом деле автору просто хотелось написать что-нибудь уютное, красивое. Или хотя бы умное… Такое, за что можно немного «зацепиться» чувством или мыслью.
Пусть дальше, перефразируя Стругацких, все будет как всегда: два человека похвалят, десять обругают, а миллиарды просто не заметят. Автор был искренне удивлен тем, что «два» и «десять» в этой формуле пока почему-то поменялись местами.
В результате автор возгордился настолько, что почти перестал стыдиться собственного творения и даже решился его опубликовать. Что поделаешь, некоторые люди быстро наглеют, если их хвалят или кормят.
Есть такая удивительная статистика: в среднем за свою жизнь человек случайно проглатывает 70 насекомых, почти 3 года (если просуммировать) говорит по телефону, 8 лет работает, 12 лет смотрит телевизор и несколько недель читает (в основном, конечно же, календари и телефонные справочники).
Однако автор наивно надеется, что его книжка тоже способна доставить не меньшее удовольствие и подарить хотя бы несколько радостных светлых минут тому, кто не пожалеет потратить на ее чтение время, сэкономленное за счет работы или глотания насекомых.
Линни – обаятельная девушка, отличающаяся изящной грацией и щедрой мимикой, иногда свойственными умным и не успевшим озлобиться людям.
Тилли – молодой человек; при любом упоминании о Линни становится похож на умирающего совенка.
Эльза Дагмар – дама неопределенного возраста, впрочем, весьма редко теряющая свою привлекательность.
Эдвард Дагмар – муж Эльзы Дагмар, почти смирившийся со своей участью пессимист; выглядит таким замотанным и потасканным, как будто до него в его теле уже жили несколько человек.
Ганс Циннеркнок – немного нелепый и немного циничный мужчина «слишком средних лет», настолько упитанный и богатый, что уже не считает нужным скрывать свое мнение по некоторым вопросам.
Роли 1-го и 2-го критиков могут исполнять те же актеры, которые играют Эдварда Дагмара и мистера Циннеркнока.
Время действия: теплый летний день.
Место действия: на свежем воздухе в загородной местности.
Маленькие просьбы к господам актерам: играть энергично и эксцентрично – «рвать в клочья страсть», шепелявить умеренно, реплики произносить живо, после слишком умных делать паузы для осознания и восхищения, после немного смешных – антракты для слез, обмороков, инфарктов и аплодисментов.
Желательно, чтобы декорации были радостные и зеленые. Как доллары. Это всегда навевает приятные воспоминания.
Картина вторая (но первая)
Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят только плохое. Двадцатый иногда говорит хорошее, но делает это плохо.
Когда мы счастливы, мы всегда хорошие, но когда мы хорошие, мы не всегда счастливы.
Автор полагает, что именно с этой части безопаснее всего начинать чтение его произведения, несмотря на проблемы с нумерацией.
Линни и Эльза Дагмар. Разговаривают в шутливом тоне о разных пустяках. «Слегка» поют птички.
Линни. Как хорошо! Как необъяснимо хорошо! Ласковое солнышко, теплый ветерок, задумчивые волны, синева небес, перышки облаков, ленивые и радостные мысли. Броситься бы в воду – и лететь, лететь над зеленой глубиной! А то дома все толкуют о каких-то процентах, случаях, гороскопах, радикулитах, чувствах и прочем вздоре. И приходится тоже говорить, говорить, говорить – только потому, что все иногда замолкают, а всем сразу молчать неприлично… Странно, отчего так тоскливо бывает с близкими, дорогими, родными людьми, которых любишь, которых совсем не хочешь потерять и вовсе не желаешь обидеть? Вдруг возникает какая-то неприязнь, почти ненависть. Какое-то необъяснимо-отчаянное раздражение. Начинаешь не любить даже вещи. Вот тебе нравится мое платье?
Эльза Дагмар (лениво). Какое?
Линни. То, которое было на мне вчера.
Эльза Дагмар (постепенно оживляясь). Синее?
Эльза Дагмар. С белым воротничком?
Эльза Дагмар. Думаю, мне бы оно очень понравилось, только я его никогда не видела.
Линни. И не увидишь. Я его теперь терпеть не могу.
Эльза Дагмар. Почему?
Линни. Просто оно было на мне тогда, когда… (Неожиданно замолкает.)
Эльза Дагмар (оживляется). Когда? Когда что-то случилось?
Источник