- Конспект занятия в средней группе на развитие эмоционального интеллекта с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня». план-конспект занятия (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект по формированию компонентов эмоционального интеллекта план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников «Мы всегда придем на помощь…»
- Ход занятия:
Конспект занятия в средней группе на развитие эмоционального интеллекта с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня».
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Создание положительного психологического климата среди дошкольников; обучение пониманию собственного эмоционального состояния.
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнение — мимическая гимнастика «Покажи настроение»
3. Сказкатерапия «Сказка про Умку»
4. Игра «Веселый колобок»
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Рисунок «цветок настроения»
7. Сюрпризный момент.
8. Ритуал прощания «Всем всем до свидания!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_razvitie_emotsionalnogo_intellekta.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе на развитие эмоционального интеллекта с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня».
Цель: создание положительного психологического климата среди дошкольников; обучение пониманию собственного эмоционального состояния.
1. Ритуал приветствия.
В круг все вместе становитесь
И улыбкой поделитесь.
На соседа посмотрите
И ему вы улыбнитесь.
Второму имя назовите,
Руку дружбы протяните.
— От ласковых имен стало тепло как от солнышка. Давайте мы все попробуем превратиться в солнышко и согреть друг друга взглядом, лучиками, улыбкой.
2. Упражнение – мимическая гимнастика «Покажи настроение».
— Ребята, какое у вас сегодня настроение?
— А какое еще бывает настроение? (веселое, радостное, грустное, злое…)
— Как вы можете узнать, какое настроение у людей, окружающих вас? (по выражению лица)
— Предлагаю показать, как меняется выражение лица, когда меняется наше настроение.
Когда нам грустно – мы делаем так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы напуганы – мы вот такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
А когда мы радуемся – то вот какие. ( демонстрация картинок-смайликов)
— Ребята, приятно, когда вам улыбаются? Как вы считаете, с каким ребенком лучше дружить – веселым, приветливым, или с сердитым и печальным?
— Я вам открою один секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хотите, чтобы у вас было хорошее настроение, думайте о хорошем!
3. Сказкотерапия «Сказка про Умку».
Послушайте историю, которая произошла с мишкой Умкой.
На далеком севере, среди крупных снегов находится ледяная пещера. В ней живет маленький медвежонок Умка. Это особенный медвежонок – он умеет думать. Умка очень любит учиться! Но самое интересное – это его мысли, которые бывают разными. Иногда они похожи на праздничный фейерверк – яркие, быстрые, сверкают, играют. Для Умки мир вокруг кажется таким разноцветным! В его голове появляются прекрасные идеи – тогда у него и настроение отличное. Медвежонок мечтает, чтобы эти минуты никогда не заканчивались.
Но не всегда мысли похожи на фейерверк. Иногда они, как океан, спокойные и тихие, светлые, как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда мысли такие, он чувствует себя уверенно и хорошо. Медвежонок мечтает, чтобы так было всегда, чтобы душевное спокойствие никогда его не покидало.
Но, иногда, Умка чувствует себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и унылое. Тогда его мысли похожи на мутную воду в непогоду. Умка называет их противными. В такие минуты медвежонок хочет как можно скорее избавиться от неприятного состояния. Ему хочется поскорее почувствовать себя снова счастливым. Но что для этого делать, он не знает. Поэтому сидит и ждет, ждет, ждет…?.
Сюрпризный момент (три стакана с водой)
— Когда Умке хорошо, ему все удается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (стакан с чистой водой).
— Когда ему в голову приходят отличные идеи, настроение бывает прекрасным, радостным, мысли становятся похожими на салют: они блестят, переливаются, как вода в этом стакане (бросаю во второй стакан блестки и размешиваю их палочкой).
— Но бывает, что ему плохо, мысли печальные и неприятные. Тогда они похожи на темную, мутную воду (бросаю кусочек глины в третий стакан).
4. Игра «Веселый колобок».
— Давайте подскажем Умке, что нужно делать, чтобы улучшить настроение?
Игрушка – колобок передается по кругу, каждый проговаривает, что можно делать, когда ему весело (можно делать добрые дела, поиграть с котиком, посмотреть веселый мультик, поиграть в любимую игру, спеть веселую песенку).
— Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам нарисовать цветок настроения, и выбрать тот цвет, который соответствует вашему сейчас настроению. А чтобы лучше выполнить задание, сначала разомнем наши пальчики.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Рисунок «Цветок настроения»
Цель: развивать умение выражать свои чувства.
Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость – это желтый, оранжевый, красный цвета, спокойствие – это зеленый, печаль – коричневый, черный, темно-синий. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. (Дети дорисовывают лепестки цветка. Обращается внимание на «лепестки», имеющие темные цвета, спросить у детей, почему у них такое настроение).
7. Сюрпризный момент.
— Дети, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные. Я хочу подарить вам вот такие «улыбающиеся шарики». Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и свое добро дарите своим родным и друзьям.
8. Ритуал прощания.
Упражнение «Всем, всем, до свидания».
Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!».
Источник
Конспект по формированию компонентов эмоционального интеллекта
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование компонентов эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте — актуальное и важное направление психолого-педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_solnechnaya_osen.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Солнечная осень» из программы
по формированию компонентов эмоционального интеллекта
в старшем дошкольном возрасте.
Цель – развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование положительной самооценки, уверенности в себе;
- Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу;
- Развитие навыка взаимодействия;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие межполушарного взаимодействия.
Оборудование: мягкая игрушка солнышко, сделанные из картона основы для солнышка, прищепки, напольная мозаика, пластилин, нарисованный на бумаге ствол дерева.
Ход занятия. Дети заходят в кабинет. Психолог начинает говорить о занятии, а потом вспоминает, что что-то забыл. Поздороваться!
Сядем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»,
Если каждый улыбнется,
День по-доброму начнется.
Психолог: «Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, и вы тоже рады. Поприветствуем друг друга: передайте по очереди по кругу свои сияющие улыбки соседу справа. Молодцы! Вы заметили, в кабинете сразу стало светлее от наших улыбок».
— Ребята, посмотрите, кто заглянул к нам в гости?! (демонстрация мягкой игрушки солнышко, включение солнечных зайчиков). А скажите мне, какое сейчас время года? Правильно, на улице осень, скоро наступит…. зима. Но солнышко еще радует нас своим ласковым теплом.
— Скажите мне, пожалуйста, какое настроение у солнышка?
— А почему вы так решили?
— А покажите, пожалуйста, как вы улыбаетесь как солнышко? А теперь рассердитесь, как осенняя туча… А испугаться как зайка, который увидел серого волка, сможете? А разозлиться, как Бармалей у вас получится? А огорчиться как Пятачок, у которого шарик воздушный лопнул? А теперь снова радуемся, как солнышко. Умницы, у вас все отлично получилось!
3. Основная часть
— Ребята, посмотрите, а солнышко наше пришло не с пустыми руками. Что это такое (демонстрация картонных основ для солнышка)?
— Колобок, тарелка, мяч, солнышко…
— Вы правы, эти круги похожи и на колобка, и на мяч. Сейчас мы с вами станем волшебниками и превратим эти круги в настоящие солнышки. Для этого прикрепим к ним прищепки, это будут лучики нашего солнца. Какого цвета могут быть лучики у солнышка? (Желтые, красные, оранжевые). Молодцы, как хорошо у вас получается. Прикрепляйте прищепки поочередно то правой, то левой рукой.
— Солнышко говорит, что увидело, как вы самостоятельно по одному умеете хорошо выполнять задания. А теперь хочет посмотреть, сможем ли мы из этой мозаики дружно и весело собрать одно большое солнышко. И чтобы у нас все получилось, работать надо очень дружно. (Дети вместе собирают солнышко из крупной напольной мозаики).
— А теперь мы с вами наше солнышко удивим и сделаем для него подарок. Посмотрите, здесь на столе лежит нарисованное дерево. Но на нем нет ни одного листочка! Что же делать? К сожалению, у меня нет ни красок, ни карандашей, чтобы их дорисовать, а только пластилин. Как вы думаете, мы сможем с его помощью украсить наше дерево? А как? Правильно, вы будете отрывать небольшие кусочки пластилина и приклеивать их к веткам дерева. Какое красивое и необычное дерево у нас получилось! Это все потому, что вы делали его вместе, весело и дружно!
— А теперь я предлагаю вам порисовать нашими волшебными мелками? Садитесь в круг на ковре, поворачивайтесь друг к другу спинами и рисуйте на них пальчиком солнышко с лучиками. Вы ведь помните, что рисовать волшебными мелками надо очень нежно, спокойно и аккуратно. Нарисуйте солнышко правой рукой, а теперь левой. Повернитесь в другую сторону и нарисуйте солнце на спине соседа слева сперва правой рукой, а потом левой. Молодцы! Понравилось? А что больше понравилось: рисовать самим или чувствовать, как на вашей спине рисуют?
— Как много дел мы с вами сделали, столько всего успели! Но вот наш день подходит к концу, темнеет, на небе вместо солнца появляется луна (выключаются солнечные зайчики, затем свет), наступает….
— Правильно, наступает ночь. А что мы ночью делаем?
4. Заключительная часть
— Я предлагаю и вам отдохнуть. Ложитесь на ковер, головами в центр. Подскажите мне, ночью на небе рядом с луной появляются…
— Посмотрите, и на нашем ночном небе появляются звезды (включается световое панно «Звездное небо»). Они ярко сияют, меняют свои цвета. А вы знаете, что глядя на звездное небо, можно загадывать желание? Сделайте глубокий вдох, выдох… звездочки, мы хотим вырасти добрыми и умными, здоровыми и счастливыми, храбрыми и смелыми, стать хорошими друзьями, пусть мамы и папы всегда гордятся нами. Вы заметили, самая большая звездочка подмигнула нам? Значит, наше желание обязательно сбудется. Сделайте глубокий вдох, выдох…Отдохнули? Хорошо, молодцы.
— На этом наше занятие подошло к концу. Вспомним, что интересного сделали сегодня. Мы смогли сделать маленькие солнышки? Смогли! Мы – молодцы! Мы собрали одно большое солнце? Да, у нас получилось! Мы сделали разноцветное осеннее дерево из пластилина? Да! И даже порисовали волшебными мелками на спинах своих друзей! Молодцы!
— Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего? (дети в кругу обмениваются мнениями). Спасибо вам, ребята, до встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ).
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским.
Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника.
Выступление на научной конференции.
В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта.
5 заповедей Я. Карчака:1. Любить ребёнка вообще. а не тоько своего собственного.2. Наблюдать ребёнка.3. Не давить на ребёнка.4. Быть честным с сабой. чтобы быть чествнм с ребенком.5. Познать себ.
Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.
Источник
Конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников «Мы всегда придем на помощь…»
Галина Татаринцева
Конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников «Мы всегда придем на помощь…»
«Мы всегда придем на помощь…»
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
— Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике и жестах;
— Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений; развивать способность управлять своими эмоциями;
— Упражнять детей в умении находить причинно-следственные связи и объяснять их;
— Продолжать развивать эмоциональную сферу ребёнка, его способность к рефлексии, развивать воображение и творческие проявления дошкольников;
— Формировать коммуникативные навыки и активизировать словарь детей;
— Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
Материалы и оборудование:
Экран с проектором, набор пиктограмм с изображениями различных эмоций, подборка отрывков из музыкальных произведений, спортивные атрибуты, кисти, гуашь, альбомные листы, стаканчики с водой, салфетки, пластилин, материалы для аппликации.
Ход занятия:
— Здравствуйте ребята, я рада видеть всех вас!
Сегодня к нам на занятие пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на всех глядят!
Взгляните в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет? А какие? (спокойные, добрые, весёлые, светлые, радостные, открытые, счастливые, ласковые, красивые)
И не строго, а с улыбкой
Очень тёплой и простой,
Гости нас встречают с вами
Чем ответим – ДОБРОТОЙ!
-Давайте поздороваемся с нашими гостями,скажем: «Доброе утро!»
Я предлагаю вам и нашим гостям провести эмоциональную зарядку, чтобы немного взбодриться.
Эмоциональная зарядка.
Улыбнемся мы вот так,
Застесняемся вот так,
Топнем ножкой, удивимся,
Хмурим брови, расправляем,
Хорошо все чувства знаем.
— Ребята, а что такое эмоции? (ответы детей)
Стук в дверь. Появление грустного Незнайки.
— Здравствуй, Незнайка. Почему ты такой грустный?
— У меня случилась беда! В моей стране всегда жили очень добрые веселые человечки, но недавно с ними случилось несчастье. У нас появился старый злой волшебник, который по какой-то причине обиделся на наших жителей… Он пришёл в ярость, злобно плюнул на землю, тридцать три раза повернулся на хромой ноге и пробормотал страшное заклятие. И в тот же миг появились на свет маленькие отвратительные существа, которые сами называли себя капризами. Они очень быстро распростра6нились по всей нашей стране. Как липучка приклеивались ко всем детям, учили их дерзости и непослушанию. Они то и украли все положительные эмоции и стали все дети испытывать только гнев, злость, обиду, ненависть, грусть. С тех пор они разучились узнавать, где добро, а где и зло, как надо радоваться, как удивляться.
Ребята, поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. Пожалуйста, помогите нам победить злого волшебника и преодолеть обиду, грусть, капризы, зависть и вернуть нашим жителям положительные эмоции: радость, счастье, восхищение, удивление. Для этого вам нужно будет выполнить несколько заданий.
— Не грусти, Незнайка! Наши ребята очень добрые и отзывчивые, они обязательно помогут жителям твоей страны. Правда, ребята?
— И все вместе мы обязательно справимся со всеми заданиями злого колдуна. А поможет нам в этом наша дружба! Ведь только дружные и сплоченные ребята смогут преодолеть все трудности.
Незнайка достает огромный конверт с заданиями от колдуна. Воспитатель открывает конверт и зачитывает задания.
Задание 1. Угадай сказку и определи настроение сказочных героев.
На экране появляются фрагменты из сказок с изображением сказочных персонажей, выражающих различные эмоции.
После того как дети выполнят задание, колдун предлагает детям поиграть в игру «Море волнуется…»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!
Задание 2. Музыкальные этюды.
— Ребята, сейчас прозвучат отрывки из музыкальных произведений, колдун просит угадать какое настроение у музыки.
Звучат отрывки из музыкальных произведений, дети угадывают.
— Пришло время для следующего задания.
Задание 3. «Объясните, что могло вызвать эти эмоции?»
На экране появляются картинки детей с разным настроением, дети должны придумать объяснения их эмоциям.
Задание 4. Спортивная эстафета. «Полоса препятствий» (проводит инструктор по физкультуре)
— Молодцы, ребята, я вами горжусь! Справились почти со всеми заданиями злого колдуна. Осталось самое последнее «Скажи наоборот».
Задание 5. Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые — Мы трудолюбивые.
Вы злые — Мы добрые.
Вы рассеянные — Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые — Мы вежливые.
Вы злые — Мы добрые.
На экране появляется изображение сказочной страны со смеющимися человечками.
— Друзья мои, спасибо вам большое! Вы помогли рассеять чары злого колдуна и вернуть нашим жителям улыбки и радость.
— Погоди, Незнайка, я думаю, что мы не можем радоваться, до тех пор, пока злой колдун бродит по свету. Вдруг он захочет напакостить еще кому-нибудь.
— И правда, я не подумал об этом. Что же нам делать? А-а-а придумал! Надо сделать так, чтобы злой колдун немножечко подобрел.
— Хорошая идея! А как это сделать? Ребята, что мы можем сделать для злого колдуна, чтобы он больше ни на кого не злился и хотя бы чуточку стал добрее?
— Мы можем сделать для него подарок! А что же нам подарить волшебнику?. Может быть Наталья Анатольевна нам поможет?
После обсуждения приходят к выводу, что можно подарить колдуну сладкий торт, потому что от сладкого добреют.
Дети изготавливают подарок в разных техниках по своему выбору.
После того как дети закончили самостоятельную деятельность, Незнайка благодарит детей и прощается с ними.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Хотим настоящими стать Мастерами» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.
Конспект НОД по речевому развитию «На помощь к Федоре Егоровне» в старшей группе Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой,.
Конспект ОД по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ «У нас в гостях мастер своего дела — портниха» Казенное государственное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Восточного.
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) — Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.
НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.
Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников «В поисках Кольца Доброты» Цель: эмоциональное развитие старших дошкольников. Задачи: — учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе; — создать обстановку.
Источник